Открытый урок по окружающему миру "Почему их так назвали?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Конспект открытого урока с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру

«Почему их так назвали?»

Цели:

-Раскрыть значение природы в жизни человека.

-Установить взаимосвязь между названиями некоторых растений, животных, грибов и их особенностями.

-Расширить кругозор, обогатить словарный запас учащихся.

-Формировать бережное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту природы.

-Воспитывать наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы.

Оборудование: Проектор, слайдовая презентация. Учебник А.А. Плешакова “Мир вокруг нас” 1 класс. Изображения Мудрой Черепахи, Муравьишки Вопросика

Ход урока

1.Орг.момент

Учитель: Громко прозвенел звонок-

                Начинается урок,

                Посмотрите, всё ль на месте

                Всё ль в порядке-

                Книжки, ручки и тетрадки?

Сообщение темы и целей урока

– На каждом уроке к нам приходят Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик (изображения). Сегодня Муравьишка приглашает нас на прогулку, а куда – отгадайте:

Весной веселит,

Летом холодит,

Грибами, ягодами одаривает,

Осенью засыпает,

Весной опять оживает.

                              (лес)

– Сегодня мы с нашими героями отправимся в лес. Там муравьишка Вопросик  поможет нам увидеть, услышать и узнать много интересного. Познакомит нас с некоторыми растениями и насекомыми, проверит знания о грибах, умение отгадывать загадки.

2.Работа по теме

Итак , мы отправляемся в поход….

Музыка:звуки леса.

Слайд 1. Лес. (На фоне леса слова…)

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи

Ты же видишь мы свои!

– Замечательный писатель, большой любитель природы Михаил Пришвин  писал:

Слайд 2 (портрет писателя)

“Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.

Чем же именно дорог нам лес?(Вопрос для всего класса)

                         Почему мы с лесом дружим?

                         Для чего он людям нужен?

1-й ученик       Лес – наше богатство.

2 -й ученик     Лес – это зелёный наряд нашей Земли.

3-й ученик       Там, где лес, всегда чистый воздух.

4 -й ученик      Лес – это дом для зверей и птиц.

5 -й ученик     Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать           хороший урожай.

6 -й ученик    Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, грибы, ягоды.

Обобщить учителем.

Беседа

Ребята, можно ли, находясь в лесу, шуметь, кричать, включать громкую музыку? (Нет). Почему?

(Если мы будем шуметь, испугаем обитателей леса и не услышим прекрасные звуки леса).

– Голоса животных – это их разговоры. Шумными играми, криками мы, возможно помешаем животным сообщить друг другу что-то важное. Напуганная птица побоится подлететь к гнезду и птенцы останутся голодными. Возможно, некоторые животные совсем убегут или улетят из того уголка леса, который был их домом.

– С ранней весны и до поздней осени в лесах, на полянах появляется много цветов. Только стаял снег, а в лесу уже распустился цветок. Узнайте его имя:

Пробивается росток,

Удивительный цветок.

Из-под снега вырастает,-

Солнце глянет – расцветает.

Слайд 3. (Подснежник).

– Почему этот цветок получил такое название?

Работа с книгой: стр. 32

-Рассмотрите внимательно картинки.

Муравьишка очень любопытный - мы все об этом знаем….

Вот и на этот раз ему не даёт покоя вопрос: почему их так назвали? Посмотрите внимательно на картинки, о чём мы будем говорить…?

                                                                                                (о растениях)

– Мудрая Черепаха объяснила названия этих растений. Мы должны отгадать о каком растении идёт речь…

7-й ученик   Листья этого растения похожи на след лошадиного копыта. Как называется это растение?

 Слайд 4 копытень

8-й ученик      У этого растения цветы похожи на звёздочки.

Слайд 5 звездчатка

9-й ученик    Старинная легенда рассказывает. Что в это растение превратились брат и сестра. Они всегда вместе: фиолетовые листочки-брат, жёлтые цветки-сестра.

Слайд 6 Иван-да-Марья

10-й ученик       В цветках этого растения много сладкого сока-нектара, из которого пчёлы делают мёд.

Слайд 7 медуница

11-й ученик  Если дотронуться до плода этого растения, он резко скручивается и выстреливает семенами.    

