Рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
Данная рабочая программа для второго класса разработана на основе авторской программы для 1 -4 классов начальной школы по курсу "Окружающий мир" ( авторы: В.И.Сивоглазов, Е.И.Саплина, А.И.Саплин).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._programma_po_okr._miru.docx | 316.78 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ Новохоперской гимназии № 1
__________________Улановская Е. Б.
«31» августа 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя Лимаковой Натальи Анатольевны, I КК
по окружающему миру
2 «А» класс
Количество часов в неделю: 2
Количество часов за год: 70
УМК:
1.Саплина Е.В., Саплин А.И., Сивоглазов В.И. Окружающий мир, 2 класс. Москва «Дрофа», 2006г.
2. Саплина Е.В., Саплин А.И., Сивоглазов В.И. Окружающий мир, 2 класс. Рабочая тетрадь. Москва «Дрофа», 2006г.
Учебники УМК внесены в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательный учреждениях на 2011-2012 учебный год.
Новохоперск, 2011
Пояснительная записка
В начале нового тысячелетия с особой остротой встали проблемы образования. Именно образование принципиально «работает» на будущее, предопределяя личностные качества каждого человека, его знания, умения, навыки, мировоззренческие и поведенческие приоритеты, а следовательно, духовный, нравственный, экономический потенциал общества. Главное – это всестороннее развитие ребенка.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы для 1 – 4 классов начальной школы по курсу «Окружающий мир» (авторы: Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)и соответствует стандартам начального общего образования 2004г.
Новый интегрированный курс «Окружающий мир» должен связать между собой различные области знаний: о природе, человеке и обществе, прослеживая внутренние взаимосвязи в историческом контексте. Интеграция различных областей науки подразумевает, что содержание обучения рассматривается как средство развития личности ребенка.
Цель курса: дать начальное представление о целостной научной картине мира, показать неразрывную связь жизнедеятельности человека с окружающим миром. Познакомить с культурно-историческими событиями своей страны, научить ориентироваться в исторической информации, что способствует формированию патриотизма и гражданской позиции.
Задачи курса:
- познакомить ребенка с окружающим миром;
- развивать умение эмоционально воспринимать окружающий мир;
- формировать навыки культурного поведения;
- воспитывать гуманное отношение ко всему живому;
- воспитывать экологическую культуру.
С приходом в школу ребёнку открывается новый мир. Ученик начинает получать систематические знания, знакомится с новым коллективом, учится общению. У него продолжает развиваться эмоционально – чувственно отношение к окружающему миру. Формирование эмоционального опыта учащихся, их способности переживать и сопереживать требует особых усилий и не обусловливается прямо и непосредственно изучаемым материалом. Между тем известно, что обучение, не вызывающее эмоциональных переживать и сопереживать требует особых усилий и не обусловливается прямо и непосредственно изучаемым материалом. Между тем известно, что обучение, не вызывающее эмоциональных переживаний, не достигнет цели, поэтому предметную основу интегрированного курса «Окружающий мир» на начальном этапе составляют темы, которые дети способны понять на основе личного жизненного опыта и знаний о природе и обществе.
Одной из задач современного образования является получение элементарных сведений
1
о безопасности жизни в самых различных ситуациях – от поведения на улице до оказания первой помощи при различных травмах. Данные темы являются неотъемлемой частью предмета «Окружающий мир».
Современное образование дает младшему школьнику всесторонние знания. В программы вводится большое количество научных терминов, чем подчеркивается важность предмета. Однако мышление ребенка еще не способно воспринимать научные термины, гипотезы или доказательство. За стремлением дать научный инструментарий познания мира главное – не забыть, что ребенку в начальной школе при изучении новых предметов должно быть интересно.
Развитие интереса к предмету, формирование личностно – ориентированного отношения к природе и обществу в современных условиях насыщенного информационного пространства возможно при тщательном отборе содержания материала. Младшему школьнику важно не просто получить готовые знания об окружающем мире, а показать процесс взаимодействия человека с растительным и животным миром, процесс освоения Земли и расселения на ней. При отборе естественнонаучного и исторического материала для начальной школы мы делали упор на то содержание, которое со временем будем развиваться вместе с учеником, сообщая ему что – то новое о нем самом, заставляя его смотреть на мир по-другому и ставя перед ним вопросы и задачи, не решенные во время урока.
