Урок окружающего мира по теме "Самый большой орган чувств" (4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок построен на основе деятельностной технологии, с использованием частично-поиского метода, в форме проблемного диалога (наблюдений, опыта, мини-исследований), а также использовался продуктивный и репродуктивный метод, метод проблемного изложения, беседы, игры с выбором правильного ответа. Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная, коллективная. Приёмы работы на уроке: иллюстративный ( работа с моделью - разрезом кожи человека, с рисунком-схемой, таблицей, перфокартами); Продумана работа с различными информационными источниками: учебником, справочником, энциклопедией, ИКТ. Карты самооценки подвели итог не только уровню знаний, полученных на уроке, но и эмоционадьного состояния обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kozha.docx | 45.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока | Самый большой орган чувств (4 класс) |
Учитель | Костырева Т.А. |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Цель | Познакомить со строением кожи и ее значением в жизни человека. |
Задачи урока | 1. Продолжить изучение органов чувств (кожа); 2. Дать первоначальное представление о взаимосвязи строения кожи с ее функциями; 3. Продолжить развитие исследовательских умений младших школьников; умений ставить, формулировать и решать проблемы. |
Планируемый результат | - Личностные УУД: способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; умению активно высказывать свою точку зрения, аргументировать её. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Основные понятия | Дерма, подкожный слой, поры, эпидермис, железы, меланин |
Мыслительные операции на этапе проектирования: | Анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. |
Ресурсы: - основные - дополнительные |
|
Формы организации учебно-познавательной деятельности: | Работа фронтальная, индивидуальная, парная, групповая |
Методы: | Словесный, наглядный, деятельностный, исследовательский. |
Технологии обучения | Технология деятельностного метода, здоровьесберегающая технология. |
Ход урока
Этапы | Содержание | Примечание |
1. Организационно-мотивационный момент | - Добрый день, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, а гости – это радость и хорошее настроение. Хорошее настроение начинается с улыбки. Повернитесь к нашим гостям и подарите им свою улыбку. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне. - Присаживайтесь. - Начинаем урок окружающий мир. (Слайд 1) Сегодня мы с вами разделились на группы для совместной работы. Какие правила мы будем соблюдать? | Личностные (мотивирование к уроку) Ответы детей (саморегуляция, коммуникация), личностные) |
2. Актуализация и систематизация знаний | Ребята, как называется глава, над которым мы с вами работаем? («Человеческий организм») - Какие темы уже изучены нами? («Как устроен организм человека», «Путешествие в мир клетки») - Что образуют клетки, соединенные межклеточным веществом? (ткани) - Определите, пожалуйста, вид тканей, представленных на слайде. Так они выглядят под микроскопом. (Слайд 2) - Впишите ответы в лист самооценки вашей команды. (Приложение №1) Отгадайте загадку: Есть пять помощников на службе у тебя, Не замечая, их используешь шутя. (5 органов чувств) Перечислите их: Глаза - орган зрения Нос - орган обоняния Уши - орган слуха и равновесия Кожа - орган осязания Язык - орган вкуса - Давайте проверим, насколько хорошо вы разбираетесь в органах чувств. - Послушайте народные приметы. Каждой примете назовите нужный орган чувств. ( по 1 каждой команде) 1. У речки пахнет свежей рыбой - к дождю. (нос) 2. Осы кусаются сильно – к похолоданию. (кожа) 3. В ненастную погоду птицы защебетали - к дождю. (уши) 4.Луна ясная и круглая летом - к хорошей погоде, зимой к стуже. (глаза) | Групповая Работа в картах самооценки Регулятивные Фронтальная Групповая |
3. Формулирование проблемы урока и целеполагание | - Молодцы. Вы уже поняли, что тема нашего урока будет связана с органами чувств человека. Посмотрите на предметы. (зонтик, мягкая ткань, ситечко, термометр, резинка, детский крем, краски). - Обсудите в команде, о каком органе чувств пойдет речь. (ответы детей). Верно, о коже. - Какую цель поставим сегодня на урок? (пополнить знания о коже, узнать какое отношение имеют данные предметы к коже) - Давайте конкретизируем цель. Узнаем о строении кожи, свойствах кожи, ее значении для человека) | Познавательные Фронтальная работа. |
