Конспект урока "Что общего у разных растений."
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

1 КЛАСС «Мир вокруг нас» А. П. Плешаков  

Тема урока:Что общего у разных растений.

Дидактическая цель:Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации и привести их знания в систему.

Тип урока:урок усвоения новых знаний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1__klass_okr._mir..doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

1 КЛАСС «Мир вокруг нас» А. П. Плешаков  

Тема урока: Что общего у разных растений.

Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации и привести их знания в систему.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Задачи урока:

  1. Научить детей различать части растений;
  2. Изучить понятия: «корень», «стебель», «лист», «цветы», «плод с семенами».
  3. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Методы обучения:

  1. Репродуктивные – словесные, наглядные, практические.
  2. Продуктивные – частично-поисковые, наблюдение.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения:

  1. образцы растений;
  2. картины: куст смородины, дуб с желудями, мох сфагнум, водоросль валлиснерия, одуванчик, земляника с ягодой, вьюнок, пастушья сумка.
  3. плоды растений – яблоко, семечко подсолнуха, орех, жёлудь; корнеплоды – картофель, морковь, свёкла; растения у которых человек использует в пищу листья – капуста, петрушка, укроп, салат.
  4. учебник «Мир вокруг нас» А.П. Плешаков 1 класс.
  5. рабочая тетрадь на печатной основе «Мир вокруг нас» А.П. Плешаков

          1 класс.

Ход урока:

1. Организационный этап.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

На доске прикреплены картины.

- Ребята, что вы видите на этих картинах?

- Как назвать их, одним словом?

- Жизнь на Земле начиналась в море. И первыми на нашей планете появились растения. Многие из них потом выбрались на сушу и стали совсем другими. Одно из древнейших наземных растений – торфяной мох сфагнум. Он образует сплошной ковёр на поверхности клюквенных болот.

- А что общего у всех растений?

3. Актуализация знаний.

- Давайте рассмотрим для примера одуванчик. Этот цветок можно встретить почти  повсюду. Его корень имеет много отростков. Они впитывают влагу из почвы. Значит, корень питает растение водой. Одуванчик – многолетнее растение. Летом он запасает в своём корне питательные вещества. Весной из этого корня вырастет новый одуванчик. Вверх от корня идут побеги: коротенький стебель с листьями и ножка с цветком. Когда цветок отцветёт, останется подушечка, утыканная семенами.

4. Первичное усвоение новых знаний. Введение материала с учётом закономерностей процесса познания (восприятие и первичное осознание нового материала), осмысление связей и отношений в объекте изучения.

- Рядом с одуванчиком растут и другие растения.

- Вот дуб. Огромный, могучий ствол с раскидистыми сучьями. От сучьев отходят ветви поменьше, от тех – совсем маленькие веточки. А на веточках – листья. Растения поменьше часто имеют не один большой ствол, а несколько маленьких. Эти стволики идут от общего корня. Бывают и вьющиеся растения. Их стебель недостаточно прочен, он вьётся вокруг других стеблей или просто лежит на земле.

- Кто может показать стебель растений, изображённых на картинах?

- Чем отличаются стебли этих растений? (У яблони, смородины стебли прочные покрытые корой, а у остальных мягче, травянистые.)

Физминутка.

Ветер дует нам в лицо, (дети машут руками)

Покачнулось деревцо, (поднимают руки ладошками вверх и покачивают руками)

Ветерок всё тише - тише, (наклоняются вниз)

Деревцо всё ниже – ниже.(опускают руки вниз и покачивают руками)

- Какую ещё часть у растения мы можем с вами выделить? (Цветы и плоды с семенами.)

- Жизнь растения полна опасностей, но несмотря на эти опасности, часть растений всё же выживает и приносит семена. Одуванчик снабжает свои семена летучками: пушистыми хохолками. А у семян берёзы и клёна есть специальные крылышки для полёта, созревшие, сухие плоды репейника цепляются крючочками за одежду. У земляники семена расположены на поверхности ягоды. Многие плоды становятся особенно яркими когда созревают их семена.

