рабочая программа по окружающему миры 4 класс УМК "Начальная школа XXI века"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) по теме

Кравцова Татьяна Ивановна

 

Рабочая программа  по предмету «Окружающий мир» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (2004 г.),  на основе  авторской программы курса «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградовой, Г.С.Калиновой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. И доп. – М.: Вентана- Граф, 2010 – 176с.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc330 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа  по предмету «Окружающий мир» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (2004 г.),  на основе  авторской программы курса «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградовой, Г.С.Калиновой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. И доп. – М.: Вентана- Граф, 2010 – 176с.)

Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней, понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

«Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

  1. устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;
  2. осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
  3. подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
  4. подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

Задачи:

  1. развитие общей культуры школьника;
  2. подготовить школьника к взаимодействию со средой обитания, которое не несёт вреда ни ребёнку, ни среде;
  3. развивать логическое мышление.

Функции:

Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.

Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений — выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.

Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.

Принципы, положенные в основу построения курса:

  1. Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
  2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обуения;
  3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.
  4. Принцип экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром.
  5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
  6. Краеведческий принцип обязывает учителя использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в краеведческий, исторический музеи и т. д.

В программу изменения не внесены.

Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:

1.Учебник

  Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 2-е изд., дораб. – М.:Вентана-Граф,2010.

2.Рабочие тетради      

  Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 2-е изд., дораб. – М.:Вентана-Граф,2011.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии.

• Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темами «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).

• Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. «Человек и общество» (4 класс).

• Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темами: «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).

 • Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темами: «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).

• История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, культура, просвещение в нашей стране. Это содержание представлено разделом  «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).

С учетом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в этом возрасте. Число практических работ увеличивается к 4 классу.

«Окружающий мир» — предмет особый. Его изучение требует использования нетрадиционных форм организации, усиления роли занятий, которые проходят вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.).

Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их — оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Для проведения контрольных работ отводится 4 ч., проверочных работ – 1 ч., экскурсий – 4 ч., практических работ – 10.

Количество часов в 1 четверти – 17  ч.

                                во 2 четверти –   16  ч.

                                в 3 четверти –     20 ч.

                                в 4 четверти –   15   ч.

Тематический план

№п/п

Наименование раздела (блока), темы

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Формы контроля

Экскурсии

Контрольные работы

Проверочные работы

Окружающий мир

68

1.

Введение

1

1 четв.

2.

Человек-живое существо

30

1,2 четв.

2

1

3.

Человек и общество, в котором он живёт

37

2,3,4 четв.

2

4

Основные требования к уровню подготовки

учащихся 4 класса

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны (с учётом достигнутого в 1-3 классах):

называть (приводить примеры):

-признаки живого организма; признаки¸ характерные для человека (в отличие от животных);

-основные органы и системы органов человека и их функции;

-правила здорового образа жизни;

-права гражданина и ребёнка в России;

-основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый т последний императоры);

-народы, населяющие Россию;

Различать (соотносить):

-год и век, арабские и римские цифры;

-искусственные тела (изделия) и тела природы;

-полезные и вредные привычки;

-эмоциональные состояния и чувства окружающих (страх, радость и др.);

-события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия);

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

-раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;

-применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный режим и др.);

-раскрывать причины отдельных событий в жизни страны ¸ причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;

-узнавать по тексту¸ к какому времени относится это событие (в соответствии с программой);

-составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек – биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развить свою память», «Если случилась беда»; «Чем человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»;

-объяснять значение понятий «человек – живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки», «государство», «права ребёнка»;

-в повседневной жизни применять правила нравственного поведения( в отношении ко взрослым, детям, знакомым и незнакомым);

-работать с географической и исторической картами; выполнять задания по контурной карте, представленные в рабочей тетради.

(Поурочное календарно-тематическое планирование  - приложение №1)

Содержание программы:

Введение (1ч)

Человек — часть природы. Природа — источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы.

Человек — живое существо (организм) (30 ч)

Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.

Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.

Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.

Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).

Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведепия). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.

Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельности ребенка для его развития. Охрана детства. Права ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

Ты и твое здоровье. Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.

Вредные привычки.

ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни (общее представление о гриппе, аллергии и др.).

Человек — часть природы. Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка.

Человек среди людей.

Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Умеем ли мы общаться?

ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного (прямохождение, речь, сознание, деятельность, творчество). Передача отношения человека к природе в верованиях, искусстве, литературе. Детские болезни, их причины и признаки заболевания. Правила поведения во время болезней.

Человек и общество, в котором он живет (37 ч)

Родная страна от края до края. Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).

Почвы России. Почва — среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.

Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).

Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий.

Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).