Курс призван дать первоначальные сведения о предметах, явлениях и процессах, создающих законченную картину мира, которые подготовят ребенка к восприятию систематических курсов в основной школе.
Основные дидактические принципы построения курса.
Принцип систематичности. Программа выстроена на материале, предусматривающем переход от простого к сложному, знакомя с основными принципами взаимосвязи в системе «природа – общество».
Принцип историзма. Естественнонаучные и исторические факты и события даются в соответствии со временем, местом и условиями их возникновения.
Принцип гуманизма. Идея гуманизма включает в себя систему воззрений, признающих ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех его способностей.
Принцип осмысленного отношения к миру. Сообщаемые знания должна сделать ребенка сознательным участником важнейших процессов.
Структура курса
Учебно – методический комплект для 2 класса состоит из учебника, рабочей тетради и методического пособия для учителя.
2 класс – «Человек и Вселенная». Ученики получают начальные представления о Земле и Космосе. Эти сведения даются на историческом фоне: от мифологических представлений древних людей до современных научных объяснений.
2
Содержание программы
(2 часа в неделю, всего 70 часов)
«Человек и Вселенная»
Общее представление о Вселенной (20 ч)
Вселенная в представлении народов древности. Мифы древних народов о строении Земли и Вселенной. Система мира по Н.Копернику.
Солнечная система, её строение. Планеты земной группы. Луна. Звёзды и созвездия. Солнце – ближайшая звезда. Космические исследования Солнечной системы. Влияние Солнца на живые организмы, на человека. Лунный и солнечные календари. Что такое календарь. От зарубок – к современному календарю. Как люди научились считать время. Сутки, неделя, месяц, год. Механизмы измеряющие время (солнечные, водяные, песочные, механические часы).
Как человек открывал и исследовал Землю (24 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Ориентирование на местности. Глобус – модель Земли. План, масштаб ( на уровне понятия ), условные обозначения. Карта (географическая и историческая).
Дополнительные сведения. Важнейшие географические открытия. М.Поло («Книга чудес»), Х.Колумб (открытие Америки), Ф.Магеллан (первое кругосветное путешествие). Русские первопроходцы. Поход Ермака; Ф.Беллинсгаузен и М.Лазарев (открытие Антарктиды), И.Крузенштерн и Ю.Лисянский (первое кругосветное путешествие русских).
Наш дом - планета Земля (26 ч)
Строение Земли (общие представления).
Суша Земли. Основные формы рельефа суши горы и равнины. Материки, острова.
Горные породы. Полезные ископаемые, их добыча и рациональное использование. Почва. Состав почвы. Охрана почвы.
Водная оболочка Земли. Вода на планете Земля. Круговорот воды в природе. Три состояния воды. Свойства воды. Значение воды для живых организмов. Как человек использует воду. Охрана воды.
Воздушная оболочка Земли – атмосфера. Состав и свойства воздуха. Атмосферные явления. Погода, причина её изменений, предсказание погоды. Значение воздуха в жизни живых организмов, человека. Охрана воздуха.
Живая оболочка Земли и её границы.
Экскурсии. «Знакомство с краеведческим музеем (природа родного края)», «Реки и озёра нашего края».
3
Практические работы. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом. Наблюдение за погодой и сезонными изменениями в природе. Наблюдение за состоянием водоёмов, растительного и животного мира в разное время года. Наблюдение за облаками, их описание и зарисовка.
Ориентирование по компасу. Построение простейшего плана местности.
Учебно – тематический план
Наименование раздела | Кол – во часов по разделу | Кол – во практических работ по разделу | Кол –во экскурсий по разделу | Общее кол – во часов по разделу |
Общее представление о Вселенной | 18 ч | 2 | - | 20 ч |
Как человек открывал и исследовал Землю | 18 ч | 5 | 1 | 24 ч |
Наш дом – планета Земля | 24 ч | 1 | 1 | 26 ч |
Итого: | 58 ч | 8 | 2 | 70 ч |
Основные требования к результатам обучения.
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
- название нашей планеты;
- основные космические тела;
- основные стороны горизонта;
- основные свойства воды и воздуха;
- причину смены дня и ночи;
- причину смены времён года;
- устройство компаса;
- основные механизмы, измеряющие время;
- названия материков.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться календарём;
- описывать погоду;
- показывать на глобусе и карте материки и океаны;
4
- читать условные обозначения на географической карте;
- пользоваться компасом и определять стороны горизонта на местности.
