программа по «Окружающий мир», созданной авторским коллективом под руководством Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) по теме
Пояснительная записка
к развернутому тематическому планированию
по предмету «Окружающий мир
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 43.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к развернутому тематическому планированию
по предмету «Окружающий мир»
Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе «Окружающий мир», созданной авторским коллективом под руководством Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008).
Тематический план ориентирован на использование учебного комплекта:
Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир : учебник для 2 класса / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2009.
Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир : рабочая тетрадь. 2 класс / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2008.
Трафимова, Г. В. Тайны далекие и близкие : кн. для чтения. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2006.
Цели обучения предмету «Окружающий мир»:
– развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
– освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального;
о человеке и его месте в природе и в обществе;
– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
– формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 2-го класса учащиеся должны
■ иметь представление:
– о связи между движением Земли, сменой дня и ночи, сменой времён года;
– о природных явлениях и стихийных бедствиях на Земле и в своей местности;
– о том, как изучают окружающий мир;
– о царствах живой природы: растениях, животных, грибах, бактериях;
■ устанавливать связи:
– между растениями и животными;
– между деятельностью человека и природой;
■ владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):
– осуществлять группировку объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании количества групп);
– подводить объект (явление) под понятия разного уровня обобщения (природа живая и неживая, классы животных, группы растений);
– пользоваться источниками информации об окружающем мире (наблюдать, проводить измерения и опыты);
– доказывать (устно) высказываемые утверждения;
– описывать (устно) объекты (явления) природы;
– пользоваться учебной и дополнительной литературой;
■ знать:
– что Земля – планета, Солнце – звезда, Луна – спутник Земли;
– названия материков и океанов;
– что такое горизонт, линия горизонта, стороны горизонта;
– устройство компаса и правила пользования им;
– три состояния воды, основные свойства воды и воздуха, причины круговорота воды в природе;
– условия, необходимые для жизни растений и животных;
– особенности рельефа, погоды, растительного и животного мира своей местности;
– правила поведения в природе и меры ее охраны;
■ уметь:
– ориентироваться на местности относительно своего тела;
– определять стороны горизонта по компасу, по природным приметам;
– показывать на карте и глобусе основные формы поверхности и водоемы;
– различать вещества и тела;
– измерять температуру воды, воздуха и своего тела;
– различать мхи, папоротники, хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы; диких и домашних животных; животных разных групп;
– приводить примеры представителей разных групп растений и животных;
– ухаживать за комнатными растениями; подкармливать птиц зимой;
– выполнять правила личной гигиены.
Окружающий мир
Развернутое тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип | Элементы | Требования к уровню | Вид | Элементы | Дата |
Общий взгляд на Землю (6 часов) | ||||||||
1 | Связь прошлого | 1 | Урок получения новых знаний | Что такое история. Зависимость жизни человека от природы и её состояния | Иметь представление об изменениях в природе и человеческом обществе в настоящее время, каким закономерностям они подчиняются | Коллективное чтение, беседа | Появление жизни | |
2 | Россия – родина космонавтики | 1 | Урок получения новых знаний | Земля – планета | Знать значение космонавтики для изучения Земли. Познакомить детей с правилами ведения тетради и работы с текстом | Коллективное чтение, беседа | Первый полёт спутника и человека в космос | |
3 | Материки | 1 | Комбинированный | Материки, их названия, расположение на карте | Знать о своеобразии расположения материков; понятие материк | Практическая работа с картой. Тест. | Пояса Земли: холодный, умеренный, жаркий | |
4 | Материки и части света | 1 | Комбинированный | Материки, их названия, расположение на карте | Знать своеобразие расположения суши и Мирового океана; понятия материк и части света, их отличие и сходство | Части света, конти-ненты | ||
5 | Мировой океан | 1 | Комбинированный | Океаны, их названия, расположение на карте | Иметь первичное представление о взаимодействии суши и океана, его влиянии на жизнь человека; активизировать представление детей о том, что такое погода | Мировой океан. Роль мирового океана в зарождении жизни | ||
6 | Обобщение по разделу «Общий взгляд | 1 | Урок обобщения и систематизации | Объекты окружающего мира | Знать названия материков и океанов. Уметь работать с географической картой | Проверочная работа |
.