Человек и культура. Человек — творец культурных ценностей. Что такое культура? Школы, книги, библиотеки в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов. Школа и образование в XIX веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.

Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.

Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.

Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).

Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Поэты XX века (М.И. Цветаева, С.А.Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.). Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Современный театр.

Гражданин и государство. Россия — наша Родина. Права и обязанности граждан России.

Расширение кругозора школьников. Какие расы живут на Земле. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России.

Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры России. Символы царской власти в России. Первый Президент России. Государственная Дума современной России.

Человек — воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.

Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.

Расширение кругозора школьников. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.

Экскурсии. В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).

Практические работы. Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).

Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).

Формы и средства контроля

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются:

  1. Фронтальный опрос.  Проводится как  беседа-полилог, в  котором участвуют  учащиеся всего класса. Основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы. Учитель подбирает такие вопросы, которые проверяют не только знание фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и др.) но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
  2. Индивидуальный опрос.

- Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные свойства и признаки. При  оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль  своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

-  Рассказ – рассуждение. Проверяет  умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и пр.. Этот вид опроса важен для проверки уровня  развития  школьника, сформированности  логического мышления, воображения., связной речи-рассуждения.

  1. Письменная проверка знаний.  Используются такие   задания, которые не требуют полного, обстоятельного ответа  письменного ответа:

- тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправления высказывания и пр.;

- индивидуальные карточки-задания (дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п.). Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей;

- графические работы, позволяющие учителю проверить  осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком, схемой.

  1. Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями, сочетающая в себе элементы как устного, так и письменного опроса.  Используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная  цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт,  вести самостоятельно практическую работу.

(Особенности контроля и оценки учебных достижений младших школьников по окружающему миру - приложение №2)

Учебно-методические средства обучения

Основная литература

  1. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176с.
  2. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир: Методика обучения 1-4 классы. – М.: Вентана – Граф, 2004
  3. Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова : Окружающий мир: 4 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:в 2 ч. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2010.
  4. Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова: Окружающий мир: 4 класс Рабочие тетради  №№ 1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2011.

Дополнительная литература

  1. Н.Ф.Виноградова и др.: Окружающий мир в 3-4 классах четырёхлетней начальной школы: Метод. Беседы.-М.:Просвещение, 2007
  2. Р.Ш.Мошнина: Материалы для проведения контрольных и проверочных работ по окружающему миру.
  3. З.А.Клепинина. Окружающий мир – сборник тестов для контроля уровня подготовки выпускников начальной школы.
  4. Т. Л. Мишакина, С. А. Гладкова, С. Б. Чижикова  «Тренажёр по окружающему миру. Подготовка к итоговой аттестации в начальной школе» - М., Ювента, 2009.

Оборудование и приборы

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Примечание

Библиотечный фонд(книгопечатная продукция)

1.

Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т.п.).

Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).

Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).

Стандарт начального образования и документы по его реализации

Методические пособия для учителя

К 100%


П 0%


П 0%


Д 0%

Д 0%

Д 100%

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные Министерством образования и науки




Рекомендации к организации учебного процесса по "Окружающему миру".

Печатные пособия

2

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения

Плакаты по основным темам естествознания магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т.п.)

Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.).

Географические и исторические настенные карты

Атлас географических и исторических карт

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Д 50%


Д 50%


Д 0%


Д 30%

К 0%

Ф 0%









Например, репродукции картин

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

3.

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету

Ф 0%

Технические средства обучения (ТСО)

4.

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц

Экспозиционный экран


Телевизор

Видеоплейер (видеомагнитофон)

Аудио-проигрыватель

Персональный компьютер

Диапроектор (эпидиаскоп)

Мультимедийный проектор

Д 100%

Д 100%

Д 0%


Д 0%

Д 100%

Д 100%

Д 0%

Д 100%

Д



Размер экрана не менее  150 х 150 см

Телевизор с диагональю не менее 72 см

Экранно-звуковые пособия

5

Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме)

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)

Д 0%

Д 0%


Могут, например, быть использованы фрагменты музыкальных произведений, записи голосов птиц и др.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

6.

Термометры для измерения температуры воздуха, воды

Термометр медицинский

Лупа

Компас

Часы с синхронизированными стрелками

Микроскоп (цифровой по возможности)

Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения : для измерения веса (весы рычажные. весы пружинные, наборы разновесов и т.д.), изучения свойств звука (камертоны, наушники и т.д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.), измерительные приборы (в том числе цифровые) и т.п.


Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными

Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг)

Модель "Торс человека" с внутренними органами

Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта

Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения

Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников и т.п.


