Рабочая программа по окружающему миру 1 класс перспективная начальная школа
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) по теме

Чуракова Елена Владимировна

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование,требования к уровню подготовки обучающихся к концу обучения в 1 классе, список литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»  составлена на  основе  программы,  рекомендованной Министерством образования и науки РФ  авторов О.Н. Федотова,  Г.В. Трафимова  в соответствии  с содержанием ФГОС второго  поколения (2010г).

На изучение учебного материала по предмету «Окружающий мир» в  планировании отводится 66 часов   (2 ч в неделю).

Программа составлена основе концепции «Перспективная начальная школа».

Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс интегрированы такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого интегрированного курса в формировании у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его ме ста в этой среде как личности.

Основные учебно-воспитательные задачи:

  1. сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на осно ве учета его жизненного опыта: опыта сельской жизни — с естест венно-природным ритмом жизни и опыта городской жизни — с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками ин формации;
  2. формирование у школьников универсаль ных учебных действий, основанных на способности ребенка на блюдать и анализировать, выделять существенные признаки и проводить обобщение;  умений — работы с научно-популярной, справочной литературой;
  3. проведение наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений;
  4. изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности че ловека и природы, человека и общества, получение знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружа ющего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществовед ческих дисциплин;
  5. воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологиче ской культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
  6. охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.

Программа первых лет обучения построена таким образом, что знания второго года обучения базируются на основе ранее полу ченных знаний, дополняя и углубляя их.

В первом классе выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой (природа, не живая природа, живая природа, растения, животные и др.). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. В каче стве другой содержательной линии курса выделено ознакомление с изменениями природы, начиная с природы России и заканчивая природой края, где живут учащиеся.

В связи с тем, что ребенок еще до школы знаком с сезонной ци кличностью жизни природы, сезонные изменения являются сквоз ной линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материа ла по каждому времени года идет по единому плану: неживая при рода — растения — животные (насекомые, рыбы, птицы, звери) — труд человека — образцы поведения в природе.

Приоритетными задачами курса первого класса является форми рование в сознании учащихся единого образа окружающего мира, систематизация и расширение представлений детей об объектах природы, развитие интереса к познанию. Основные способы по знания первого года обучения — наблюдение и проведение опытов, рассчитанных на включение всех органов чувств.

Еще одна содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка (прави ла гигиены, правила поведения на воде, безопасное поведение дома, на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми).

Важнейшая роль в развитии ребенка в течение обучения предмету отводится социализации — усвоению им нравст венных норм и правил, образцов поведения в природе, обществе, так необходимых для развития положительных качеств личности. Необ ходимой частью развития является воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символике. Задача первых двух лет обучения — вызвать у детей интерес к изучению родного края, дать первоначальные представления о Родине, познакомить с термина ми «государство», «гражданин», «законы страны», «Красная книга Российской Федерации», «Красная книга края», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «права и обязанности гражданина».

Требования к уровню подготовки учащихся

по курсу «Окру жающий мир» к концу первого года обучения

Учащиеся должны знать/понимать:

  1. название своего поселка название своей улицы, но мер своего дома, адрес школы;
  2. названия: своего государства (Россия), столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достоприме чательности столицы (Кремль), исторической достопримечательно сти Кремля (Спасская башня);
  3. государственную символику России;
  4. первый куплет и припев гимна России;
  5. виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллей бус, автобус);
  6. правила поведения в городе во время экскурсии;
  7. что такое природа, природа живая и неживая (на уровне раз личения объектов);
  8. название органов чувств и их функции;
  9. названия органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена);
  10. основные признаки живого: дыхание, питание, рост, размноже ние;
  11. названия и внешние отличительные признаки 8-10 растений; 8—10 животных (на уровне рода);
  12. название каждого времени года и их последовательность;
  13. основные признаки времен года;
  14. правила безопасности на воде в зимнее и летнее время, пра вила безопасности при катании с гор в зимнее время.