- Рассмотрим яблоко в разрезе.

- Если плод разрезать пополам, мы увидим семена внутри. Внутри любого плода могут быть семена.

- Рассмотрим корнеплоды – картофель, морковь, свёклу.

- Как вы думаете, к какой части растений они относятся?

- Если разрежем картофель, увидим мы внутри семена?

- Разрезаем пополам и рассматриваем.

- Все эти части находятся в земле. Как же мы их можем назвать (корни). Это корни или корнеплоды. Именно их мы  и употребляем в пищу. А из почек на клубнях вырастают новые кусты картофеля.

- В начале урока мы говорили о том, что жизнь растений началась в море. Что же осталось общего у этих растений. Растений моря и растений суши. Что передали водоросли своим сухопутным потомкам? Это лист. У листа был свой предок, ещё более древний. Это водоросль, которую можно разглядеть только в микроскоп.

5. Первичная проверка понимания.

- Ребята, а давайте проверим, правильно ли мы выделили части растений. Откройте учебник, найдите запись внизу на левой странице.

- Какое растение несёт черепаха? (землянику)

- Назовите его части.

- найдите растения в верхней части страницы. Прочитайте названия растений. (пастушья сумка, настурция)

- Соедините линиями одни и те же части растений.

Работа по учебнику страница 18. Ребята задания выполняют самостоятельно.

6. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для её применения по образцу.

- Давайте откроем рабочую тетрадь на странице 8. И попробуем собрать растение из частей. Какое растение получилось. (цветок колокольчик)

- Собирают самостоятельно.

7. Обобщение и систематизация знаний.

- Я вам сейчас загадаю загадки:

1. Дышит, растёт,

    А ходить не может. (растение)

2. Летом холодит,

    Зимой согревает. (дерево)

3. Сидит – зеленеет,

    Летит – пожелтеет,

    Падает – почернеет. (лист)

4. Какой колокольчик не звенит? (цветок)

5. В золотой клубочек

    Спрятался дубочек. (жёлудь)

6. Есть один такой цветок,

    Не вплетёшь его в венок.

    На него подуй слегка,

    Был цветок – и нет цветка. (одуванчик)

- Давайте посмотрим в учебнике на страницу 18, какое  ещё растение нарисовано на этой странице? (кабачок)

- Покажите нижнюю часть растения. Как она называется? (корень)

- Как называется часть растения, идущая от корня? (стебель)

- Что крепится к стеблю с помощью черешка? (лист)

- Какие ещё части растения вы можете выделить? (цветы, плод с семенами)

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

1. Если у тебя дома есть растение в горшочке, рассмотри его и найди главные части: побеги (стебли и листья), цветы, плоды.

2. Если у тебя есть дачный участок и ты помогаешь старшим в саду, вырви сорное растение, рассмотри его и найди главные части.

9. Рефлексия.

- Пригодится ли знание как устроено растение в повседневной жизни?

- Как вы думаете людям каких профессий необходимо знать что общего у растений?

- На следующем уроке мы познакомимся кто такие насекомые. Узнаем как насекомые помогают растениям опыляться. А насекомые даром опылять не будем. Его надо чем – то приманить. И тут уж цветочным хитростям нет конца.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока для 1 класса "Что общего у разных растений?"

Цель: формировать представления о частях растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами);Планируемы результаты:-предметные:     ...

Конспект урока по окружающему миру "Что общего у разных растений?"

Данный материал предназначен для проведения урока окружающий мир в первом классе....

План-конспект урока. Что общего у разных растений?

Урок окружающего мира "Что общего у  разных растений" 1 класс, УМК "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира " Что общего у разных растений?"

Конспект урока окружающего мира в 1 классе "Что общего у разных растений?"...