К 0%

Д 100%

К 0%

К  0%

Д 0%

Д 0%

К/Ф 0/0%







ДД 0%

Д 0%

Д/П 0%

  Д/Ф 0%

  Д 0%


П 0%




















Например, макет Кремля, славянского поселения и пр.

Натуральные объекты

7.

Коллекции полезных ископаемых

Коллекции плодов и семян растений

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения)

Живые объекты (комнатные растения, животные)

Ф/П 0/10

Ф/П 0/10

Ф/П 0/10

Д 10%




С учетом местных особенностей и условий школы

Игры и игрушки

8.

Настольные развивающие игры по тематике предмета "Окружающий мир" (лото, игры-путешествия и пр.).

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по  темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин, и др.)

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

П 0%


П 0%



К 100%

Оборудование класса

9.

Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев


Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Подставки для книг, держатели для карт и т.п.

Ф 100%


Д 100%

Д 100%


Д 0%

Д 0%

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

  1. Таблицы к основным разделам материала.
  1. Нервная система
  2. Опорно-двигательная система
  3. Пищеварительная система
  4. Дыхательная система
  5. Кровеносная система
  6. Выделительная система
  7. Орган зрения
  8. Орган слуха
  9. Грибы
  1. Географические карты:
  1. Природа России
  2. Физическая карта России
  3. Природные зоны России
  1. Репродукции картин.
  1. А. М. Васнецов «Северный край»
  2. В. И. Суриков «Сибирская красавица»
  3. В. И. Суриков «Женский портрет. Сибирский этюд»
  4. К. В. Лебедев «Новгород. Кремль»
  5. В. М. Васнецов «Нестор – летописец»
  6. Б. М. Кустодиев «Школа в Московской Руси»
  7. Е. Е. Лансере «Морские суда петровского времени»
  8. В. М. Васнецов «Книжная лавочка»
  9. Н. П. Богданов-Бельский «У дверей школы»
  10. Андрей Рублёв «Троица»
  11. М. Шибанов «Празднество свадебного договора»
  12. В. М. Васнецов «Гусляры»
  13. В. Л. Боровиковский «Портрет крестьянки Христиньи»
  14. В. Л. Боровиковский «Портрет князя А. Б. Куракина»
  15. Ф. С. Рокотов «Портрет Екатерины II»
  16. В. А. Тропинин «Мальчик со щеглом»
  17. И. Н. Крамской «Портрет Л. Н. Толстого»
  18. И. Е. Репин «Портрет М. И. Глинки»
  19. В. Г. Перов «Охотники на привале»
  20. А. И. Куинджи «Украинская ночь»
  21. И. Е. Репин «Надя Репина»
  22. И. Е. Репин «Стрекоза»
  23. В. А. Серов «Портрет художника И. И. Левитана»
  24. И. И. Левитан «Март»
  25. И. И. Левитан «Весна. Большая вода»
  26. И. Э. Грабарь «Груши»
  27. К. С. Малевич «Косарь»
  28. А. А. Пластов «Летом»
  29. Ф. А. Малявин «Две девки»
  30. А. П. Бубнов «Утро на Куликовом поле»
  31. А. Смирнов «Василиса Кожина»
  1.  Конституция Российской Федерации.
  2. Аудиозаписи.
  3. Компьютер.
  4. Мультимедийный проектор.
  5. Мультимедийные презентации к урокам (подготовленные учителем).
  6. Интернет-ресурсы.

Приложенеи №1

УМК «Начальная школа XXI века»

Календарно - тематическое планирование

по окружающему  миру

4 класс  (68 часов)


урока

             Тема      урока

Стр. учебника

Стр. тетради

Деятельность учащихся.

Дата

План

Факт

1 четверть   (   17 часов)

1

Введение. Человек – часть природы. Природа – источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы.

(не отражено в учебнике)

Знание общих признаков живых существ (человека, животных, растений). Иметь общее представление о строении организма человека. Умение называть признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных). Формировать правильное отношение к окружающей человека среде;

Отношение любви и бережливости  к природе родного края

01.09

Человек – живое существо  (30 часов)

  2

Организм человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Роль нервной системы в организме

с.6-10

С.3-15

Знание общего представления о строении организма человека. Умение называть признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных). Уметь дать общую характеристику различных систем органов человека, его биологических и психических возможностей, обеспечивающих восприятие мира и благополучное существование в нём;

Доказать необходимости бережного отношения к своему здоровью;

Вспомнить правила личной гигиены, вырабатывать важнейшие гигиенические умения. Обсуждение текста учебника «Нервная система».

06.09

  3

 Опорно-двигательная система: Скелет и  мышцы, ее значение в организме

с.10-13

С.3-15

Работа с рубрикой «Выскажи предположение». Выступления учащихся с сообщениями «Кости и мышцы необходимо укреплять». Знание основных органов и систем органов человека, их функции.

