Конспект урока по окружающему миру "Что общего у разных растений?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Кузнецова Ирина Викторовна

Данный материал предназначен для проведения урока окружающий мир в первом классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx31.72 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx847.01 КБ

Предварительный просмотр:

Кузнецова Ирина Викторовна

                                                                                                                                                                               учитель начальных классов

                                                                                                                                       МКОУ «Шалинская СОШ № 45»

                                                                                                                                    п. Шаля

                                                                                                                                            Свердловская область

Предмет: окружающий мир

Класс: 1 класс

Тип урока: урок получения новых знаний

УМК: «Школа России»

Технологическая карта

Тема

Что общего у разных растений ?

Цели урока

  • Познакомить учащихся с частями растений.
  • Выяснить значимость каждой части растений.
  • Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи, творческих способностей учащихся, умения обобщать и делать выводы.
  • Развивать  наблюдательность, познавательный интерес.
  • Воспитание умения дисциплинированно, целенаправленно и результативно работать парами, принимать другие интересы, взгляды, уметь слушать других.
  • Воспитывать бережное отношение к растениям.

Планируемые результаты

Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников и учителя; бережное отношение к природе.

                     

Метапредметные:

  • Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
  • Познавательные УУД –умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос на основе жизненного опыта приводить примеры, аргументы, факты для формирования целостной картины мира.
  • Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Предметные- научить различать и называть части растений; обогатить словарный запас учащихся; развивать критическое мышление , закрепить умение правильно, красиво оформлять свои мысли.

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир»

 Мультимедиапроектор, интерактивная доска, документ камера,  гербарии растений, картинки цветов, муляжи фруктов, карточки для работы в парах и группах, иллюстрация  Мудрой черепахи и муравья Вопросика, наглядность для сценки, смайлики для самооценки.

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах.

Этапы урока

Деятель-

ность

учителя

Деятель-

ность

ученика

Задания  для уч-ся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

предметные

УУД

1.Самоопределение к деятельности.

Орг.момент

2 Актуализация знаний.

.

3.Целеполагание и мотивация

4.Изучение нового материала

Физкультминутка

5. Применение полученных знаний.

6.Рефлексия.

7.Оценивание деятельности на уроке.

Создает условия для

организован-ного начала

урока, для самоопределе-

ния к учебной

деятельности

Показывает на слайдах рисунок цветка подсолнечника, плода арбуза,  листьев крапивы,

веточки березы, веточки лиственницы с иголками и шишками, кисти рябины, букета ромашек.

Появляется слово на слайде Растения

Анализирует рассуждения, выясняет, что всё это не является главным в определении растений. Знаний для ответа не хватает.

Появляется слайд  «Что общего у разных растений?»)

Создаёт проблемную ситуацию

Организует диалог

На доске обозначить корень

На доске обозначить стебель

Обозначить на доске листья

Обозначить  на доске. цветок

Оказывает помощь

После окончания работы учитель проверяет правильность выполнения работы

Проверка  с помощью

документ -камеры

Обозначить на доске плод, семена

Схема растения на слайде

Рассказывает и показывает на слайдах интересные растения

Осознанно

входят в простран-

ство учебной

деятельности

Примерные ответы детей: они живые, любят воду, свет, за ними нужно ухаживать и т.д.

принимают ситуацию

Формулируют тему урока

Слушают и смотрят сказку

Вступают в диалог с учителем, отвечают полными, развёрнутыми ответами

Выполняют физминутку

Угадывают растения по листьям

Угадывают растение по плодам

Работа в парах

Делают вывод

Называют части растений

Слушают сообщение про растения

Оценивают свою работу на уроке

-Прозвенел для нас звонок –

Начинается урок!

Ровно встали, подтянулись

 И друг другу улыбнулись!

.

-Отгадайте загадки и скажите, что это?

1 Сладок он, друзья, на вкус.

А зовут его… Арбуз.

2. Масляна головушка, летом в огороде,

Светит, словно солнышко, при любой погоде? Подсолнух

3.Что за куст – ни с кем не знается.

Не собачка, а кусается. Крапива.

4.Стоит Алёна: платок зеленый,

тонкий стан, белый сарафан. Береза.

5.Вроде сосен, вроде елок

А зимою без иголок. Лиственница.

6.В сенокос – горька, а в мороз – сладка.

Что за ягодка? Рябина.

7.Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички. Ромашки.

