методическая разработка урока окружающего мира "Зона тундры" 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)
методическая разработка урока окружающего мира 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx_zona_tundry.docx | 29.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Зона тундры» по окружающему миру 4 класс
Конспект урока
4 класс
УМК «Школа России»
Тема урока: «Зона тундры»
Учитель: Шевчук Наталия Анатольевна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 326
Невского района города Санкт-Петербурга
Тип урока: изучение нового материала
Задачи урока:
- Формировать представление о природной зоне тундре
- Ознакомить с географическим положением, климатическими условиями, растительным и животным миром тундры, деятельностью человека
- Мотивировать учащихся к бережному отношению к природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Иметь представление о том, что такое природная зона тундры
- Уметь находить на карте зону тундры
- Перечислять климатические условия
- Приводить примеры растений и животных тундры
- Иметь представление о деятельности человека в этой зоне
Метапредметные:
- Определять учебную задачу урока и стремиться её выполнить
- Находить нужную информацию в тексте учебника и использовать её для подготовки собственного рассказа по теме урока
- Устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы
- Работать в паре (группе) по составлению общего плана сообщения
- Оценивать свои достижения на уроке
Личностные:
- Проявлять целостный взгляд на мир
- Проявлять бережное отношение к природе
Оборудование:
интерактивная доска, презентация к уроку;
учебник Плешаков А.А. Окружающий мир: 4 класс,
рабочая тетрадь, 4 класс,
атлас-определитель «От земли до неба»
Ход урока:
1) Мотивация познавательной деятельности
Цель нашего путешествия новая природная зона. Посмотрите на её герб. Что вы можете о ней сказать, глядя на этот герб. (Слайд 1)
2) Актуализация необходимых знаний
-Давайте вспомним план изучения природной зоны. Что мы должны о ней узнать?
Формулировка темы урока учащимися
-Новая природная зона называется тундра.
-Как произошло слово «тундра»?
- Покажите зону тундры на карте.
3) Организация познавательной деятельности:
Географическое положение тундры (Слайд 2)
- Рассмотрите карту и расскажите о географическом положение тундры.
Природная зона занимает 1/5 часть территории России. Тундровые ландшафты распространены
на островах Колгуев и Вайгач, на южном острове Новой Земли, на побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Камчатки
Климат тундры (Слайд 3)
Тундра расположена в субарктическом климатическом поясе. Средняя температура июля +8°.
Средняя температура января -25°. Осадки 250-300 мм/год. Зима долгая и суровая до 8 месяцев в году, лето холодное от +5° до +10°
Почвы тундры (Слайд 4)
Тундровые глеевые Торфянистые Мерзлотные Иллювиально-гумусовые Арктические
Растительный мир тундры (Слайд 5)
- Рассмотрите карту и расскажите о растительный мире тундры
Много лишайников и мхов, в основном покрыто семенные растения, кустарнички, карликовые ивы, берёзы, ягоды. Высота растительности зависит от снежного покрова, который спасает их от сильных морозов и губительных ветров. Лишайник вырастает всего на 1-3 миллиметра в год.
Представители растительного мира тундры (Слайд 6)
- Возьмите карточку и прочитайте название растения, о котором вы найдёте информацию в атлас-определитель «От земли до неба».
- Выступление групп с рассказом о своём растении.
Карликовая берёза
- -Растёт на севере европейской части России, в Западной Сибири и Якутии, на Камчатке.
- Листопадный сильно ветвистый кустарник высотой 20—70 (до 120) см, с приподнимающимися или распростертыми побегами.
- Листья округлые, редко округло-овальные, длиной 5—15 мм, шириной 10—20 мм, у основания округлые.
- Цветки мелкие, невзрачные, однополые. Тычиночные серёжки сидячие, прямостоячие, длиной 5—15 (до 20 мм), диаметром 1,5—2 мм, с жёлтыми пыльниками.
Надберезовик (Слайд 7)
- Надберезовиком гриб назвал писатель-натуралист И. С. Соколов-Микитов, наблюдая его в Заполярье.
- Шляпка гриба сначала выпуклая, потом плоская, до 15 сантиметров в диаметре, 2-3 сантиметра толщиной, сухая, гладкая, коричневая или темно-коричневая.
- Ножка плотная, белая, волокнистыми черными чешуйками, от 8 до 20 сантиметров длины и 2-3 сантиметра толщины.
Морошка (Слайд 8)
- Травянистое или полукустарниковое растение высотой до 30 см, с ползучим корневищем.
