Урок по окружающему миру "Самый большой орган"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Урок дан в нетрадиционной форме- Урок- практимум. Урок по программе "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: Окружающий мир.

Тема: Самый большой орган чувств.

                                                     Ход урока:

  1. Орг. Момент.Учитель: Сегодня на уроке у нас гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь.

  1. Проверка домашнего задания.

Сейчас мы поиграем в игру «доскажи словечко»

Я начинаю предложение, вы заканчиваете.

-человек относится к миру …. .(живой природы)

-Каждая система органов необходима для ….  ( для жизни и деятельности организма)

-Все живые клетки человеческого организма … .(дышат, питаются, растут. Ражмножаются,погибают)

-При размножении клетки … (делятся)

-Деление клеток способствуют …(росту человека)

-клетки любого человеческого организма, соединённые между собой межклеточным веществом, образуют …(ткань)

-Клетки работают … (согласованно)

-Я знаю ткани … (жировую, нервную, мышечная, костная)

-Строение клетки связанно с тем,  …..(какую работу в организме она выполняет)

3 этап. Подготовка к основному этапу занятия. Уч-ль: посмотрите на своих товарищей. Из каких частей состоит тело человека? Уч-ся:  голова, туловище, Руки , ноги. (показ скелета)Опыт №1.Задание. Ощупайте части своего тела: голову, грудь, ноги и колени, руки и локти. Что вы прощупываете? Во всех ли частях тела есть кости? Опыт №2.Задание. Встаньте. Согните и разогните руки, ноги. Наклонитесь вперёд, назад, вправо, влево. Что можно сказать о подвижности тела и его костей? Вывод. Отдельные кости скелета соединены между собой подвижно. Поэтому человек может выполнять различные движения всеми частями

тела, мы можем свободно и устойчиво стоять, сидеть, Висеть на руках и ногах, прыгать и бегать.

4этап.Поиск и формирование новой темы.

Уч-ль: Что же связывает части тела в одно целое?

Уч-ся: Кости и кожа.

Уч-ль:    Значит какое  значение кожи?

Уч-ся: Кожа равномерно покрывает всё тело

Уч-ль: но это не просто оболочка нашего тела, а сложный орган со многими функциями. И кто же догадался какую тему мы сегодня будем рассматривать?

Уч-ся : __________----------------------------------------------

Уч-ль: Да сегодня тема: «Самый большой орган чувств»

----А с помощью каких органов чувств мы познаём окружающий мир?(приложение Соедини линиями)

Уч-Но прежде чем приступить к новой теме мы должны узнать значение несколь ких слов ( карточки – поры. Осязание) может кто-то знает ?

- Тогда мы найдём  значение этих слов в  словаре. Кто же это сделает быстрее других?

Уч-ль :. А сейчас я хотела бы поиграть с вами в игру «Замарочки из бочки». (слайд Заморочки из бочки) В бочонке находятся разные предметы, вам нужно с закрытыми глазами определить что это за предмет ( яблоко, вата, ручка, лимон)

Ребята, скажите с помощью какого органа чувств вы узнавали предметы, не видя их?

-кожи

Уч-ль:И первое что мы сделаем с вами –это выясним значение кожи

Наблюдение.

Уч-ль: рассмотрите кожу. Потрогайте её пальцами. Потяните. Что можно сказать о коже?

Уч-ся: Кожа гладкая, мягкая.

Уч-ль : Обратите внимание_ на места сгибов (локти, суставы, пальцев рук), кожа имеет складки. Случайно ли это? Зачем эти складки?

Опыт №3.

Правой рукой захватите складки кожи на суставе, а теперь медленно согни палец. Объясни, что происходит с кожей?

Вывод. Складки на коже нужны, чтобы не мешать движению пальцев рук. Ног и др. частей тела. Без складок на коже наши пальцы ног и рук не могли бы легко сгибаться.

Уч-ль: Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жару. Что для нас хорошо. А что плохо. Это свойство коже придают пролегающие в ней малюсенькие нервные окончания. Но кожа не только предупреждает нас об угрозе для нашего тела, ещё более важная задача- противостоять этой угрозе. Для этого кожа. Как и кости. Сочетают в себе такие качества. КАк прочность, упругость. То есть растяжение.

5этап.новый материал

.

Уч-ль: а сейчас мы познакомимся со строением кожи, и увидем как она выглядит под микроскопом.

Кожа состоит из 3 слоёв.(слайд«строение кожи»)

1-й слой – эпидермис ( повторите слово)-это поверхностный слой кожи. Это именно та часть кожи которую мы можем видеть. Посмотрите на свои ладони. Вы ничего не чувствуете? Нет? Однако в этот момент , в нижнем слое эпидермиса идёт активная работа_ формируются новые клетки. Созревая, они двигаются к наружному слою эпидерми

са. одновременно с их движением старые клетки поднимаются на поверхность кожи и погибают. Та кожа, которую мы видим-это состарившиеся клетки эпидермиса. Эпидермис постоянно создаёт новые клетки. В этом процессе участвуют из каждых 100 клеток 95.

