МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ , 3 класс, Школа России НА ТЕМУ : Б.С.ЖИТКОВ « ПРО ОБЕЗЬЯНКУ».
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Горбонос Юлия Сергеевна

Литературное чтение, 3 класс

Тема урока: Б.Житков " Про обезьянку"( 2 урок)

Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Б.Житкова, учить выстраивать последовательность событий, используя сюжетно-композиционный треугольник; развивать связную речь; прививать любовь к животным, природе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_literaturnogo_chteniya.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ , 3 класс, Школа России НА ТЕМУ : Б.С.ЖИТКОВ « ПРО ОБЕЗЬЯНКУ».

Ход урока

  1. Орг.момент

- Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Повернитесь  и поздоровайтесь .

  1. Самоопределение к деятельности.

– Мне хотелось бы начать урок со слов известного французского писателя Антуана де Сент Экзюпери: « Мы в ответе за тех, кого приручили».

- Из какого произведения эти слова?( Из сказки « Маленький принц»)

- Можно ли связать содержание рассказа Б.Житкова «Про обезьянку» со словами С.Экзюпери?

- В конце уроке мы постараемся ответить на этот проблемный вопрос.

3. Речевая разминка.

- Итак, приступим к работе.

- Чтобы разговаривать, надо выговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

- Поэтому, мы сейчас проведём  нашу речевую разминку и посмотрим, к кому сегодня пойдут наши друзья Яшка и Пашка.

- Итак, ЛОТО СКОРОГОВОРОК.

- У каждого на парте есть полоска со скороговоркой. Я даю вам полминутки, чтобы вы её отработали . Начинаем.

- Закончили. Какое сегодня число? … У кого номер…Читай. Называй число. У кого это число?

4.Работа над темой урока

- Ребята, сейчас послушайте внимательно стихотворение .Вашей задачей будет потом мне ответить, кто будет героем нашего урока.

Приплыл по океану

Из Африки матрос,

Малютку-обезьяну

В подарок нам привез.

Сидит она, тоскуя,

Весь вечер напролет

И песенку такую

По-своему поет:

"На дальнем жарком юге,

На пальмах и кустах,

Визжат мои подруги,

Качаясь на хвостах.

Чудесные бананы

На родине моей.

Живут там обезьяны

И нет совсем людей".

(С. Маршак)

- О ком это стихотворение?( об обезьянке)

-  Какова его главная мысль?

- Теперь скажите, кто он – герой нашего урока? (Яшка). Он кто? (Обезьянка)

- Из какого он произведения? (« Про обезьянку»)

- Кто является автором этого произведения? ( Б.С. Житков)

- На прошлом уроке мы познакомились с биографией этого писателя.

- Что вы запомнили о нём?

- Попробуйте определить жанр нашего произведения. ( Это рассказ).

- Докажите. Вспомните, что мы называем рассказом? (Рассказ – это небольшое по объему литературное произведение, которое рассказывает о некотором событии, произошедшем с героем, написано в прозе. Рассказ имеет сюжет, т.е. повествует о конкретных событиях, происходящих в жизни героя.)

- О каких же событиях говорится в рассказе ?Дома вы должны были разделить текст на смысловые части.

- Молодцы, вы все правильно говорите, но все по  разному. У всех разные смысловые части получились.

- Сможем ли мы, имея разные смысловые части, работать дальше? (Нет).

- Тогда какую цель поставим перед собой? ( Создать общий план, общие смысловые части).

- Для того, чтобы достичь этой цели я могу предложить вам эталон (образец) или мы можем скорректировать ваши варианты развития сюжета. Что будет быстрее? ( Эталон).

- Я тоже разделила текст на смысловые части, посмотрите, всё правильно? Что здесь не так?( Части расположены не по порядку).

- А что нам поможет в правильном порядке поставить все смысловые части? ( Сюжетно-композиционный треугольник). Но прежде , чем  его составлять, немного отдохнём.

5.Физминутка. (1-2 мин.) (Приседание, наклоны, повороты, хлопки на вопросы учителя) или муз. физминутка « Весёлые мартышки».

- Сколько кусков сахара клали обезьянке в чай? (3)

- На сколько пуговиц застёгивался жилет Яшки? (4)

- Сколько лап у обезьянки? (4)

- Сколько пальцев на каждой лапе Яшки? (5)

- Итак, какую часть отнесём к вступлению нашего произведения?

