МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ , 3 класс, Школа России НА ТЕМУ : Б.С.ЖИТКОВ « ПРО ОБЕЗЬЯНКУ».
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Литературное чтение, 3 класс
Тема урока: Б.Житков " Про обезьянку"( 2 урок)
Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Б.Житкова, учить выстраивать последовательность событий, используя сюжетно-композиционный треугольник; развивать связную речь; прививать любовь к животным, природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_literaturnogo_chteniya.docx | 24.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ , 3 класс, Школа России НА ТЕМУ : Б.С.ЖИТКОВ « ПРО ОБЕЗЬЯНКУ».
Ход урока
- Орг.момент
- Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Повернитесь и поздоровайтесь .
- Самоопределение к деятельности.
– Мне хотелось бы начать урок со слов известного французского писателя Антуана де Сент Экзюпери: « Мы в ответе за тех, кого приручили».
- Из какого произведения эти слова?( Из сказки « Маленький принц»)
- Можно ли связать содержание рассказа Б.Житкова «Про обезьянку» со словами С.Экзюпери?
- В конце уроке мы постараемся ответить на этот проблемный вопрос.
3. Речевая разминка.
- Итак, приступим к работе.
- Чтобы разговаривать, надо выговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
- Поэтому, мы сейчас проведём нашу речевую разминку и посмотрим, к кому сегодня пойдут наши друзья Яшка и Пашка.
- Итак, ЛОТО СКОРОГОВОРОК.
- У каждого на парте есть полоска со скороговоркой. Я даю вам полминутки, чтобы вы её отработали . Начинаем.
- Закончили. Какое сегодня число? … У кого номер…Читай. Называй число. У кого это число?
4.Работа над темой урока
- Ребята, сейчас послушайте внимательно стихотворение .Вашей задачей будет потом мне ответить, кто будет героем нашего урока.
Приплыл по океану
Из Африки матрос,
Малютку-обезьяну
В подарок нам привез.
Сидит она, тоскуя,
Весь вечер напролет
И песенку такую
По-своему поет:
"На дальнем жарком юге,
На пальмах и кустах,
Визжат мои подруги,
Качаясь на хвостах.
Чудесные бананы
На родине моей.
Живут там обезьяны
И нет совсем людей".
(С. Маршак)
- О ком это стихотворение?( об обезьянке)
- Какова его главная мысль?
- Теперь скажите, кто он – герой нашего урока? (Яшка). Он кто? (Обезьянка)
- Из какого он произведения? (« Про обезьянку»)
- Кто является автором этого произведения? ( Б.С. Житков)
- На прошлом уроке мы познакомились с биографией этого писателя.
- Что вы запомнили о нём?
- Попробуйте определить жанр нашего произведения. ( Это рассказ).
- Докажите. Вспомните, что мы называем рассказом? (Рассказ – это небольшое по объему литературное произведение, которое рассказывает о некотором событии, произошедшем с героем, написано в прозе. Рассказ имеет сюжет, т.е. повествует о конкретных событиях, происходящих в жизни героя.)
- О каких же событиях говорится в рассказе ?Дома вы должны были разделить текст на смысловые части.
- Молодцы, вы все правильно говорите, но все по разному. У всех разные смысловые части получились.
- Сможем ли мы, имея разные смысловые части, работать дальше? (Нет).
- Тогда какую цель поставим перед собой? ( Создать общий план, общие смысловые части).
- Для того, чтобы достичь этой цели я могу предложить вам эталон (образец) или мы можем скорректировать ваши варианты развития сюжета. Что будет быстрее? ( Эталон).
- Я тоже разделила текст на смысловые части, посмотрите, всё правильно? Что здесь не так?( Части расположены не по порядку).
- А что нам поможет в правильном порядке поставить все смысловые части? ( Сюжетно-композиционный треугольник). Но прежде , чем его составлять, немного отдохнём.
5.Физминутка. (1-2 мин.) (Приседание, наклоны, повороты, хлопки на вопросы учителя) или муз. физминутка « Весёлые мартышки».
- Сколько кусков сахара клали обезьянке в чай? (3)
- На сколько пуговиц застёгивался жилет Яшки? (4)
- Сколько лап у обезьянки? (4)
- Сколько пальцев на каждой лапе Яшки? (5)
- Итак, какую часть отнесём к вступлению нашего произведения?
- Да, ещё никакого действия не происходит.
- А кто является главными героями р-за? (Главные герои рассказа — двенадцатилетний школьник и обезьянка.)
