Методическая разработка урока внеклассного чтения в 4 классе по теме: " А. Н. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино».
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Урок - литературная игра по сказке А. Толстого "Приключения Буратино" с мультимедийной презентацией.

В приложении дан рисунок для "пазлов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vn_cht_tolstoy_buratino.docx47.65 КБ
Файл a.tolstoy_zolotoy_klyuchik.pptx2.22 МБ
Файл prilozhenie_1.docx174.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 4 классе.

Тема.  А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Слайд 1.

Форма: литературная игра по сказке.

Цели и задачи урока:

познакомить с историей написания сказки;

обобщить знания детей по произведению;

формировать умение логично и аргументировано излагать свой мысли во время устного ответа;

развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей;

развивать устную речь, память, мышление любознательность, внимание;

воспитывать нормы морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;

расширить кругозор в области литературы, прививать любовь к чтению;

пробудить интерес к миру художественной литературы и жизни талантливых людей.

Предварительная работа: чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», проводится конкурс рисунков к сказке.

Оборудование: книги А.Толстого, К.Коллоди; плакаты с иллюстрациями; детские рисунки, мультимедийная презентация.

Ход урока.

Организационный момент

Постановка цели урока.

1. Отгадайте загадку:.

Далеко, на теплом море

Появился вдруг мальчишка –

Деревянный, с длинным носом,

Про него создали книжку.

В книжке много приключений

Тот мальчишка испытал,

Золотой волшебный ключик

Он, в конце концов, достал.

Черепахою Тортилой

Был подарен ключик сей,

И еще мальчишка встретил

Добрых, преданных друзей.

Хоть пришлось ему несладко –

Был повержен Карабас.

Как та книжка называлась?

Вы мне скажите сейчас? (Правильно, название этой книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).

2. Кто автор этой книги? Слайд 2.

Вам поможет узнать загадка:

Далеко, далеко за синим морем,

Стоит золотая стена.

В стене той заветная дверца,

За дверцей – большая страна.

Ключом золотым открывают

Заветную дверцу в стене,

Но, где отыскать этот ключик

Никто не рассказывал мне…

Прочтите выразительно.

Найдите во второй строчке выделенные буквы и прочтите получившийся слог?

                                                                                                                        На доске Толс

Найдите в третьей строчке третье слово и прочтите?                              На доске той

Чтобы назвать имя автора всеми любимой сказки, нужно расставить буквы в нужном порядке.  

СЕЙЛЕКА   (Алексей)

- Кто же автор книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино»? (Написал эту сказку Алексей Николаевич Толстой).

Сведения об авторе.   Слайд 3.

О жизни Алексея Николаевича Толстого вы можете узнать, рассмотрев эту схему.

портрет А. Н. Толстого

10 января1883 г. -

23 февраля 1945 г.

школа        книги

                              обложка

                                              книги

про Пиноккио

книги (обложки)

дети                 взрослые

- Что вы можете сказать по первой картинке?

- Как вы думаете, кто это? (А. Толстой)

- Что это за дата? (дата рождения)

- Какой вывод можно сделать? (Алексей Толстой родился в 1883 году)

- Алексей Николаевич Толстой родился 10 января 1883 года в городе Николаевске Саратовской области.

- Рассмотрите следующую картинку.

- Что вы о ней можете сказать? (В школе любил читать книги.)

- Когда Алёша Толстой учился в школе, ему очень нравилась книга про Пиноккио, которую написал Карло Коллоди, это итальянский писатель. Эта сказка про деревянную куклу (деревянная кукла по-итальянски – буратино). Пиноккио и Буратино – сказочные персонажи очень похожие друг на друга. Но их приключения, которые начинаются очень похоже, совершенно разные и по-разному кончаются. Возьмите эти две книги, прочтите их и сравните. Я уверена, что вы получите большое удовольствие.  

- Какой вывод сделаете по второй картинке? (В школе Толстой любил читать книги, особенно про Пиноккио).

- Посмотрите на третью часть нашей схемы.

- Что вы здесь видите? (Много книг)

- А как они связаны с нашим автором? (Он их написал).

- С ранней юности литературное творчество стало основным занятием Алексея Николаевича Толстого. Этому способствовала его мать, Александра Леонтьевна Востром (урождённая Тургенева), детская писательница. Она мечтала, чтобы сын посвятил себя писательству и превзошёл её на этом поприще. Это осуществилось, Алексей Николаевич стал знаменитым писателем. Он много писал как для детей, так и для взрослых.

- Сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» остаётся одной из самых любимых у детей и взрослых. Разумеется, Алексей Николаевич Толстой писал не только сказки.  Взрослые его книги, такие как исторический роман «Пётр 1», фантастические романы «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина» - вы прочтёте, когда станете взрослыми.

- Какой вывод можно сделать? (Алексей Толстой писал книги для детей и взрослых)

Слайд 4.

Расскажите о биографии писателя с опорой на схему.

(Алексей Толстой родился в 1883 году. В школе Толстой любил читать книги, особенно про Пиноккио. Когда стал взрослым, то написал знаменитую сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Алексей Толстой писал книги для детей и взрослых).

- Кто сможет сформулировать тему урока? (Знакомство со сказкой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстого)

ТРТЛЛ

       ПЬР

    ДРМР

      МЛВН

 КРБС

       РТМН

Отгадать имя литературного героя.

Слайд 5-6.

(Тортилла, Пьеро, Дуремар, Мальвина, Карабас, Артемон)

Кроссворд”.  Слайд 7.

Я знаю, ребята, что вы очень любите разгадывать кроссворды. Если все слова вы запишите правильно, то в клетках, выделенных красным цветом (по вертикали), вы сможете прочитать очень важное ключевое слово.

Кому принадлежат эти слова: “Глаза-то слепые…Показалось – это собачонка на дереве”. (Базилио)

Куда Мальвина велела Артемону отвести провинившегося Буратино? (чулан)

Кто спасался бегством от полицейских собак верхом на зайце? (Пьеро)

Где Буратино расстался с одним из золотых, подаренных ему Карабасом Барабасом? (харчевня)

Верный пес Мальвины? (Артемон)

Черепаха с золотым ключиком (Тортилла)

Что было в руках у разбойника – кота Базилио, гнавшегося за Буратино? (нож)

Куда отправился Буратино с азбукой, но так и не дошел (школа)

Викторина Слайд 8.

В каком королевстве жили герои сказки «Золотой ключик…»? (В Тарабарском.)

Какая денежная монета была в обиходе у жителей этого городка? (Сольдо.)

Сколько стоит входной билет в театр Карабаса Барабаса?  (4 сольдо.)

Как зовут кота из сказки «Золотой ключик…»? (Базилио.)

Как зовут лису из сказки «Золотой ключик…»? (Алиса.)

Как зовут девочку с голубыми волосами? (Мальвина.)

Кому принадлежит густая нечёсаная борода? (Карабасу Барабасу.)

Кто из героев «Золотого ключика…» сочинял песенки о несчастной любви? (Пьеро.)

«Полдюжины превосходных пиявок» - это сколько? (6)

Кто нашел волшебное полено, из которого потом смастерили Буратино? (Столяр Джузеппе по прозванию “Сизый нос”.)

Во что папа Карло одел Буратино? (В бумажную курточку из коричневой бумаги и ярко зеленые штанишки, в туфли, из старого голенища, и шапочку-колпачок с кисточкой, сшитую из старого носка)

Почему автор назвал своего главного героя– Буратино? (Деревянная кукла по-итальянски – “буратино”.)

Какие мысли пришли в голову Буратино в первый день рождения? (Мысли были у него маленькие-маленькие, коротенькие – коротенькие, пустяковые-пустяковые.)

Что любил Буратино больше всего на свете? (Страшные приключения.)

Какую фразу продиктовала Мальвина своему гостю Буратино в диктанте? Почему она волшебная? (“А роза упала на лапу Азора”.) 

Где находилась потайная дверца? (В каморке папы Карло, под холстом на котором были нарисованы очаг и котелок)

Что скрывается за потайной дверью? (Кукольный театр чудной красоты.)

Какое ученое звание имел хозяин кукольного театра Карабас-Барабас? (Доктор кукольных наук.)

Куда приглашали Буратино лиса Алиса и кот Базилио, чтобы превратить пять золотых в кучу денег? (В страну Дураков на волшебное Поле Чудес.)

Кто из героев книги носил серебряные часы? (Пудель Артемон.)

