Как человек использует свойства воды
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Конспект урока по окружающему миру
4 класс УМК «Школа 2100»
Учитель: Буянова Татьяна Никтарьевна
Тема: «Как человек использует свойства воды?»
Цели:
1. Закрепить осознание особой важности воды для всего живого на Земле, сформировать знания основных физических и химических свойств воды;
2. Продолжить развитие навыков экспериментального исследования свойств вещества, формирование умения устанавливать причинно – следственные связи между явлениями;
3. Воспитывать бережное отношение к воде, её экономное расходование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_chelovek_ispolzuet_svoystva_vody.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру
4 класс УМК «Школа 2100»
Учитель: Буянова Татьяна Никтарьевна
МБОУ СОШ № 33 г. Смоленск
Тема: «Как человек использует свойства воды?»
Цели:
- Закрепить осознание особой важности воды для всего живого на Земле, сформировать знания основных физических и химических свойств воды;
- Продолжить развитие навыков экспериментального исследования свойств вещества, формирование умения устанавливать причинно – следственные связи между явлениями;
- Воспитывать бережное отношение к воде, её экономное расходование.
Ход урока
- Организационный момент.
- Сообщение темы и задач урока.
- Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. Ты самое большое богатство на свете…
Антуан де Сент – Экзюпери
У.Как эти слова связаны с вашим домашним заданием?
3. Проверка домашнего задания.
- К сегодняшнему уроку вам необходимо было поработать с учебниками прошлого года и вспомнить изученные нами свойства воды.
(на доске по ответам детей собирается схема)
прозрачность
не имеет вкуса
не имеет запаха
растворитель
текучесть
принимает форму сосуда
- Прослушивается индивидуальное сообщение о важности воды для жизни человека.
- Какой вывод по домашнему заданию можно сделать?
Дети обобщают всё услышанное.
- Работа над темой урока.
- Как вы считаете, все ли свойства воды нам известны? Аргументируйте свой ответ?
- продолжите предложение:
Мы встречаемся с ними очень часто, но не знаем… (как их назвать и как использовать)
- Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока?
Как человек использует свойства воды…
- Какой знак вы бы поставили в конце этого предложения, почему?
(знак вопроса)
- Какие задачи будут стоять перед нами?
(узнать о новых свойствах, назвать новые свойства, определить где они применяются)
- Начнём мы работу с вопроса:
Какие предметы тонут в воде, а какие нет.
(тонут в воде предметы, состоящие из вещества, которое тяжелее воды; не тонут предметы, состоящие из вещества, которое легче воды)
Группа экспертов (специально подготовленные дети) готовилась к сегодняшнему уроку. Их задача передать информацию вам.
1 опыт | Перед нами ёмкость с водой. Постепенно я опускаю в неё железную гирю. Что мы наблюдаем? (вода выливается из стакана? Мы видим явление, открытое греческим учёным Архимедом. Согласно закону Архимеда, на каждый предмет, погружённый в воду, действует направленная вверх сила, равная весу воды, вытесненной данным телом. Это выталкивающая сила воды. |
- Кто запомнил название свойства?
- Где в жизни мы встречаемся с этим свойством?
работа с учебником | - А теперь давайте узнаем, как человек использует это свойство. (самостоятельная работа с книгой) |
- кто сможет объяснить, почему наша гиря утонула, а корабли, построенные из железа не тонут?
(дети пересказывают часть текста учебника)
2 опыт | Перед нами сообщающиеся сосуды. Сейчас в один из них я буду наливать воду. Что происходит? Архимед заметил, что в сообщающихся сосудах устанавливается одинаковый уровень жидкости. Это свойство названо законом сообщающихся сосудов. |
- Кто запомнил название?
- Где в повседневной жизни мы с этим встречаемся?
работа с учебником | - А теперь давайте узнаем, как человек использует это свойство. (самостоятельная работа с книгой) - Что вы заметили? О чем мы не говорили? (сила тяжести) - Где это свойство можно использовать? (лужи, фонтан, водопровод, водяное колесо, мельница, турбина) |
- Подумайте, какие сосуды будут сообщающимися, объясни своё предположение.