Знать значение нервной, опорно-двигательной,  систем, органов человека.

Умение объяснять значение понятий «человек – живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки».

Знать и применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни.

Составлять связный рассказ на темы раздела.

В повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении к детям, взрослым, знакомым и незнакомым)

08.09

13.09

  4

Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной  системы. Движение и физкультура.

с.13-16

Сообщения учащихся. «Кости и мышцы необходимо укреплять»

С.3-15

  5

Пищеварительная система. Ее органы. Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание, как условие здоровья.

с.16-19

Сообщения учащихся «Значение питания в жизни растений, животных, человека». Составление памятки «Уход за зубами и полостью рта»

С.3-15

Выступить с сообщением «Значение питания в жизни растений, животных, человека». Составить памятку «Уход за зубами и полостью рта». Знать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной,  систем, органов человека.

Умение объяснять значение понятий «человек – живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки».

Знать и применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни. Составлять связный рассказ на темы раздела.

Знать и применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни.

15.09

  6

Дыхательная система. Ее органы. Значение  дыхательной системы. Защита органов дыхания.

С.19-21

Составление памятки «Охрана органов дыхания»

С.3-15

Составление памятки «Охрана органов дыхания». Составлять связный рассказ на темы раздела.

Знать и применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни.

20.09

  7

Кровеносная система.  Ее органы. Кровь,  её значение.

С.22-24

С.3-15

Усвоить понятия: кровеносные сосуды, сердце, пульс, донор. Знать о функции крови в организме человека. Знать и применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни.

Составлять связный рассказ на темы раздела.

22.09

  8

Сердце – главный орган кровеносной системы. Предупреждение заболевании сердца и кровеносных сосудов.

С.24-25

Практическая работа: «Подсчёт пульса»

С.3-15

Составление рассказа «Сердце-главный орган кровеносной системы». Практическая работа «Подсчет пульса». Знать как оказать первую помощь при порезах. Знать и применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни. Составлять связный рассказ на темы раздела.

27.09

  9

Органы выделения. Их роль в  организме. Главный орган выделения - почки.

С.25-27

С.3-15

Усвоить понятия выделительная система, почки, мочеточники, мочевой пузырь, кожа. Знать и применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни. Составлять связный рассказ на темы раздела. Знать правила ухода за кожей.

29.09

 10

Кожа, её строение и значение. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.

С.27-29

Практическая работа: «Первая помощь при повреждении кожи»

Составление памятки «Охрана кожи»

С.3-15

Составление памятки «Охрана кожи». Практическая работа «Первая помощь при повреждении кожи». Знать и применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни. Составлять связный рассказ на темы раздела.

Знать правила ухода за кожей.

04.10

 11

Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение. Гигиена зрения.

с.30-33

Практическая работа – игровые упражнения «Правила охраны зрения»

С.15-18

Работа по учебнику и тетради. Практическая работа «Правила охраны зрения». Усвоить понятия: зрачок, хрусталик, радужная оболочка. Знать названия и уметь показать на плакате строение глаза. Знать и применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни. Составлять связный рассказ на темы раздела.

Решение проблемной задачи и выяснение гигиенических правил для сохранения зрения.

06.10

 12

Слух. Гигиена слуха.

Обоняние

С.33-37

Составление памятки «Гигиена слуха»

С.15-18

Составление памятки «Гигиена слуха».  Знать названия и уметь показать на рисунке строение уха. Знать и применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни. Составлять связный рассказ на темы раздела.

11.10

 13

Вкус, осязание. Их роль в жизни человека.

с.37-39

Составление памятки»Охрана органов обоняния и вкуса»

С.15-18

Работа по учебнику. Составление памятки «Охрана органов обоняния и вкуса».  Знать строение и названия органов вкуса и осязания. Знать и применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни. Составлять связный рассказ на темы раздела.

13.10

 15

 Эмоции.  Чувства. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей  от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств

с.40-45

Сообщения учащихся «Правила управления эмоциями»

С.18-21

Различать полезные и вредные привычки; эмоциональные состояния и чувства окружающих.

Знать и применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни. Составлять связный рассказ на темы раздела.

Развивать представления об эмоциональном  состоянии человека;

Знать какое  влияние оказывают положительные и отрицательные эмоции на человека и учиться управлять своими эмоциями

18.10

 16.

Внимание, его роль в жизни человека.

с. 45-47

С.21-22

Обсуждение предположения»Нужно ли человеку внимание?».Чтение текста учебника. Работа в тетради.

