Практико-значимая работа "Методическая разработка урока математики по теме "Решение текстовых задач" (УМК "Школа России" 2 класс)".
учебно-методический материал по математике (2 класс) на тему

Филькова Ирина Юрьевна

В данной работе представлена теория и практика внедрения методики формирования УУД у младших школьников при решении текстовых задач. Этот материал будет интересен учителям начальных классов, работающим по УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktiko-znachimaya_rabota.docx31.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 25

с углубленным изучением отдельных предметов

Управление образования администрации городского округа Орехово-Зуево

Практико-значимая работа

«Методическая разработка урока математики по теме

«Решение текстовых задач»

(УМК «Школа России» 2 класс)»

                                                                    Составитель: Филькова Ирина Юрьевна,

учитель начальных классов первой категории.

2017 г.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………………3

2.Основная часть………………………………………………………………..........6  

Методическая разработка урока по теме «Решение текстовых задач»

3.Заключение………………………………………………………………………..15

4.Список литературы……………………………………………………………….17

Введение

        Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”. Среди многообразных педагогических моделей в настоящее время получила распространение личностно-ориентированная модель образования в начальной школе. В основу данной модели входит формирование у учащихся системы универсальных учебных действий (УУД).

         В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования прописано, что «на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».

     УУД — это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.  

     В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного нового социального опыта.

Универсальные учебные действия:
• коммуникативные;
• познавательные;
• регулятивные;
• личностные.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

• Планирование
• Постановка вопросов
• Разрешение конфликтов
• Контроль, коррекция действий

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Регулятивные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

• Целеполагание
• Планирование
• Прогнозирование
• Контроль
• Коррекция
• Оценка
• Саморегуляция

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая его с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Формирование вычислительных навыков, мотивация учения, развитие интереса к математике. Формировать положительное отношение к процессу познания, формирование личностных качеств: аккуратность при выполнении работы, бережливость.

• Самоопределение
• Смыслообразование
• Нравственно-эстетическое оценивание («Что такое хорошо, что такое плохо»)

    Для формирования универсальных учебных действий на уроках математики можно выделить 4 этапа:

 • 1 этап — вводно-мотивационный.

Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. На уроках математики необходимо создать проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы. (Используется технология проблемного обучения.)

• 2 этап — открытие математических знаний.

На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности.

• 3 этап — формализация знаний.

Основное назначение приемов на этом этапе - организация деятельности учащихся, направленная на всестороннее изучение установленного математического факта.

• 4 этап — обобщение и систематизация.

На этом этапе применяют приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами, приводят знания в систему. Формирование всех составляющих учебно-познавательной компетентности происходит в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности, соотносится с этапами ее формирования, т. е. носит деятельностный характер.

   

Методическая разработка урока по теме «Решение текстовых задач»

Цели урока:

Образовательные:

обеспечить закрепление решения задач, устных приёмов сложения и вычитания изученных видов для последующего изучения письменных приёмов;

развивать внимание учащихся;

развивать умение ставить вопросы;

совершенствовать навык работы с книгой, умения читать и писать в быстром темпе, навыки взаимоконтроля и самоконтроля.

Воспитательные:

воспитывать стремление к самообразованию и самосовершенствованию;

воспитывать культуру общения на уроке.

    Задачи  урока:

           совершенствование полученных  вычислительных умений и навыков (решение задач, решение числовых выражений);        

обобщение и систематизация полученных знаний (приемы сложения и вычитания, нахождение периметра).

         Планируемые результаты: второклассники на примере задач на сравнение величин увидят преимущество схемы; повторят способ решения задач на отношение «больше на…»; закрепят вычислительный навык.

         Формируемые УУД

           Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль своей деятельности и деятельности партнеров, при необходимости корректировать собственную деятельность и деятельность одноклассников;

                            прогнозировать результаты собственной деятельности, контролировать и оценивать себя; способствовать  мобилизации волевых усилий.