ФИЗМИНУТКА
3 опыт | (самостоятельная работа с учебником) - Какое свойство воды проиллюстрировано? (вода – растворитель) - Как это свойство мы используем в жизни? Эксперты к уроку готовили небольшое исследование. Помог им в этом журнал «Наука опытным путём». Сейчас они вам об этом расскажут. Задумывались ли вы, почему, моясь водой с мылом, мы становимся чище, чем при мытье одной водой? Вода способна растворить многие вещества, одноко жир ей не поддаётся. Именно поэтому всёжирное плохо смывается с рук и тела. Чтобы смыть жир полностью, его надо расщепить. Мыло обладает такой способностью, потому – что мыло это соль. Соль, которую добавляют в пищу – это лишь один из видов соли. Но кроме поваренной, существуют и многие соли, состоящие из металла и неметалла. Даже чистая питьевая вода содержит много солей, в особенности солей кальция и магния. Вода содержащая много солей называется – жёсткой, мыло плохо пенится. На этом основано исследование. В больших количествах соли жёсткой питьевой воды могут быть вредны для человека. Результаты исследования вынесены на диаграмму. |
На доске:
1 – вода из школы
2, 3,4 – из микрорайонов города
(дети описывают диаграмму, указывают, сколько капель жидкого мыла понадобилось в каждом случае)
- Кто сможет сделать вывод какую воду пить не желательно?
- Где вода по качеству лучше?
- Какой вывод можно сделать?
- Где в быту мы встречаемся с понятием «жёсткость» воды?
(стиральные порошки, моющие ср-ва)
самостоятельная работа в парах | У учащихся на парте карточка, с которой они работают в паре. - Подчеркните названия веществ, которые можно растворить в воде. Песок, сода, стиральный порошок, соль, сахар, мёд, железо, пластилин, масло, бензин, серебро, воск, бетон, цемент, уксус, стекло, снег, карамель, древесные опилки, рыбий жир. |
Подводится итог работы в парах. Дети озвучивают свои варианты.
(желательно чтобы были неправильные ответы и дети могли бы исправить ошибки)
4 опыт работа с учебником | - Давайте прочитаем текст на с.87 об изобретении. Какое свойство воды используется? (несжимаемость) Посмотрите на предметный стол, чем бы можно было это свойство доказать? (шприц) |
- Итог урока
Подводя итог урока, дополняется материал на доске, появляются названия новых свойств. Дети комментируют использование в быту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока с презентацией. Тема: "Как человек использует свойства воды"_4 класс_программа "Школа 2100".
Формирование познавательных УУД на уроках окружающего мира. Программа "Школа 2100"....
Как человек использует свойства воды?
1.Сформировать у учащихся понятие о выталкивающей силе и важнейших свойствах воды- несжимаемости, одинаковом уровне жидкости в сообщающихся сосудах, воде как растворителе.2.Познакомить со свойствами ...
Как человек использует свойства воды 4 класс УМК Школа 2100
Цель:1. -Сформировать у учащихся понятия о выталкивающей силе и важнейших свойствах воды –несжимаемости, одинаковом уровне жидкости в сообщающихся сосудах, воде как растворителе.2. –Способ...
План - конспект урока - исследования по окружающему миру "Как человек использует свойства воды", 4 класс
Урок носит научно-исследовательский характер и проходит в форме игры. Учащиеся попадают в научную лабораторию, проводят опыты, исследуют свойства воды. Знакомятся с законами Архимеда. На протяжении вс...
Урок окружающего мира в 4 классе. Как человек использует свойства воды.
Расширить представление учащихся о значении воды через актуализацию имеющихся и получение новых знаний об основных свойствах воды и ее роли в жизни и деятельности человека....
План - конспект урока окружающего мира для 4 класса "Как человек использует свойства воды"
План - конспект урока окружающего мира для 4 класса (образовательная система "Школа 2100") по теме "Как человек использует свойства воды"...
ТЕСТ «Как человек использует свойства воды»
цель: контроль знаний. УМК "Школа 2100"...