Как человек использует свойства воды?
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
1.Сформировать у учащихся понятие о выталкивающей силе и важнейших свойствах воды- несжимаемости, одинаковом уровне жидкости в сообщающихся сосудах, воде как растворителе.
2.Познакомить со свойствами воды и бережное отношение к ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzh.mir_4_kl._shkola_2100.voda_okr.mir_4_kl.ppt | 1.52 МБ |
mavlyutova_voda.doc | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Тема: Как человек использует свойства воды?
( первый урок)
Цели:
1.Сформировать у учащихся понятие о выталкивающей силе и важнейших свойствах воды- несжимаемости, одинаковом уровне жидкости в сообщающихся сосудах, воде как растворителе.
2.Познакомить со свойствами воды и бережное отношение к ней.
3.Воспитывать уважение друг другу , умение работать в группах.
Оборудование: иллюстрации использования человеком различных свойств воды, оборудование для опытов изучению выталкивающей силы воды, плавания дерева и железа, сообщающихся сосудов (две банки с разным уровнем воды и шланг); фильтр из промокательной бумаги для изучения фильтрации, шприц.
I.Организационный момент
II.Постановка проблемы и актуализация знаний.
Загадка: 1 слайд
-Какое полезное ископаемое ценное? (вода) 2 слайд
Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, что вы уже знаете.
-Для чего нужна вода живым организмам? 3 слайд
(Основу состава живых организмов составляет вода, она наполняет все клетки растений и животных. Поэтому подавляющее большинство растений и животных должны потреблять воду. Однако некоторые пустынные животные могут извлекать воду из пищи.
Кроме того, растения поглощают воду и используют ее для производства органических веществ.
Наконец, важную роль играет вода в регуляции температуры животных и растений. При испарении воды поглощается тепло, так что организм охлаждается. ) 4 слайд
-Какие природные явления связаны с переходом воды из одного состояния в другое?
(Как и многие другие вещества, вода в природе бывает в трех агрегатных состояниях. 5 слайд
При этом со сменой состояния воды связан целый ряд природных явлений, имеющих отношение к погоде.
Водяной пар – прозрачный бесцветный газ.
Туман состоит из очень мелких капелек воды. 6 слайд
Ранним утром лежат на травинке и веточках деревьев круглые бисеринки-это роса 7 слайд
Иней один из красивых моментов природы. 8 слайд
Облака тоже состоят из мельчайших капелек воды. Чем темнее цвет облаков, тем больше в них влаги. 9 слайд
Сливаясь друг с другом, капельки становятся тяжелее и выпадают из туч на землю в виде дождя. 10 слайд
Если воздух холодный, капли замерзают и превращаются в снежинки.
11 слайд
При замерзании воды она превращается в лед ,и ее объем возрастает.)
12 слайд
-Какие предметы тонут в воде, а какие- нет?(Тонут в воде предметы, состоящие из веществ, которые тяжелее воды; наоборот, не тонут предметы, состоящие из веществ, которые легче воды.)
Проблемная ситуация: Учащиеся читают диалог Лены и Миши на с.15 учебника.
Лена: Миш, смотри: вода мои руки выталкивает!
Миша: Это- выталкивающая сила, она и мне плавать помогает!
-Как выталкивающая сила помогает плавать?(версии детей)
-Определите тему урока.
Дети. Сегодня на уроке мы будем знакомиться со свойствами воды и их испол ьзованием.
Физкультминутка
Групповая практическая работа.
Опыт по заданию 1 на с.18.
Описание опыта№1.
На штативе прикреплена резинка. На эту резинку прикрепляют гайку и погружают в воду. Погруженная в воду гайка вытеснила из стакана такой же объем воды. Теперь гайка растягивает резинку слабее. Значит ,на гайку действует еще одна сила, направленная вверх.
-Какой вывод можно сделать? Куда направлена выталкивающая сила?
(Выталкивающая сила направлена вверх и равна весу вытесненной воды)
Описание опыта №2.
В стакан с водой опустите кусок дерева.
-Что наблюдали?(Дерево выталкивается на поверхность, потому что весит меньше вытесненной воды.)
Описание опыта№3.
В стакан с водой опустите кусок железа.
-Что наблюдаем?(Железо тонет, так как его вес больше, чем выталкивающая сила)
Работа с рисунком на с 15 учебника.
-Почему не тонет корабль, корпус которого сделан из железа?
(Подводная часть корабля заполнена воздухом, который вытесняет очень большой объем воды и очень мало весит.)
-Как человек использует выталкивающую силу воды?
(На действии выталкивающей силы основано строительство кораблей, лодок и плотов.)
-В каком направлении текут реки?
(Под действием тяжести воды всегда стекает в сторону понижения. Течение воды -большая сила.)
Описание опыта №4 (сообщающиеся сосуды)
На столе две банки с большим и меньшим количеством воды. Для того чтобы вода потекла из аквариума, надо наполнить шланг водой и держать его концы, а после правильной установки аквариума отпустить.
-Что наблюдаем?
(Если соединить два любых сосуда, то в них установится одинаковый уровень жидкости.)