Как изучают окружающий мир (12 часов) | ||||||||
7 | Сто наук. Органы чувств человека | 1 | Комбинированный | Система органов чувств. Гигиена органов чувств | Знать об органах чувств человека как средстве познания окружающего мира | Коллективное чтение, беседа | ||
8 | Органы чувств человека: зрение | 1 | ||||||
9 | Органы чувств человека: слух | 1 | ||||||
10 | Органы чувств человека: обоняние и вкус | 1 | ||||||
11 | Органы чувств человека: осязание | 1 | ||||||
12 | Язык науки | 1 | Комбинированный | Способы познания окружающего мира: наблюдения, рассуждения, выводы. Источник информации об окружающем ми-ре – энциклопедия, справочник | Уметь дифференцировать понятия и определять их принадлежность наукам; самостоятельно работать | Коллективное чтение, беседа. Тест | Метод рассуждения: | |
13 | Наблюдения, рассуждения, выводы | 1 | ||||||
14 | Инструменты и приборы | 1 | Комбинированный | Температура воздуха. Измерение температуры тела человека | Уметь дифференцировать понятия «инструменты и приборы». | Коллективное чтение, беседа. Практическая работа | Различие понятий инструменты и приборы. Флюгер. Устройство термометра | |
15 | Книги и другие средства информации | 1 | Источники информации об окружающем мире: книги, энциклопедии | Знать разнообразные источники познания окружающего мира | Сеть Интернет | |||
16 | Тела и вещества | 1 | Урок получения новых знаний | Разнообразие веществ | Уметь выделять тела в окружающем мире и определять вещества, из которых они состоят. | Коллективное чтение, беседа. | Различие понятий: тела и вещества |
газообразные. Примеры веществ | Знать три состояния вещества | Практическая работа | ||||||
17 | Что такое экология | 1 | Комбинированный | Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения в природе (на конкретных примерах) | Знать правила поведения человека в природе. Выяснить, что такое экология | Коллективное чтение, беседа | Экология | |
18 | Обобщение по разделу «Как изучают окружающий мир» | 1 | Урок обобщения и систематизации | Проверочная работа | ||||
Космос (6 часов) | ||||||||
19 | Главные особенности космоса | 1 | Урок получения новых знаний | Общие сведения о звездном небе | Расширять знания о звездном небе. Познакомить с наукой астрономией | Коллективное чтение, беседа | Звезды, наука астрономия | |
20 | Звезда по имени Солнце | 1 | Значение Солнца для живой природы | Уяснить значение изучения космических тел, развивать умение наблюдать за небом и небесными телами | Коллективное чтение, беседа | Солнечная система. Солнце – небесное тело, источник света и тепла для всего живого на Земле | ||
21 | Планеты | 1 | Общие сведения о планетах | Расширить знания детей о космических телах | Коллективное чтение, беседа | Планеты Солнечной системы | ||
22 | Звезды и созвездия | 1 | Общие сведения о звездах и созвездиях | Учить определять Полярную звезду, познакомить с её особенностями и значением на звёздном небе | Коллективное чтение, беседа. Тест | Звезды и созвездия. Полярная звезда | ||
23 | Луна – спутник Земли | 1 | Общее представление | На основе наблюдений за Луной установить причину смены фаз Луны, солнечного и лунного затмения | Коллективное чтение, беседа | Луна – спутник Земли. Фазы Луны. Полнолуние, новолуние, солнечное затмение, лунное затмение |
24 | Обобщение по разделу «Космос» | 1 | Урок обобщения и систематизации | Проверочная работа | ||||
Планета Земля (10 часов) | ||||||||
25 | Наш общий дом. Строение Земли | 1 | Урок получения новых знаний | Земля – планета. Общее представление | Иметь общее представление | Коллективное чтение, беседа, наблюдение | Строение Земли. Литосфера, гидросфера, атмосфера – географические оболочки Земли | |
26 | Географические оболочки Земли | 1 | Формы земной поверхности. Равнины, горы, холмы, овраги (общее представление) | |||||
27 | Горизонт | 1 | Урок получения новых знаний | Наблюдения и рассуждения о форме Земли. Форма Земли | Уметь наблюдать, рассуждать и сделать вывод о шарообразности земли. | Коллективное чтение, беседа. Тест | Горизонт, линия горизонта | |
28 | Открытие шарообразности Земли | 1 | ||||||
29 | Ориентирование | 1 | Урок получения новых знаний | Определение сторон горизонта | Уметь находить главные и промежуточные стороны горизонта, ориентироваться на карте; определить по карте России положение родного города по отношению к Москве, Смоленску, Новосибирску | Коллективное чтение, беседа, работа с картой | ||
30 | Компас | 1 | ||||||
31 | Глобус и географическая карта | 2 | Комбинированный | Глобус – модель Земли. Географическая карта | Расширить и систематизировать знания детей о глобусе и карте | Полюсы, экватор, тропики, полярные круги | ||
32 | Рельеф Земли | 1 | Урок получения новых знаний | Формы земной поверхности: равнины, горы | Знать понятие «рельеф». Уметь читать карту |
