Открытый урок по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Урок окружающего мира 1 класс " Почему идет дождь и дует ветер?" Урок по учебно-методическому комплекту "Школа России", учебник "Окружающий мир" под редакцией А. А. Плешакова. Тип урока - комбинированный, форма урока - урок-сказка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 37.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»
Урок окружающего
мира
в 1 классе
«Почему идет дождь
и дует ветер?»
■
Учитель начальных классов
Рябинина Елена Алексеевна
Пояснительная записка
В классе обучается 23 человека. Из них 12 мальчиков и 11 девочек.
Один из учащихся находится на повторном обучении. По итогам
психологического исследования 2 детей имеют высокий уровень
развития, 4 человека - низкий уровень, остальные - средний уровень
развития.
Класс обучается по учебно-методическому комплекту «Школа
России», учебник «Окружающего мира» под редакцией А. А.
Плешакова.
Тема урока: Почему идёт дождь и дует ветер? Занимает третье место
в общей теме «Почему и зачем?»
Тип урока - комбинированный, форма урока - урок-сказка.
Цели:
• Расширение и уточнение представлений детей о дожде и ветре, объяснение причины их возникновения; раскрытие этих явлений для жизни растений, животных и человека;
• Развитие творческого мышления, наблюдательности
• Воспитание любви к природе.
Выход на тему урока является деятельностью самих учащихся путем
классификации предметов и явлений.
Отбор содержания урока был сделан с опорой на личный опыт
учащихся. Все виды заданий соответствуют теме, целям и задачам
урока.
За основу был выбрала метод учебного диалога, когда в ходе вопросов дети самостоятельно приходили к открытию новых понятий. Учитывая возраст детей, использовались загадки.
На уроке использовались как традиционные формы организации, так и
интерактивные (работа в парах, группах).
Раскрывая понятие о взаимосвязи явлений природы, развивает у
учащихся диалектический взгляд на природу. Природа
рассматривается в состоянии непрерывного движения, обновления и
развития. Главным методом изучения природы является наблюдение
природных объектов.
На уроке учащиеся были в роли исследователя, чтеца, интервьюера,
помощника, художника, ученика.
Учитель был в позиции лектора-эксперта, организатора, консультанта
- фасилитатора (помощника). На уроке была создана предметно-развивающая среда, ребята работают с карточками, друг с другом, с учителем.Присутствовал и учет индивидуальных возможностей. Существовала обратная связь на основе вербальных и невербальных реакций. Использовались сигнальные круги с цветовым индикатором.
Урок окружающего мира
Тема урока: «Почему идет дождь и дует ветер?»
Урок-сказка
Цели урока:
1. Расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре;объяснить причины их возникновения; раскрыть значение этих явлений для жизни растении, животных и человека.
2. Развивать творческое мышление, наблюдательность;
3. Воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
1. Презентация к сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;
2. Воздушный шарик;
3. Карточки, для работы в группах.
4. Экран, проектор, компьютер.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение целей урока
- Сегодня на уроке мы продолжаем путешествие в страну «Почемучек»
- Посмотрите, какое яркое солнце присутствует у нас на уроке.
- Что вы ощущаете?
- Улыбнитесь друг другу, подарите им тепло и любовь свою.
И. Постановка темы, целей урока.
НА ЭКРАНЕ ОПОРНЫЕ СЛОВА:
СОЛНЦЕ
ВЕТЕР
ЛУНА
ЗВЕЗДЫ
ДОЖДЬ
- Прочитайте слова. Проклассифицируйте их. (Явления природы - Предметы природы)
- С какими понятиями мы уже знакомились на уроке окружающего мира? (солнце, звезды, луна)
- Какие понятия еще следует раскрыть и исследовать? (ветер, дождь)
- Какое действие совершает дождь? (идет)
- Какое действие совершает ветер? (дует)
- Основываясь на данных рассуждениях, попробуйте определить тему нашего урока.
(«Почему идет дождь и дует ветер?») - НА ДОСКЕ
- Сегодня у нас урок необычный, сегодня урок - сказочный.
- Отгадайте, какая сказка нас ждет, из какой сказки этот отрывок:
«Я ль, скажи мне, всех милее, Всех румяней и белее?» Что же зеркальце в ответ?
Учитель демонстрирует рисунок зеркальце и продолжает читать.
«Ты прекрасна, спору нет,
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..
«Ах ты, Мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло...»
Ученики отвечают, что это отрывок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
- Ребята, кто является главными героями сказки?
