Методическая разработка урока внеклассного чтения в 1 классе «Маленькие герои большой войны»
методическая разработка по чтению (1 класс)
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели:
Образовательные:
Знакомство с биографией пионеров-героев;
Повышение интереса к изучению истории родины через литературные произведения;
Развитие связной речи, памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.
Обучение анализу художественного текста.
Воспитывающие:
Воспитание глубокого чувства патриотизма.
Планируемые УУД:
Личностные:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
оценивать правильность выполнения действия на уроке;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД:
умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД:
умение ориентироваться в своей системе знаний:
отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_vneklassnogo_chteniya_v_1_klasse.docx | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока внеклассного чтения «Маленькие герои большой войны»
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели:
Образовательные:
Знакомство с биографией пионеров-героев;
Повышение интереса к изучению истории родины через литературные произведения;
Развитие связной речи, памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.
Обучение анализу художественного текста.
Воспитывающие:
Воспитание глубокого чувства патриотизма.
Планируемые УУД:
Личностные:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
оценивать правильность выполнения действия на уроке;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД:
умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД:
умение ориентироваться в своей системе знаний:
отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел для вас звонок, начинается урок.
Здравствуйте, ребята. Тихо садитесь.
II. Постановка целей.
1. - Ребята, посмотрите внимательно на стенд и на книжную выставку. Скажите, какая тема нашего урока внеклассного чтения? Правильно, и назовём её «Маленькие герои большой войны». (Учитель записывает тему урока на доске).
- Какие цели мы поставим перед собой на уроке? Что вы хотите сегодня узнать? (ответы детей: познакомиться с новыми произведениями о жизни детей во время войны)
- Сегодня накануне дня Защитника Отечества и Великого праздника 75-летия Дня Победы в ВОВ мы поговорим о таких же, как вы детях, которые в грозные годы войны встали в шеренгу бойцов - рядом с отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. О том, как они побеждали страх и голод, холод и усталость. О том, какие испытания выпали на их долю.
Звучит фонограмма песни «Священная война»
2. - 22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны германские вооруженные
силы атаковали границы нашей страны. Мирная жизнь нашего народа была нарушена.
- Война... (Учитель открывает карточку на доске)
- Как вы понимаете, ребята, что такое война? (ответы детей)
- Обратимся к словарю:
ВОЙНА - это вооружённая борьба между государствами или народами (это самое страшное на земле, потому что погибают люди, разрушаются города и в мире столько боли и тревоги за своих близких и родных).
3. Метод ассоциации:
- А какие у вас возникают ассоциации с этим словом? (учитель записывает на доске все предложенные детьми ассоциации: ужас, смерть, кровь, стон, страх, потери, голод, слезы, горе, рёв самолетов, взрывы снарядов, воздушная тревога).
4. Дыхательная физкультминутка:
- Давайте представим, как это было. Изобразим гул вражеских самолётов.
«Трубач»
Подносим к лицу сжатые кулачки, изображая «трубу». Делаем вдох, а на выдохе медленно дуем в «трубу», произнося различные звуки ([у],[м],[ду].
- А теперь советского пулемётчика.
«Пулемётчик»
Делаем вдох, а на выдохе протяжно негромко поочерёдно произносим [тра-та-та-та-та], [д-д-д-д-д]. Выдох должен быть плавным, не должно быть напряжения.
- Посмотрите сколько слов мы записали, и многие из них вы уже встречали в прочитанных вами произведениях.
- Скажите, пожалуйста, какие книги о детях войны вы прочитали дома? Поделитесь с нами. (ответы детей)
III. Основная часть урока.
1. Рассказы о пионерах-героях.
- Давайте послушаем, о ком вы читали дома:
(дети выходят с книжками и после сообщения ставят их на выставку)
1) Мы вспоминаем о боях недавних, В них совершен был подвиг не один. Вошёл в семью героев наших славных Отважный мальчик - Котик Валентин.
Валя Котик - самый юный партизан-разведчик, самый младший по возрасту герой
Советского Союза. Валя был пионером-разведчиком в партизанском отряде, на его счету 6 вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Погиб в 14 лет, как герой. Ему посмертно присвоено звание героя Советского Союза. Его именем названы школы,
улицы, в Москве установлен памятник.
2) Зина Портнова - девочка из прошлого. Её детство пришлось на годы страшной войны. И в свои 15 Зина распространяла листовки и по заданию партизанского отряда вела разведку. В декабре 1943 года Зина была схвачена. На одном из допросов от гестапо она взяла со стола пистолет и застрелила трёх фашистов. Зина пыталась бежать, но была схвачена. После страшных пыток Зину расстреляли. До последней минуты Зина оставалась стойкой, она не сказала ни слова. Родина отметила её подвиг высшим званием - званием героя Советского Союза посмертно.