Перечень учебно – методического обеспечения
1.Саплина Е.В., Саплин А.И., Сивоглазов В.И. Окружающий мир. Программа для общеобразовательных учреждений 1 – 4 классы. Москва «Дрофа», 2006 г.
2. .Саплина Е.В., Саплин А.И., Сивоглазов В.И. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учителя, 2 класс. Москва «Дрофа», 2007г.
3.Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 2 класс. Москва «ВАКО», 2007г.
Список литературы
1.Саплина Е.В., Саплин А.И., Сивоглазов В.И. Окружающий мир, 2 класс. Москва «Дрофа», 2006г., рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
2. Саплина Е.В., Саплин А.И., Сивоглазов В.И. Окружающий мир, 2 класс. Рабочая тетрадь. Москва «Дрофа», 2006г.
5
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
учебного материала на 2011 – 2012 учебный год
Предмет: Окружающий мир
Класс: 2 «А»
Кол-во часов в неделю: 2 ч
Кол-во часов за год: 70 ч
Планирование составлено на основе авторской программы для 1 – 4 классов начальной школы по курсу «Окружающий мир» (авторы: Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).
УМК: «Ритм»
Дополнительная литература:
1.Саплина Е.В., Саплин А.И., Сивоглазов В.И. Окружающий мир. Программа для общеобразовательных учреждений 1 – 4 классы. Москва «Дрофа», 2006 г.
2. .Саплина Е.В., Саплин А.И., Сивоглазов В.И. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учителя, 2 класс. Москва «Дрофа», 2007г.
3.Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 2 класс. Москва «ВАКО», 2007г.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Основное содержание | Требования к уровню подготовки уч-ся | Вид контроля | УУД | Дата проведения |
1 -2. | Первые представления людей о Вселенной. | 2 | Комбинированный | Живая и неживая природа. Представление Вселенной древними людьми. | Знать: структуру учебника, условные обозначения; Уметь: рассуждать о том, как представляли Землю древние греки; рассказывать о системе мира по К.Птолемею и по Н.Копернику. | Фронтальная беседа. | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи. | 6.09 8.09 |
3. | Что такое Вселенная. | 1 | Комбинированный | Дать представление о Вселенной. | Знать: объекты окружающего мира; Уметь: различать объекты небесных тел – части Вселенной. | Текущий. Индивидуальный опрос. | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи. | 13.09 |
4. | Что такое Вселенная (продолжение). | 1 | Комбинированный | Дать представление о составе Солнечной системы. | Знать: небесные тела: звезды, планеты; Уметь: определять небесные светила; давать характеристику Солнечной системы. | Текущий. Решение кроссвордов. | Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. | 16.09 |
5. | Что такое Вселенная (продолжение). | 1 | Комбинированный | Продолжить формирование представлений о Вселенной, расширить представления о звёздах. | Знать: название некоторых созвездий; Уметь: отличать звезды от созвездий; определять небесные светила. | Проверочный тест. | Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. | 20.09 |
6. | Практическая работа. Наблюдение за погодой и сезонными изменениями в природе (осень). | 1 | Практическое занятие | Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Заполнение дневников наблюдений. Понимание взаимосвязи живой и неживой природы. | Знать: общее условия необходимые для жизни организмов; наблюдать за изменениями живой и неживой природы в осеннее время года. | Практическая работа. | Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. | 22.09 |
7- 8. | Изучение космоса. | 2 | Комбинированный | Представление об истории изучения космоса. | Знать: что представляет наука астрономия; знать ученых космоса; Уметь: рассказывать о людях космоса; о первом космическом полете. | Фронтальный опрос. | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи. | 27.09 29.09 |
9. | Урок – путешествие «Полет в космос». | 1 | Урок – путешествие | Современные исследования космоса; значение этих исследований для человека; изучать историю космоса; воспитывать взаимовыручку. | Знать: первого человека, полетевшего в космос. | Работа в группах. | Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. | 4.10 |
10 -11. | Солнце и живые организмы. | 2 | Комбинированный | Значение солнца в жизни растений и животных. | Знать: значение солнца дл жизни на Земле; Солнце - ближайшая к Земле звезда; Уметь: определять небесные святила дневного неба; определять значение солнца для растений, животных и человека. | Текущий. Индивидуальных опрос. | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи. | 6.10 11.10 |
12. | Урок – викторина «В гости к лесу». | 1 | Урок - викторина | Правила поведения в лесу. Восприятие красоты окружающей природы. Усвоение и выполнение экологических правил. | Уметь: работать в группах, выполнять правила общения со сверстниками; воспитывать чувства коллективизма. | Работа в группах. | Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. | 13.10 |