- Кого встречал на своем пути Королевич Елисей?
II. Повторение изученного
Учитель читает отрывок из сказки и показывает рисунок царевича Елисея:
За невестою своей Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрен;
Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется.
- Ребята, поможем царевичу Елисею найти невесту? (Да.)
- Тогда нам надо будет выполнить все задания, которые предложат Елисею. Учитель читает следующий отрывок:
«К красну Солнцу, наконец,
Обратился молодец:
«Свет наш Солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешься мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей.
Солнце отвечает (учитель продолжает):
- Укажу тебе дорогу, если ответишь на мой вопрос: «Что так Солнце?»
- Ребята, поделитесь своими знаниями с вашим соседом по парте. ПРОВЕРКА: - Что вы узнали друг от друга?
. (Солнце - блиэюайшая к Земле звезда. Солнце создает нам день. Солнце - это огромный пылающий шар, оно больше Земли. Без солнечного света не было бы жизни на Земле.)
- Ступай во-о-он туда, а там ты встретишь ... отгадайте кого. Они тебе укажут дорогу дальше.
Учитель читает загадку:
Ясными ночками
Гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она:
- Спать ложись, поздно!
-Потому что мать - ... (Луна),
А дочурки... (звезды).
Дети отгадывают загадку, а учитель продолжает:
Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только Месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
«Месяц, Месяц, мой дружок,
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажете мне в ответе?
Не видал ль где на свете
Ты царевны молодой? Я жених ей».
Звезды и Месяц отвечают:
Выполни наши задания, вставь в текст пропущенные слова, тогда укажем дорогу дальше.
- Ребята, давайте поможем Елисею!
Учитель делит класс на несколько групп. Группы вставляют пропущенные слова в текст о звездах и о Луне. Тесты написаны на карточках.
(Проверка: по одному человеку от группы выходят к табличкам «Звёзды», «Луна».
Первая карточка. «Звезды»
Все звезды - это огромные пылающие... (шары).
Ближайшая к Земле звезда —... (Солнце).
Звезды кажутся нам маленькими светящимися точками, потому что ...
(находятся далеко ют Земли).
Все звезды отличаются по ... (размеру) и по ... (ивету).
Звезд на небе очень много, и люди объединились их в... (созвездия).
У Большого Ковша
Больно ручка хороша!
Три звезды - и все подряд,
Как алмазные, горят.
Это созвездие -... (Большая Медведица).
Вторая карточка. «Луна»
Луна - естественный... (спутник) Земли.
■~
Она движется вокруг ... (Земли) и обходи ее кругом один раз за месяц. Луна в несколько раз ... (меньше) Земли.
Луна сама... (не испускает) света.
Она, словно зеркало, отражает свет... (Солнца).
На Луне нет... (воздуха) - поэтому люди там (не живут). А еще на Луне нет... (воды).
От каждой группы к доске выходит несколько учеников. Они по очередно читают предложения, вставляя пропущенные слова.
III. Работа над новой темой
- Ребята, вы справились с заданиями Луны и звезд, Королевич Елисей благодарит вас, и спешит дальше. Отгадайте, к кому направили Елисея Луна и звезды?
Учитель читает загадки о дожде со стр. 26 учебника, дети отгадывают их.
Ждали, звали,
А показался -
Все прочь побежали. (Дождъ)
Учитель продолжает сказку:
«Дождик, дождик, мой дружок
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей».
- Братец мой!
Объясни ребятам как дождь, получается, скажу куда идти! - ответил дождик.
IV. Физкультминутка
Учитель с детьми читает стихотворение - загадку:
Почему повсюду лужи?
(Дети разводят руки в стороны и помахивают плечами,)
Мама зонтик свой берет.
(Имитируют движение.)
Почему же? Почему же?
(Движения, как в 1-ой строке.)
Потому что...
(Хором; «Дождъ идет!»)
Дети хлопают в ладони, показывая какой сильный дождик.
V. - Итак, ребята, попробуем объяснить? По ходу объяснения учитель выполнит на экране рисунок.
- На Земле много океанов и морей, рек и ручейков, озер, прудов и луж. Солнце нагревает воду. Она испаряется.
(Учитель рисует море, озеро, реку и маленькие капли воды, которые поднимаются вверх.)
- Вода испаряется, т.е. становится невидимым и прозрачным паром. Этот легкий пар с теплым воздухом поднимается вверх. А там, на высоте, всегда холодно. Маленькие капельки соединяются и образуют крупные капли. Этих капель так много, что они все вместе превращаются в большое темное облако -тучу.
