Урок окружающего мира в 4-м классе по теме «Царь-плотник. Выход к морю»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Цель урока познакомить с правлением Петра1, показать великие дела царя, уточнить представления о жизни людей в петровские времена, расширять их кругозор, развивать познавательную активность .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okr_mir.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Макуловская средняя общеобразовательная школа»
Верхнеуслонского муниципального района
Республики Татарстан
Урок окружающего мира в 4-м классе по теме «Царь-плотник. Выход к морю»
Тимиряева Любовь Александровна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОУ «Макуловская средняя
общеобразовательная школа»
Верхнеуслонского района
Республики Татарстан
Цель: познакомить учащихся с правлением Петра1, показать великие дела царя, уточнить представления о жизни людей в петровские времена, расширять их кругозор, развивать познавательную активность, речь, память, патриотические чувства, любовь к своей Родине.
Оборудование: выставка книг, эпиграф урока, индивидуальные карточки, картины художников, грамзапись.
- ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Аутотренинг. Прислушиваюсь к своему внутреннему голосу. Мой язык- моё лицо. Знаю, мне необходимо развивать, совершенствовать свою речь. Учусь чувствовать себя и другого. Я спокоен и уверен в себе.
- Мне бы хотелось, чтоб эту уверенность в себе вы сохранили на протяжении всего урока.
- Вдумайтесь в смысл стихотворения А.Я. Яшина.
А все ли помним
И всегда ль о том
Что родина была ,и есть, и будет
Не только реки, горы, отчий дом,
Не просто небо и земля,
А люди?
( А.Я. Яшин.)
-Каждый человек свою любовь к родине, к России выражает по-своему.
Художники рисуют картины, поэты пишут стихи, писатели- рассказы, композиторы сочиняют музыку. А мы?
- Господа, поговорим о России?
- рассказы детей начинаются со слов (Господа, поговорим о России)
2. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
1. Литературный диктант.
( Учитель читает начало, учащиеся дописывают фразу).
Кто с мечом к нам придет…( тот от меча и погибнет.) А. Невский.
Не числом бьют, (а уменьем.) А. Невский.
Умру- с вами, ( спасусь- с вами.) Д. Донской.
Все равно, надо строить город! ( Сам Бог велел стоять Москве тут.)
И. Калита.
- самопроверка с доски.
-- чьи это слова?
3. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС.
- Кто был первым строителем Москвы?
- Кто первым принял христианство на Руси?
- Что принялось с собой на Руси принятие христианства?
- Кого считают просветителями славян?
- Какие христианские заповеди вы знаете?
- Чем страшно было для всей России монголо- татарское иго?
4 ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
- Много времени прошло с тех пор, как русичи победили монголо-татар. Наше Отечество долго поправлялось от этого ига. Много лет понадобилось, чтобы Россия стала на равне с другими государствами сильным государством.
Не столь важно знать, кто и как княжил и царствовал, после Ивана 3 -все правители старались сделать Россию единым и сильным государством. И одним из них был царь Пётр 1.
Знакомство с биографией Петра !.
-чтения с доски.
Вопросы учителя.
-В каком году родился Пётр 1?Что нового, интересного узнали о нём?
5 СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
Порт- это специально оборудованное место на берегу моря или реки для причала и стоянки кораблей.
Верфь- место ремонта и постройки кораблей.
Держава- Государство.
Просвещение- распространение знаний, образования.
Наука-система знаний в определенной области.
Инженерная- наука, изучающая технику огнестрельных орудий и их применение.
Академия- высшее научное учреждение.
Суконный сюртук- мужская длинная одежда из шерстяной плотной ткани.
Денщик- солдат, стоящий при царе для личных услуг.
6. ЧТЕНИЕ В УЧЕБНИКЕ.
«Беру на буксир.»(комбинированное чтение )
РАБОТА С КАРТОЙ.
-объяснения учителя, показ по карте “Окно в Европу”.
-чтение из ”Медного всадника”. А.Пушкина.
(о строительстве города)…
ПОЛТАВСКИЙ БОЙ.
-прослушивание грамзаписи.
Полтавская победа превратила Россию в морскую державу - теперь она имела выход к морю и свой флот на Балтийском море. Но выход в другие страны через Чёрное море ещё остался в руках турок.