3) Марат Казей мечтал о новом пулемёте, чтобы не так страшно было выходить в поле. Мама Марата во время войны прятала у себя раненых партизан и лечила их. За что в 1942 году была повешена немцами. Марат стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Он ходил в разведку как в одиночку, так и группой. Подрывал эшелоны. Марат погиб в бою, сражался до последнего патрона. А когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врага поближе, взорвал его и себя. За мужество и отвагу пятиклассник Марат был удостоен звания героя Советского Союза. В Минске поставлен памятник юному герою.
4) Лёня Голиков, худенький, небольшого роста, в свои 15 лет он выглядел ещё моложе. Под видом нищего он ходил по деревням, собирал необходимые данные о расположении фашистских войск, о количестве боевой техники противника. Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Лёня за ним. Почти километр преследовал он врага и наконец убил. В портфеле оказались очень важные военные документы. Погиб он в неравном бою в 16 лет. Посмертно был представлен к званию герой Советского Союза.
5) Аркадий Каманин мечтал стать летчиком. Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины и лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление и мальчик посадил самолёт на свой аэродром. Однажды с высоты Аркадий увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём он приземлился, перенёс летчика к себе в кабину, поднялся в воздух и вернулся к своим. На груди Аркадия засиял орден Красной звезды.
6) Володя Щербацевич сражался в подполье, выхаживал раненых бойцов и переправлял их партизанам. Он попал в плен, но несмотря на пытки и унижения, он не сказал врагу ни слова. В октябре 1941 года гитлеровцы казнили Володю и его маму. Присвоено звание героя Советского Союза посмертно.
7) Надя Богданова, в это трудно поверить, но когда она стала разведчицей в партизанском отряде, ей не было ещё и десяти лет. В первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Их били, пытали, а когда привезли расстреливать, сил у неё уже не оставалось, она упала в ров, на мгновение опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли живой. Второй раз её схватили в конце 1943. И снова пытки.
Её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы бросили её. Выходили Надю парализованную и почти слепую местные жители. Награждена орденами Красного знамени и Отечественной войны 1 степени.
2. Закрепление:
- Поаплодируйте, кому понравилось выступление ребят. Чьё выступление вам понравилось больше всего? Почему? (выслушать одного - двух детей).
- Как вы думаете, а пионеры - герои, о которых рассказывали ребята, заслужили аплодисменты? Давайте им поаплодируем стоя.
- Итак, что можно сказать о каждом из ребят? Какие они были? (Они были смелые, решительные, умные, отважные, смекалистые, наблюдательные)
- Какие важные дела совершали ребята, помогая нашим воинам? (собирали сведения о фашистах и передавали их нашим бойцам, помогали раненым, даже участвовали в военных операциях).
- Легко ли им это давалось? Где они брали силы, чтобы справиться с заданием? (благородная цель: защита Отечества, любовь к Родине, ненависть к врагам, товарищеская взаимовыручка...).
- Можно ли их дела назвать подвигом, а ребят - героями? Почему? (они приближали Победу, как только могли).
3. Динамическая физкультминутка «Наша Армия».
Ровным строем мы идём -раз, два, три
(Марш на месте. Махи руками, согнутыми в локте)
В барабаны звонко бьём- раз, два, три
(Продолжаем марш, имитируем стук в барабаны)
Мы летим, как самолёт-раз, два, три (руки в стороны, раскачивание)
Ускоряется полёт-раз, два, три (ускоряем движение)
Пересели в вертолёт-раз, два, три (руки перед собой, изображаем пропеллер) Поднимает в верх пилот - раз, два, три
(медленно поднимаем руки над головой, продолжая изображать пропеллер)
На ракете полетим - раз, два, три (руки вытягиваем над головой, соединяем ладони)
И всех-всех опередим- раз, два, три
(не меняя положения рук приседаем и выпрыгиваем в верх)
Поплывем на корабле - раз, два, три
(руки перед собой под прямым углом, ладони соединены)
Нас качает на волне - раз, два, три
(руки в прежнем положении, раскачивание из стороны в сторону)
Наши пушки метко бьют- раз, два, три (боксирующие движения руками)
Нашей Армии салют! Раз, два три!
(Подпрыгиваем, вскидывая вверх руки с раскрытыми ладонями)
4. Знакомство с новым произведением.
- Давайте познакомимся с подвигами других маленьких героев Великой Отечественной войны. Прочитаем рассказ о мальчике. Читать будем по цепочке, (у каждого на парте листочек с текстом)
Женя тринадцатилетний мальчик, возвращался домой с завода. Ему было очень тяжело. В руках у Жени была табуретка. Он каждый день брал её с собой, потому что из-за маленького роста он попросту не доставал до станка.