20.10

 16

Урок повторения и обобщения Контрольная работа за 1 четверть.

с.30-39

Сообщения учащихся «Наши органы чувств», «Органы чувств животных»

Повторить и обобщить все изученные понятия. Уметь применять на практике полученные знания.

25.10

 17.

 Память, речь, мышление. Условия   их развития.

с.47-48

(частично отражено в учебнике)

С.21-22

Развивать память. Ответить на вопрос: Связаны ли память, речь и мышление? Читать текст учебника. Выполнить упражнения по улучшению своей памяти. Составлять связный рассказ на темы раздела. Знать какие привычки влияют на память.

27.10

2 четверть ( 16  часов)

Ты и твое здоровье.

 18.

Здоровье человека. Знание своего организма – условие здоровья  и эмоционального благополучия.

с.50

Сообщения учащихся «Здоровый образ жизни»

С.22-25

Чтение текста учебника. Выполнение заданий в тетради. Знать и применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни.

Знать, что здоровье человека есть его самая большая ценность,  нужно хотеть и уметь оберегать его;

Расширять знания учащихся об укреплении своего здоровья;

Раскрыть последствия увлечения вредными для организма веществами:

табаком, алкоголем, наркотиками;

08.11

 19.

 

Режим дня школьника. Здоровый сон.  

с.51-53

Практическая работа. «Составление режима дня школьника для будней и выходных»

С.22-25

Составление режима дня. Знать для чего нужен сон. Какие последствия для организма несёт недосыпание. Чтение текста учебника. Выполнение заданий в тетради. Знать и применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни.

Составлять связный рассказ на темы раздела

10.11

 20.

Правильное  питание.

с.53-56

Практическая работа «Составление меню школьника»

С.22-25

Знать и применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни. Уметь называть продукты питания богатые витаминами А,В, С, D. Составить «Меню школьника».

Составлять связный рассказ на темы раздела

15.11

  21.

Закаливание.

с.56-62

С.22-25

Знать и применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни. Знать терминологию, правила закаливания.

17.11

22.

Проверочная работа по теме: «Как устроен и работает организм человека».

Уметь применять на практике полученные знания.

22.11

23.

Вредные привычки (курение, спиртное)

с.63-66

С.25-27

Различать полезные и вредные привычки; эмоциональные состояния и чувства окружающих. Знать права гражданина в России.

Знать и применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни.


24.11

24.

Когда дом становится опасным. Огонь – друг и враг. Острые предметы -  это опасно! Работа с компьютером.

с.66-72

С.25-27

Уметь предвидеть опасности, подстерегающие их дома, в быту, в природе; Знать правила противопожарной безопасности, номера основных служб спасения.

29.11

25.

 Опасности улиц и дорог.

с.72-77

Знать правила перехода через дорогу, и правила поведения на улице.

01.12

26.

Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Ядовитые растения и грибы.

с.78-83

Знать правила поведения в экстремальных ситуациях. Уметь оказать первую помощь.

06.12

27.

Детские  болезни  (грипп, аллергия и др.)

с.83-86

С.28

Читать текст учебника и выполнять задание в тетради. Знать что такое детские болезни и какие бывают.

08.12

28.

 Помощь при головных болях, болях в животе,  носовых кровотечениях. Домашняя  аптечка.

с.86-88.

Практическая работа. «Оказание первой помощи при несчастных случаях»(обработка ран, наложение повязок, компрессов)

Уметь оказывать первую помощь при несчастных случаях.

13.12


Человек – часть природы.

29.

Отличие  человека  от животных (прямохождение, речь, сознание, деятельность, творчество). Предшественники человека. Передача отношения человека к природе в верованиях, искусстве, литературе*.

с.90-93

С.29

Обсуждение проблемы: «Что может человек и не может животное. Почему?». Выполнение заданий в тетради.

15.12

30.

От рождения до старости. Почему пожилым людям нужна твоя помощь.

Контрольная работа по итогам 2 четверти.

с.93-100

С.30

Работа с рубрикой «Выскажи предположение».Рассказы детей «Что я помню о своём детстве». Работа с рубрикой «Картинная галерея». Подготовить сообщение на тему: «Почему пожилым нужна твоя помощь?»

Уметь применять на практике полученные знания.

20.12


Человек среди людей.

31.

Доброта, справедливость, забота о больных и стариках – качества культурного человека. Умение общаться.  Почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

с.100-122

(Нетрадиционная форма проведения урока)

Работа с текстом учебника. Обсуждение прочитанных историй. Рассуждение на тему: для чего делают добро? Знать понятие – справедливость. Уметь приводить примеры из жизни о справедливости, честности, трудолюбии. Вспомнить пословицы и поговорки на данную тему. Учиться общению друг с другом, вести беседу. Знать почему нельзя общаться с незнакомцами.