13 -14. | Единицы измерения времени. | 2 | Комбинированный | Единицы измерения времени. Как единицы времени связаны с движением Земли и Луны. Представление о фазах луны. | Знать: единицы измерения времени; Уметь: определять единицы измерения; сутки, месяц, год; определять високосный год; иметь представлении о фазах Луны. | Текущий. Индивидуальный опрос. | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи. | 18.10 20.10 |
15. | Практическая работа. Наблюдение за облаками, их описание и зарисовка. | 1 | Практическое занятие | Явления природы. Восприятие красоты окружающего мира. | Знать: понятие «облака»; Уметь: определять разнообразие облаков; устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе. | Практическая работа. | Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. | 25.10 |
16 -17. | Что такое календарь. | 2 | Комбинированный | Понятие «календарь». Умение работать с иллюстративным материалом. Делать выводы. | Знать: что такое календарь, его использование человеком; Уметь: отличать первые календари от современных календарей | Групповая работа. | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи. | 27.10 |
18 – 19. | Механизмы, измеряющие время. | 2 | Комбинированный | Механизмы, измеряющие время. Устройство циферблата. Учить пользоваться часами. | Знать: механизмы для измерения времени; Уметь: пользоваться часами. | Практическая работа. | Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. | |
20. | Обобщающий урок по разделу «Общее представление о Вселенной». | 1 | Комбинированный | Обобщить знания полученные на предыдущих уроках по разделу «общее представлении о Вселенной». | Знать: небесные тела: звезды, планеты; Уметь: определять небесные светила; давать характеристику Солнечной системы. | Проверочный тест. | Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. | |
21 -22. | Горизонт. Стороны горизонта. | 2 | Комбинированный | Знакомство с понятиями «горизонт», «стороны горизонта». Определять стороны горизонта. | Знать: понятия « горизонт», «стороны горизонта»; Уметь: определять стороны горизонта; работать с иллюстративным материалом. | Текущий. | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи. | |
23 -24. | Ориентирование на местности. | 2 | Комбинированный | Знакомство с понятием «ориентирование», устройством и действие компаса. | Знать: понятие ориентирование; устройство компаса; Уметь: ориентироваться на местности; знать стороны горизонта. | Текущий. Индивидуальный опрос. | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи. | |
25. | Практическая работа. «Наблюдение за высотой солнца над горизонтом». | 1 | Практическое занятие | Наблюдение за высотой солнца над горизонтом. | Знать: значение солнца для растений, животных и человека; Уметь: определять небесные святила дневного неба; выделять признаки влияния Солнца на земную жизнь. | Практическая работа. | Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. | |
26 -27. | Глобус. | 2 | Комбинированный | Знакомство с глобусом. Научить пользоваться глобусом. | Знать: что такое глобус; Уметь: находить на глобусе параллели, меридианы, работать с иллюстративным материалом, решать задачи, делать выводы. | Групповая работа. | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи. | |
28. | Практическая работа. «Ориентирование по компасу». | 1 | Практическое занятие | Научить ориентироваться по компасу. | Знать: стороны горизонта. Уметь: ориентироваться по компасу. | Практическая работа. | Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. | |
29 – 30. | План местности. | 2 | Комбинированный | Понятия «план местности», «масштаб». Учить читать условные знаки. | Знать: что такое план местности; Уметь: находить на плане условные знаки, определять что они обозначают. | Работа в парах. | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи. | |
31. | Практическая работа. «Построение простейшего плана местности». | 1 | Практическое занятие | Построение плана местности. | Знать: условные знаки на плане местности ; Уметь: строить простейший план местности. | Практическая работа. | Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. | |
32 – 33. | Карта. | 2 | Комбинированный | Понятие «карта». Что изображают, как составляют и какие бывают карты. | Знать: понятия «географическая карта», «карта»; Уметь: отличать карту от глобуса и плана; работать с иллюстративным материалом. | Текущий. Индивидуальный опрос. | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи. | |
34– 35. | Историческая карта. | 2 | Комбинированный | Понятие «историческая карта». Как надо читать условные знаки (легенду) карты. | Знать: понятие «историческая карта»; Уметь: рассматривать иллюстации, обсуждать что такое историческая карта, какие условные знаки на ней могут быть. | Групповая работа. | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи. | |