(Учитель дорисовывает тучу, а в ней крупные капли.)
Капли воды, из которых состоят тучи, тяжелые. Они не могут долго держаться и падают на землю. Вот и получается дождь. Ребята, вам стало понятно, как получается дождь?
Давайте прочитаем объяснение Мудрой Черепахи и запомним его (с. 26).
- Ребята, а какие бывают дожди?
Ученики рассматривают различные виды дождей на рисунке (стр. 26 учебника) и соотносят их с названиями, написанными слева. Учитель просит отметить те дожди, которые они наблюдали.
После этого рассматривают картинку в средней части стр. 26 и выясняют, почему растения и животные радуются дождю.
(Можно дома) В Рабочей тетради дети рисуют веселый и грустный дождик
(стр. 7, задание 2).
VI. Почему дует ветер?
- Рад дождик тому, что вы узнали, как он появляется.
А знаете, к кому он отправил королевича Елисея дальше?
Отгадайте!
Учителем читаются загадки о ветре.
Кто зимой в трубе гудит! (Ветер)
Безрук, безног
По свету рыщет,
Поет да свищет. (Ветер)
VII. Физкультминутка
«Ветер дует нам в лицо...»
- Да, верно, отправился Елисей к ветру:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь етаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее». - «Постой,
-Отвечает ветер буйный,
-Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной
Гроб качается хрустальный...
В том гробу твоя невеста».
Ветер дале побежал.
Королевич зарыдал.
Жалко стало ветру Елисея.
Вернулся он и сказал, что поможем оживить царевну, если королевич выполнит его просьбу:
- Ответь на вопрос: «Какой бывает ветер?», и получи ветер сам.
Учитель предлагает найти на стр. 27 учебника слова, которыми можно описать ветер и спрашивает:
- Ребята, а как мы можем получить ветер?
(Ученики могут предложить такие способы: подуть - и ощутим, ветерок; помахать руками перед лицом - и почувствуем ветерок.)
Практическая работа.
Учитель демонстрирует еще один способ: на подоконник кладет воздушный шарик, открывает на несколько секунд окно. Дети замечают, что холодный воздух сдул шарик с окна.
- Давайте поможем Елисею получить ветер тем способом, который вам больше понравился. Дети «получают ветер», учитель читает:
Гроб разбился.
Дева друг Ожила.
Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»
Учитель-показывает рисунок царевны и говорит:
И с невестою своей
Обвенчался Елисей.
И никто с начала мира
Не видал такого пира...
- Ребята, а как же возникает ветер? (Вывод Мудрой Черепашки с. 27)
VI. Итог урока
- Что интересного узнали на уроке?
- Какими знаниями можете поделиться с близкими, друзьями?
- Что понравилось?
- Что осталось еще не понятным?
- Поделитесь своим настроением в конце урока.
Рекомендации для занятий дома
Предложите детям понаблюдать за тучами, дождем, ветром. Какие можно подобрать слова для описания подобных явлений (какие тучи, какой дождь, какой ветер)?
Родители могут почитать ребенку стихи о дожде и ветре. Обратите внимание, какой разный «характер» бывает в стихотворениях у дождей, у ветра.
Приложение
Первая карточка. «Звезды»
1 группа
Все звезды - это огромные пылающие... .
Ближайшая к Земле звезда —... .
2 группа
Звезды кажутся нам маленькими светящимися точками, потому что ....
Все звезды отличаются по ... и по ... .
3 группа
Звезд на небе очень много, и люди объединились их в... .
У Большого Ковша
Больно ручка хороша!
Три звезды - и все подряд,
Как алмазные, горят.
Это созвездие -... ).
Вторая карточка. «Луна»
4 группа
Луна - естественный... Земли.
■~
5 группа
Она движется вокруг ... и обходи ее кругом один раз за месяц.
Луна в несколько раз ... Земли.
6 группа
Луна сама... света.
Она, словно зеркало, отражает свет... .
7 группа
На Луне нет... - поэтому люди там… .
А еще на Луне нет... .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"
Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...
Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация
Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...
открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.
Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...
Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».
Тема: В царстве грибовТип урока: «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....
Разработка урока (открытый урок) по окружающему миру
Разработка урока по окружающему миру с презентацией...
Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урок
Тема урока: «Поговорим о доброте». Цель урока: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты. Планируемые результаты: Предметные: научиться различать добрые и злые...