               Познавательные: владеть математическими терминами: уменьшить, увеличить, прибавить, вычесть, слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, порядок возрастания;

                      строить логическую цепочку рассуждений, доказывать,

владеть различными приемами устного счета.

               Коммуникативные: участвовать в диалоге; уметь слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения;

                       планировать учебное сотрудничество; полно и точно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, не создавая при этом конфликтов.

          Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; стремиться развивать наблюдательность, мышление; проявлять самостоятельность, личную ответственность;

                        развивать навыки сотрудничества.

Оборудование: презентация, карточки для работы в парах, карточки для работы в группах, карточки для подведения рефлексии на уроке, дифференцированное домашнее задание.

Ход урока

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (1 мин.)

         Занятие математикой

Даст нам понять,

Что мы умеем

И что должны знать.

Жила-была семья: муж да жена. У них были дочка Машенька, да сынок Иванушка. Собрались родители на базар. Наказывают дочке следить за братцем, со двора не уходить…

-Кто догадался, какая сказка так начинается?

«Гуси-лебеди»  

- Кто вспомнил, что дальше случилось в сказке?

-Давайте поможем Машеньке отыскать братца.

2. УСТНЫЙ СЧЕТ  (6 мин.)

      - Кто помнит, кого Машенька повстречала?

      - Яблонька и говорит: «Выполни моё задание, тогда скажу, куда гуси-лебеди полетели».

  А) посчитать от 20 до 35, обратный счет от 89 до 79.

            Б)  – Что вы видите? (Математические знаки «+» и «-» арифметических действий)

- Что можно записать с помощью этих знаков? (Сумму, разность)

- Назовите компоненты при сложении, вычитании.

Итог:

-Для чего нам необходимо знать взаимосвязь компонентов?  (Чтобы правильно и быстро находить значение   выражений, находить неизвестные компоненты)

-Яблонька нам предлагает выполнить следующее задание: у вас на  столе карточка №1.

- Вы, вместе с соседом, вставляете в «окошки» числа так, чтобы получились верные равенства.

12  -   *  =6

4   +   * = 12

*   +   8 = 20

*    -   10 = 8

26  -   *  =  0

– Проверим, я записала в ряд только те числа, которые вы вставили. Что интересного вы заметили?

6, 8, 12, 18, 26

          - Расскажите, как расположен ряд? Что вы знаете про эти числа? На какие две группы мы можем их разделить?

Итог: - Как хорошо уметь считать!

- Выполнили мы просьбу яблоньки, сказала она, куда идти. Побежала Машенька дальше.

Видит-стоит печка.

Спросила Машенька: «Куда гуси-лебеди полетели?» А ей печка в ответ: «Выполни все мои задания, и скажу».

3.МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (3 мин.)

         - Вам предлагается  2 текста,  выберете только тот, который будет являться задачей.

-Какое задание вам дано? На что будете опираться при решении данной проблемы? (На составные части задачи.)

-Прочитайте первый текст: Дети съели  9 пирожков. Саша съел 7 пирожков, а Маша 2 пирожка.

         -Прочитайте второй текст:  Саша съел 7 пирожков, а Маша 2 пирожка. Сколько пирожков  съели  дети?

         -Так какой же из этих текстов является задачей?

      -Значит, можно сделать вывод:  Задача состоит из условия и вопроса.

4.ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ. (1 мин.)

          -Для чего же необходимо уметь  решать задачи?

- Где мы встречаемся с задачами? (В учебнике, в жизни)

- Задачи в учебнике взяты из нашей жизни. Поверьте, в жизни придется очень многое складывать и вычитать.

- Кто уже догадался, чем мы займемся сегодня на уроке? Кто поможет мне сформулировать тему урока?

Тема: Решение задач.

5.ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ (2 мин.)

-Мы продолжим работу над задачей.