Кто дал Буратино мудрый совет в первый же день его жизни? (сверчок)

Кто дежурил в полицейском отделении Города Дураков, когда лисаАлиса пришла жаловаться на Буратино? (бульдог)

К ее столбу прилипла борода Карабаса-Барабаса (Итальянская сосна)

Кто вместе с Совой и Богомолом пытался лечить Буратино? (Жаба)

Что Мальвина заставила принять Буратино (Касторка)

Какую книгу купил папа Карло для Буратино? (Азбука)

Кто такая Шушара? (Крыса)

Под чьим именем Карабас-Барабас пытается арестовать шарманщика Карло? (Под именем Тарабарского короля)

Какие слова нужно произнести, зарыв денежки на Поле Чудес, что бы выросло деревце с кучей золотых монет?

Зачем Лиса и Кот повесели Буратино вниз головой?

Где находился Буратино, когда он узнал тайну золотого ключика? (В глиняном кувшине в харчевне Трех пескарей)

«Волшебный сундучок».  Слайд 9-15.

Вспомните, кому принадлежат эти предметы.

1. Тридцать три родных сестрицы
В книге той должны вместиться.
Книгу эту Буратино наш возьмет,
Папе Карло вслух ее прочтет. (Азбука)

2. Из носка ему был сшит, замечательный на вид. (Колпак)

3. Очень трудная задача, фрукты счесть нам не задача. (Яблоко)

4. Хвост во дворе, нос в конуре,
Кто хвост повернет, тот в чудесный театр войдет. (Золотой ключик)

5. Его Джезеппе папе Карло дал, а папа Карло из него куклу нам выстрогал. (Полено)

6. В стране дураков есть волшебное поле
Станешь богатым, не зная и горя.
Возьми их в ямке закопай,
Наутро чуда жди не засыпай. (Монеты)

Кто это? Слайд 16.

Веселый и озорной, большой шалун, но храбрый и решительный, настоящий друг. (Буратино)

В широкой шляпе ходил с прекрасной шарманкой по городам и пением, и музыкой добывал себе на хлеб.

Кто проказника мальчишку
Из полена смастерил
И купил мальчишке книжку
Чтобы в школу тот ходил.
 (Шарманщик Карло.)

Существо немного похоже на таракана, но с головой как у кузнечика. Оно сидело на стене под очагом и тихо потрескивало: “Кри-кри, глядело выпуклыми, как из стекла радужными глазами, шевелило усиками”. (Говорящий сверчок.)

Из-за картонного дерева выскочил другой человек, весь клетчатый, как шахматая доска. (Арлекин.)

На голове у них были надеты мешки с прорезанными дырками для глаз. Один пониже ростом размахивал ножом, другой, повыше, держал пистолет. (Koт Базилио и лиса Алиса.)

Появилась большая, страшная змеиная голова. (Пожилая черепаха Тортила.)

Он поэт и музыкант
Видимо большой талант
И ещё несчастен он
От чего же? – Он влюблён
(Пьеро)

Вошел длинный, мокрый-мокрый человек с маленьким-маленьким лицом, таким сморщенным, как гриб-сморчок. (Продавец пиявок Дуремар.)

Коварный, жестокий и бессердечный, ненавидит кукол, жадный и завистливый. (Карабас Барабас)

Очень спокойная и рассудительная, аккуратная, строгая, с твердым характером, очень воспитанная. (Мальвина)

Рот у нее всегда открыт, чтобы по пути, не теряя времени, ловить, кусать и глотать комаров и ночных бабочек. (Летучая мышь)

«В стране сказочных героев».  Слайд 17.

А теперь вспомним всех персонажей сказки. Ваша задача заключается в том, чтобы по высказываниям героев угадать литературный персонаж.

- Неплохая вещь, можно смастерить из него что-нибудь вроде ножки для стола… (Джузеппе.)  

- Я грустный потому, что я хочу жениться. Потому что моя невеста от меня убежала… (Пьеро.)

- Дайте три корочки хлеба и к ним – вон того чудного зажаренного барашка, и ещё того гусёнка, да парочку голубей на вертеле, да, пожалуй, ещё печёночки… (Лиса Алиса.)

- Шесть штук самых жирных карасей и мелкой рыбы сырой на закуску. (Кот Базилио.)

- Эй, хозяин, дайте нам три корочки хлеба… (Буратино.)

- Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны. (Мальвина.)

- Ах ты, безмозглый, доверчивый мальчишка с коротенькими мыслями! Сидеть бы тебе дома да прилежно учиться! Занесло тебя в Страну Дураков! (Черепаха Тортила.)