36. | Экскурсия: «Знакомство с краеведческим музеем (природа нашего края)». | 1 | Урок - экскурсия | Отдельные, наиболее важные события общественной и культурной жизни людей. | Знать: признаки краеведческого музея; основные правила поведения в музее. Уметь: характеризовать экспонаты краеведческого музея, описывать отдельные события из истории Отечества. | Экскурсия. | Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. | |
37 – 39. | Исследователи Земли. | 3 | Комбинированный | Знакомство с именами путешественников , исследовавших Землю. Работа с иллюстративным материалом, делать выводы. | Знать: имена путешественников – исследователей Земли; Уметь: работать с энциклопедиями; уметь описывать отдельные путешествия исследователей Земли. | Текущий. Индивидуальный опрос. Индивидуальные сообщения. | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи. | |
40 – 42. | Русские путешественники. | 3 | Комбинированный | Знакомство с именами русских путешественников. | Знать: имена русских путешественников; Уметь: уметь рассказывать о русских путешественников; описывать отдельные экспедиции русских путешественников. | Текущий. Индивидуальный опрос. Индивидуальные сообщения. | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи. | |
43. | Практическая работа. «Наблюдение за погодой и сезонными изменениями в природе» | 1 | Практическое занятие | Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Заполнение дневников наблюдений. Понимание взаимосвязи живой и неживой природы. | Знать: общее условия необходимые для жизни организмов; наблюдать за изменениями живой и неживой природы. | Практическая работа. | Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. | |
44. | Обобщающий урок по разделу: «Как человек открывал и исследовал Землю». | 1 | Комбинированный | Обобщить знания полученные по изучению раздела «Как человек открывал и исследовал Землю». | Знать: имена русских и зарубежных путешественников; Уметь: рассказывать об отдельных экспедициях и путешествиях великих людей. | Тест. | Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. | |
45. | Строение Земли. | 1 | Комбинированный | Общее представление о внутреннем строении Земли. | Знать: внутренние строение Земли; Уметь: работать с иллюстрациями учебника; показывать на плакате внутренние строение земли. | Текущий. Индивидуальный опрос. | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи. | |
46. | Поверхность Земли. | 1 | Комбинированный | Представление о рельефе нашей планеты и его формах. | Знать: понятия «рельеф» и «формы рельефа» Уметь: определять формы рельефа с помощью демонстрации наглядных пособий, физической карты мира; знать части холма. | Текущий. Индивидуальный опрос. | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи. | |
47. | Суша Земли. | 1 | Комбинированный | Знакомство с материками и крупными островами, составляющими сушу нашей планеты. | Знать: понятия «материки» и «острова»; Уметь: называть части света с использованием физической карты полушарий; называть самый большой и самый маленький материк планеты. | Текущий. Индивидуальный опрос. | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи. | |
48. | Горные породы. | 1 | Комбинированный | Представление о горных породах и минералах. | Знать: составную часть земной коры – горные породы; Уметь: отличать минералы от горных пород. | Текущий. Индивидуальный опрос. | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи. | |
49. | Полезные ископаемые. | 1 | Комбинированный | Представление о полезных ископаемых, их разнообразии, особенностях твёрдых ископаемых, их использование человеком. | Знать: горные полезные ископаемые ; условия добычи полезных ископаемых; Уметь: определять полезные ископаемые, определять изделия из горных пород. | Текущий. Индивидуальный опрос. | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи. | |
50. | Полезные ископаемые (продолжение). | 1 | Комбинированный | Полезные ископаемые. Железная руда, руды цветных металлов. | Знать; полезные ископаемые – железная руда; определять понятие «горная порода», «минерал», «полезные ископаемые», «месторождение». | Текущий. Индивидуальный опрос. | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи. | |
51. | Полезные ископаемые (продолжение). | 1 | Комбинированный | Полезные ископаемые. Основные свойства нефти, использование её человеком. | Знать: свойства нефти – жидкое полезное ископаемое; Уметь: определять свойство нефти; описывать использование нефти в хозяйстве. | Текущий. Индивидуальный опрос. | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи. | |
52. | Полезные ископаемые (продолжение). | 1 | Комбинированный | Полезные ископаемые. Природный газ, использование его человеком. | Знать: полезные ископаемые – природный газ; Уметь: определять свойства природного газа; использование природного газа человеком. | Текущий. Индивидуальный опрос. | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи. | |
