Рабочая программа по окружающему миру к учебнику Н.Я.Дмитриевой,А.Н.Казаковой 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_om_4_klass_zankov.docx | 55.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Класс: 4
Уровень образования: начальное общее образование
Срок реализации программы 2017-2018 уч. год
Количество часов по учебному плану:
всего – 70 ч/год; 2ч/неделю
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовой
базой:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1578;
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (ФКГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 марта 2004 №1089;
- Законом «Об образовании в Республике Адыгея» от 27 декабря 2013 г. N 264
- Учебным планом МБОУ «СШ №10»;
Программа является частью основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №10»
Цели курса:
- формирование целостной картины мира и осознания места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта от общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
- в ходе решения первых двух задач развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников); воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; формировать личность ученика - умелого хранителя, пользователя традиций родного края; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свою республику, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы по окружающему миру
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные универсальные учебные действия
У учащихся будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы;
- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;
- основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;
- этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;
- понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;
- принятие установки на здоровый образ жизни;
- принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры.
Учащийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно- познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно- познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Учащийся получит возможность научиться:
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно- логическом уровнях;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;
- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например, мир – государства – Россия – республика, область (край) – город (село) и т.д.) на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии.
Учащийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) ;
- строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия Учащийся научится:
- строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.
Учащийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Содержание учебного предмета
Человек и окружающий мир (21 час)
Человек и природа
Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком. Энергия -источник движения.
Человек познает самого себя. Клетка -основа строения и роста живых организмов. Рост и развитие человека. Ваша родословная. Тело человека: опорно-двигательная система. Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов. Кожа. Младший школьник. Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах.
Человек и общество
Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле. Открытие Америки Христофором Колумбом. Кругосветное плавание Фернана Магеллана. Представление о странах мира, о разных народах, об их культуре и особенностях быта.
Практические работы. Осенние работы на пришкольном участке; составление комплекса упражнений утренней гимнастики;
составление режима дня; определение своего роста и веса; наблюдение за работой мышц и их утомляемостью; рассматривание клетки под микроскопом; оказание первой помощи при ушибах и порезах; изучение внешнего вида лекарственных растений при рассматривании гербарных образцов; работа с картами: контурной, физической, природных зон.
Исследовательская работа. История развития транспортных средств. Транспорт будущего. Открытие Америки, ее природа, население.
Экскурсии в планетарий, в политехнический музей (при возможности).
Преобразования в России (10 часов)
Человек и общество
Россия при Петре I. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I - Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). М.В. Ломоносов - основоположник русской науки. Ведущая роль образования, труда, значение творчества в жизни человека и общества.
Человек и природа
Горное дело: горные породы и минералы (гранит, известняк, мрамор, соль, руды металлов, горючие полезные ископаемые), происхождение полезных свойства и разработка. Значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера). Люди, занятые горным делом.
Человек и общество
Развитие русского военного искусства. А.В. Суворов. Отечественная война 1812 г. М.И. Кутузов.
План местности.
Практические работы. Определение состава и свойств полезных ископаемых (гранита и известняка, песка и глины), работа с коллекциями горных пород и минералов; работа с физической картой России (полезные ископаемые); работа с исторической картой; составление плана комнаты, школьного или садового участка.
Исследовательская работа. Петербург - один из прекраснейших городов мира.
Экскурсии в краеведческий, исторический, минералогический музеи, Бородинскую панораму (при возможности).
Мир человека в Новое время (27 часов)
Человек и природа
Открытие новых земель: северные земли России, Антарктида, Австралия, Уссурийский край. Особенности природы России в сравнении с природой других материков. Природные зоны гор.
Человек и общество
События в России в начале ХХ века. Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР.
Великая Отечественная война (1941 -1945). Государства - участники войны. Герои Великой Отечественной войны. Судьба родного края в этот период.
Развитие науки и техники.
Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Выращивание овощных и цветковых культур на пришкольном участке. Особенности сельского хозяйства родного края. Отношения между городом и селом.
Человек и природа
Экологические проблемы России и вашей местности. Положительное и отрицательное влияние человека на природу (в т.ч. на природу родного края). Охрана природы. Заповедники и национальные парки. Красная книга России.