- Плохо идёт торговля пиявками. За кусок холодной свинины и стакан вина я готов вам приставить к ляжке дюжину прекраснейших пиявок, если у вас ломотья в костях… (Дуремар.)

- Принесите-ка мне этого бездельника Буратино. Он сделан из сухого дерева, я его подкину в огонь, моё жаркое живо зажарится. (Карабас Барабас.)

«Породы собак».  Слайд 18.

Среди персонажей «Золотого ключика…» есть собаки трёх пород. Перед вами лежат листки, на которых написаны самые разные породы собак. Вычеркните, пожалуйста, лишние, оставив породы собак – персонажей «Золотого ключика…».  (Пудель, бульдог, доберман-пинчер)

Бассет-хаунд, такса, борзая, спаниель, овчарка, сеттер, такса, ротвейлер, боксёр, болонка, доберман-пинчер, кокер - спаниель, колли, пекинес, бультерьер, долматин, лайка, бульдог, кавказская овчарка, пудель, ньюфаунленд, пойнтер, ризеншнауцер

«Мастерская папы Карло». Слайд 19.

(Каждой команде выдаётся разрезанная картинка собрать, как пазлы.)

- Представьте, что вы решили смастерить человечка, как папа Карло, и вам нужно его собрать.

«Угадай мелодию». Слайд 20.

(Играет аудиозапись с музыкой из кинофильма «Золотой ключик или приключения Буратино». Нужно угадать о каком герое эта песня. Каждый угадавший мелодию получает жетон.)  

«Поле чудес».

Ведущий. Слово на табло обозначает музыкальный инструмент, принадлежащий одному из героев «Золотого ключика…». Прошу вас, называйте буквы…

ш

а

р

м

а

н

к

а

   

«Отыщи знакомые имена».

(Каждому ряду выдаётся табличка «Сказочные герои».)

- В клетках таблички записаны имена героев сказки «Золой ключик…». Но буквы имён не всегда записаны в одной строчке. Попробуйте отыскать эти имена. Здесь их восемь. Какая команда будет первой? Пока команды работают, мы поиграем со зрителями.

м

а

л

ь

с

к

а

р

а

р

                         

м

а

л

ь

к

а

р

а

ъ

з

п

в

о

б

у

ь

б

а

в

б

у

б

а

л

м

п

и

н

а

р

ф

б

с

п

и

н

а

р

с

д

м

ь

е

р

т

а

ю

б

б

д

ь

е

р

а

б

б

у

в

я

я

о

ю

т

и

а

а

у

о

т

и

а

а

р

е

м

а

р

н

к

н

з

р

р

е

м

а

р

н

з

р

ц

ч

п

к

а

р

в

о

и

а

к

а

р

о

и

а

д

ж

у

й

з

л

о

ю

л

б

д

ж

у

л

о

л

б

м

е

з

е

п

п

е

л

и

а

з

е

п

п

е

и

а

а

р

т

е

м

о

н

б

о

с

а

р

т

е

м

о

н

о

с

Подведение итогов игры.

Учитель выставляет оценки за работу на уроке, подводит итог.

Заключение.

Вместе поем песню «Буратино!» из кинофильма «Приключение Буратино», слова Ю.Энтина, музыка А. Рыбникова.

Список литературы:

А. Толстой “Золотой ключик или приключения Буратино”.

К. Коллоди “ Пиноккио, или Похождения деревянной куклы”.

Б. Галанов “Книжка про книжки”.

Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. , Барыкина Л.П. Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия 3й класс.Москва ВАКО 2005.

Л.И. Гайдина, А. В. Кочергина Группа продленного дня: сценарии мероприятий, конспекты занятий. Москва ВАКО 2007.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок внеклассного чтения в 4 классе. литературная игра по сказке Подготовила учитель начальных классов МБОУ ООШ № 279 Кунделева О.Е.

Слайд 2

Далеко, далеко за синим морем, С то ит зо л отая с тена. В стене той заветная дверца, За дверцей – большая страна. Ключом золотым открывают Заветную дверцу в стене, Но, где отыскать этот ключик Никто не рассказывал мне… Толс той СЕЙЛЕКА Алексей

Слайд 3

Алексей Николаевич Толстой 10 января 1883 г. - 23 февраля 1945 г. Школа книги мать Александра Леонтьевна Востром, детская писательница книги дети взрослые

Слайд 4

Жил Алексей Толстой на втором этаже деревянного дома № 155 с 1899 по 1901 год, когда учился в Самарском реальном училище.