- Скажите, зная только имя и кличку мы можем сказать об их внешнем виде, об их характере, об их поступках? Значит ,нам надо разобрать внешний вид героев.
- Как выглядел Яшка? Найдите в тексте и прочитайте.
- Какой был у него характер?
- Какие поступки совершал Яшка? Найдите в тексте.
- Как вы думаете, почему он так делал?
- Как бы вы описали мальчика? Какой он?
- С чего же начинается действие в р-зе?
- Да,это начало действия или …завязка. Что было дальше?
- Вот мы и добрались до вершины сюжетного треуг-ка, до кульминации.
- Напомните, что называется кульминацией? ( Это самый напряжённый момент ).Что же мы отнесём к кульминации?
- Что было дальше?
- И конец действия или…развязка, это…
- В чём заключается главная мысль этого р-за? ( Главная мысль рассказа заключается в том, что содержание в домашних условиях некоторых животных сопряжено с трудностями. Это следует четко осознавать, когда берешь в дом такое животное, как обезьяна. Герой рассказа этого не понимал, когда согласился взять Яшку и поэтому хлебнул с обезьянкой лиха.)
- Можно ли передавать животное из рук в руки?
- Так как же вы понимаете слова: « Мы в ответе за тех, кого приручили»? Можно ли связать эти слова с рассказом ? Почему?
6. Рефлексия
- Сейчас я попрошу вас составить синквейн: 1-ый ряд сочиняет синквейн про мальчика, хозяина Яшки. 2 ряд про Яшку, 3 ряд – про животных.
- Ребята, у вас у многих тоже есть домашние питомцы, за которых вы в ответе. Давайте посмотрим ( показ видеоролика).
7.Итог урока
- Давайте сделаем вывод. Можно ли дома держать диких животных? (нет)
-Почему нельзя держать в доме диких животных?
Вывод: обезьянки должны жить у себя на родине – в джунглях.
- Забирая домой животное, вы
заменяете ему родителей! "Мы в
ответе за тех, кого приручили", не
забывайте это!
Прежде чем взять животное в дом,
задумайтесь о его дальнейшей судьбе.
Вы берете на себя огромную
ответственность.
И никакие обстоятельства, никакие,
даже самые веские на ваш взгляд
причины не могут оправдать
предательства и жестокости к тем, кого
вы приручили.
Образец плана:
План произведения:
1. Обезьянка
2. Знакомство с семьей
3. Первый день
4. Ссора с папой
5. Примирение
6. Поведение с гостьей
7. Яшка на прогулке
8. Драка
9. Семья без Яшки
Или
План:
1. Знакомство с обезьянкой.
2. Жизнь Яшки в семье мальчика.
3. Приключения с дамой.
4. Бой с Каштаном.
5. Гонка за котом.
6. Яшка – царь во дворе.
7. Расставание.
Образец синквейна:
Яшка.
Непоседливый, балованный.
Играет, шкодничает, дерется.
Принес семье много хлопот.
Обезьянка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока математики 1 класс "Школа России" по теме: "Килограмм"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС.Презентация к уроку позволит наглядно и доступно усвоить тему....
Методическая разработка урока литературного чтения ОС "Школа 2100", 4 класс. Л. Н. Толстой - народный учитель (сказка "Два брата").
В процессе урока проводится рассуждение о праве выбора жизненного пути на примере сказочных персонажей и биографии Л. Н. Толстого. При изучении литературного текста применяется технология продуктивног...
Методическая разработка урока литературного чтения (УМК «Школа России»)
Тема урока: Л. Н. Толстой «Акула» Работа над составлением плана пересказа произведенияЦели урока:1. Познакомить детей с творчеством Л. Н. Толстого и содержанием его произведения « Акула »2. Фор...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Методическая разработка урока математики 1 класс Школа России.
Тема: Связь между суммой и слагаемыми....
Методическая разработка урока литературного чтения 2 класс Тема :Б.Житков "Храбрый утенок "
Представлен конспект урока и презентация....
Методическая разработка урока литературного чтения УМК «Школа России» 4 класс. ТЕМА: М.М. ПРИШВИН «ВЫСКОЧКА» ХАРАКТЕР ГЕРОЯ ЧЕРЕЗ ЕГО ПОСТУПОК
Цель: расширить знания о творчестве М.М. Пришвина; раскрыть смысл рассказа; учить анализировать поступки и характер героев;Планируемые результаты:Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, и...