Сегодня он возвращался домой немного раньше обычного. Дело в том, что во время работы мальчик упал и больно ударился головой. А упал он потому, что на какое-то мгновение силы оставили мальчика. То ли из-за того, что он почти ничего не ел, то ли из-за того, что совсем не высыпался.
Работа у Жени была очень тяжёлая: в мирное время за его станком работал отец, взрослый и здоровый мужчина. Но к этому моменту почти все мужики ушли воевать. Цех, выпускавший раньше детские самокаты, теперь производил патроны для ружей. Женька тоже хотел на фронт, но его не взяли. Тогда мальчишка решил пойти на завод, чтобы хоть чем-то помочь стране в этой страшной войне. А ещё у него была мечта, чтоб попали эти патроны в полк, где служил его отец, и чтоб Женькины патроны достались именно папе.
5. Закрепление:
- Какие незнакомые слова вы встретили в тексте?
Табуретка - стул без спинки.
Станок - машина для обработки различных материалов: металла, дерева.
Не высыпался - очень мало спал.
Цех - большое помещение с большим количеством станков.
- О ком говорится в рассказе? Что вы запомнили об этом мальчике?
- Найдите и зачитайте предложения, в которых говорится, что Жене было тяжело.
- Какая мечта у него была? Как вы думаете, мечта Женьки могла сбыться? Почему? (Все патроны увозили на фронт, а на фронте был его отец).
- Можно ли дела таких ребят назвать подвигом, а ребят - героями? Почему? (они не жалели себя, приближали Победу, как только могли).
- Давайте оценим работу ребят, читающих текст и отвечавших на вопросы. Если вам понравилась работа ребят, поднимите большую звёздочку, что-то не понравилось — среднюю, совсем не понравилось - маленькую.
- Почему ты поднял большую звёздочку? Кого бы ты похвалил(а)? (Дети: «Я хочу похвалить...») Среднюю звёздочку? Что тебе не понравилось? Кому бы дал(а) совет?
6. Иллюстрация Б. Иогансон «Праздник Победы»
- И вот наступил он - великий долгожданный день - День Победы! (Учитель открывает карточку на доске)
- Как вы понимаете, ребята, что такое победа? (ответы детей)
- Обратимся к словарю:
ПОБЕДА - успех в бою, в войне, полное поражение войск противника.
А) Метод ассоциации:
- А какие у вас возникают ассоциации с этим словом? (учитель записывает на доске все предложенные детьми ассоциации: радость, счастье, салют, улыбки, цветы, мирное небо, объятия ...).
- Этого праздника люди ждали 4 года, 1418 дней. Ликовал весь народ, узнав об окончании войны. На улицах в тот день люди пели, танцевали, незнакомые люди обнимали друг друга, поздравляли с Победой. Многие плакали. Каждый год 9 мая наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших, кланяется живым.
Пехотинец: Перед нашей Родиной мы Сочтёмся славой, Все, кто кровью собственной Породнился с ней. Шла война великая, Шла война кровавая 1418 дней. | Землепашец: Как я это выдержал, да сих пор не ведаю, Самому мне встретилась тысяча смертей, Только майский светлый день увенчал Победою 1418 дней. |
Лётчик: Нас война отметила метиной особою, В жизни не было ничего трудней, Метиной особою, самой высшей пробою- 1418 дней. | Моряк: Сколько горя вынесло наше поколение, Каждый день теряли фронтовых друзей. Каждый день! 1418 дней. |
Рабочий: Наградила нас она фронтовым содружеством, Не было содружества крепче и родней. Под огнём, под пулями закалялось мужество-1418 дней. | Партизан: Нами было сделано всё во имя Родины И ещё послужим мы Родине своей, Всё теперь под силу нам, Если нами пройдено 1418 дней. |
7. Физкультминутки:
• Физкультминутка для глаз:
- А вы знаете, ребята, что является символом победы? Правильно, пятиконечная звезда. Нарисуйте глазами пятиконечную звезду одной непрерывной линией сначала маленькую, потом всё больше и больше. Молодцы!
- А теперь посмотрите на наше мирное голубое небо, на родную парту, на свой красивый светлый класс, на своего соседа, порадуйтесь своему счастливому детству, ведь всё это стало благодаря подвигам русского солдата. Стоя торжественно произнесём русскому солдату троекратное «Ура-а-а!».