Новые знания о человеке. И.П. Павлов. Открытие нервной системы (как нервная система управляет работой всех органов организма). Нервная система и органы чувств. Система кровообращения. Первая помощь при кровотечениях. Дыхательная система. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Пищеварительная система. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Выделительная система и ее значение для организма. Правила здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровье окружающих его людей. Внимательное и уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Практические работы. Сбор материала о судьбе края в обозначенный исторический период; оказание первой помощи при легких травмах; подсчет ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений; определение количества дыхательных движений в минуту; составление меню с учетом содержания необходимых для организма веществ; весенние работы на пришкольном участке; работа с картами: физической, политической, природных зон России и мира, с контурными картами.
Исследовательская работа. Как работают органы чувств. Витамины в жизни человека.
Экскурсии в политехнический, зоологический музеи, в дендрарий, в краеведческий, исторический музеи (с учетом возможностей).
Современная Россия (12 часов)
Человек и общество
Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятия «Родина» («Отечество», «Отчизна»). Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция -Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Государственное устройство. Президент Российской Федерации -глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Обязанности граждан, их права. Нравственные нормы жизни.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственной связи между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День Весны и Труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.
Россия на карте, государственная граница России. Москва - столица государства. Святыни Москвы - святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Государства - соседи России.
Россия - многонациональное государство. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважение к культуре, языку, религии, истории народов России. Духовно-нравственные и культурные ценности - основа жизнеспособности общества. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Краеведение (в течение года). Родной край - часть России. Областные (краевые, республиканские) органы власти. Областная (краевая, республиканская) символика. Родной край в изучаемый исторический период: особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры. Выдающиеся земляки.
Исследовательская работа. Наши соседи на планете Земля: Беларусь, Англия, Франция, Германия, Китай, Египет... (по выбору школьников).
Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею, музей прикладного искусства (с учетом возможностей).
Краеведение (в течение года)
С целью обеспечения реализации региональных особенностей содержания образования в программу внесены и уплотнены 7 уроков:
Урок 25. Минералы. Полезные ископаемые, добываемые в родном краю.
Урок 36. Природа гор. Горы родного края.
Урок 38. Расы человека. Адыгея - многонациональная республика.
Урок 45. Великая Отечественная война (1941– 1945). Герои и участники ВОВ – мои земляки.
Урок 49. Охрана природы. Природа Республики Адыгея.
Урок 51. Растения – природные очистители воздуха. Комнатные растения. Растения Красной книги на территории Республики Адыгея.
Урок 60. Россия – наша Родина. Майкоп – моя малая родина
Тематическое планирование
Планирование составлено на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №10»
Программа реализуется с использованием учебника Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Окружающий мир. 4 класс. – Самара: корпорация «Федоров», изд-во «Учебная литература», 2013;
№ урока | Тема урока | Количество часов |
Человек и окружающий мир. | 21 | |
Человек и мир, созданный им. | 5 | |
1. | Сфера разумной жизни. Условия современной жизни. | 1 |
2. | Первопроходцы в науке. Техника и человек. | 1 |
3. | Человек познает самого себя. Трудный путь становления медицины. | 1 |
4. | Клетка – основа строения и роста живых организмов. | 1 |
5. | Рост и развитие организма человека. Режим дня в его жизни. Лекарственные растения. | 1 |
Наши соседи на Западе. | 16 | |
6. | Наши соседи на Западе. Где и как жили рыцари. | 1 |
7. | Осанка человека. | 1 |
8. | Скелет: позвоночник | 1 |