-Поставим цель сегодняшнего урока:

-Продолжите, сегодня на уроке мы будем:

-Закреплять умения:

РАССУЖДАТЬ …над задачей

          ИЗОБРАЖАТЬ …… задачу на чертеже

СОСТАВЛЯТЬ ……задачу по чертежу.

- Выполнили мы просьбу печки, сказала она, куда идти. Побежала Машенька дальше.

-Видит  река – молочные берега. Спросила Машенька: «Куда гуси-лебеди полетели?» А ей речка в ответ: «Выполни все мои задания, и скажу».

6.ФИЗМИНУТКА (2 мин.)

Как приятно в речке плавать! Берег - слева, берег - справа!

Речка лентой впереди. Сверху - мостик, погляди!

Чтобы плыть ещё скорей, надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками. Кто угонится за нами?

Мы из речки вылезаем и на травке отдыхаем.

- Выполнили мы просьбу речки, сказала она, куда идти. Побежала Машенька дальше.

-Видит, избушка на курьих ножках.

-В избушке сидит Баба Яга, а рядом с ней братик, попросила  Машенька отдать брата, а ей Баба Яга  в ответ: «Выполни все мои задания, тогда и отдам».

7.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА (15 мин.)

Учебник: страница 63 №3

- Прочитайте задачи (1 ученик).

1) В парке посадили  30 липок, а дубков на 10 больше. Сколько дубков посадили?

2) В парке посадили  30 липок, а дубков на 10 больше. Сколько всего липок и дубков посадили?

- О чем задача? (О деревьях)

- Что сказано про липы? ( Их посадили 30)

- Про дубки? (Неизвестно, но на 10 больше, чем лип)

Баба Яга начертила схему, что не хватает для 1 задачи? (Дети показывают на чертеже)

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос?

Прочитайте еще раз вторую задачу, что изменилось? (Вопрос задачи)

-Как дополните схему? (Ребята показывают)

         8.ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (2 мин.)

          9. ЗАКРЕПЛЕНИЕ (5 мин.)

-Объединитесь в группы, у каждой группы свой чертёж и листочек.

-Сначала составляете задачу к своему чертежу и находите ее решение. Затем один из группы расскажет задачу, другой назовет её решение.

           4 ябл.         8 ябл.

        

                                 ?ябл.

                    4 ябл.                          ?ябл.

                

                              12 ябл.

                       

           ?ябл.                           8ябл.

                          12 ябл.

10.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (4 мин.)

-На партах у вас листочки с геометрической фигурой. Как мы её называем? (Четырехугольник, прямоугольник)

-Ваша задача: найти периметр прямоугольника. Что для этого вы сделаете? (Измерим и сложим все стороны)

Поменялись тетрадями, сравнили с доской. Оценили соседа.

Р=2см+6см+2см+6см

Р= 16 см

Ответ: 16 см .

Проверка «ученик-ученик».

Справились мы с заданиями Бабы Яги, отдала она братца Машеньке.

11. ИТОГ УРОКА (1 мин.)

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Как мы ее решали?

-Достигнута ли она нами? Как вы определили? (Дети указывают на решение задач.)

-Какие трудности мы встретили? Как из них выходили?

12.РЕФЛЕКСИЯ ( 2 мин.)

-Сейчас я хочу узнать, какие задания у вас не вызвали затруднений, а над какими нам еще предстоит поработать.

- Возьмите лист с солнышками и к каждому заданию подберите нужный цвет.

         - у меня все получилось

        - у меня были ошибки, но я все понял и успешно исправил

        - у меня не получается, мне нужна помощь

РАССУЖДАЕМ

С.63 №3

ИЗОБРАЖАЕМ

СОСТАВЛЯЕМ

13.ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (1 мин.)

-На дом я вам предлагаю задачи по уровню сложности, каждый из вас выберет ту, с которой он может справиться. Они будут у вас в тетради.

3-ий уровень:

   Коля для первой поделки использовал 7 шишек, а для второй – на 8 шишек больше. Сколько шишек использовал Коля для всех поделок?