- Стебли тонкие, прямостоячие, с 2—3 листьями и одним верхушечным цветком с белыми лепестками.
- Листья округло-почковидные, пятилопастные, по краю неровно-городчатые.
- Появляются цветы в июне-июле, а через 40-45 дней созревают ягоды.
- Плод — сборная костянка диаметром 1,5 см, по форме напоминает плоды малины, но отличается особым запахом и вкусом.
Брусника (Слайд 9)
- Растёт по сухим и сырым хвойным лесам и лиственным лесам, кустарникам, иногда на торфяных болотах.
- Цветки белые с розовым оттенком, правильные, собранные в верхушечные кисти.
- Плоды — красные ягоды — держатся под снегом до весны.
- Ягоды брусники находят широкое применение для засахаривания, приготовления начинки конфет, варенья, маринада, морса.
Животный мир тундры: (Слайд 10)
- Рассмотрите карту и расскажите о растительный мире тундры.
Дикие олени, лисицы, волки, лемминги, зайцы-русаки, зуёк, пуночка, полярная сова, белая куропатка
Представители животного мира тундры: (Слайд 11)
- Возьмите карточку и прочитайте название животного, о котором вы найдёте информацию в атлас-определитель «От земли до неба».
- Выступление групп с рассказом о своём животном.
Песец
- Типичными местами обитания песцу служат открытые тундры с холмистым рельефом.
- Сравнительно небольшое хищное животное, напоминающее лисицу.
- Длина тела 50—75 см, хвоста — 25—30 см, высота в холке — 20—30 см.
- Весенняя линька песцов, как правило, начинается в марте—апреле и длится до 4 месяцев.
- У песца хорошо развиты слух и обоняние; несколько слабее — зрение. Голос представляет тявкающий лай.
Полярная сова (Слайд 12)
- Белая сова — самая крупная птица из отряда совообразных в тундре.
- Голова круглая, радужина глаз ярко-жёлтая.
- Полярная сова — активный хищник. Основу её питания составляют мышевидные грызуны.
- На зиму в поисках пищи откочёвывает до зоны лесотундры и степей; в лесах встречается редко.
- Голос — отрывистый лающие и каркающие крики.
Птичьи базары (Слайд 13)
- Массовые колониальные гнездовья морских птиц.
- Обычно расположены на скалах, круто обрывающихся к морю.
- В России птичьи базары широко представлены в северных приполярных широтах, когда в летний период оживают тундра и лесотундра.
- Известны своими птичьими базарами Таймыр, Кольский полуостров, Земля Франца-Иосифа, Камчатка, Курильские острова, различные мелкие острова.
Занятия коренного населения тундры (Слайд 14)
-Составьте в паре рассказ о занятиях населения тундры с помощью слайда.
- Представление своих выводов парами
Кочевой образ жизни, промысел тюленя, моржа, рыбалка, оленеводство.
Под оленьи пастбища выделено около 90% территории.
Хозяйственная деятельность человека (Слайд 15)
Тундровые ландшафты очень неустойчивы, нарушение растительного покрова и вечной мерзлоты, при использовании гусеничного транспорта, привело к необратимым эрозионным процессам. Поэтому, при планировании хозяйственной деятельности, необходимо тщательно взвесить и рассчитать все её последствия.
4) Рефлексия
Разгадайте ребусы (Слайд 16)
5) Итог урока
Мы много узнали о природной зоне тундры.
- Как произошло слово «тундра»?
- Каков климат в зтой зоне?
- Покажите зону тундры на карте.
- Что даёт тундра своим жителям?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока окружающий мир; 3 класс
Тема урока: Экологическая безопасность.Аннотация к Уроку-Окружающий мирУровень образования школьников: 3 класс общеобразовательной школы.Форма учебной работы: классно-урочная.Оганизация работы: группо...
методическая разработка урока окружающий мир;4 класс
Тема: Мир древности: далёкий и близкий Цель: 1. Познакомить учащихся с древним Египтом, Грецией, Римом, с их достижениями и достопримечательностями. ...
Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс
Тема: Родной край. Река Чир....
Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"
Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"...
Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"
Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"...
Методическая разработка урока. Окружающий мир 1 класс "Когда наступит лето?"
Цели деятельностиучителяОпределять характерные признаки смены времен года, соотношение временных промежутков; воспитывать чувство ответственности и пунктуальности.Тип урокаРешение частных задач.Планир...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА окружающий мир 2 класс
Тема: "Красная книга России. Правила поведения в природе" Цели урока: • рассказать о существовании Красной книги, содержащей...