-В каком направлении движется вода?
(Вода течет туда, где ее уровень ниже)
-Какой уровень имела вода в банках до начала опыта и по окончании?
(До начала опыта вода имела разный уровень воды, а после окончания опыта вода в банках имела одинаковый уровень)
-Как человек использует это свойство воды?
(Это свойство было названо законом сообщающихся сосудов.)(При ответе используется рисунок водопровода на с.19)
Описание опыта №5
Приготовь пластмассовую пластинку или толстую картонку. Вылей на нее немного воды. Что вы заметили?
Наклони пластинку. Что произошло с водой?(По ровной поверхности вода растекается в разные стороны, по наклонной стекает под уклон).
Вывод: это свойство называется –текучестью.
-В каком направлении текут реки?(Реки тоже текут туда, где уровень воды ниже.)
-С какой скоростью текут равнинные и горные реки?
-Можно ли использовать силу тяжести течения рек?
(Равнинные реки текут медленнее, чем горные реки. Это свойство воды используют при построении водяного колеса и турбины.)
Описание опыта №6
В стакан с теплой водой кладут соль(сахар) и помешивают ложкой. Через некоторое время соль(сахар)полностью растворились.
Вывод: вода- хороший растворитель.
Описание опыта по фильтрованию№7
-Можно ли очистить воду после предыдущего опыта?
В стакан вставляют стеклянную воронку, в нее кладу фильтр из промокаемой бумаги и выливают мутную воду. Через некоторое время на дне стакана остается чистая вода, а остатки глины -на фильтре.
Описание опыта №8
В стакан с теплой водой кладут кусок глины. Она не растворяется, а плавает в виде едва заметных комочков, делая воду мутной.
Вывод: не все вещества растворяются в воде
Описание опыта№9
Приготовь полоски цветной бумаги:голубую,серую,синюю,желтую,белую,зеленую,красную.Сравнивай цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду голубой, серой, синей, желтой, белой, зеленой, красной?
Как видишь, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Какого же цвета вода?
Вывод: она бесцветна.
Описание опыта № 10
Каков вкус соли, сахара, лимона, лука? Соль соленая, сахар сладкий, лимон кислый, лук горький. Попробуй воду на вкус. Можно ли назвать ее сладкой, соленой, кислой, горькой? Нет, нельзя.
Вывод: она безвкусна.
Описание опыта №11
Когда твоя мама печет пирог, аппетитный его запах ты почувствуешь уже за дверями твоей квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы. А чем пахнет вода?
Вывод:она не имеет запаха.
Описание опыта №12
Вспомни, как ты в прошлом году изучал прозрачность льда и снега. Каковы результаты этого опыта? Изучи теперь прозрачность воды, поставив какой –нибудь предмет за стакан с водой или опустив его в воду. Можно ли увидеть предмет за стаканом, а ложку в стакане? Что можно сказать о прозрачности воды?
Вывод: вода прозрачна.
Описание опыта №13
В один стакан и одно ведро налейте воды. В другой стакан и ведро положите по шарику. Изменилась ли форма шарика?(Шарик остался той же формы)
-А вода?(В стакане вода имеет форму стакана, в ведре -форму ведра.)
Вывод: вода не имеет своей формы.
Физкультминутка
III.Самостоятельное применение знаний.
Задание №4 с.22.
Вопрос. Нарисуйте, как вода потечет из шланга.(Здесь будет использован закон сообщающихся сосудов. В соответствии с ним вода из шланга польется вверх до уровня воды в колбе.)
Задание №9 с.22.
Вопрос. Какое свойство воды используют при стирке?(Стирка основана на свойстве воды быть хорошим растворителем).
VI.Подведение итогов.
Учащиеся обмениваются мнениями по выполнению заданий.
-Что нового узнали на уроке? 13 слайд
V.Домашнее задание. с.18-21,задание 6,10,11(по выбору)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как человек использует свойства воздуха
Данный урок является одним из уроков по окружающему миру в системе "Школа 2100". Использованы современные технологии: проблемно-диалогическая и ИКТ-технология. Урок насыщен демонстрационными опы...
Презентация к уроку "Как человек использует свойства воздуха".
Данная презентация является приложением к конспекту урока "Как человек использует свойства воздуха"...
Как человек использует свойства воды
Конспект урока по окружающему миру...
Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Как человек использует свойства воздуха.
Тема: Как человек использует свойства воздуха....
Презентация к уроку окружающего мира по теме : "Как человек использует свойства воздуха."
Презентация к уроку окружающего мира по теме : "Как человек использует свойства воздуха." 3 класс....
Конспект урока с презентацией. Тема: "Как человек использует свойства воды"_4 класс_программа "Школа 2100".
Формирование познавательных УУД на уроках окружающего мира. Программа "Школа 2100"....
Урок окружающего мира "Атмосфера. Свойства воздуха. Как человек использует свойства воздуха" (4 класс)
Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе по теме "Атмосфера. Свойства воздуха. Как человек использует свойства воздуха". Цель урока: повторить, какова роль атмосферы; как не...