Открытый урок по окружающему миру "Почему их так назвали?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Открытый урок по окружающему миру
«Почему их так назвали?»
Цели:
-Раскрыть значение природы в жизни человека.
-Установить взаимосвязь между названиями некоторых растений, животных, грибов и их особенностями.
-Расширить кругозор, обогатить словарный запас учащихся.
-Формировать бережное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту природы.
-Воспитывать наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы.
Оборудование: Проектор, слайдовая презентация. Учебник А.А. Плешакова “Мир вокруг нас” 1 класс. Изображения Мудрой Черепахи, Муравьишки Вопросика
Ход урока
1.Орг.момент
Учитель: Громко прозвенел звонок-
Начинается урок,
Посмотрите, всё ль на месте
Всё ль в порядке-
Книжки, ручки и тетрадки?
Сообщение темы и целей урока
– На каждом уроке к нам приходят Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик (изображения). Сегодня Муравьишка приглашает нас на прогулку, а куда – отгадайте:
Весной веселит,
Летом холодит,
Грибами, ягодами одаривает,
Осенью засыпает,
Весной опять оживает.
(лес)
– Сегодня мы с нашими героями отправимся в лес. Там муравьишка Вопросик поможет нам увидеть, услышать и узнать много интересного. Познакомит нас с некоторыми растениями и насекомыми, проверит знания о грибах, умение отгадывать загадки.
2.Работа по теме
Итак , мы отправляемся в поход….
Музыка:звуки леса.
Слайд 1. Лес. (На фоне леса слова…)
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи
Ты же видишь мы свои!
– Замечательный писатель, большой любитель природы Михаил Пришвин писал:
Слайд 2 (портрет писателя)
“Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.
Чем же именно дорог нам лес?(Вопрос для всего класса)
Почему мы с лесом дружим?
Для чего он людям нужен?
1-й ученик Лес – наше богатство.
2 -й ученик Лес – это зелёный наряд нашей Земли.
3-й ученик Там, где лес, всегда чистый воздух.
4 -й ученик Лес – это дом для зверей и птиц.
5 -й ученик Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
6 -й ученик Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, грибы, ягоды.
Обобщить учителем.
Беседа
Ребята, можно ли, находясь в лесу, шуметь, кричать, включать громкую музыку? (Нет). Почему?
(Если мы будем шуметь, испугаем обитателей леса и не услышим прекрасные звуки леса).
– Голоса животных – это их разговоры. Шумными играми, криками мы, возможно помешаем животным сообщить друг другу что-то важное. Напуганная птица побоится подлететь к гнезду и птенцы останутся голодными. Возможно, некоторые животные совсем убегут или улетят из того уголка леса, который был их домом.
– С ранней весны и до поздней осени в лесах, на полянах появляется много цветов. Только стаял снег, а в лесу уже распустился цветок. Узнайте его имя:
Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,-
Солнце глянет – расцветает.
Слайд 3. (Подснежник).
– Почему этот цветок получил такое название?
Работа с книгой: стр. 32
-Рассмотрите внимательно картинки.
Муравьишка очень любопытный - мы все об этом знаем….
Вот и на этот раз ему не даёт покоя вопрос: почему их так назвали? Посмотрите внимательно на картинки, о чём мы будем говорить…?
(о растениях)
– Мудрая Черепаха объяснила названия этих растений. Мы должны отгадать о каком растении идёт речь…
7-й ученик Листья этого растения похожи на след лошадиного копыта. Как называется это растение?
Слайд 4 копытень
8-й ученик У этого растения цветы похожи на звёздочки.
Слайд 5 звездчатка
9-й ученик Старинная легенда рассказывает. Что в это растение превратились брат и сестра. Они всегда вместе: фиолетовые листочки-брат, жёлтые цветки-сестра.
Слайд 6 Иван-да-Марья
10-й ученик В цветках этого растения много сладкого сока-нектара, из которого пчёлы делают мёд.
Слайд 7 медуница
11-й ученик Если дотронуться до плода этого растения, он резко скручивается и выстреливает семенами.
Слайд 8 недотрога
С какими цветами мы познакомились? Кто знает другие цветы и почему их так назвали?