4. Открытие новых знаний | - Предлагаю вам прочитать слова, которые можно взять девизом нашего урока. «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением…» Кому они принадлежат? М. В Ломоносову. (Слайд 3) - На нашем уроке мы тоже постараемся находить ответы, где возможно опытным путем. Исследователи всегда фиксируют свои наблюдения. И мы тоже по ходу работы заполним такую карту. У каждого она своя. «Карта наблюдений». (Приложение №2) Итак, тема нашего урока «Самый большой орган чувств» Уверены, что это о коже? Кстати, кожа не только самый большой орган чувств ( если развернуть кожу, то её площадь у взрослого человека достигнет 2 кв.м), но и самый тяжелый (около 4 кг, зависимости от роста и комплекции взрослого человека). Опыт 1 У меня мешочек с предметами, попробуйте определить, что за предмет находится внутри. ( по 1 представителю от каждой команды) - Какая функция помогла вам определить эти предметы? (Кожа - орган осязания) Что мы определяли у предметов? (форму, текстуру, размер) А каким образом кожа выполняет эти функции? Связано это со свойствами кожи или с её строением? Надо исследовать. Вот и обозначились задания для наших команд. Работа в группах. Слайд Выступление групп Это интересно! На участке кожи размером с небольшую монетку расположено около 35 нервных окончаний различающих холод или тепло, прикосновение или давление, боль. А еще на этом участке кожи расположено около 1 метра крошечных кровеносных сосудов и множество потовых и сальных желез. (Крошечные кровеносные сосуды поддерживают здоровье клеток кожи, принося им кислород и питательные вещества и забирают углекислый газ) У каждого человека рисунок, образованный линиями индивидуален и никогда не повторяется) Рисунок на кончике пальцев, ребята, даже является своеобразным «паспортом» человека. Поэтому в КРИМИНАЛИСТИКЕ давно используются отпечатки пальцев для поиска нарушителей. - А кто-нибудь знает, как называется наука, изучающая линии, рисунок пальцев? (ДАКТИЛОСКОПИЯ) Третий, самый глубокий слой кожи–ПОДКОЖНЫЙ СЛОЙ ИЛИ ГИПОДЕРМА. Какое значение для организма имеет подкожный слой? (Жир помогает сохранить тепло, смягчить удары и помогает поддерживать постоянную температуру тела) - А какая температура тела является комфортной для человека? (около 37 градусов) - Что происходит, когда вам жарко? (кожа активно выделяет пот, охлаждая вас при этом. Если лизнуть кожу в этот момент, то почувствуете соленый привкус. ( избавляется от избытка солей) - Давайте проверим нашу карту наблюдений. Вся ли важная информация зафиксирована. - А теперь вернемся к предметам, предназначения которых мы не знали в начале урока и поставили себе цель узнать, для чего и изучили строение кожи, свойства, функции. Зонтик - кожа не дает воде проникнуть в наше тело, защищает от повреждения. Мягкая ткань- согревает, регулирует теплообмен. Ситечко - выделяет через поры жир и пот, участвует в процессе дыхания. Резинка - кожа тянется, она упругая. Крем - выделяет жир, который делает кожу эластичной, создает защитную пленку от бактерий. Краски - меланин, который содержится в коже, окрашивает её в разные оттенки от бледно - розового до темно - коричневого. - Мы сегодня работали в группах. Посмотрите, как оценили вы свою работу на разных этапах работы. Какой результат получился в итоге. - Какое впечатление получили вы сегодня от урока. Был ли он для вас полезен. - Я оценила работу команд следующим образом…
Домашнее задание 1. Правила ухода за кожей | Познавательные (исследование, предположение, работа с материалами учебника, представление информации) Регулятивные (определяют проблему, выдвигают версии, работают по плану, оценивают результат) Коммуникативные (высказывают своё мнение, ведут диалог, работают в парах) Фиксация в индивид. карте наблюдений Групповая работа. Регулятивные Познавательные (работа с источниками информации) Личностные Коммуникативные По ходу работы заполняется лист самооценки и карта наблюдений Регулятивные Познавательные Личностные Ответы детей Познавательные Регулятивные Регулятивные Личностные Коммуникативные |
5. Первичное закрепление 6. Включение нового знания в систему знаний 7. Рефлексия |
Список использованных источников:
- Презентация Улуновой Т.Е. «Самый большой орган чувств».
- Федотова О. Н. Окружающий мир. 4кл.: Учебник: в 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.
- Федотова О. Н. Окружающий мир. 4кл.: Тетрадь для самостоятельной работы №2. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.
- Федотова О. Н. Окружающий мир: Методическое пособие, 4кл. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.