ВЕЛИКИЕ ДЕЛА ВЕЛИКОГО ЦАРЯ:
-Чтение по абзацам ( каждый вариант(1-4) читает свой абзац и выделяет великие дела).
1).Открыты медицинские, инженерно-артиллерийские школы, создана Морская академия.
2)Введен новый шрифт.
3)Открываются церковные и церковно-приходские школы для простых людей.
4)Одеваются по европейской моде, стали коротко стричься и бриться.
5)Дал свободу женщинам
6)Выходит газета «Ведомости»
7)Основан первый музей, театр.
8)Заботился о правах и поведении молодых дворян и купцов.
РЕШЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
-индивидуальная работа (по карточкам).
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
1)Первый русский император Петр 1 ложился спать в 9 часов вечера, а просыпался в 2 часа ночи. Все остальное время работал. Сколько часов продолжался его «рабочий день»?
2)Петр 1 за всю свою жизнь освоил 14 ремесел, но особенно он любил токарное дело. По сей день в различных музеях хранятся 12 принадлежащих Петру токарных станков, а еще 38 утеряно. Сколько всего токарных станков было у царя-труженика?
3)Первой высшей наградой Российского государства является орден Андрея Первозванного, утвержденный Петром 1.Петр пожаловал эту высокую награду всего 26 своим приближенным и 12 иностранцам. Сколько кавалеров ордена Андрея Первозванного было в петровское время, учитывая то, что сам царь также был награжден орденом?
4)В России нумерацию годов рождения Христова, которой мы пользуемся ныне, ввел Петр 1 в 1007 году. Сколько веков минуло со дня этого события?
-проверка
ИТОГ УРОКА :
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник
Он всеобъемлющий душой
На троне вечный был работник..
(А.С. Пушкин)
-Пусть и в вашей памяти он останется, как величайший правитель России.
Спасибо за работу. Урок окончен.
Литература
- Амелькин А.О., Степанов Д.И., Карпов С.П. История. - М.: «Астрель АСТ», 2001
- Горбачевич К., Хабло Е. Почему так назвали. - Лениздат: 1975
- Демкина М.Н. Эпоха Петра I. - ООО «Издательство Мир книги», 2008
- Ошимова А.О. История в рассказах для детей. - М.: Россия, Ада, 1994
- Павленко Н.И. Петр Первый и его время.- М.: «Просвещение,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 1 - ом классе по теме "Золотая осень. Путешествие в неживую природу".
Данный урок является одним из уроков при изучении в первом классе темы «Осень». Выбрана нетрадиционная форма проведения урока. На уроке осуществляется дифференцированный подход к обучению, используютс...
Урок окружающего мира в 1 - ом классе по теме "Жизнь растений осенью".
Данный урок является одним из уроков при изучении в первом классе темы «Осень». Выбрана нетрадиционная форма проведения урока. На уроке осуществляется дифференцированный подход к обучению, используютс...
Урок окружающего мира в 1 - ом классе по теме "Золотая осень. Путешествие в мир насекомых и птиц".
Данный урок является одним из уроков при изучении в первом классе темы «Осень». Выбрана нетрадиционная форма проведения урока. На уроке осуществляется дифференцированный подход к обучению, используютс...
Урок окружающего мира в 1 - ом классе по теме "Золотая осень. Путешествие в мир животных".
Данный урок является одним из уроков при изучении в первом классе темы «Осень». Выбрана нетрадиционная форма проведения урока. На уроке осуществляется дифференцированный подход к обучению, используютс...
Урок окружающего мира в 1 - ом классе по теме "Труд людей летом и осенью".
Данный урок является одним из уроков при изучении в первом классе темы «Осень». Выбрана нетрадиционная форма проведения урока. На уроке осуществляется дифференцированный подход к обучению, используютс...
Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Куда текут реки?"
Расширение и уточнение представления детей о реках, о морях, о движении реки в море;Ознакомление со свойствами речной и морской воды;Приобщение к работе с графической картой...
Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Режим дня (урок - игра)"
Цели: • познакомить учащихся с режимом дня школьника, • формировать навыки личной гигиены, • воспитывать аккуратность, организованность, трудолюбие, • учить делать выводы, • расширять кругозор, ...