• Дыхательная физкультминутка: «Солдаты»
И. п.: ноги на ширине плеч, руки на диафрагме. 1 - вдох; 2 - на выдохе произносим протяжно: «Ура-а-а!» 3 раза
8. - Всё меньше рядом с нами людей, прошедших Великую Отечественную войну. И
мне стало интересно, остались ли в живых в нашем городе Козьмодемьянске дети
войны. Совсем недавно я узнала, что в нашем городе проживает Репкина Тамара
Григорьевна. 23 февраля этого года Тамара Григорьевна будет отмечать юбилей 85 лет.
Значит на момент начала войны ей было 6 лет, также как мне. Я горела желанием
поговорить с ней и вот, что у меня получилось.
Просмотр видеоролика.
- Скажите, пожалуйста, что вы запомнили из рассказа Тамары Григорьевны?
- Легко ли было детям войны? Почему её рассказ заканчивается со слезами на глазах?
- К чему призывает Тамара Григорьевна? Кого и что нужно беречь?
- Можно ли Тамару Григорьевну назвать маленьким героем ВОВ?
- Каждый прожитый на войне день равнялся подвигу, особенно для детей.
9. Сообщения детей:
А) Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями. Сражались повсюду: на море, в небе, в партизанском отряде, в Брестской крепости, в подполье. И ни на миг не дрогнули юные сердца!
Б) Отложив в сторону игрушки, недочитанные книжки и школьные учебники, дети старались помочь взрослым. Мальчишки и девчонки собирали лекарственные растения, ухаживали в больницах за ранеными. Выступали с концертами в госпиталях. Не жалея сил днём и ночью работали в цехах заводов и на колхозных полях. Так они помогали фронту и приближали победу.
В) Многие мальчики и девочки по зову своих юных сердец стали подпольщиками, пришли в партизанские отряды, чтобы мстить врагу за погибших родных и друзей, за сожженные жилища - за все злодеяния, совершенные фашистами на нашей земле.
Г) На войне погибло 13 миллионов детей. Мы должны помнить их всех: сожженных, расстрелянных, повешенных, убитых и бомбой, и пулей, и голодом и страхом.
IV. Заключительная часть урока Подведение итогов. Рефлексия
- Наш урок подходит к концу, посмотрите на экран и продолжите фразы:
Я понял... (как ужасна и безжалостна война, как было всем тяжело, что нужно помнить об этой войне; наша задача - беречь мир, бороться, чтобы не убивали людей, не гремели выстрелы, не лилась кровь; чтобы небо всегда было голубым, а яркое и тёплое солнце дарило свет и радость всем людям на Земле...)
Я горжусь... (что наш русский народ не сломить, что мы сильные духом, сплочённые, дружные; горжусь своим прадедушкой...)
Я узнал... (как ужасна и безжалостна война, как было всем тяжело, как долго шла война, как тяжело было детям в годы войны, сколько детей погибло...)
- Как вы считаете, вы достигли целей урока? (Мы много узнали о войне, о детях войны, о детях войны нашего города...)
- Какие произведения вам запомнились?
- Какую книгу вам захотелось прочитать?
- Советую вам, ребята, прочитать книгу о девочке Вере, о вашей ровеснице, пришедшей учиться 1 сентября в 1 «А» класс с тремя медалями на груди. Автор книги Гребенина Аэлита Михайловна, называется «Вера Иванова».
- Если ребята вам понравился урок, вам было интересно - приклейте на доску большую звезду, если вам было интересно, но что-то не понятно и трудно для понимания -среднюю, если урок не понравился, было неинтересно - маленькую.
- Урок окончен, встали красиво. Спасибо за работу! Отдыхайте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»
Цели: • выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова; • знакомство с культурой Японии; • вы...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»
Цели: • выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова; • ...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 4 классе по теме: " А. Н. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино».
Урок - литературная игра по сказке А. Толстого "Приключения Буратино" с мультимедийной презентацией.В приложении дан рисунок для "пазлов"....
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3-4 классе "Вот пришли морозы - и зима настала"
Коррекционный урок для учащихся третьего и четвертого класса....
Методическая разработка урока внеклассного чтения в з классе " А. Волков "Волшебник Изумрудного города"
Очень важно в начальной школе развивать у обучающихся читательскую самостоятельность и формировать общеучебное умение - осознанно читать литературные произведения. В этом очень помогают ур...
Презентация к уроку внеклассного чтения в 1 классе "Маленькие герои большой войны"
Тема урока внеклассного чтения «Маленькие герои большой войны» Тип урока: Урок изучения нового материала Цели: Образовательные:Знакомство с биографией пионеров-героев;Повыше...
Внеклассное мероприятие в 1 классе «Маленькие герои большой войны»
Конспект внеклассного мероприятия патриотической направленности в 1 классе по теме: «Маленькие герои большой войны» Цель: формировать у учащихся представление об истории Великой отечествен...
- Мне нравится (1)