Приложение 1
Лист самооценки
№ | Этап урока | |||
1 | Проверка домашнего задания 1) 2) 3) 4) | |||
2 | Практическая работа | |||
3 | Выступление | |||
4 | За урок в целом | |||
Наши впечатления об уроке: |
Приложение №2
Карта наблюдений
свойства | строение |
|
|
функции | |
|
Приложение №3
ИНСТРУКЦИОННЫЕ КАРТЫ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ
Группа №1 «Изучение свойств кожи»
- Какого цвета кожа____________________________________ - Какая она на ощупь?____________________________________ - Оттяните кожу, что заметили____________________________ - Надавите пальцем на кожу, отпустите, что произошло_____________________________________________ - Проведите ногтем по коже, что наблюдаете?_______________ _______________________________________________________
|
Группа №2 «Изучение строения кожи»
1. Рассмотрите схему в Учебнике на с.14. Изучите, из каких слоев состоит кожа._____________________________________________ 2. Как называется верхний слой кожи_________________________ 3. Тщательно потрите ладошку о ткань. Что заметили? Почему это произошло?________________________________________________ Воспользуйтесь информацией в учебнике. 4. Какое вещество вырабатывают клетки в этом слое?_____________________. Зачем? |
Группа №3 «Изучение строения кожи»
1. Рассмотрите схему в Учебнике на с.14. Изучите, из каких слоев состоит кожа.______________________________________________ 2. Как называется средний слой кожи___________________________ 3. Рассмотрите с помощью лупы кожу руки. Что вы видите на поверхности кожи? Постарайтесь увидеть маленькие отверстия – поры. (см. Словарь) Какую работу они выполняют?______________ ___________________________________________________________ 4. Проведите пальцем медленно по лбу, а потом приложите палец к стеклу, что заметили_________________________________ 5.Сделайте вывод. Используйте карточку помощницу. |
Группа № 4.«Изучение строения кожи»
1. Рассмотрите схему в Учебнике на с.14. Изучите, из каких слоев состоит кожа.___________________________________________ 2. Как называется нижний слой кожи?________________________ Зачем он нужен?___________________________________________ 3. Нанесите акварельную краску на большой палец вашей руки и сделайте отпечатки на альбомном листе бумаги, рассмотрите их, сравните друг с другом, что вы заметили? ________________________________________________ |
Самоанализ:
На уроке была применена технология деятельностного подхода.
Тема и цели урока, планируемые результаты, требования к современному уроку по ФГОС предполагают обучение по данной технологии. Исходя из идеологии нового стандарта именно «деятельностный вариант должен быть принят в качестве основного для обозначения структуры урока».
Урок был спроектирован и проведён с использованием частично-поиского метода в форме проблемного диалога (наблюдений, опыта, мини-исследований), а также использовался продуктивный и репродуктивный метод, метод проблемного изложения, беседы, игры с выбором правильного ответа.
Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная, коллективная.
Приёмы работы на уроке: иллюстративный ( работа с моделью - разрезом кожи человека, с рисунком-схемой, таблицей, перфокартами);
работа с различными информационными источниками: учебником, справочником, энциклопедией, ИКТ (цифровое оборудование, презентация, видеоролик);
прием классификации, анализа, обобщения, сравнения, выявление причинно-следственных связей; постановка проблемы, выдвижение гипотезы, ведение дискуссии, поиск доказательства;
использование «жизненной задачи», связи с прошлым опытом и знаниями; создание ситуации выбора задания (дифференцирование);
самооценивание и взаимооценивание работы на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест к уроку окружающего мира " Мастера печатных дел" для 4 класса
Данный тест подготовлен к уроку окружающего мира по теме "Мастера печатных дел" (УМК "Школа России", 4 класс)...
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»
Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...
«Применение здоровьесберегающих технологий через проведение физминуток на уроках" Творческая работа учащихся на уроках окружающего мира. Физкультминутки для учеников 1-2 классов по теме "Времена года"
«Применение здоровьесберегающих технологий через проведение физминуток на уроках"...
Урок окружающего мира с применением ИКТ во 2 классе. Тема урока: Разнообразие профессий людей.
Урок разработан по УМК «Гармония» под редакцией Н.Б.Истоминой.Современный урок построен на основе технологии деятельностного метода обучения. На всех этапах урока происходит формирование УУД.Урок спос...
Кейс - урок окружающего мира. Обобщение по теме: "Органы чувств".
Представлена разработка кейс - урока по окружающему миру для 4 класса по УМК ПНШ....
Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Гигиена органов дыхания"
Задачи: личностные : формирование норм нравственного эстетического поведения в разных формах работыметапредметные: - формирование умения слушать и слышать учителя (одноклассников);- умение работ...