Методическая разработка урока окружающий мир "Планеты и звезды"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Федотова Галина Юрьевна

Методическая разработка урока окружающий мир во 2 классе по программе "Перспективная начальная школа". Урок разработан в форме путешествия по Солнечной Системе. Использован деятельностный подход.

Использованы технологии:

  • проблемно-диалогического обучения;
  • продуктивного чтения;
  • ситуативного обучения.

На уроке использованы информационно-коммуникационные технологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzh_mira.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

                   

Федотова Галина Юрьевна

МОУ «Драчёнинская ООШ»

Учитель начальных классов

Урок окружающего мира во 2 классе

Тема урока:  Планеты и звёзды

Цели: 1. Учить  работать с книгой как с источником информации.

     2. Расширять знания учащихся о Солнце, звездах, о планетах Солнечной системы, находить на небе известные небесные тела.
3.  Развивать  умение работать в группе.
Оборудование:
1. Диск с презентацией;
2. Карта звездного неба
3. Рисунки, фотографии, иллюстрации с изображением звездного неба, планет Солнечной системы.

4.Музыкальный ряд – космическая музыка
5. Учебник.

Класс делится на 2 группы : 1 группа – центр управления полётом, 2 группа – космонавты.

Ход урока

1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок - начинается урок.
2. Сообщение темы урока.
- Как называется раздел, который мы изучаем?

Учитель: Ребята, вы любите путешествовать? Тогда мы с вами сегодня отправимся в путешествие, а  на чём- отгадайте.

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост –

И поднимется до звёзд. (ракета)

Но полетим мы   не одни, с нами в путешествие отправляется…

(загадка)  Посчитать совсем непросто

Ночью в тёмном небе звёзды

 Знает все наперечёт

Звезды в небе (звездочёт).(Выходит ученик- звездочёт)

Ребята, а как будут называть нас?

(загадка) Он не летчик, не пилот.

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите это?

Дети: Космонавт.

Верно, ребята. Мы с вами сегодня будем космонавтами и полетим в космос вместе со Звездочётом, который будет нам помогать. А вы знаете, кто первым полетел в космос?

Звездочет нам расскажет об этом.

Звездочёт: Самый первый в космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень

Наш космонавт Гагарин.(фото Гагарина)

Детство крестьянского паренька Юры Гагарина прошло на Смоленщине. Был он подвижным и любознательным. С детства любил мастерить игрушечные самолётики. В детство Юры ворвалась война. После войны семья Гагарина переехала в город Гжатск, который впоследствии переименовали в Гагарин. После окончания ремесленного училища Юрий Гагарин работал в литейном цехе, но небо манило мальчика. Он окончил военное авиационное училище. После его окончания служил в военной авиации – летал на сверхзвуковых самолётах, оберегая северные рубежи нашей Родины. Будущий космонавт был смелым, решительным, находчивым. Он редко злился, не любил ссор, наоборот, шуткой и смехом всех мирил. В 1960 году Юрий Гагарин начал готовиться к полёту в космос в Центре подготовки космонавтов. Работал упорно, самозабвенно, с полной отдачей сил. Он был подготовлен физически. И 12 апреля 1961 года в момент старта прозвучало его знаменитое «Поехали»

Учитель: Давайте мы с вами представим, что тоже отправляемся  на ракете в космическое пространство, по пути мы будем делать остановки. А помогать нам будут в центре управления полетом.

Итак, сесть поудобнее!  (дети отвечают: «Есть, сесть поудобнее!»)

Пристегнуть ремни! («Есть, пристегнуть ремни!»)

Ключ на старт! («Есть, ключ на старт!»)

Контакт! («Есть, контакт!»)

Включить моторы! («Есть, включить моторы!»)

Пуск! Поехали!

Итак, мы взлетели.  (Космическая музыка, звездное небо на интерактивной доске)

Центр управления полетом: Первая станция, на которой вы остановитесь – Луна, вам необходимо получить информацию о Луне. Найдите информацию о Луне в словариках  вашего учебника.

Учитель: Что такое Луна? (высказывания детей)

Центр управления полётом:  (показ слайдов на доске). Луна – естественный спутник Земли. Луна находится от Земли на расстоянии 384 км. Поверхность в основном гористая, покрыта многочисленными кратерами ударного  происхождения. Первый человек, который ступил на  поверхность Луны – Амстронг, США, 21 июня 1969 года.

Учитель: А сейчас мы отправляемся на следующую станцию.

(загадка) Ясными ночками

Гуляет мама с дочками.

Дочкам твердит она:

-Спать ложитесь поздно!

Потому – что мать – Луна,

А дочурки -  (звёзды).

 Центр управления полётом: А как вы думаете, какая самая близкая к Земле звезда? (Солнце) Найдите в учебнике информацию о Солнце. (чтение учебника стр. 23-24 самостоятельно)

Учитель: Солнце – круг или шар? ( Земля – это шар. Если небесные тела похожи друг на друга, то и Солнце тоже имеет форму шара).