22.12

Человек и общество, в котором он живет (37 часов)

Родная страна: от края до края.

32.

Экскурсия в краеведческий (художественный ) музей, музей традиционной культуры

27.12

33.

Природные зоны России. Арктика (растительный и животный мир, труд и быт людей)

с.6-9

Сообщения по теме

С.4-9

Знать и уметь показать на карте географическое положение России, Умение определять её водные и сухопутные границы, ориентироваться по карте России;

Знать природные зоны России: их природные условия, растительный и животный мир, занятия населения;

Показать приспособляемость организмов к условиям  окружающей среды; Знать о природных и географических особенностях Белгородской области;

Уметь работать с географической картой

29.12


3 четверть ( 20 часов)

34.

Тундра (растительный и животный мир, труд и быт людей)

с.9-14

Сообщения по теме

С.10-13

Знать и уметь показать на карте географическое положение России, Умение определять её водные и сухопутные границы, ориентироваться по карте России;

Знать природные зоны России: их природные условия, растительный и животный мир, занятия населения;

Показать приспособляемость организмов к условиям  окружающей среды; Знать о природных и географических особенностях Белгородской области;

Уметь работать с географической картой

17.01

19.01

35.

Тайга  (растительный и животный мир, труд и быт людей)




с.14-21

Сообщения по теме




С.10-13




24.01

36.

Смешанные леса (растительный и животный мир, труд и быт людей)

с.21-23

Сообщения по теме

С.10-13

37.

Степь (растительный и животный мир, труд и быт людей)

с.23-25

Сообщения по теме

С.10-13

Знать и уметь показать на карте географическое положение России, Умение определять её водные и сухопутные границы, ориентироваться по карте России;

Знать природные зоны России: их природные условия, растительный и животный мир, занятия населения;

Показать приспособляемость организмов к условиям  окружающей среды; Знать о природных и географических особенностях Белгородской области;

Уметь работать с географической картой

26.01

38.

Пустыня. Влажные субтропики. (растительный и животный мир, труд и быт людей)

с.25-28

Сообщения по теме

С.10-13

Знать и уметь показать на карте географическое положение России, Умение определять её водные и сухопутные границы, ориентироваться по карте России;

Знать природные зоны России: их природные условия, растительный и животный мир, занятия населения;

Показать приспособляемость организмов к условиям  окружающей среды; Знать о природных и географических особенностях Белгородской области;

Уметь работать с географической картой

31.01

Почвы России.

40.

Почва – среда обитания растении и животных. Плодородие почв. Охрана почв.

с.29-32

Практическая работа «Свойства почвы»

Сообщения учащихся «Образование почвы, охрана почв»

С.13-14

Иметь сформированные  представления о почве как о верхнем плодородном слое земли – среде обитания растений и животных, о её составе и необходимости охраны от разрушения и загрязнения. Знать состав почвы. Уметь отличить плодородную почву от неплодородной.

02.02

39.

Контрольная работа «Природные зоны»

Повторить и обобщить все изученные понятия. Уметь применять на практике полученные знания.

07.02

Рельеф России.

41.

Восточно – Европейская равнина, Западно – Сибирская равнина (особенности, положение на карте)

с.32-38

Практическая работа с картой

С.15-19

Иметь первоначальное представление о рельефе Земли (России в частности) Знать  что такое рельеф, Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Урал – Каменный пояс. Уметь находить на карте Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Урал. Знать какие реки протекают по этим территориям. Работать с учебником и тетрадью.


09.02

Как развивались и строились города.

42.

Особенности расположения Древних городов. «Кремлёвские» города. Улицы. История и происхождение названий.

с.38-46

Экскурсия в один из музеев города.

С.20-22

Усвоить понятия: Древняя Русь, город, территория, строительство, кремль, Московский Кремль, Грановитая палата, Казань, Нижний Новгород, улица.  Знать особенности  расположения древних городов,  особенности  возникновения  названий городов, улиц;

Знать устройство древнерусского города;

Сформировать представление о кремле как центральной части города;

 Сформировать представление о связи названий городов, сёл  с  историей их возникновения;

Формировать знания о значении города, области в истории России;

Умение ориентироваться в своём родном городе

14.02

Россия и её соседи

43.

 Япония,  Китай  (особенности географического положения, природы, труда и культуры народа)

с.47-50

Сообщения по теме

С.22-23

Знать страны соседствующие с Россией-  Япония, Китай,  Финляндия, Дания . Уметь показать их на карте. Знать названия народов, климатические условия и культурных обычаях. Подготовить сообщение о государстве-соседе России.


16.02






21.02



44.

