Конспект урока по окружающему миру в 4 классе
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Жевлакова Неля Ивановна

Наши подземные богатства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

У р о к по окружающему миру в 4 классе.

НАШИ ПОДЗЕМНЫЕ БОГАТСТВА

Цели:

1. Сформировать представления учащихся о подземных богатствах.

2. Познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.

3. Развивать познавательную активность, умение работать с картой.

4. Развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы.

О б о р у д о в а н и е: физическая карта России, карта области (края), контурная карта области ,коллекция полезных ископаемых.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Добрый день, дорогие друзья!

Новой встрече очень рада я!

Хозяйка подземных богатств

В свое царство пустит нас!

Сегодня мы поговорим о богатствах, хранящихся в недрах земли.

На доске и в тетрадях записывается тема: «Наши подземные богатства».

II. Проверка знаний и умений.

Несколько учащихся по выбору учителя выполняют работу на доске

№ 1.  заполнить схему реки

№ 2.   заполнить таблицу – кластер о водоёмах

Учитель проводит фронтальный опрос:

– Перечисли водоемы нашего края.

– Расскажи о значении водоемов в природе и жизни людей.

– Как взрослые и дети должны охранять водоемы?

– Почему при купании в водоемах нужно соблюдать осторожность?

– Сформулируйте  правила  поведения  у  водоема, соответствующие этим знакам.

III. Работа над новым материалом.

Учитель. Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве, – это полезные ископаемые. Они встречаются в различных районах нашей страны. Некоторые залегают на большой глубине, другие добывают прямо с поверхности земли.

Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Многие месторождения уже открыты и разрабатываются, другие еще только разведываются.

Недра нашей страны богаты различными полезными ископаемыми. Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые могут эффективно использоваться в хозяйстве. Скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а при больших площадях распространения – бассейны.

Все эти полезные ископаемые образуют минерально-сырьевую базу нашей страны.

Работа по таблице «Верите ли вы, что…»

Заполняют таблицу до чтения и после, « +» да, « _» нет

Верите ли вы , что

До чтения текста

После чтения текста

  1. гранит -  состоит из зёрен полевого шпата,

                                                   кварца и слюды.

                                                   хрупок, некрасив,

                            не применяют в строительстве.

  1. известняк -  хрупкий камень

                                                         чёрного цвета.

    используют при строительстве зданий и дорог

  1. мел – разновидность известняка
  2. песок и глина образуются при разрушении гранита

из песка делают кирпичи

 из глины - стекло

песок – сыпуч

 глина – пластична

  1. торф -  образуется в лесу

 горюч,

хорошее удобрение,

         корм для животных

  1. уголь - образовался из остатков древних животных

                 горючее полезное ископаемое

  1.  железная руда – разновидность минералов

из железной руды выплавляют чугун,

  из чугуна – сталь

                   чугун-основное сырьё для машиностроения

  1. нефть – приятно пахнет

горючая

белого цвета

добывают, роя котлованы

  1. природный газ – хорошее топливо

добывают, роя котлованы

Работа в группах.

Каждой группе даются вопросы к текстам, по ним составляется рассказ о полезном ископаемом.

Выбирается лидер, и он даёт ответ, ученики слушают и ставят + или – после чтения в своих таблицах.

Учитель демонстрирует коллекцию полезных ископаемых по ходу выступления учеников.

- А у кого все ответы совпали до и после чтения?

физминутка

Учащиеся повторяют упражнения за учителем.

Путешествуя по подземному царству,

Ищем клады мы в недрах земли.

Нам подарит земля богатства:

Уголь, нефть и много руды.

Раз – летят самолеты в небе,

Два – мы строим большие дома.

Не забудь охранять богатства,

Те, что земля нам дала.

Полезные ископаемые Калининградской области.

Выступают ученики, которые приготовили заранее рассказы о полезных ископаемых (отмечают на контурных картах на доске и в индивидуальных)

Работа по группам по тексту «Охрана подземных богатств»

6 шляп

        1 красная – эмоциональная. Что удивительного вы узнали о полезных ископаемых?

        2 белая – факты. Перечислить правила экономного использования природных богатств

        3 чёрная – что плохо. Что плохого в добыче полезных ископаемых?

        4 жёлтая – что хорошо. Что хорошего в добыче полезных ископаемых?

        5 синяя – аналитическая. Чем вы можете помочь в охране полезных ископаемых?

        6 зелёная – творческая. Придумать домашнее задание по теме урока. Что ещё мы бы хотели узнать о полезных ископаемых?

Учитель. Мы сегодня узнали много о подземных богатствах, об их применении. Все полезные ископаемые, залегающие в недрах земли, делятся на 2 большие группы: рудные и нерудные. Какие рудные полезные ископаемые вы знаете?

Ученики. Железная руда.

Учитель. А нерудные полезные ископаемые еще делятся на 2 подгруппы: строительные и горючие.

Составление кластера

IV. Закрепление изученного материала.

Учитель. Что же мы называем полезными ископаемыми?

Ученики. Все природные богатства, которые добывают люди.

Учитель. В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе?

Ученики. В твердом – гранит, в жидком – нефть, в газообразном – природный газ.

Учитель предлагает решить кроссворд и прочитать ключевые слова.

Вопросы к кроссворду:

1.  Он очень нужен детворе.

        Он на дорожке во дворе,

        Он и на стройке, и на пляже,

        И в стекле  он расплавлен даже.

2.        Не зря она варилась в доменной печи.

        На славу получились ножницы, ключи…

3.  Белый камешек растаял,

  На доске следы оставил.

4.        Очень прочен и упруг,

        Строителям надежный друг.

        Дома, ступени, постаменты

        Красивы станут и заметны.

5.        Без нее не побежит

        Ни автобус, ни такси,

        Не поднимается ракета.

        Отгадайте, что же это.

6.        Он несет в дома тепло,

        От него кругом светло,

        Помогает плавить стали,

        Делать краски и эмали.

        Он черный, блестящий,

        Помощник настоящий.

7.        Если встретишь на дороге,

        То увязнут сильно ноги.

        А сделать миску или вазу,

        Она понадобится сразу.

8.  По трубе течет,

  Пироги печет.

9.         Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением.

10.        Покрывают им дороги,

        Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе.

        Сам он – удобрение.

V. Итоги урока. Выставление оценок.

1 Написать синквейн о любом полезном ископаемом

1 строчка – сущ.

2 строчка – 2 прилагат.

3 строчка -         описание действия

4 строчка – фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме

5 строчка - синоним                                

2 Учащиеся читают вывод на с. 169 учебника.

Домашнее задание.

С. 159–170. Ответы на вопросы «Проверь себя».

Выполнить задания 1, 3, 4, с. 170.

Изготовить карточки с условными обозначениями полезных ископаемых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна

Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру 4 класс( «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая по программе "Перспектива") по теме «Век бед и побед»

Программа: ПерспективаПредмет: Окружающий мирУчебник: «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.Раздел: Путешествие по реке времени.Место урока в изучаемой теме: 18 урокВремя реализации ...