Уметь в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы:

  1. соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий;
  2. проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объ ектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;
  3. различать объекты природы и изделия человека;
  4. различать объекты живой и неживой природы;
  5. различать части растений, отображать их в рисунке;
  6. приводить примеры домашних и диких животных (не менее пяти);
  7. приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида;
  8. приводить примеры хвойных и лиственных деревьев своего края;
  9. приводить примеры кустарников и травянистых растений сво его края;
  10. приводить примеры съедобных грибов своего края;
  11. приводить примеры ядовитых ягод своего края;
  12. ориентироваться в основных достопримечательностях своего края;
  13. называть столицу России (Москва), главную площадь столи цы (Красная площадь), главную достопримечательность столицы (Кремль), историческую достопримечательность Кремля (Спасская башня).

Использовать приобретенные знания и умения в практиче ской деятельности и повседневной жизни для:

  1. для обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
  2. установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  3. выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улице, в быту;
  4. написания на конверте своего адреса;
  5. выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  6. подписывать почтовый конверт (адрес научного клуба «Мы и окружающий мир», обратный адрес).

Содержание  программы

раздел

Название   разделов

Кол-во

часов

1

Наблюдения как способ получения ответов на вопросы об окружающем  нас мире.

8

2

Живая природа.

10

3

Природа и её сезонные  изменения.

38

4

Наша Родина -  Россия.

10

          Всего:                                                      

66

Практические работы,  экскурсии

Номера   уроков

Практические   работы  за  год  -  5

1.5;  1.6;  2.7;  2.10;  3.23;  3.16        

Экскурсии     -   3

3.2;     3.18;       4.10    

Перечень  ключевых   слов  по  предмету    «Окружающий  мир»

Адрес

Гимн

Герб

Домашние животные

Дикие животные

Зимующие птицы

Лиственные деревья

Листопад

Лукошко

Млекопитающие

Насекомые

Окружающий мир

Орган вкуса

Орган обоняния

Орган осязания

Орган чувств

Отличительные признаки зверей

Перелетные птицы

Познание

Признак предмета

Признаки живой природы

Расселение растений

Распространение

Растение

Родной край

Стебель

Столица

Сезонные изменения 

Хвойные деревья

Список   литературы

для учителя:

1. «Перспективная начальная школа»   Программы четырёхлетней школы, М., Академкнига/Учебник, 2009,  стр 121-128.

2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Учебник. - М.: Академкнига/Учебник, 2009.

3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. - М.: Академкнига/Учебник, 2009.

4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В, Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник, 2009.

5. Федотова О.Н., Трафимова Г.В, Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/ Учебник, 2009.

6. Алексеев СП. Что такое, кто такой. - М.: Педагогика-пресс, 1996.

7. Алтынов П.И. Краткий справочник школьника. - М.: Дрофа, 1997.

8. Чудакова Н.В. Я познаю мир. История. - М.: Аст, 1997.

9.Электронное методическое пособие по окружающему миру,О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, 1 класс,  Издание 2е, дополненное, МОСКВА,  АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК, 2007.

для  обучающихся:

1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Учебник. - М.: Академкнига/Учебник, 2009.

2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. - М.: Академкнига/Учебник, 2009.

3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В, Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник, 2009.

4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В, Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/ Учебник, 2009.

5. Алексеев СП. Что такое, кто такой. - М.: Педагогика-пресс, 1996.

6. Алтынов П.И. Краткий справочник школьника. - М.: Дрофа, 1997.

7. Чудакова Н.В. Я познаю мир. История. - М.: Аст, 1997


Окружающий мир ( 2 часа в неделю)

 № урока

Наименование  разделов  и  тем    

Вид контроля

Дата план

Дата факт

Дом задание

Примечание

Наблюдения как способ получения ответов на вопросы об окружающем  нас мире 8часов

1

1.1

Где живет семья Ивановых?

фронт

06.09

2

1.2

Где живет семья Ивановых?

фронт

08.09

3

1.3

Мы познаем мир.

фронт

13.09

4

1.4

Мы познаем мир.

фронт

15.09

5

1.5

Мы познаем окружающий мир.         Пр. раб: «Различие звуков, цвета»

фронт

20.09

6

1.6

Мы познаем окружающий мир.      Пр. раб: «Определение вкуса, формы»

фронт

22.09

7

1.7

Что нас окружает.

фронт

27.09

8

1.8

Что нас окружает.

фронт

29.09

    Живая природа 10 часов

9

2.1

Животные – часть живой природы.

фронт

04.10

10

2.2

Животные – часть живой природы.

фронт

06.10

11

2.3

Дикие и домашние животные.

фронт

11.10

12

2.4

Дикие и домашние животные.

