методическая разработка к предмету "Окружающий мир" по теме " Тундра". УМК "Школа России"
методическая разработка по окружающему миру по теме

 

 представление о  природной зоне тундры;ознакомление с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tundra.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В Тундре.

Цель: 1. Сформировать у учащихся представление о  природной зоне тундры;

            2. ознакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека;

            3. развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с помощью карты, глобуса.

Оборудование:  глобус, карта природных зон, гербарии материал, видеофильм «Тундра», картины и слайды с изображением изучаемых объектов, раздаточный материал.

                               

Ход урока.

1.Организационный момент, сообщение темы и цели урока.

Чтение стихотворения хором:

Добрый день, дорогие друзья!

Новой встрече очень рада я!

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

2. Работа с дневниками наблюдений (в дневниках учащихся).

Минутка календаря.

Посмотрите все в окно. Какое время года? Какие зимние месяцы вы знаете?

Вспомните пословицы о зимних месяцах.

Декабрь - год кончает, зиму начинает.

Январь - году начало, зиме середина.

Февраль - Вьюги да  метели под февраль налетели.

Какой сейчас месяц?

Какая сегодня погода?  (солнечная, ветреная, Небо ясное, есть осадки)

А что произошло в жизни людей, животных, птиц, растений с приходом зимы?

Чтение стихотворения Сурикова «Белый снег пушистый в воздухе кружится»

У нас зима такая же суровая как в стихотворении Сурикова?

А вы помните, у нас уже были такие холодные дни, и вы катались на санках?

А какое время года придёт на смену зиме?

В результате чего происходит смена времён года?

Отгадайте загадку.

Кто в году четыре раза переодевается?

3. Проверка  знаний.  Фронтальный опрос.

Что вы знаете о форме Земли?

А велика ли наша Земля?

Какие размеры Земли вы знаете?

Какой прибор показывает форму и поверхность Земли?  

Какие материки вы знаете?  (Покажите на карте и глобусе)

А что такое материк?  

На каком материке живём мы?

Расскажите о вращении Земли.

Какие две точки остаются на месте?

Где наиболее высокое положение солнца?

Что такое экватор?  (Покажите на глобусе и карте).

Разгадайте кроссворд.  (Работа по карточкам)

Какие океаны вы знаете? Покажите на карте и на глобусе.

Что такое океан?

Какой самый большой океан?

Самый маленький?  

Каким океаном наша страна омывается с севера?

Чем скован Северный Ледовитый океан?

Какие природные условия расскажет нам синоптик.

Кто такой синоптик?

Зимой солнце появляется на горизонте?

Сколько длится зима?

Что приходит на смену полярной ночи?

А фауне расскажет нам зоолог. Кто такой зоолог?

Какие животные обитают? Какие особенности животным помогают перенести холода?  

Какие птицы слетаются в летнее время?  

Чем они питаются?

Чем они питаются?

Решите задачу.

Масса бурого медведя 350 кг, он легче, чем белый медведь на 150 кг. Чему равна масса белого медведя?

4. Индивидуальный опрос. (1-2 учащихся пересказывают текст).

5. Физминутка.   («Музыкально-танцевальная пауза»)

6. Работа над новым материалом.

Словарная работа

Тундра – слово финского происхождения, буквально обозначает «безлесная плоская вершина».

Беседа учителя.

          Вдоль берегов Северного Ледовитого океана на 1000 км в длину и 100-ий км ширину тянется безлесная полоса тундры. Уже в сентябре начинается зима, падает снег, крепчают морозы. Озёра покрываются льдом. Дуют сильные ветры. Солнце низко стоит на горизонте. Его лучи плохо согревают землю. К середине зимы солнце совсем не показывается на горизонте. Наступает длинная, полярная ночь. Неделями бушуют вьюги. Сильные морозы сковывают природу. Температура достигает -40, -60 градусов ниже нуля. Зима в тундре короче, чем на Крайнем Севере. Полярная ночь длится 1-3 месяца. И потом поверхность получается больше тепла, чем на Крайнем Севере. Наконец выплывает тусклое солнце, лучи которого даже к июню не способны растопить снег. Оживает тундра летом - зеленеет, оглашается птичьими голосами. Прилетают гуси, утки, лебеди. Начинается короткое прохладное лето. Круглые сутки солнце светит и не заходит за линию горизонта. Стоит полярный день. За это время оттаивает верхний слой земли, а глубже остаётся многолетняя мерзлота. Природные условия суровы: короткое прохладное лето, многолетняя мерзлота, длинная, морозная зима, глубокие снега, сильные метели. Всё это оказывает влияние на растительный и животный мир тундры.