33 | Ландшафт | 1 | Комбинированный | Знать понятие «ландшафт». Уметь читать карту | Ландшафт | |||
34 | Обобщение по разделу «Планета Земля» | 1 | Урок обобщения и систематизации | Проверочная работа | ||||
Взаимодействие сил природы (17 часов) | ||||||||
35 | Тепловые пояса Земли | 1 | Урок получения новых знаний | Смена времён года | Уяснить зависимость наличия тепловых поясов от формы Земли, то есть различия в её нагревании; систематизировать знания детей | Коллективная работа | Тепловые пояса Земли | |
36 | Смена времён года | 1 | Урок получения новых знаний | Коллективное чтение, беседа | Дни весеннего и осеннего равноденствия, день зимнего солнцестояния | |||
37 | Суша под Солнцем | 1 | Урок получения новых знаний | Рассуждения о воздействии Солнца на сушу | Знать о воздействие Солнца | Коллективное чтение, беседа. Практическая работа с энциклопедиями | Влияние Солнца | |
38 | Внутренние силы Земли | 1 | Урок получения новых знаний | Знать, что такое вулканы и землетрясения, от чего они происходят | Вулканы, землетрясения | |||
39 | Вода Земли. Вода и её свойства | 1 | Урок получения новых знаний | Вода. Легко определяемые свойства воды: цвет, вкус, прозрачность, текучесть | В процессе проведения опытов выявить свойства воды. Уяснить значение воды для живых организмов | Практическая работа | Тёплое течение Гольфстрим | |
40 | Три состояния воды | 1 | Урок получения новых знаний | Вода. Три состояния воды | Уметь наблюдать и делать выводы; сравнить свойства воды в разных состояниях | Практическая работа |
41 | Что такое снег | 1 | Урок получения новых знаний | Вода. Три состояния воды | В процессе наблюдения и рассуждения выявить, что такое снег и лёд, как образуются снег и лёд | Коллективное чтение, беседа | Айсберги. Свойства льда и снега | ||||||||
42 | Почему лед плавает | 1 | Урок получения новых знаний | Свойства воды | Уметь выявлять свойства воды; делать выводы | Практическая работа. Проверочная работа | Фильтрование | ||||||||
43 | Вода – растворитель | 1 | Урок получения новых знаний | Свойства воды | Уметь выявлять свойства воды; делать выводы | Практическая работа. Проверочная работа | Вода – растворитель | ||||||||
44 | Подземные воды | 1 | Урок получения новых знаний | Свойства воды | Уметь выявлять свойства воды; делать выводы | Коллективная работа | Подземные воды, гейзеры | ||||||||
45 | Как и зачем люди изучают атмосферу | 1 | Урок получения новых знаний | Воздух – смесь газообразных веществ | В ходе рассуждений и опытов познакомиться с составом воздуха | Коллективное чтение, беседа | Азот, кислород, углекислый газ | ||||||||
46 | Состав воздуха | 1 | Урок получения новых знаний | Воздух – смесь газообразных веществ | В ходе рассуждений и опытов познакомиться с составом воздуха, его значением для человека | Коллективное чтение, беседа | Азот, кислород, углекислый газ | ||||||||
47 | Свойства воздуха | 1 | Урок получения новых знаний | Легко определяемые свойства воздуха: не виден, не имеет запаха, летуч, легко сжимается | В ходе рассуждений и опытов выявить свойства воздуха | Коллективное чтение, беседа | Барометр – прибор для измерения давления воздуха. Давление воздуха | ||||||||
48 | Ветры | 1 | Урок получения новых знаний | Иметь представление об образовании ветров, об их созидательной и разрушительной силе; о влиянии на формирование земной поверхности. Уметь самостоятельно использовать дополнительные источники знаний | Коллективное чтение, беседа, работа с энциклопедиями | Ветер. Ураган, смерч, пассаты, муссоны, бриз | |||||||||
49 | Грозные ветры | 1 | Урок получения новых знаний | ||||||||||||
50 | Круговорот воды | 1 | Урок получения новых знаний | Три состояния воды | Знать о круговороте воды | Коллективное чтение, беседа, практическая работа | Круговорот воды | ||||||||
51 | Контрольная работа по теме «Взаимодействие сил природы» | 1 | Урок контроля знаний | Выявить уровень знаний по данной теме | Контрольная работа | ||||||||||
Живая природа (17 часов) | |||||||||||||||
52 | Жизнь – особенность нашей планеты | 1 | Урок получения новых знаний | Царства живой природы | Иметь представление о многообразии живой природы и условиях жизни | Коллективное чтение, беседа | Биология | ||||||||
53 | Что изучает биология | 1 | Урок получения новых знаний | Растения, их разнообразие | Иметь представление о разных группах растений, о постепенном их усложнении в результате исторического развития | Коллективное чтение, беседа | Классы растений | ||||||||
54 | Растения. Группы растений. Водоросли, лишайники, мхи, папоротники | 1 | Урок получения новых знаний | Растения, их разнообразие | Выяснить особенности растений: водорослей, лишайников, мхов, папоротников | Коллективное чтение, беседа | Особенности размножения и развития водорослей, лишайников, мхов, папоротников | ||||||||