9. | Скелет: череп, грудная клетка, живые рычаги. Оказание первой помощи при травмах. | 1 |
10. | Мышцы тела. Мимические мышцы (практическая работа). | 1 |
11. | Обобщение знаний. | 1 |
12. | Начало Нового времени. | 1 |
13. | Расширение знаний о Земле. | 1 |
14. | Кругосветное путешествие Магеллана (практическая работа). | 1 |
15. | Природа Нового света. | 1 |
16. | Развитие науки. Устройство Вселенной (экскурсия в планетарий). | 1 |
17. | Законы природы. | 1 |
18. | Открытие невидимого мира. | 1 |
19. | Победа над эпидемиями. | 1 |
20. | Правила здорового образа жизни. | 1 |
21. | Особенности кожного покрова (практическая работа). | 1 |
Преобразования в России. | 10 | |
22. | Преобразования в России при Петре I. | 1 |
23. | Строительство Санкт-Петербурга. | 1 |
24. | Становление российской науки. М.В. Ломоносов –великий русский учёный (практическая работа). | 1 |
25. | Минералы. Полезные ископаемые, добываемые в родном краю. | 1 |
26. | Кладовая недр Земли (практическая работа). | 1 |
27. | Руды металлов и горючие полезные ископаемые (практическая работа). | 1 |
28. | Добыча полезных ископаемых. | 1 |
29. | Полезные ископаемые родного края. | 1 |
30. | Русское военное искусство. | 1 |
31. | План местности (практическая работа). | 1 |
Мир человека в Новое время. | 27 | |
Разнообразие природы Земли. | 7 | |
32. | Северные земли России. | 1 |
33. | Открытие Австралии. | 1 |
34. | Открытие Антарктиды. | 1 |
35. | Дальний Восток России. | 1 |
36. | Природа гор. Горы родного края | 1 |
37. | Контрольная работа за I полугодие. | 1 |
38. | Расы человека. Адыгея - многонациональная республика | 1 |
События XIX–XX веков. | 10 | |
39. | Развитие науки и техники в XIX–XX веках. | 1 |
40. | Новые знания о человеке. | 1 |
41. | Нервная система. | 1 |
42. | Кровеносная система (практическая работа). | 1 |
43. | Путь крови в организме (практическая работа). Органы выделения. | 1 |
44. | Россия в начале ХХ века. | 1 |
45-46. | Великая Отечественная война (1941– 1945). Герои и участники ВОВ – мои земляки | 2 |
47. | Великобритания. | 1 |
48. | Век научных открытий. Экологические проблемы. | 1 |
Человек и природа. | 10 | |
49. | Охрана природы. Природа Республики Адыгея. | 1 |
50. | Органы дыхания человека (практическая работа). | 1 |
51. | Растения – природные очистители воздуха. Комнатные растения.Растения Красной книги на территории Республики Адыгея | 1 |
52. | Сельское хозяйство. Животноводство. | 1 |
53. | Сельское хозяйство. Растениеводство (практическая работа). | 1 |
54. | Состав пищи. | 1 |
55. | Витамины. Пища разных народов. | 1 |
56. | Органы пищеварения. | 1 |
57. | Переработка пищи в организме. Правила здорового питания. | 1 |
58. | Сохранение здоровья – важнейшая задача для жизни человека (урок обобщения). | 1 |
Современная Россия. | 12 | |
59. | Человек и общество. Государство. | 1 |
60. | Россия – наша Родина. Майкоп – моя малая родина | 1 |
61. | Москва – столица России. | 1 |
62. | Устройство государственной власти. | 1 |
63. | Символы и праздники России. | 1 |
64. | Народы России, их культура и традиции.Нравственные нормы жизни. | 1 |
65 | Человек в современных условиях. Духовное богатство человека. | 1 |
66-68. | Контрольная работа за год. | 3 |
69-70. | Резервные уроки. | 2 |
Приложение
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир»
Класс: 4
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы 2017-2018 уч. год
Количество часов по учебному плану:
всего – 70 ч/год; 2ч/неделю
Планирование составлено на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №10»
Программа реализуется с использованием учебника Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Окружающий мир. 4 класс. – Самара: корпорация «Федоров», изд-во «Учебная литература», 2013;
№ урока | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | ||
Человек и окружающий мир. | |||||
Человек и мир, созданный им. | |||||
1. | Сфера разумной жизни. Условия современной жизни. | ||||
2. | Первопроходцы в науке. Техника и человек. | ||||
3. | Человек познает самого себя. Трудный путь становления медицины. | ||||
4. | Клетка – основа строения и роста живых организмов. | ||||
5. | Рост и развитие организма человека. Режим дня в его жизни. Лекарственные растения. | ||||
Наши соседи на Западе. | |||||
6. | Наши соседи на Западе. Где и как жили рыцари. | ||||
7. | Осанка человека. | ||||
8. | Скелет: позвоночник | ||||
9. | Скелет: череп, грудная клетка, живые рычаги. Оказание первой помощи при травмах. | ||||