- Как назвать одним словом? Растения

- Растения такие разные: и по высоте, по месту обитания, по цвету и т.д. Но называем одним словом «растения». Значит, что-то есть общее, одинаковое у таких разных растений? Что же это? ( строение )

- На какой вопрос будем отвечать сегодня на уроке? (Что общего у разных растений?)

  Сценка «Спор частей растений».

Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил Корень.
КОРЕНЬ.– Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да ещё и лечу иногда. В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас!

 СТЕБЕЛЬ. – Позвольте! – вступил в разговор стебель. А кто держит листья? цветы? плоды? Кто поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения и наоборот от листьев к корню?
ЛИСТЬЯ.  Возмутились листья: «Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Это мы готовим растению питательные вещества, умело используя солнечную энергию! Это мы подсказываем людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Да и дышится рядом с нами легко».

ЦВЕТОК– Друзья! Не надо так кричать. Бесспорно самый важный – это Я! Потому что я образую, плоды и семена, что бы растение могло размножаться.
А кроме того я самый красивый из Вас…
А какой чудесный аромат исходит от меня…

ПЛОД. – Интересно… – вступил в спор плод. Да если бы не я, все растения перевелись бы, не смогли размножаться. Кроме этого, без меня животные и люди умерли бы от голода, потому что я один из главных источников питания.

- Кто главный?

- Какую задачу будем решать?  

(Будем изучать строение и выясним, какая часть самая главная).

– Какие части растения вы запомнили из рассказа ребят? (Корень, листья, стебель, цветы, плоды)

– Давайте подробнее узнаем о каждой части растения.

  1. Корень.

– Кто первый начал спор? (Корень)
– Зачем растению нужны корни? (Ответы детей)
– Давайте проверим правильно вы ответили.

  • ВПИТЫВАЮТ ВЛАГУ
  • БЕРУТ ПИТАНИЕ ИЗ ПОЧВЫ
  • УДЕРЖИВАЮТ РАСТЕНИЕ В ЗЕМЛЕ

Накапливают  ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА

  1. Стебель.

–Какое следующее растение вступило в спор?

- А для чего растению нужен стебель? (поддерживать растение)

-Правильно, стебель поддерживает цветы и листья. Его можно назвать скелетом растения. Кроме того по стеблю вода и питательные вещества поступают к листьям.

 

- Может растение жить без стебля?

3)Листья

Физкультминутка (музыкальная)

  - Какая у растений листва?  Покажите?

-Почему вверх  тянутся листочки?

 - В листьях растения содержится удивительное зелёное вещество – хлорофилл С его помощью растения могут использовать энергию солнечных лучей, производить питательные вещества, крахмал, разновидность сахара - глюкозу, поглощать углекислый газ, вырабатывать кислород. Другими словами, растения производят пищу прямо из воздуха. Откуда в клубнике накапливается сладкий сок? Растение делает сахар благодаря энергии Солнца. Растениям не надо питаться как животным или человеку, они производят питательные вещества сами.

- Важны листья для растения? Для чего?

ПИТАЕТ РАСТЕНИЕ

ВЫДЕЛЯЕТ КИСЛОРОД

Игра «Угадай лист»

- Узнайте, каким растениям принадлежат листья?

  • Эти листья принадлежат мать – и – мачехе, ромашке или клеверу? ( клевер)
  • Это лист дуба, липы или рябины? (дуба)
  • Изображённый лист будет расти на каштане, клёне или берёзе? ( на клёне)

                  4) Цветок.

-  Для чего растению нужен цветок?

ПРОИЗВОДИТ ПЛОД С СЕМЕНАМИ

- Прилетит насекомое за сладким нектаром, пыльца останется на спинке, а когда шмель или жук перенесёт пыльцу на другой цветок, там образуется семечко, а иногда несколько. Лепестки опадут и вскоре появится плод, внутри  которого семена)

Игра «Угадай растение»

- Скажите какому растению принадлежат цветы?

(тюльпан, нарцисс, одуванчик, колокольчик)

                   5) Плод с семенами

-Для чего растению плод с семенами?

- Когда в цветке начинается развитие семени, лепестки опадают, и увеличивается завязь, потом завязь превращается в плод.

ПЛОД ЗАЩИЩАЕТ СЕМЕНА

СЕМЕНА ДАЮТ ЖИЗНЬ НОВОМУ РАСТЕНИЮ

- Некоторые плоды съедобны и богаты важными питательными веществами.

Игра «Угадай растение».

- Узнайте, плоды какого растения перед вами?

