Методические рекомендации к региональному краеведческому курсу «С азбукой по родному краю» 1 класс
методическая разработка (1 класс) на тему

Славинская Мария Александровна

Сегодня главной воспитательной задачей для учителей начальной школы, на наш взгляд, должна стать задача воспитания патриота. Только тот человек, который любит свою страну, будет думать о ее процветании, о людях, живущих на территории России.  «Общеизвестно, что любой патриотизм начинается с малого – с любви к тому месту, где живешь». (Л.Леонов) 

В связи с этим сегодня с особой остротой актуализируется значимость этнокультурного краеведческого образования, обеспечивающего духовно-нравственное становление личности.

Региональный компонент предусматривает построение программы на местном материале с целью воспитания уважения к своему дому, родной земле; приобщение ребенка к национальному культурному наследию: культурным традициям, народным художественным промыслам, образцам местного фольклора, произведениям местных писателей, поэтов, природе родного края.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenie._r.p._s_azbukoy_po_rodnomu_krayu._1_klass.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

к региональному краеведческому  курсу

«С азбукой по родному краю»

Современное начальное образование – обязательное звено в системе непрерывного общего государственного образования, развивающееся в соответствии с изменениями, происходящими в обществе. Любые глобальные проблемы, с которыми сталкивается общество, неизбежно сказываются и на состоянии образования, поскольку эти изменения отражаются на материальной и духовной жизни народа, общества.

Одними из главных задач школы как социального института в современных условиях являются:

           - формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;

           - воспитание гражданственности, уважения к нравам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом.

Следовательно, сегодня главной воспитательной задачей для учителей начальной школы, на наш взгляд, должна стать задача воспитания патриота. Только тот человек, который любит свою страну, будет думать о ее процветании, о людях, живущих на территории России.  «Общеизвестно, что любой патриотизм начинается с малого – с любви к тому месту, где живешь». (Л.Леонов)  

В связи с этим сегодня с особой остротой актуализируется значимость этнокультурного краеведческого образования, обеспечивающего духовно-нравственное становление личности.

Региональный компонент предусматривает построение программы на местном материале с целью воспитания уважения к своему дому, родной земле; приобщение ребенка к национальному культурному наследию: культурным традициям, народным художественным промыслам, образцам местного фольклора, произведениям местных писателей, поэтов, природе родного края.  

Ребенок, начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живет. Дом – детский сад – двор – школа – границы мира постепенно расширяются, и ребенок начинает задавать все больше вопросов. Для того чтобы дать ответы на некоторые вопросы, было написано учебное пособие «С азбукой по родному краю».

Разрабатывая данный учебный курс с основами краеведения мы исходили из того, что отстоять и приумножить ценность российской культуры, сохранить свою самобытность, приобрести развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Только став патриотом своей малой родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить ее огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.

В связи с этим становится очевидным, что мало понимать важность решения задач патриотического воспитания, необходимо вооружить школу средствами и  способами, позволяющими эти цели реализовать. Решение этой задачи представляется возможным на уровне обновления содержания начального образования в рамках национально-регионального компонента. Начинать решение этой задачи нужно с первых дней обучения ребенка в школе.

Цель краеведческого курса «С азбукой по родному краю» -  расширение и углубление знаний учащихся по истории, культуре, литературе и природе  родного края. Только так, на наш взгляд, можно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство национальной гордости и любви к своей малой родине.

Главная идея курса – всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов.

Практическая реализация данного курса находит выражение:

1) в логике построения содержания курса: учебное пособие содержит занимательные задания, актуализирующие ввод краеведческого материала, расположенные в алфавитном порядке;

2) в методическом подходе к совершенствованию краеведческой работы: используя это пособие можно совершенствовать метапредметные умения и навыки, так и решать задачи воспитания;

3) в системе учебных заданий, которые подчинены  логике построения курса.

Не дублируя материал уроков окружающего мира и литературного чтения, опираясь на знания детей в этих областях, мы старались дополнить и углубить их представления о действительности, с которой они непосредственно соприкасаются, сосредоточить внимание детей на взаимосвязи природы и человека, истории и культуры, на понимании единства материального и духовного мира. Дети должны ощущать себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы ныне владеем. Поэтому необходимо приобщать детей к пониманию истории своего края, к осознанию его природного своеобразия и  особенностей его культурного наследия.

Курс «С азбукой по родному краю» - носит интегративный, надпредметный характер. Это позволяет вводить краеведческий материал в единстве и взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности. На наш взгляд, краеведческий компонент должен пронизывать весь учебно-воспитательный процесс. При этом  не исключается возможность ведения отдельного курса.

Реализация краеведческого курса может осуществляться через:

 - интеграцию краеведческого материала в предметы федерального компонента или через план внеурочной деятельности.

Интеграция краеведческого материала в предметы федерального компонента в первом классе возможна на уроках обучения грамоте, литературного чтения, уроках   окружающего мира, изобразительного искусства.

На уроках обучения грамоте можно знакомить учащихся с произведениями брянских писателей и поэтов. На уроках  окружающего мира детей можно знакомить с историей родного края, его природным своеобразием. (Материал вводится по мере прохождения федеральной программы и в соответствии с темами).

Реализация курса через внеурочную деятельность позволит учащимся расширить свой кругозор, глубже изучить природу и историю родного края.