Слайд 5

Отгадать имя литературного героя. ТРТЛЛ ТОРТИЛЛА КРБС КАРАБАС ДРМР ДУРЕМАР

Слайд 6

Отгадать имя литературного героя. МАЛЬВИНА МЛВН РТМН АРТЕМОН ПЬР ПЬЕРО

Слайд 7

Кроссворд 1 2 7 3 4 5 6 8 1. Кому принадлежат эти слова: “Глаза-то слепые…Показалось – это собачонка на дереве”. Базилио 2. Куда Мальвина велела Артемону отвести провинившегося Буратино? чулан 3. Кто спасался бегством от полицей - ских собак верхом на зайце? Пьеро 4. Где Буратино расстался с одним из золотых, подаренных ему Карабасом Барабасом ? харчевня 5. Верный пес Мальвины . Артемон 6. Черепаха с золотым ключиком. Тортилла 7. Что было в руках у разбойника – кота Базилио , гнавшегося за Буратино? нож 8. Куда отправился Буратино с азбукой, но так и не дошел? школа

Слайд 8

Викторина

Слайд 9

Волшебный сундучок

Слайд 10

Волшебный сундучок Тридцать три родных сестрицы В книге той должны вместиться. Книгу эту Буратино наш возьмет, Папе Карло вслух ее прочтет. Азбука

Слайд 11

Волшебный сундучок Из носка ему был сшит, замечательный на вид. Колпак

Слайд 12

Очень трудная задача, фрукты счесть нам не задача. Волшебный сундучок Яблоко

Слайд 13

Хвост во дворе, нос в конуре, Кто хвост повернет, тот в чудесный театр войдет. Волшебный сундучок

Слайд 14

Его Джезеппе папе Карло дал, а папа Карло из него куклу нам выстрогал Волшебный сундучок полено

Слайд 15

В стране дураков есть волшебное поле Станешь богатым, не зная и горя. Возьми их в ямке закопай, Наутро чуда жди не засыпай. Волшебный сундучок

Слайд 16

Кто это?

Слайд 17

В стране сказочных героев.

Слайд 18

Породы собак Полицейские доберман-пинчеры Пудель Полицейский бульдог Бассет-хаунд , такса, борзая, спаниель, овчарка, сеттер, такса, ротвейлер, боксёр, болонка, доберман-пинчер, кокер - спаниель, колли, пекинес, бультерьер , долматин , лайка, бульдог, кавказская овчарка, пудель, ньюфаунленд , пойнтер, ризеншнауцер

Слайд 19

« Мастерская папы Карло».

Слайд 20

«Угадай мелодию».

Слайд 21

«Поле чудес» Слово обозначает музыкальный инструмент, принадлежащий одному из героев «Золотого ключика…» Шарманка

Слайд 22

«Отыщи знакомые имена». м а л ь с к а р а р ъ з п в о б у ь б а л м п и н а р ф б с д м ь е р т а ю б б у в я я о ю т и а а р е м а р н к н з р ц ч п к а р в о и а д ж у й з л о ю л б м е з е п п е л и а а р т е м о н б о с

Слайд 23

«Отыщи знакомые имена». м а л ь с к а р а р ъ з п в о б у ь б а л м п и н а р ф б с д м ь е р т а ю б б у в я я о ю т и а а р е м а р н к н з р ц ч п к а р в о и а д ж у й з л о ю л б м е з е п п е л и а а р т е м о н б о с

Слайд 24

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Урок внеклассного чтения по сказке А.Н. Толстого "Золотой ключик или приключения Буратино"

Итоговый урок внеклассного чтения  по сказке А.Н. Толстого "Золотой ключик или приключения Буратино" в игровой форме....

Конспект урока по внеклассному чтению А.Толстой " Золотой ключик или приключение Буратино"

Конспект к уроку внеклассного чтения во 2 классе. Подходит для всех УМК....

Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс по теме: "М.И.Цветаева. "Наши царства""

В разработке представлен конспект урока и презентация "М.И.Цветаева "Наши царства""...

Технологическая карта урока: Внеклассное чтение. А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» 2 класс

Лексическая тема: А.Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»Цель урока учителя: работа с текстом.Задачи: совершенствование понимания прочитанного.Цель урока логопеда: развитие...

Внеклассное чтение Тема: А. Толстой «Золотой ключик, или Приключение Буратино»

Форма: литературная игра-викторина, беседа. интерактивная игра...