 Финляндия,  Королевство Дания. (особенности географического положения, природы, труда и культуры народа).

 Какие расы живут на Земле.

с.50-54

Сообщения по теме

С.22-23

Человек и культура

45.

Человек – творец культурных ценностей.

с.56-57

Экскурсия по городу

Подвести учащихся к осознанию понятия «культура», к первоначальному выделению её составляющих (образование, книгопечатание, различные виды искусства и др.);

Ознакомить с духовными ценностями, составляющими культуру общества;

Познакомить учащихся с развитием культуры и письменности на Руси;

дать представление о летописях как исторических документах;

 Познакомить с деятельностью князя Владимира Мономаха и его «Поучением»;

Познакомить учащихся с системой образования в России 10- 19 веков, печатанием первых книг;

Познакомить учеников с личностью

М.В. Ломоносова; Н.М. Пржевальского;

Формировать знания об историческом прошлом и настоящем Смоленщины, о культурном наследии и духовных традициях;

Воспитывать уважительное отношение к национальной культуре, народным традициям

23.02

28.02

46.

О чём рассказывают летописи. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты

с.57-61

Сообщения по теме

«Летописцы»

С.24


47.

Школы, книги, библиотеки в разные времена. Первые  школы  на Руси

 Первые   печатные книги.  Иван Федоров. «Поучение» Владимира Мономаха.

с.62-67

Сообщения по теме

«Первопечатник Иван Фёдоров»

С.25-28

02.03








07.03





09.03

48

Просвещение в России при Петре I . Просвещение во второй половине 18 века. Первые университеты в России. М. В. Ломоносов.

С. 67-73

Сообщения по теме

С.25 -28

49.

Школа и образование  в 19 веке,  в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.

с.73-75

Сообщения по теме

«Образование в Советской России»

С.25-28

Искусство России в разные времена

50.

Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древняя  икона. Андрей Рублев.

с.75-79

С.28-30

Формировать представления учащихся об историческом пути развития общества, о взаимосвязи человека с культурой конкретной эпохи, общественными событиями и государственным устройством;

Раскрыть детям творческий характер трудовой деятельности, подчеркнуть, что творчество различных людей стало необходимым условием развития культуры общества;

Познакомить детей с особенностями архитектуры Древней Руси, памятниками зодчества, с русской иконописью;

Расширить знания учащихся  о художественных ремёслах Древней Руси и об истории русского искусства и культуры, о русских мастерах;

Познакомить учащихся с наиболее известными российскими писателями, поэтами, композиторами, художниками, жившими в разные эпохи;

Формировать знания о смолянах, прославивших родной край;

Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства и творчества;

Развивать познавательную активность младших школьников, творческие способности, любознательность,  речь, память, мышление, воображение, умение слушать

14.03



16.03



21.03

51.

Художественные ремесла и музыка  в Древней Руси. Древнерусский театр

с.79-85

С.28-30

52.

Искусство России 18 века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова

с.85-87

С.31

53.

Изобразительное искусство 18 века. Возникновение публичных театров

с.88-92

Возможна экскурсия в музей М.С. Щепкина

С.31

23.03

4 четверть (  15 часов)

Искусство России 19 века

54.

 «Золотой век русской культуры». «Солнце русской поэзии» – А.С.Пушкин (страницы жизни  и творчества)

с.92-96

Сообщения по теме

С.31-36

Формировать представления учащихся об историческом пути развития общества, о взаимосвязи человека с культурой конкретной эпохи, общественными событиями и государственным устройством;

Раскрыть детям творческий характер трудовой деятельности, подчеркнуть, что творчество различных людей стало необходимым условием развития культуры общества;

Познакомить детей с особенностями архитектуры Древней Руси, памятниками зодчества, с русской иконописью;

Расширить знания учащихся  о художественных ремёслах Древней Руси и об истории русского искусства и культуры, о русских мастерах;

Познакомить учащихся с наиболее известными российскими писателями, поэтами, композиторами, художниками, жившими в разные эпохи;

Формировать знания о смолянах, прославивших родной край;

Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства и творчества;

Развивать познавательную активность младших школьников, творческие способности, любознательность,  речь, память, мышление, воображение, умение слушать

04.04

55.

Творчество поэтов, писателей 19 века:  В.А. Жуковский. А.Н. Плещеев, Н.А.Некрасов,  В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н.Толстой, А.П. Чехов

с.96-102

(интегрированный урок окружающий мир – литературное чтение)

С.31-36

06.04

56.

Композиторы 19 века. Михаил Иванович Глинка, П.И. Чайковский

с.102-106

(интегрированный урок окружающий мир – музыкальное искусство)

С.31-36

11.04

57.