                             

Уч-ль: А что же делают остальные клетки? Сравните цвет кожи своей руки с цветом кожи своего соседа. Одинаковы ли они?

- А остальные вырабатывают вещество, носящее название- меланин. Меланин придаёт коже цвет. Чем больше меланина, тем темнее кожа.

2-й слой-дерма (повторите слово)-

 Опыт №4Потрите крепко пальцем кожу лба. Приложите палец к предметному стеклу. Что осталось на стекле? (пятно) Это пятно жира который выделяет кожа. Жир покрывает кожу и делает её более мягкой. Жир вырабатывают жировые  железы, а потовые железы выделяют пот.

Опыт № 5

Рассмотрите кожу через лупу. Мы видим на коже маленькие отверстия-поры. Зачем коже нужны поры ?(в словаре слово-поры)

Вывод:

Пот выходит через поры и смешивается с кожным салом, образуя защитную плёнку. Это делает кожу человека водонепроницаемой.

 -уч-ль:  Дерма содержит нервные окончания, сальные и потовые железы. нервные окончания сообщают информацию о предмете, с которым соприкасается его кожа. Кровеносные сосуды приносят кислород и питательные вещ-ва к клеткам кожи и уносят углекислый газ и ненужные остатки питательных веществ.

Опыт №6

Посмотрите ещё раз на кожу через лупу. вы видите на коже волоски. волоски покрывают всю нашу кожу. Зачем они человеку?

Вывод. Дело в том что человек когда-то вышел из дикой природы и его далёкие предки были. Как и многие животные, покрыты шерстью. Волоски на коже защищают кожу от одежды, Если бы их не было, одежда стирала бы жир. Выделяемый кожей и кожа бы пересыхала.

И 3-й слой самый глубокий – подкожный слой. Он в основном состоит из жира и помогает телу человека сохранять тепло, смягчать удары, например при падении.

6этап закрепления нового материала.

Уч-ль: Но углубить и расширить наши знания поможет хрестоматия. Сейчас откроем текст «Чем удивительна кожа человека?»

- Как мы можем быстро найти интересующий нас текст?

1 ряд Читает первые 2 абзаца.

2ряд. Читает 3,4 абзац.

3ряд-5,6

Уч-ль: Что вы узнали нового, чего не слышали на уроке?

-Вы познакомились с интересным дополнительным материалом. Своё выступление предлагаю начать со слов « А знаете ли вы …»

7.этап Закрепления изученного материала

( работа с кроссвордом)

Уч-ль: сейчас мы попробуем отгадать кроссворд ( слайд)

8этап контроля первичных знаний

О чём говорили сегодня на уроке?(слайд)

Что такое кожа?(наружный покров тела человека?

                   

Какие функции выполняет кожа? (защищает от ран, грязи. Соединяет части тела, выделяет пот, дышит, Согревает организм, защищает от ожогов.)

- Из каких слоёв состоит кожа? ( эпидермис, дерма, подкожный жир)

Что такое поры? (через поры орг-м смазывает кожу жиром. Выделяет пот. охлаждает организм)

-Сейчас подпишите названия слоёв кожи  на рисунках.

Подведение итогов. (слайд)

- И в конце урока попробуйте оценить свою работу начиная со слов:

- Сегодня я работал …

- Мне сегодня понравилось …

- Своей работай на уроке я ….

9этап домашнее задание

14-16 стр. в учебнике

Подобрать материал и подготовить сообщения о гигиене кожи на тему:

  1. Гигиена кожи тела. (слайд)
  2. Как нужно правильно загорать?
  3. Первая помощь при солнечных ожогах.
  4. Первая помощь при порезах кожи.
  5.  Почему растут волосы?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Гигиена органов дыхания"

Пояснительная записка.  Этот урок предназначен для учащихся 4 класса. Тема: "Гигиена органов дыхания». Данный урок является заключительным в теме "Дыхательная система". На предыд...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Большая восьмерка. Органы кровообращения."

Класс: 4Раздел программы: Человек и его строениеТема урока:  «Большая восьмерка. Органы кровообращения», 2 урокТип урока: урок-исследованиеИспользуемое учебно-лабораторное оборудование: лаборатор...

урок по предмету "Окружающий мир", 4 класс, по теме "Самый большой орган чувств"

Урок разработан в соответствии с программой "Окружающий мир"  О.Н. Федотова "Перспективная начальная школа"...

Урок по окружающему миру "Большой круговорот веществ

Урок по окружающему миру "Большой круговорот веществ...

Урок окружающего мира по теме "Самый большой орган чувств" (4 класс)

Урок построен на основе деятельностной технологии,  с использованием  частично-поиского метода,  в форме проблемного диалога (наблюдений, опыта, мини-исследований), а также использовалс...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Большие и маленькие" (УМК "Перспективная начальная школа"), 1 класс

Цель урока: формирования представления о разнообразии окружающего мира.Задачи урокаДидактические:Повторить то, как животные заботятся о своем потомстве, и показать необходимость того, что мы должны за...