Учитель: Как вы думаете, далеко ли до Солнца? ( ответы детей)

Звездочет: (слайды) Если бы турист пешком шел к Солнцу, то ему понадобилось бы около 200 лет, на самолёте – почти 20 лет, на ракете – несколько месяцев. А вот солнечный луч долетит до нас за 8 минут 19 секунд. И только солнечный лучик может нам рассказать, как жарко на Солнце: на его поверхности 6000 градусов.

Учитель: - Что может Солнце?

-А что было бы без Солнца? (ответы детей).

Учитель: А сейчас нам нужно немного отдохнуть.

Физминутка:

Не зевай по сторонам (повороты в стороны)

Ты сегодня – космонавт.

Начинаем тренировку (наклоны вперёд)

Чтобы сильным стать и ловким.

Ждёт нас быстрая ракета (приседаем)

Для полёта на планету.

Отправляемся на Марс (кружимся)

Звёзды, ждите в гости нас.

Учитель: Ребята, отгадайте, какая следующая ваша станция.

Поле не меряно (небо),

Овцы не считаны (звезды),

А пастух рогат (месяц).

Центр управления полётом: Следующая ваша станция «Звезды и созвездия». Чтобы путешествие продолжилось благополучно,  найдите информацию о звездах и созвездиях в учебнике стр. 25-26.  

Учитель: Ребята, что же такое звезды, созвездия? (ответы детей)

Звездочет:  Солнце не просто светит днем, оно создает нам день. Днем не заметен слабый блеск других звезд. И только ночью, когда Солнца на небе нет, они становятся видны. Представьте, что наступила ночь, что вы можете увидеть на небе? (демонстрация звездного неба).

Учитель:  Звезды, как и Солнце – раскаленные шары. Они находятся дальше, чем Солнце. Разного размера (есть даже больше Солнца), и поэтому кажутся такими маленькими. Есть парные звезды, они расположены близко друг к другу.

Звездочет:  Звезд на нашем небе очень много, но мы-Звездочеты, без специального прибора  можем увидеть только их маленькую часть. Кто скажет, что это за прибор, который помогает увидеть звезды? (загадка).

Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна.

Видят звёзд калейдоскоп

Астрономы (в телескоп).

Учитель: Чтобы людям было легче считать звезды, их объединили в созвездия.  Какие созвездия знаете вы, ребята? (демонстрация созвездий).

Центр управления полетом: Мы продолжаем наш полет. Следующая станция «Планеты» Узнайте о планетах в учебнике на стр 29-30.

Учитель: Ребята, я буду называть планеты, а вы скажите, сколько планет в Солнечной системе.

На Луне жил Звездочет

Он планетам вёл учёт:

Меркурий – раз,

Венера – два,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

Восемь – Нептун,

Девять – дальше всех Плутон.

-Сколько же здесь планет?

(Изображение планет) Одинаковые ли они?

Центр управления полетом: Вы находитесь в Солнечной системе, в большой «семье» планет, все они разные по величине, по природным условиям и по своему строению. Разными дорогами они летят вокруг Солнца. Кроме 9 больших планет, вокруг Солнца вращаются множество мелких (астероиды)

Учитель: Какие еще небесные тела Солнечной системы вы знаете?

Отгадайте загадки:

1.Сверкая огромным хвостом в темноте,

Несётся среди ярких звёзд в пустоте.

Она не Звезда, не планета,

Загадка Вселенной – (комета)

 2. Осколок от планеты

Средь звёзд несётся где-то.

Он много лет летит – летит

Космический (метеорит).

Центр управления полётом: Ваше путешествие завершается, возвращаемся на Землю.

(космическая музыка)

Учитель: Вот мы с вами и совершили путешествие в космос.

Итог урока: 1.Ребята, что вы узнали сегодня, путешествуя в космосе?

                      2.Кто нам помогал добывать знания  о Солнечной системе?

                    3.   А мы с вами на какой планете живём? ( на планете Земля)

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая,  перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету.

Используемые источники информации:

Детская энфиклопедия, 2001 год изд. «Издательский Дом Ридерз Дайджест»

Атлас Вселенной для детей , 2001 год. Изд «Издательский Дом Ридерз Дайджест»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающий мир "Планеты и звезды"

Методическая разработка урока окружающий мир во 2 классе по программе "Перспективная начальная школа". Урок разработан в форме путешествия по Солнечной Системе. Использован деятельностный подход....

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

методическая разработка урока окружающего мира по теме "Чем Земля отличается от других планет"

Урок-исследование  по УМК "Начальная школа XXI века" разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, носит системно-деятельностный подход в обучении,  направлен на формирование УУД (...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»

Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...