Художники 19 века. В. А. Тропинин. И. И.И.  Левитан. И. Е. Репин.

с.106-114

(интегрированный урок окружающий мир – изобразительное искусство)

С.31-36

13.04

Искусство России 20 века

58.

Творчество архитекторов. Известные сооружения  советского периода (Мавзолей. МГУ, Останкинская телебащня и др.). Творчество художников  России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич)

с.115-120

Возможна экскурсия в художественный музей

Формировать представления учащихся об историческом пути развития общества, о взаимосвязи человека с культурой конкретной эпохи, общественными событиями и государственным устройством;

Раскрыть детям творческий характер трудовой деятельности, подчеркнуть, что творчество различных людей стало необходимым условием развития культуры общества;

Познакомить детей с особенностями архитектуры Древней Руси, памятниками зодчества, с русской иконописью;

Расширить знания учащихся  о художественных ремёслах Древней Руси и об истории русского искусства и культуры, о русских мастерах;

Познакомить учащихся с наиболее известными российскими писателями, поэтами, композиторами, художниками, жившими в разные эпохи;

Формировать знания о смолянах, прославивших родной край;

Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства и творчества;

Развивать познавательную активность младших школьников, творческие способности, любознательность,  речь, память, мышление, воображение, умение слушать

18.04

59.

 Поэты 20 века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак. А.Т. Твардовский). Детские писатели  и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.)

(тема не отражена в учебнике)

Возможна экскурсия в литературный музей

20.04

60.

Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович).

Современный театр.

(тема не отражена в учебнике)

Возможна экскурсия в муз. училище

25.04


Человек – защитник своего отечества.

61.

Человек – воин. Войны  в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями.

Боги войны

с.122-126

Практическая работа с историческими картами

С.37-41

Раскрыть важнейшую обязанность гражданина – защита родной страны от врагов;

Познакомить с именами русских полководцев, народных героев, прославивших Родину; Дать первоначальное представление  о кочевниках – половцах, немецких и шведских рыцарях-крестоносцах, Золотой Орде; Охарактеризовать ход военных действий во время Ледового побоища; Познакомить учеников с историей знаменитой Куликовской битвы и её значением для Руси;

Познакомить учащихся с историей военных лет:1941-1945 годов;

Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; бережное отношение к памятникам прошлого

27.04

62.

Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской

Борьба русского народа с польскими захватчиками в 18  веке.

Минин и Пожарский. Иван Сусанин.

Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства.

с.126-128

Практическая работа с историческими картами

С.37-41

02.05

63.

Отечественная война 1812 года.  М.И. Кутузов.

Партизанская война 1812 года.

Василиса Кожина. Ордена и награды. Военные костюмы.

с.128-129

С.37-41

04.05

64.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Битва под Москвой. Сталинградская битва.

с.130-136

С.37-41

11.05

65.

Великая Отечественная война 1941-1945 г. Танковое сражение на Курской Дуге. Помощь тыла фронту

Экскурсия в музей-диораму

16.05

66.

Великая Отечественная война  1941-1945 г. Наступление и победа советского народа.

с.137-138

С.37-41

18.05


Гражданин и государство.

67.

Контрольная работа «Человек и общество, в котором он живёт». Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры России. Символы царской власти в России. Первый президент России. Государственная дума современной России.

с.140-141

С.41-43

Познакомить учеников с понятиями «гражданин»,  «государство»;

Сформировать представления о современном государственном устройстве России,  о многонациональном характере населения нашей страны;

Расширить  представления учащихся  об основных правах и обязанностях граждан России,  о государственных символах Российской Федерации;

Познакомить учащихся с правами детей

23.05

68.

Россия – наша Родина.  Права и обязанности  граждан России.

с.141-146

25.05

* - к        Курсивом обозначены  темы для обеспечения широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию  (для реализации культурологического принципа построения курса «Окружающий мир» см. программу 2008 г. с. 92 )

Приложение №2

Нормы оценок за все виды работ соответствуют общепринятым  требованиям.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

  1. Неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  2. Нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  3. Неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  4. Ошибки в сравнении объектов,  их классификации на группы по существенным признакам;
  5. Незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  6. Отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой,  приводящие к неправильному результату;
  7. Неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  1. Преобладание при описании объекта его несущественных признаков;
  2. Неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  3. Отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  4. Неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  5. Неточности при нахождении объекта на карте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века. 2 класс...

Рабочая программа по окружающему миру "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру  "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс

Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ....

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа 21 века"

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основании Основной образовательной программы начальн...

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 Школа XXI века

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 Школа XXI века...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века" - 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Н. Ф. Виноградовой ...

рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века",1-4 классы

рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века",1-4 классы...