методическая разработка урока окружающего мира "Зона тундры" 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Шевчук Наталия Анатольевна

методическая разработка урока окружающего мира 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx_zona_tundry.docx29.46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Зона тундры» по окружающему миру 4 класс

Конспект урока

4 класс

УМК «Школа России»

Тема урока: «Зона тундры»

Учитель:  Шевчук Наталия Анатольевна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 326

Невского района города Санкт-Петербурга

Тип урока: изучение нового материала

Задачи урока:

  • Формировать представление о природной зоне тундре
  • Ознакомить с географическим положением, климатическими условиями, растительным  и животным миром тундры, деятельностью человека
  • Мотивировать учащихся к бережному отношению к природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Иметь представление о том, что такое природная зона тундры
  • Уметь находить на карте зону тундры
  • Перечислять климатические условия
  • Приводить примеры растений и животных тундры
  • Иметь представление о деятельности человека в этой зоне

Метапредметные:

  • Определять учебную задачу урока и стремиться её выполнить
  • Находить нужную информацию в тексте учебника и использовать её для подготовки собственного  рассказа по теме урока
  • Устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы
  • Работать в паре (группе) по составлению общего плана сообщения
  • Оценивать свои достижения на уроке

Личностные:

  • Проявлять целостный взгляд на мир
  • Проявлять бережное отношение к природе

Оборудование:  

интерактивная доска, презентация к уроку;

учебник Плешаков А.А. Окружающий мир: 4 класс,  

рабочая тетрадь, 4 класс,

атлас-определитель «От земли до неба»

Ход урока:

1)  Мотивация познавательной деятельности

Цель нашего путешествия новая природная зона. Посмотрите на её герб. Что вы можете о ней сказать, глядя на этот герб. (Слайд 1)  

2)  Актуализация необходимых знаний

-Давайте вспомним план изучения природной зоны. Что мы должны о ней узнать?

Формулировка темы урока учащимися

-Новая природная зона называется тундра.

-Как произошло слово «тундра»?

- Покажите зону тундры на карте.

3)  Организация познавательной деятельности:

Географическое положение тундры  (Слайд 2)  

- Рассмотрите карту и расскажите о географическом положение тундры.

Природная зона занимает 1/5 часть территории России. Тундровые ландшафты распространены

на островах Колгуев и Вайгач, на южном острове Новой Земли, на побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Камчатки

Климат  тундры  (Слайд 3)  

Тундра расположена  в субарктическом климатическом поясе. Средняя температура июля +8°.

Средняя температура января -25°. Осадки 250-300 мм/год. Зима долгая и суровая до 8 месяцев в году, лето холодное от +5° до +10°

Почвы тундры  (Слайд 4)  

Тундровые глеевые Торфянистые Мерзлотные Иллювиально-гумусовые Арктические

Растительный мир тундры  (Слайд 5)  

- Рассмотрите карту и расскажите о растительный мире тундры  

Много лишайников и мхов, в основном покрыто семенные растения, кустарнички, карликовые ивы, берёзы, ягоды. Высота растительности зависит от снежного покрова, который спасает их от сильных морозов и губительных ветров. Лишайник вырастает всего на 1-3 миллиметра в год.

Представители растительного мира тундры  (Слайд 6)  

- Возьмите карточку и прочитайте название растения, о котором вы найдёте информацию в атлас-определитель «От земли до неба».

- Выступление групп с рассказом о своём растении.

Карликовая берёза

  • -Растёт на севере европейской части России, в Западной Сибири и Якутии, на Камчатке.

  • Листопадный сильно ветвистый кустарник высотой 20—70 (до 120) см, с приподнимающимися или распростертыми побегами.
  •  Листья округлые, редко округло-овальные, длиной 5—15 мм, шириной 10—20 мм, у основания округлые.
  • Цветки мелкие, невзрачные, однополые. Тычиночные серёжки сидячие, прямостоячие, длиной 5—15 (до 20 мм), диаметром 1,5—2 мм, с жёлтыми пыльниками.

 Надберезовик             (Слайд 7)  

  • Надберезовиком гриб назвал  писатель-натуралист И. С. Соколов-Микитов, наблюдая его в Заполярье.
  • Шляпка гриба сначала выпуклая, потом плоская, до 15 сантиметров в диаметре, 2-3 сантиметра толщиной, сухая, гладкая, коричневая или темно-коричневая.
  • Ножка плотная, белая, волокнистыми черными чешуйками, от 8 до 20 сантиметров длины и 2-3 сантиметра толщины.