( гранат, груша, слива, арбуз, персик, кокос)

 

-- Ребята, а сейчас я хочу вам предложить очень интересное задание. Будете работать в парах.

Обозначьте плоды с семенами зелёным цветом, а плоды без семян – красным.

Свёкла                      ○

огурец                       ○

помидор                ○

морковь                    ○                    

яблоко                  ○

картофель                     ○

-- Ребята, хочу обратить ваше внимание на группу

« Плоды без семян». Ещё раз назовите, что вы выделили в эту группу.

-- Где рождаются эти плоды?

-- Правильно, ребята. Они появляются не на месте цветка, как все плоды, а в земле.

-- А какой орган растения находится в земле?

-- Попробуйте догадаться, как называют морковь, свёклу, картофель, если это корни и одновременно плоды?

-- Молодцы! Корнеплоды!

- Какие корнеплоды вы ещё знаете?

( репа, редька, редис)

Нужны растению плод, семена? Обозначьте на доске.

- Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?

- Какая часть важнее всего?

ВЫВОД: все части растения важны. Все они важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Это единый организм.

1  Основная задача этой части—поглощать из почвы воду и питательные вещества, которые нужны растениям для роста и развития. Эта часть находится в земле. Как она называется?

2 А эта часть растения является осью, опорой для листьев и цветков. Как она называется, догадались? Ребята, а как называется стебель у деревьев?

  1. Этих частей у растения может быть 1-2, а может быть очень много, тысячи. С их помощью растения получают доступ к солнечному свету, они задерживают воду и питательные вещества. Что это?

  1. Они появляются на растении весной или летом, а на комнатных растениях могут появиться и в зимнюю стужу. Что это такое?

  1. А что образуется на месте цветка?

  1. А эти части растений созревают в плоде и служат для размножения и расселения растений.

Составь пословицу из слов (украшение  Растение   земли). Объясни смысл.   Растение – земли украшение

Кактус – выдерживает температуру воздуха до +70 градусов;

Баобаб – взрослое дерево может жить с пустой сердцевиной)

Бамбук – за сутки вырастает на 40см;

Раффлезия – растение хищник;

Вольфия – водное растение размером, как маковое зернышко;

- Спасибо за работу!

Знание загадок

Умение обобщать

Умение называть части растений

Применение полученных знаний

Применение полученных знаний

Применение полученных знаний

Применение полученных знаний

Применение полученных знаний

Демонстрируют умение применять полученные знания

Личностные

Демонстрируют адекватное представление об учении и поведении

Личностные УУД

самоопределение,

смыслообразование

Познавательные

УУД:

Формирование умения ставить новые учебные задачи в сотрудничестве  с учителем

Коммуникативные УУД:

участие в учебном диалоге

уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других

Личностные

Соблюдают общепринятые правила по здоровьесбережению

Коммуникативные УУД:

участие в учебном диалоге

уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других

Коммуникативные УУД:

умение работать в паре

Регулятивные УУД:

Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном

Познавательные УУД:

Уметь ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов

Коммуникативные УУД:

умение работать в паре

Личностные

УУД:

Формирование бережного отношения к природе

Регулятивные

УУД:

Осуществляют самоконтроль и самооценку


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Растения Загадки

Слайд 2

Что общего у разных растений? ???

Слайд 3

Стебель Лист Корень Плод с семенами Цветы

Слайд 4

баобаб кактус

Слайд 5

бамбук раффлезия вольфия

Слайд 6

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по окружающему миру для 1 класса на тему: "Почему Луна бывает разной?"

В плане изложен доступный материал для 1 класса на вопрос - почему Луна бывает разной?...

План - конспект урока по окружающему миру для 1 класса на тему: "Почему Луна бывает разной?"

В плане изложен доступный материал для 1 класса на вопрос - почему Луна бывает разной?...

Конспект урока по окружающему миру: "Мы - разные по внешнему виду и по возрасту"

Конспект урока по теме: «МЫ - РАЗНЫЕ ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ И ПО ВОЗРАСТУ» по окуржающему миру для 1 класса. Урок разработан  в соответствии со стандартами начального образования и согласно особенностя...

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Почему Луна бывает разной?"

Тема: Почему Луна бывает разной?(презентация)Цели: формировать представления о Луне как спутнике Земли; познакомить с причинами изменения внешнего вида Луны; рассказать о способах изучения Луны ученым...

План-конспект урока по Окружающему миру "Почему Луна бывает разной?" (1 класс)

Открытый урок по окружающему миру "Почему Луна бывает разной"...