Слайд 8 недотрога

С какими цветами мы познакомились? Кто знает другие цветы и почему их так назвали?

Работа в группах( по рядам)

Мудрая черепаха приготовила вам изображения растений на с.33. Кто из вас узнал, что это за растения и почему они так названы?

 (Подорожник назвали так, потому  что он растет вдоль дорог. Одуванчик назван так, потому что, когда отцветает цветок, он легко сдувается. А цветки колокольчика похожи на маленькие колокольчики.)

Что вы знаете, о таких растениях, как подорожник и одуванчик?

(Подорожник является лекарственным растением, с помощью которого заживают раны. В народной медицине одуванчик называют «жизненным эликсиром» и применяют при различных болезнях. Листья молодых одуванчиков используют для приготовления витаминного салата, и из цветочков варят варенье.)

Экологическая задача: Сколько цветов погибнет, если каждый сорвёт по 1 цветку?

(ответы детей)

Слайд 9 (цветочная поляна)

 А вот сейчас мы узнаем…

12-й ученик:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все – и я, и ты,

Если мы сорвём цветы.

Опустеют все поляны

И не будет красоты!-(хором)

– Итак, ребята, как же нужно относиться ко всем цветам?

Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся.

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружится, вьётся.

– Бабочка – это кто? (Насекомое). Отгадайте загадку и поймёте, с кем хочет нас познакомить муравьишка:

Жу-жу-жу-жу

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу,

Букву Ж всё твержу,

Зная твёрдо букву эту

Я жужжу весной и летом. (Жук.)

Да, это жук. Посмотрите с какими жуками дружит Муравьишка.

 ( учебник с.33)

– Почему эти жуки получили такое название? (По внешнему сходству.)

-Каких ещё насекомых вы знаете? Какую пользу или вред они приносят?(майские жуки, колорадские жуки - вред, жук – могильщик - пользу)

-Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали! Ребята, посмотрите: Муравьишка что-то нашел в траве! Отгадайте:

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят (Грибы).

Слайд 10 грибы

Кто из вас ходил в лес за грибами? Какие грибы собирали? Какие ещё грибы знаете?

13-й ученик    “Лисичка”

Доброй летней порой

Бродим по лесу с сестрой.

Я от страха онемел,

В стороне за пень присел.

Хоть устали от ходьбы –

В кузовках у нас грибы

Я от ёлки без оглядки,

Заблестели только пятки.

Вдруг мне крикнула сестричка:

– Глянь, под ёлкою лисичка!

Громко сердце бьётся,

А сестра смеётся:

Слайд 11 (лисица и гриб лисичка).

“Нас не съест она, поверь,

То грибок такой не зверь!”

Слайд 12 подберёзовик и подосиновик

-А это что за грибы?

-Это ребята грибы - подосиновик и подберёзовик. Как вы думаете, почему они так названы?

-На какие две группы делятся грибы?(Грибы делятся на две группы: съедобные и несъедобные.)

-Какие несъедобные грибы вы знаете?

Слайд 13 мухомор

-А почему мухомор получил такое название?

                      (Настоем этого гриба раньше морили мух).

– Этот гриб является съедобным?

– А можно ли этот гриб сбить ногой, раз он ядовитый?

                      (Нет, он служит лекарством для животных).

Работа в тетрадях с 39

Итог урока

– Ну, вот и подошла к концу наша прогулка в лес. Мы отгадали много загадок.

– Ребята, а что мы еще учились делать во время прогулки? (Объяснять названия).

– Представить человека вне природы невозможно… без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Все это щедро дарит нам природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. К сожалению, не растения, ни животные не могут говорить. А если б могли? Что бы они могли нам сказать? «Давайте жить так, чтобы наша Земля была щедрой и прекрасной, чтобы на ней звонко журчали чистые ручьи, звенели голоса птиц, цвели чудесные цветы!»

Слайд 14 пейзаж

Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

 

Вознограждение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"

Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...

Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация

Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Разработка урока (открытый урок) по окружающему миру

Разработка урока по окружающему миру  с презентацией...

Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урок

Тема урока: «Поговорим о доброте». Цель урока: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты. Планируемые результаты: Предметные: научиться различать добрые и злые...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...