53. | Почва. | 1 | Комбинированный | Представление об образовании почвы, её значение в природе. | Знать: представление об образование почвы; Уметь: рассказывать об обитателях почвы; о значении почвы для человека. | Текущий. Индивидуальный опрос. | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи. | |
54. | Почва (продолжение). | 1 | Практическое занятие | Определение состава почвы. | Знать: что такое почва, ее использование человеком; Уметь: определять состав почвы. | Текущий. Индивидуальный опрос. | Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. | |
55 – 56. | Водная оболочка Земли. | 2 | Комбинированный | Распространение воды на планете. Общая характеристика Мирового океана. | Знать: что такое «водоемы», их использование человеком; Уметь: давать характеристику мирового океана, работать с физической картой; называть существенные связи в морских водоемах. | Текущий. Индивидуальный опрос. | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи. | |
57. | Свойства воды. | 1 | Комбинированный | Основные свойства воды. | Знать: основные свойства воды; Уметь: определять три состояния воды. | Текущий. Индивидуальный опрос. | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи. | |
58. | Свойства воды (продолжение). | 1 | Комбинированный | Процесс испарения воды. | Знать: представление о процессе испарения вода; Уметь: называть свойства воды; наблюдать за кипением воды. | Текущий. Индивидуальный опрос. | Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. | |
59 -60. | Значение воды. | 2 | Комбинированный | Значение воды в природе и в жизни человека. | Знать: понятие «водоем»; общие условия для жизни растений и животных; Уметь: характеризовать использование воды человеком; работать с физической картой. | Текущий. Индивидуальный опрос. | Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. | |
61. | Заочная экскурсия: «Реки и озёра нашего края». | 1 | Урок - экскурсия | Вода в природе. Водоемы и их использование человеком. Охрана водоемов. Характеристика местных водоемов. | Знать: общее условие необходимые для жизни живых организмов водоемов; основные правила поведения на водоемах; Уметь: устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе. | Экскурсия. | Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. | |
62. | Воздушная оболочка Земли. | 1 | Комбинированный | Представление о воздушной оболочке Земли, её значение для жизни на планете. | Знать: представление о воздушной оболочки земли, ее значения на жизни на планете; Уметь: давать характеристику воздушной оболочки; работать с иллюстративным материалом учебника. | Текущий. Индивидуальный опрос. | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи. | |
63. | Состав и свойство воздуха. | 1 | Комбинированный | Сформировать представление о составе воздуха. | Знать: представления о составе воздуха; Уметь: характеризовать свойства воздуха; Уметь: определять значение воздушной оболочки для жизни на нашей планете. | Текущий. Индивидуальный опрос. | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи. | |
64. | Явления природы и воздушная оболочка. | 1 | Комбинированный | Представление об основных атмосферных явлениях и о погоде. | Знать: явления природы; Уметь: различать атмосферные явления; определять признаки явлений природы; работать с дневником наблюдений. | Текущий. Индивидуальный опрос. | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи. | |
65 – 66. | Воздух и живые организмы. | 2 | Комбинированный | Значение воздуха в жизни живых организмов. | Знать: значение воздуха в жизни живых организмов; Уметь: определять значение воздуха для живых организмов; характеризовать правила сохранения чистого воздуха. | Текущий. Индивидуальный опрос. | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи. | |
67. | Живая оболочка Земли. | 1 | Комбинированный | Понятие «живая оболочка Земли». | Знать: понятие «живая оболочка земли»; Уметь: рассказывать о приспособляемости живых организмов к среде обитания; характеризовать многообразие жизни на земле. | Текущий. Индивидуальный опрос. | Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. | |
68. 69 -70. | Обобщающий урок по разделу: «Наш дом – планета Земля». Повторение и обобщение материала. | 1 2 | Комбинированный | Обобщить знания полученные в ходе изучения раздела «Наш дом – планета Земля». | Знать: общие условия необходимые для жизни живых организмов; основные правила поведения в природе; Уметь: выполнять правила безопасного поведения в природе; определять признаки различных объектов природы. | Тест. | Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Программа "Начальная школа XXI век. Под ред. Н. Виноградовой.
В материале помещена рабочая программа по окружающему миру (3 класс)...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...