  Составь краткую запись. Реши задачу. Составь выражение к задаче.

2-ой уровень:

Коля для первой поделки использовал 7 шишек, а для второй – на 8 шишек больше. Сколько шишек использовал Коля для всех поделок?

  Составь краткую запись. Реши задачу.

1-ый уровень:

  Коля для первой поделки использовал 7 шишек, а для второй – на 8 шишек больше. Сколько шишек использовал Коля для всех поделок?

   С помощью краткой записи реши задачу.

1 поделка – 7 ш.    

2 поделка - ?, на 8 ш. > 

Заключение

    Овладение УУД ведет к освоению содержания, значимого для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения собственного здоровья, использование умений, навыков в повседневной жизни и практической деятельности учеников.

Результаты формирования УУД 

Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика:

• выделять тип задач и способы их решения;
• осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач;
• различать обоснованные и необоснованные суждения;
• обосновывать этапы решения учебной задачи;
• производить анализ и преобразование информации;
• проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.);
• устанавливать причинно-следственные связи;
• владеть общим приемом решения задач;
• создавать и преобразовывать схемы, необходимые для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи, исходя из конкретных условий.

Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребенка, включающие в себя:

• желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);
• знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими;
• умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации.

Критерием сформированности регулятивных действий может стать способность:

• выбирать средства для своего поведения;
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
• планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки;
• начинать и заканчивать свои действия в нужный момент.
Результатом формирования личностных УУД следует считать:
• уровень развития морального сознания;
• присвоение моральных норм, выступающих регулятором морального поведения;
• полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации.


ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Помните - каждый ребенок индивидуален.
2. Организуя, учебную деятельность по предмету учитывайте возможности и способности учеников.
3. Помните, что главным является не предмет, которому ВЫ учите, а личность, которую ВЫ формируете.
4. Помогите ребенку адекватно оценивать ту работу, которую он сделал .
5. Помните, что знает материал не тот, кто пересказывает материал, а кто его применяет на практике .
6. Научите ребенка высказывать свои мысли.
7. Не бойтесь «нестандартных уроков».

Список литературы

1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. — М.: Просвещение, 2011. 

2. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1985.

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя. / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, М.: «Просвещение», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики с интерактивным тестом и презентацией. 2 класс.

Цель урока:подготовить учащихся к контрольной работе.Задачи к уроку :совершенствовать умения решать составные задачи; формировать вычислительные навыки; развивать умения рассуждать и обобщать.Инструкц...

Разработка урока математики по теме "Числовые выражения" во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"

Предлагаю урок математики по "Числовые выражения", проведенный во 2 классе по учебнику Рудницкой....

Методическая разработка урока математики по теме "Оси симметрии фигуры" 1 класс программа "Начальная школа XXI века".

В материале содержатся интересные виды работ с интерактивной доской.  Урок проводится в игровой форме, что так увлекает учеников 1 класса. На уроке используется работа с раздаточным материалом, ч...

Разработка урока математики по теме " Состав числа 5".1 класс. УМК "Школа России".

Педагогическая цель: создать условия для формирования умения соотносить числа с соответствующими цифрами, различать понятия «число» и «цифра» и правильно пользоваться данными терминами; развития внима...

Методическая разработка урока математики по теме "Переместительное свойство сложения" 1 класс УМК Гармония

Предлагаю Вашему вниманию разработку урока математики для 1 класса по теме "Переместительное свойство сложения". Урок открытия нового....

Разработка урока математики на тему:"Единица длины - дециметр" 1 класс

Разработка урока математики подходит для 1 класса. УМК "Школа России"...

Методическая разработка урока математики "ДОЛИ. ОБРАЗОВАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ДОЛЕЙ."_3 класс

Методическая разработка урока математики "ДОЛИ. ОБРАЗОВАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ДОЛЕЙ."_3 класс...