10. | Мышцы тела. Мимические мышцы (практическая работа). | ||||
11. | Обобщение знаний. | ||||
12. | Начало Нового времени. | ||||
13. | Расширение знаний о Земле. | ||||
14. | Кругосветное путешествие Магеллана (практическая работа). | ||||
15. | Природа Нового света. | ||||
16. | Развитие науки. Устройство Вселенной (экскурсия в планетарий). | ||||
17. | Законы природы. | ||||
18. | Открытие невидимого мира. | ||||
19. | Победа над эпидемиями. | ||||
20. | Правила здорового образа жизни. | ||||
21. | Особенности кожного покрова (практическая работа). | ||||
Преобразования в России. | |||||
22. | Преобразования в России при Петре I. | ||||
23. | Строительство Санкт-Петербурга. | ||||
24. | Становление российской науки. М.В. Ломоносов –великий русский учёный (практическая работа). | ||||
25. | Минералы. Полезные ископаемые, добываемые в родном краю. | ||||
26. | Кладовая недр Земли (практическая работа). | ||||
27. | Руды металлов и горючие полезные ископаемые (практическая работа). | ||||
28. | Добыча полезных ископаемых. | ||||
29. | Полезные ископаемые родного края. | ||||
30. | Русское военное искусство. | ||||
31. | План местности (практическая работа). | ||||
Мир человека в Новое время. | |||||
Разнообразие природы Земли. | |||||
32. | Северные земли России. | ||||
33. | Открытие Австралии. | ||||
34. | Открытие Антарктиды. | ||||
35. | Дальний Восток России. | ||||
36. | Природа гор. Горы родного края | ||||
37. | Контрольная работа за I полугодие. | ||||
38. | Расы человека. Адыгея - многонациональная республика | ||||
События XIX–XX веков. | |||||
39. | Развитие науки и техники в XIX–XX веках. | ||||
40. | Новые знания о человеке. | ||||
41. | Нервная система. | ||||
42. | Кровеносная система (практическая работа). | ||||
43. | Путь крови в организме (практическая работа). Органы выделения. | ||||
44. | Россия в начале ХХ века. | ||||
45-46. | Великая Отечественная война (1941– 1945). Герои и участники ВОВ – мои земляки | ||||
47. | Великобритания. | ||||
48. | Век научных открытий. Экологические проблемы. | ||||
Человек и природа. | |||||
49. | Охрана природы. Природа Республики Адыгея. | ||||
50. | Органы дыхания человека (практическая работа). | ||||
51. | Растения – природные очистители воздуха. Комнатные растения.Растения Красной книги на территории Республики Адыгея | ||||
52. | Сельское хозяйство. Животноводство. | ||||
53. | Сельское хозяйство. Растениеводство (практическая работа). | ||||
54. | Состав пищи. | ||||
55. | Витамины. Пища разных народов. | ||||
56. | Органы пищеварения. | ||||
57. | Переработка пищи в организме. Правила здорового питания. | ||||
58. | Сохранение здоровья – важнейшая задача для жизни человека (урок обобщения). | ||||
Современная Россия. | |||||
59. | Человек и общество. Государство. | ||||
60. | Россия – наша Родина. Майкоп – моя малая родина | ||||
61. | Москва – столица России. | ||||
62. | Устройство государственной власти. | ||||
63. | Символы и праздники России. | ||||
64. | Народы России, их культура и традиции.Нравственные нормы жизни. | ||||
65 | Человек в современных условиях. Духовное богатство человека. | ||||
66-68. | Контрольная работа за год. | ||||
69-70. | Резервные уроки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по окружающему миру, математике, литературному чтению и русскому языку для 2 класса. Система Л.В.Занкова
В данном материале представлены рабочие программы с календарно-тематическим планированием, включающим возможные виды деятельности обучающихся на уроке....
Рабочая программа по окружающему миру к учебнику А.Вахрушева. 1 класс. ФГОС.
Данная программа создана на основе авторской программы Вахрушева А.А....
Рабочая программа по окружающему миру к учебнику Н.Я. Дмитриевой 4 класс
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе авторской программы (система развивающего обучения Л.В.Занкова), утверждённой...
Рабочая программа по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас" 4 класс
Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические пробле...
Рабочая программа по окружающему миру к учебнику Н.Я.Дмитриевой,А.Н.Казаковой.
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы начального образо...
Рабочая программа по"Окружающему миру" к учебнику Плешакова А.А.
Рабочая программа по"Окружающему миру" (1-4 класс) к учебнику Плешакова А.А. "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру, автор учебника А.А. Плешаков 2 кл
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 2 класс...