Работа в группах( по рядам)
Мудрая черепаха приготовила вам изображения растений на с.33. Кто из вас узнал, что это за растения и почему они так названы?
(Подорожник назвали так, потому что он растет вдоль дорог. Одуванчик назван так, потому что, когда отцветает цветок, он легко сдувается. А цветки колокольчика похожи на маленькие колокольчики.)
Что вы знаете, о таких растениях, как подорожник и одуванчик?
(Подорожник является лекарственным растением, с помощью которого заживают раны. В народной медицине одуванчик называют «жизненным эликсиром» и применяют при различных болезнях. Листья молодых одуванчиков используют для приготовления витаминного салата, и из цветочков варят варенье.)
Экологическая задача: Сколько цветов погибнет, если каждый сорвёт по 1 цветку?
(ответы детей)
Слайд 9 (цветочная поляна)
А вот сейчас мы узнаем…
12-й ученик:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все – и я, и ты,
Если мы сорвём цветы.
Опустеют все поляны
И не будет красоты!-(хором)
– Итак, ребята, как же нужно относиться ко всем цветам?
Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся.
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружится, вьётся.
– Бабочка – это кто? (Насекомое). Отгадайте загадку и поймёте, с кем хочет нас познакомить муравьишка:
Жу-жу-жу-жу
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву Ж всё твержу,
Зная твёрдо букву эту
Я жужжу весной и летом. (Жук.)
Да, это жук. Посмотрите с какими жуками дружит Муравьишка.
( учебник с.33)
– Почему эти жуки получили такое название? (По внешнему сходству.)
-Каких ещё насекомых вы знаете? Какую пользу или вред они приносят?(майские жуки, колорадские жуки - вред, жук – могильщик - пользу)
-Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали! Ребята, посмотрите: Муравьишка что-то нашел в траве! Отгадайте:
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят (Грибы).
Слайд 10 грибы
Кто из вас ходил в лес за грибами? Какие грибы собирали? Какие ещё грибы знаете?
13-й ученик “Лисичка”
Доброй летней порой
Бродим по лесу с сестрой.
Я от страха онемел,
В стороне за пень присел.
Хоть устали от ходьбы –
В кузовках у нас грибы
Я от ёлки без оглядки,
Заблестели только пятки.
Вдруг мне крикнула сестричка:
– Глянь, под ёлкою лисичка!
Громко сердце бьётся,
А сестра смеётся:
Слайд 11 (лисица и гриб лисичка).
“Нас не съест она, поверь,
То грибок такой не зверь!”
Слайд 12 подберёзовик и подосиновик
-А это что за грибы?
-Это ребята грибы - подосиновик и подберёзовик. Как вы думаете, почему они так названы?
-На какие две группы делятся грибы?(Грибы делятся на две группы: съедобные и несъедобные.)
-Какие несъедобные грибы вы знаете?
Слайд 13 мухомор
-А почему мухомор получил такое название?
(Настоем этого гриба раньше морили мух).
– Этот гриб является съедобным?
– А можно ли этот гриб сбить ногой, раз он ядовитый?
(Нет, он служит лекарством для животных).
Работа в тетрадях с 39
Итог урока
– Ну, вот и подошла к концу наша прогулка в лес. Мы отгадали много загадок.
– Ребята, а что мы еще учились делать во время прогулки? (Объяснять названия).
– Представить человека вне природы невозможно… без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Все это щедро дарит нам природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. К сожалению, не растения, ни животные не могут говорить. А если б могли? Что бы они могли нам сказать? «Давайте жить так, чтобы наша Земля была щедрой и прекрасной, чтобы на ней звонко журчали чистые ручьи, звенели голоса птиц, цвели чудесные цветы!»
Слайд 14 пейзаж
Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Вознограждение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"
Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...
Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация
Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...
Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».
Тема: В царстве грибовТип урока: «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....
Разработка урока (открытый урок) по окружающему миру
Разработка урока по окружающему миру с презентацией...
Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урок
Тема урока: «Поговорим о доброте». Цель урока: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты. Планируемые результаты: Предметные: научиться различать добрые и злые...
План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.
Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...