55 | Хвойные и цветковые растения | 1 | Урок получения новых знаний | Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы. Части растений | Рассмотреть многочисленность и разнообразие цветковых и хвойных растений. Знать о частях растения – цветке и плоде, способах распространения хвойных и цветковых растений | Коллективное чтение, беседа | Хвойные и цветковые растения | ||||||||
56 | Дикорастущие и культурные растения | 1 | Комбинированный | Дикорастущие и культурные растения, их различие | Выявить различия дикорастущих и культурных растений | Коллективное чтение, беседа, работа с дополнительной литературой | |||||||||
57 | Растения, которые мы едим | 1 | Комбинированный | Части растений. Дикорастущие и культурные растения, их различие | Научить детей правильно определять съедобные части растений, классифицировать фрукты и овощи | Корнеплоды, зерновые культуры | |||||||||
58 | Растения-путешественники | 1 | Комбинированный | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к рас-тениям | Выявить, откуда появилось | Тест | |||||||||
59 | Грибы | 1 | Комбинированный | Систематизировать знания о грибах как о царстве живой природы, расширить знания детей о многообразии грибов; учить правилам сбора грибов | Коллективное чтение, беседа | Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Знание грибов своей местности. Правила сбора грибов | |||||||||
60 | Животные: моллюски, насекомые и паукообразные | 1 | Комбинированный | Животные, их разнообразие | Выявить взаимосвязь растительного и животного мира; систематизировать знания о классах животных; побуждать детей к высказываниям, выводам | Взаимосвязь животного и растительного мира | |||||||||
61 | Рыбы | 1 | Комбинированный | Животные, их разнообразие | Уметь установить принадлежность животного к той или иной группе. Выявить разнообразие животного мира на Земле | Коллективное чтение, беседа | Классы, или группы, животных | ||||||||
62 | Земноводные и пресмыкающиеся | 1 | Комбинированный | Условия, необходимые для жизни животных. Размножение разных животных | Систематизировать полученные знания о земноводных и пресмыкающихся | Коллективное чтение, беседа | |||||||||
63 | Птицы и млекопитающие | 1 | Комбинированный | Особенности питания разных животных | Установить цепи питания некоторых животных | Коллективное чтение, беседа | Цепи питания | ||||||||
64 | Животные и среда их обитания | 1 | Комбинированный | Условия, необходимые для жизни животных. Размножение разных животных | Систематизировать полученные знания о животных; расширять кругозор; выявить, что необходимо для жизни разным группам животных | Коллективное чтение, беседа | Среда обитания |
.
65 | Дикие и домашние животные | 1 | Комбинированный | Разнообразие животных. Дикие и домашние животные. Бережное отношение человека к животным | Систематизировать полученные знания о диких и домашних животных; расширять кругозор детей | Коллективное чтение, беседа | ||
66 | Бактерии | 1 | Урок получения новых знаний | Иметь представление о бактериях и их роли в жизни человека | Коллективное чтение, беседа | Бактерии – мельчайшие организмы. Вредные и полезные бактерии | ||
67 | Гигиена | 1 | Комбинированный | Личная гигиена | Уметь соблюдать правила личной гигиены. Иметь представление о том, где могут находиться вредные бактерии | Коллективное чтение, беседа | ||
68 | Обобщение по разделу «Живая природа» | 1 | Повторение | Проверочная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по окружающему миру 4 класс по учебнику Н.Я.Дмитриевой , А.Н.Казакова
рабочая программа по окружающему миру 4 класс учебник ДмитриевойН.Я.,Казакова А.Н....
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по учебнику Н. Я. Дмитриевой и А. Н Казакова (система Л. В. Занкова)
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по учебнику Н. Я. Дмитриевой и А. Н Казакова (система Л. В. Занкова)...
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса на основе авторской программы Н.Я.Дмитриевой и А.Н.Казакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса на основе авторской программы Н.Я.Дмитриевой и А.Н.Казакова...
Тесты по окружающему миру для 3 класса по учебнику Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова (система Л.В.Занкова)
Тематические тесты позволяют быстро проверить уровень усвоения учебного материала по окружающему миру. В тесты включены задания закрытого типа, в которых нужно отметить один или несколько правил...
Рабочая программа по окружающему миру к учебнику Н.Я.Дмитриевой,А.Н.Казаковой.
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы начального образо...
Рабочая программа по окружающему миру к учебнику Н.Я.Дмитриевой,А.Н.Казаковой 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы начального ...