Примерная тематика внеурочных  занятий:

  1. Азбука – к мудрости ступенька. – 4 часа.
  2. Учимся разгадывать ребусы и загадки. – 2 часа.
  3. Сказки Брянского леса. – 2 часа.
  4. Животный мир Брянской области. – 2 часа.
  5. Природа родного края. –2 часа.
  6. Поэтическая Брянщина. –2 часа.
  7. Происхождение названий городов,  сел и рек Брянской области.—3 часа
  8. Из истории Брянского края. –4 часа.
  9. Герб Брянской области. – 1 час.
  10. Легенды Брянского края. – 2 часа.
  11. Памятники природы.—2 часа.
  12. К истокам слова. – 1 час.
  13. Суровые годы войны. – 2 часа.
  14. Учимся работать с картой Брянской области. –2 часа.
  15. Занимательное азбуковедение. – 2 часа.
  16. Конкурс грамотеев. – 1 час.

При проведении внеурочных занятий, возможно проведение коллективных творческих дел на краеведческую тематику («Мы живем на Брянщине», «История моего города , села», «Памятники природы», «Юный краевед» и др.)

Обучение и воспитание младших школьников на краеведческом материале позволит педагогам приобщить учащихся к пониманию истории своего края, к осознанию неповторимости и красоты природы своей малой родины.

Тематический план курса внеурочной деятельности
        «С азбукой по родному краю» (1 класс)        

Тема занятий

Часы

Введение. «»3емля Пересвета

1

Гласные буквы А, а, обозначающие гласный звук [а]. Аист - символ счастья и удачи.

1

Согласные буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б']. Родной наш Брянск

1

Согласные буквы В, в, обозначающие согласные звуки [в], [в']. «Сказки брянского леса» В. Соколова. «Лесная сказка»

1

Согласные буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г']. Герб Брянской области.

1

Согласные буквы Д, д, обозначающие согласные звуки [д], [д']. Река Десна.

1

Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й э]. Реки Брянской области.

1

Гласные буквы Е, ё, обозначающие два звука [й о]. Памятники природы.

1

Согласные буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук [ж]. Жуковский район. Село Вщиж.

1

Согласные буквы 3, з, обозначающие согласные звуки [з], [з'] Город Злынка..

1

Гласные буквы И, и, обозначающие гласный звук [и]. Ипуть-река.

1

Согласные буквы И, й, обозначающие согласный звук [и']. И. Швец «Наша Брянская область».

1

Согласные буквы К, к, обозначающие согласные звуки [к], [к']. Клинцы,, Красный Рог, Карачев.

1

Согласные буквы Л, л, обозначающие согласные звуки [л], [л']. Легенды брянского леса.

1

Согласные буквы М, м, обозначающие согласные звуки [м], [м']. Путешествие по населённым пунктам. Мглин.

1

Согласные буквы Н, н, обозначающие согласные звуки [н], [н']. Новозыбков, Навля.

1

Гласные буквы О, о, обозначающие гласный звук [о]. На родине Ф. И. Тютчева, в Овстуге.

1

Согласные буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п], [п']. Брянский боярин, герой Куликовской битвы − Александр Пересвет.

1

Согласные буквы Р, р, обозначающие согласные звуки [р], [р']. Ревна. Рогнедино.

1

Согласные буквы С, с, обозначающие согласные звуки [с], [с']. Брянский Сусанин.

1

Согласные буквы Т, т, обозначающие согласные звуки [т], [т']. Парк культуры и отдыха А. К. Толстого.

1

Гласные буквы У, у, обозначающие гласный звук [у]. Путешествие по населённым пунктам. Унеча.

1

Согласные буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки [ф], [ф']. Город революционера И. И. Фокина.

1

Согласные буквы X, х, обозначающие согласные звуки [х], [х']. Слово о Дятьковском хрустале.

1

Согласные буквы Ц, ц, обозначающие согласный звук [ц]. Птицы Брянского края.

1

Согласные буквы Ч, ч, обозначающие согласный звук [ч']. Грибы Брянского края.

1

Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]. Село 16в. Шеломы.

1

Согласные буквы Щ, щ, обозначающие согласный звук [щ']. Сещенское подполье.

1

Буква Ь. «Брянские леса» по К. Паустовскому.

1

Гласная буква Ы, обозначающая гласный звук [ы]. Реки и поселения Брянского края.

1

Буква Ъ. Из книги «Сказки Брянского леса» В. Соколова.

1

Гласные буквы Э, э, обозначающие гласный звук [э]. И. Швец «Нашим городом можно гордиться».

1

Гласные буквы Ю, ю, обозначающие звуки [йу]. На стоянку первобытного человека в Юдиново.

1

Гласные буквы Я, я, обозначающие звуки [й а]. Яловка. Брянск - наш край родной.

1

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Внеурочная деятельность. Культура России и родного края по теме:"Национальные костюмы и традиции культуры быта народов России."

В разработке помещён материал о национальных костюмах и традициях культуры быта народов среднего Поволжья....

Рабочая программа краеведческого курса "С азбукой по родному краю"

   Программа составлена на основе методических рекомендаций БИПКРО в соответствии с требованиями ФГОС....

Методические рекомендации к региональному краеведческому курсу «С азбукой по родному краю»

Современное начальное образование – обязательное звено в системе непрерывного общего государственного образования, развивающееся в соответствии с изменениями, происходящими в обществе. Любые глобальны...

"С Азбукой по родному краю" . Занятие по внеурочной деятельности на тему: "Реки Брянской области" 1 класс

У обучающихся сформируется представление  об особенностях рек Брянской области;   познакомятся с разнообразием животных и растений рек родного края....

Внеурочная деятельность. Курс Брянский край. Азбука Родного края. 1 класс.

Рабочая программа по предмету внеурочной деятельности «С азбукой по родному краю» составлена в соответствии с  учебным планом, на основе учебного пособия «С Азбукой по родному к...

Проект внеурочного мероприятия с использованием региональной программы «Увлекательное путешествие по Архангельской области».Тема: "Путешествуем по родному краю".

Проект внеурочного мероприятия с использованием региональной программы "Увлекательное путешествие по Архангельской области" Тема: "Путешествие по родному краю"...