           Растения низкорослые. Они растут группами и стелятся по земле. Это защищает их от вымерзания зимой, сильных ветров, помогает летом получить больше тепла для роста. Корни находятся в верхнем слое почвы. К таким растениям относится маленькая карликовая полярная ива, морошка, голубика, брусника. Заболоченные места заняты мхами, пушицей, более сухие – лишайниками, среди которых самым распространённым и очень является ягель – основной корм для оленей.

           Животный мир в тундре, очень своеобразный и отличается некоторыми особенностями от животных Крайнего Севера. Густая шерсть, пушистое оперение птиц спасают их от сильных морозов. Светлая окраска делает их незаметными на снегу. Все животные малотребовательны к пище.

         Летом множество насекомых: комаров, мышек, слепней. Они тучами носятся в воздухе. Лезут в рот, нос, глаза. Это настоящее бедствие для людей и крупных животных. Невозможно работать без накомарников – специальные сетки, одеваемые на лицо.          За короткое лето птицы спешат вырастить своих птенцов. На зиму остаются белые совы и белые медведи. В тундре много леммингов за ними охотятся песцы и полярные совы. Крупное животное Северный олень неприхотливое животное, круглый год пасётся в тундре. Широкие копыта позволяют бегать по снегу, болотам  не проваливаясь. Ими разгребает снег и достаёт корм. На зиму у него отрастает подшёрсток, который оберегает от морозов. К зиме олени перекочёвывают  в более южные районы, где пастбища богаты травой. За ними следуют волки, а за волками песцы и совы. Волки охотятся на оленей, а песцы подбирают остатки их добычи. Для песцов и сов важно, что олени разгребают снег, обнажают растения и норки леммингов. Летят и куропатки. Летом олени откочёвывают на север, где меньше насекомых. За ними следуют и другие животные.

       Огромные пространства покрыты лишайниками, травами и низкорослыми кустарниками, служат хорошими пастбищами для оленей.

         Главное занятие населения - оленеводство. Пастухи оленеводы остаются на месте до тех пор, пока есть корм, а потом перегоняют на другое место.

Люди ездят на оленях, используют в пищу жирное мясо, из шкур изготовляют одежду и обувь. Так же занимаются охотой на пушного зверя и морских зверей. Люди добывают полезные ископаемые: каменный уголь, руду, выплавляют металл. Построены порты. Заходят корабли, привозят продукты питания, одежду и обувь, машины и оборудования.

         Строятся посёлки, города. Самый большой и красивый город Норильск, он построен на многолетнее мерзлоте и с каждым годом растёт и хорошеет. В тундре живут издавна ненцы, чукчи и другие народы. Также выращивают культурные растения. Вывели скороспелые сорта овощей. Богата и разнообразна природа тундры и эту природу нужно  охранять, беречь и любить.

7. Чтение хором.

«Охранять природу – значит охранять Родину».

Чьи эти слова?  Как вы понимаете их значения?

8. Занимательный материал.

Заслушивание сообщений учащихся   о «Тундре».

9. Просмотр видеосюжетов «Тундра».

10. Работа по учебнику.

11. Закрепление материала.  

Работа по группам.

материалы для ботаников

материалы для зоологов

материалы для экологов

гербарный материал, атлас, учебник, карточки с изображением растений

атлас, учебник, карточки с изображением зверей и птиц

атлас, учебник

Карточка - помощник

Карточка - помощник

Карточка - помощник

Составление  пирамиды.

12. Подведение итогов урока.

13. Выставление оценок.

14. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока математики по теме:"Сложение и вычитание чисел в пределах 20" (УМК "Школа России, 1 класс))

Урок составлен на основе требований ФГОС начального общего образования второго поколения в образовательном процессе начальной школы...

Методическая разработка урока математики на тему "Таблица умножения и деления с числом 7", 3 класс УМК "Школа России"

Тип урока: открытие новых знаний. Цели: составить таблицы умножения и деления с числом 7 и работать над её запоминанием; закреплять умение решать задачи изученных видов; развивать умение работать само...

Практико-значимая работа "Методическая разработка урока математики по теме "Решение текстовых задач" (УМК "Школа России" 2 класс)".

В данной работе представлена теория и практика внедрения методики формирования УУД у младших школьников при решении текстовых задач. Этот материал будет интересен учителям начальных классов, работающи...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ , 3 класс, Школа России НА ТЕМУ : Б.С.ЖИТКОВ « ПРО ОБЕЗЬЯНКУ».

Литературное чтение, 3 классТема урока: Б.Житков " Про обезьянку"( 2 урок)Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Б.Житкова, учить выстраивать последовательность событий, использу...

Методическая разработка внеклассного занятия на тему "Наша Родина - Россия"

Данная методическая разработка позволит учителю ознакомить учащихся с этимологией слова "Родина", Конституцией - основным законом Российской Федерации, показать флаг, герб, прослушать гимн, ...

методическая разработка урока окружающего мира "Зона тундры" 4 класс

методическая разработка урока окружающего мира 4 класс...