Морошка      (Слайд 8)  

  • Травянистое или полукустарниковое растение высотой до 30 см, с ползучим корневищем.
  • Стебли тонкие, прямостоячие, с 2—3 листьями и одним верхушечным цветком с белыми лепестками.
  • Листья округло-почковидные, пятилопастные, по краю неровно-городчатые.
  • Появляются цветы в июне-июле, а через 40-45 дней созревают ягоды.
  • Плод — сборная костянка диаметром 1,5 см, по форме напоминает плоды малины, но отличается особым запахом и вкусом.

Брусника    (Слайд 9)  

  • Растёт по сухим и сырым хвойным лесам и лиственным лесам, кустарникам, иногда на торфяных болотах.
  • Цветки белые с розовым оттенком, правильные, собранные в верхушечные кисти.
  • Плоды — красные ягоды — держатся под снегом до весны.
  • Ягоды брусники находят широкое применение для засахаривания, приготовления начинки конфет, варенья, маринада, морса.

Животный мир тундры:   (Слайд 10)  

- Рассмотрите карту и расскажите о растительный мире тундры.

Дикие олени, лисицы, волки, лемминги, зайцы-русаки, зуёк,  пуночка, полярная сова, белая куропатка

Представители животного мира тундры:    (Слайд 11)  

- Возьмите карточку и прочитайте название животного, о котором вы найдёте информацию в атлас-определитель «От земли до неба».

- Выступление групп с рассказом о своём животном.

Песец

  • Типичными местами обитания песцу служат открытые тундры с холмистым рельефом.
  • Сравнительно небольшое хищное животное, напоминающее лисицу.
  • Длина тела 50—75 см, хвоста — 25—30 см, высота в холке — 20—30 см.
  • Весенняя линька песцов, как правило, начинается в марте—апреле и длится до 4 месяцев.
  • У песца хорошо развиты слух и обоняние; несколько слабее — зрение. Голос представляет тявкающий лай.

Полярная сова   (Слайд 12)  

  • Белая сова — самая крупная птица из отряда совообразных в тундре.
  • Голова круглая, радужина глаз ярко-жёлтая.
  • Полярная сова — активный хищник. Основу её питания составляют мышевидные грызуны.
  • На зиму в поисках пищи откочёвывает до зоны лесотундры и степей; в лесах встречается редко.
  • Голос — отрывистый лающие и каркающие крики.

Птичьи базары    (Слайд 13)  

  • Массовые колониальные гнездовья морских птиц.
  • Обычно расположены на скалах, круто обрывающихся к морю.
  • В России птичьи базары широко представлены в северных приполярных широтах, когда в летний период оживают тундра и лесотундра.
  • Известны своими птичьими базарами Таймыр, Кольский полуостров, Земля Франца-Иосифа, Камчатка, Курильские острова, различные мелкие острова.

Занятия коренного населения тундры (Слайд 14)  

-Составьте в паре  рассказ о занятиях  населения тундры с помощью слайда.

- Представление своих выводов парами

Кочевой образ жизни, промысел тюленя, моржа, рыбалка, оленеводство.

Под оленьи пастбища выделено около 90% территории.

Хозяйственная деятельность человека  (Слайд 15)  

Тундровые ландшафты очень неустойчивы, нарушение растительного покрова и вечной мерзлоты, при использовании гусеничного транспорта, привело к необратимым эрозионным процессам. Поэтому, при планировании хозяйственной деятельности, необходимо тщательно взвесить и рассчитать все её последствия.

4) Рефлексия

Разгадайте ребусы   (Слайд 16)  

5)  Итог урока

Мы много узнали о природной зоне тундры.

- Как произошло слово «тундра»?

- Каков климат в зтой зоне?

- Покажите зону тундры на карте.

- Что даёт тундра своим жителям?    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока окружающий мир; 3 класс

Тема урока: Экологическая безопасность.Аннотация к Уроку-Окружающий мирУровень образования школьников: 3 класс общеобразовательной школы.Форма учебной работы: классно-урочная.Оганизация работы: группо...

методическая разработка урока окружающий мир;4 класс

Тема: Мир древности: далёкий и близкий Цель: 1. Познакомить учащихся с древним Египтом, Грецией, Римом, с их достижениями и достопримечательностями. ...

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"...

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"...

Методическая разработка урока. Окружающий мир 1 класс "Когда наступит лето?"

Цели деятельностиучителяОпределять характерные признаки смены времен года, соотношение временных промежутков; воспитывать чувство ответственности и пунктуальности.Тип урокаРешение частных задач.Планир...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА окружающий мир 2 класс

Тема: "Красная книга России. Правила поведения в природе"  Цели урока:           • рассказать о существовании Красной книги, содержащей...