фронт

13.10

13

2.5

Насекомые – часть живой природы.

фронт

18.10

14

2.6

Насекомые – часть живой природы.

фронт

20.10

15

2.7

Растения – часть живой природы. Пр.раб: «Наблюдение за растениями»

фронт

25.10

16

2.8

Растения – часть живой природы.

фронт

27.10

17

2.9

Что общего у трав, кустарников и деревьев.

фронт

08.11

18

2.10

Как расселяются растения.              Пр. раб: «Способы распространения растений»

фронт

10.11

Природа и её сезонные  изменения   38 часов

19

3.1

Природа и её сезонные изменения.

фронт

15.11

20

3.2

Экскурсия «Природа и её сезонные изменения».

фронт

17.11

21

3.3

Жизнь растений осенью.

фронт

22.11

22

3.4

Где я живу.

фронт

24.11

23

3.5

Труд людей осенью.  

фронт

29.11

24

3.6

Как животные готовятся к зиме.

фронт

01.12

25

3.7

Как животные готовятся к зиме.

фронт

06.12

26

3.8

Пришла зима.

фронт

08.12

27

3.9

Снежные загадки.

фронт

13.12

28

3.10

Снежные загадки.

фронт

15.12

29

3.11

Жизнь лесных зверей зимой.

фронт

20.12

30

3.12

Жизнь лесных зверей зимой.

фронт

22.12

31

3.13

Как помочь птицам зимой.  

фронт

27.12

32

3.14

Как помочь птицам зимой.  

фронт

12.01

33

3.15

Есть ли жизнь в воде подо льдом?

фронт

17.01

34

3.16

Вода в природе.

Пр. раб. «Лед – это замёрзшая вода».

фронт

19.01

35

3.17

Как зимуют травы, кустарники и деревья.

фронт

24.09

36

3.18

Экскурсия «Как зимуют травы, кустарники и деревья».

фронт

26.01

37

3.19

Учимся различать деревья и кустарники зимой.  

фронт

31.01

38

3.20

Учимся различать деревья и кустарники зимой.  

фронт

02.02

39

3.21

Пришла весна.

фронт

07.02

40

3.22

Пришла весна.

фронт

09.02

41

3.23

Растения весной цвести торопятся. Пр. раб: «Рассматривание листьев в почках деревьев»

фронт

21.02

42

3.24

Какие растения весной цвести торопятся.

фронт

28.02

43

3.25

Как животные весну встречают.  

фронт

01.03

44

3.26

Как животные весну встречают.  

фронт

06.03

45

3.27

Про больших и маленьких.

фронт

13.03

46

3.28

Про больших и маленьких.

фронт

15.03

47

3.29

Лето пришло.

фронт

20.03

48

3.30

Лето пришло.

фронт

22.02

49

3.31

В лес по ягоды пойдем.  

фронт

05.04

50

3.32

В лес по ягоды пойдем.  

фронт

10.04

51

3.33

С лукошком за грибами.

фронт

12.04

52

3.34

С лукошком за грибами.

фронт

17.04

53

3.35

Зеленая аптека.

фронт

19.04

54

3.36

Зеленая аптека.

фронт

24.04

55

3.37

Природа и мы.

фронт

26.04

56

3.38

Безопасное поведение в природе.

фронт

03.05

       Наша Родина -  Россия  10 часов

57

4.1

Наша родина – Россия.

фронт

08.05

58

4.2

Первоначальное представление о родном крае

фронт

10.05

59

4.3

Россия – многонациональная страна.

фронт

15.05

60

4.4

Москва – столица нашего государства.

фронт

17.05

61

4.5

Достопримечательности Москвы.

фронт

22.05

62

4.6

Знакомство с государственной символикой.

фронт

24.05

63

4.7

Экскурсия по родному краю.

фронт

64

4.8

Достопримечательности  родного края.

фронт

65

4.9

Символика родного края.

фронт

66

4.10

Экскурсия по поселку.

фронт

Всего  по  курсу:

66


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс

Рабочая программа состоит из  разделов1 Поянительная записка2.Общая характеристика курса3.Описание места учебного предмета в учебном плане4. Ценностные ориентиры содержания ученого предмета.5.Кал...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс.

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ  УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 2 класс...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа"...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс

Данная программа разработана для учащихся 1 класса в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа по Окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по Окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа"составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждениях, ...