Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС НОО и рассматривает: планируемые результаты, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, материально-техническое обеспечение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_1_chast.rar | 63.75 КБ |
okruzhayushchiy_mir_2_chast.rar | 17.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
1.Название, автор и год издания предметной учебной программы,
на основе которой разработана Рабочая программа
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» 1-4 класс / Н.Ф. Виноградовой - М.: Вентана-Граф, 2011., примерной программы начального общего образования по окружающему миру, созданной на основе федерального государственного стандарта начального общего образования начальной школы и на основе инструктивно – методического письма БелРИПКППС «Начальная школа в условиях введения ФГОС начального общего образования в 2011 -2012 учебном году».
2. Цели и задачи данной программы, особенности программы
Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов начального образования по образовательной области «Окружающий мир» и адресована учащимся 1 класса общеобразовательной начальной школы.
Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.
Цель: формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество»; воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на решение следующих задач:
Предметные - способствовать формированию представлений о природе человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных
естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитию целостного восприятия окружающего мира;
Метапредметные - способствовать осознанию учащимися связей в природном и социальном мире, способствовать формированию общеучебных умений (выделять существенные и несущественные признаки, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, фиксировать результаты наблюдений); способствовать формированию элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры, овладению знаниями, превышающими минимум содержания образования;
Личностные - способствовать социализации ребёнка, воспитанию эмоционально – положительного взгляда на мир, формированию нравственных и эстетических чувств.
На основе установленных целей изучения предмета «Окружающий мир» были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
- Педоцентрический принцип – определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального, психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
- Культурологический принцип – понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.
- Принцип экологизации – определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.
- Принцип поступательности – обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
- Краеведческий принцип – обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п.
Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Новизна программы заключается в том, что в неё включены знания, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека.
- Изменения, внесенные в авторскую и учебную программу и их обоснование
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
4. Название учебно-методического комплекта, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения
Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:
- Авторская программа «Окружающий мир» 1-4 класс / Н.Ф. Виноградовой - М.: Вентана-Граф, 2011.
- Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, в двух частях / Н. Ф. Виноградова – издание четвёртое, доработанное - М.: Вентана-Граф, 2011. – (Начальная школа ХХI века)/
- Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова – издание пятое, переработанное – М.: Вентана – Граф, 2011. – (Начальная школа ХХI века)/
5. Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения практических работ, экскурсий.
Рабочая программа по окружающему миру рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю), в том числе на проведение:
- комплексных контрольных работ - 1 час
- проверочных работ – 3 часа
- экскурсий - 10 часов
- практических работ - 4 часа
Авторская программа рассчитана на 66 часов + 1ч. В рабочей программе запланировано 67 часов.
Содержание курса | Количество часов по авторской программе | По рабочей программе |
66ч.+1ч. | 67 ч. | |
Введение. Что такое окружающий мир? | 1 ч | 1ч. |
Мы - школьники | 10ч | 10ч |
Ты и твоё здоровье | 6ч | 6ч |
Мы и вещи | 6ч | 6ч |
Родная природа | 25ч | 25ч |
Родная страна | 19ч | 19ч |
В календарно-тематическом планировании (в соответствии с расписанием уроков) проведено уплотнение программы (объединили уроки № 15 и № 16 по теме «Ты и вещи» и «Бережное отношение к вещам» во 2 четверти, а также уроки № 24 и №25 по теме «Экскурсия в парк. Труд людей родного города» и «Профессии людей, которые работают на транспорте» в 4 четверти. Поэтому фактическое число запланированных часов составило 67, что не противоречит количеству часов (67 ч.), предусмотренных авторской программой.
6.Формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков в нетрадиционной форме (экскурсий, театрализаций, путешествий).
На уроках используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Основной формой общения учителя и обучающихся, обучающихся друг с другом является учебный диалог.
Основными формами текущего контроля являются:
- устный опрос;
- диагностические работы;
- тестовые задания.
В конце учебного года проводится комплексная работа, в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Предварительный просмотр:
Формы и средства контроля
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
Формы контроля
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- тестовые задания
Оценка достижений учащихся.
Отметки в первом классе не ставятся. Оценка ответов, работ проводится только словесно. Учитель положительно оценивает любую удачу ученика, если даже она весьма незначительна. Тематические проверочные работы содержат несколько заданий по одной теме с целью выявления картины усвоения каждым учеником изученного материала;
Источники информации для оценивания:
- деятельность учащихся (индивидуальная и совместная);
- статистические данные;
- работы учащихся;
- результаты тестирования.
Методы оценивания:
- наблюдение,
- открытый ответ,
- краткий ответ,
- выбор ответа,
- самооценка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века. 2 класс...
Рабочая программа по математике 2 класс УМК "Школа России"( с учетом ФГОС)
Программа к учебнику М.И.Моро 2 класс...
Рабочая программа по окружающему миру "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс...
Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2класс ФГОС
Рабочая программа составлена на основе авторской с учётом требований ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
рабочая программа по окружающему миру 4 кл Школа России ФГОС
рабочаяпрограммапоокружающемумиру4клШколаРоссииФГОС...
рабочая программа по окружающему миру 1 кл Школа России ФГОС
рабочаяпрограммапоокружающемумирув1клШколаРоссииФГОС...