- Да, ещё никакого действия не происходит.

- А кто является главными героями р-за? (Главные герои рассказа — двенадцатилетний школьник и обезьянка.)

- Скажите, зная только  имя и кличку мы можем сказать об их внешнем виде, об их характере, об их поступках? Значит ,нам надо разобрать внешний вид героев.

- Как выглядел Яшка? Найдите в тексте и прочитайте.

- Какой был у него характер?

- Какие поступки совершал Яшка? Найдите в тексте.

- Как вы думаете, почему он так делал?

- Как бы вы описали мальчика? Какой он?

- С чего же начинается действие в р-зе?

- Да,это начало действия или …завязка. Что было дальше?

- Вот мы и добрались до вершины сюжетного треуг-ка, до кульминации.

- Напомните, что называется кульминацией? ( Это самый напряжённый момент ).Что же мы отнесём к кульминации?

- Что было дальше?

- И конец действия или…развязка, это…

- В чём заключается главная мысль этого р-за? ( Главная мысль рассказа заключается в том, что содержание в домашних условиях некоторых животных сопряжено с трудностями. Это следует четко осознавать, когда берешь в дом такое животное, как обезьяна. Герой рассказа этого не понимал, когда согласился взять Яшку и поэтому хлебнул с обезьянкой лиха.)

- Можно ли передавать животное из рук в руки?

- Так как же вы понимаете слова: « Мы в ответе за тех, кого приручили»? Можно ли связать эти слова с рассказом ? Почему?

6. Рефлексия

- Сейчас я попрошу вас составить синквейн: 1-ый ряд сочиняет синквейн про мальчика, хозяина Яшки. 2 ряд про Яшку, 3 ряд – про животных.

- Ребята, у вас у многих тоже есть домашние питомцы, за которых вы в ответе. Давайте посмотрим ( показ видеоролика).

7.Итог урока

- Давайте сделаем вывод.  Можно ли дома держать диких животных? (нет)

-Почему нельзя держать в доме диких животных?

Вывод: обезьянки должны жить у себя на родине – в джунглях.

 - Забирая домой животное, вы

заменяете ему родителей! "Мы в

ответе за тех, кого приручили", не

забывайте это!

Прежде чем взять животное в дом,

задумайтесь о его дальнейшей судьбе.

Вы берете на себя огромную

ответственность.

И никакие обстоятельства, никакие,

даже самые веские на ваш взгляд

причины не могут оправдать

предательства и жестокости к тем, кого

вы приручили.

Образец плана:

План произведения:        

1. Обезьянка

2. Знакомство с семьей

3. Первый день

4. Ссора с папой

5. Примирение

6. Поведение с гостьей

7. Яшка на прогулке

8. Драка

9. Семья без Яшки

Или

План:

1. Знакомство с обезьянкой.

2. Жизнь Яшки в семье мальчика.

3. Приключения с дамой.

4. Бой с Каштаном.

5. Гонка за котом.

6. Яшка – царь во дворе.

7. Расставание.

Образец синквейна:

Яшка.

Непоседливый, балованный.

Играет, шкодничает, дерется.

Принес семье много хлопот.

Обезьянка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока математики 1 класс "Школа России" по теме: "Килограмм"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС.Презентация к уроку позволит наглядно и доступно усвоить тему....

Методическая разработка урока литературного чтения ОС "Школа 2100", 4 класс. Л. Н. Толстой - народный учитель (сказка "Два брата").

В процессе урока проводится рассуждение о праве выбора жизненного пути на примере сказочных персонажей и биографии Л. Н. Толстого. При изучении литературного текста применяется технология продуктивног...

Методическая разработка урока литературного чтения (УМК «Школа России»)

Тема урока: Л. Н. Толстой «Акула»   Работа над составлением плана пересказа произведенияЦели урока:1. Познакомить детей с творчеством Л. Н. Толстого и содержанием его произведения « Акула »2. Фор...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Методическая разработка урока литературного чтения УМК «Школа России» 4 класс. ТЕМА: М.М. ПРИШВИН «ВЫСКОЧКА» ХАРАКТЕР ГЕРОЯ ЧЕРЕЗ ЕГО ПОСТУПОК

Цель: расширить знания о творчестве М.М. Пришвина; раскрыть смысл рассказа; учить анализировать поступки и характер героев;Планируемые результаты:Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, и...