открытый урок по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
экосистема леса. Деревья - главные производители леса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka.rar | 15.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Окружающий мир» 3 класс (1-4)
Учитель: Калояниди А.В.
Тема: Экосистема «леса».
Деревья – главные производители леса.
Цель: создание педагогических условий, обеспечивающих общее гармоничное развитие младшего школьника в процессе его учебной деятельности.
Задачи: предметно – информационные: знакомимся с экосистемой леса, закрепляем знания о значении леса и его охраны, обобщаем знания детей о взаимосвязях живых организмов (на новом примере в экосистеме «лес»).
деятельностно – коммуникативные: закрепляем общеучебные навыки при работе в группе, в парах; учимся слушать и слышать, делать выводы и обобщать; контролируем и оцениваем результаты своей деятельности.
ценностно-ориентационные: развиваем любознательность, наблюдательность; чувство гармонии человека с природой осмысливаем духовно-нравственные ценности природа, лес, экосистема, человек.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинаем наш урок!
- Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
2. Проверка домашнего задания.
- Скажите, пожалуйста, какую тему вы изучили на прошлом уроке? (экосистема луга). (На доске появляются названия: экосистема, болото, озеро, луг).
- Какие экосистемы вы еще знаете? (экосистема озера и болота).
- Что такое экосистема? (это единство живой и неживой природы, в котором живые организмы разных «профессий» поддерживают круговорот веществ совместными усилиями).
- Что общего и в чем различие изученных экосистем?
- Какое домашнее задание у вас было? (составить цепи питания в экосистеме «луг»).
- Сейчас мы проверим домашнее задание. Ученик будут отвечать у доски, а остальные контролировать и оценивать его ответ, пользуясь памяткой, которая есть на ваших партах. При оценивании ответа своего товарища пользуйтесь сигнальными карточками. Если вы согласны с ответом, то покажите зеленый цвет, если же вы не согласны, то красный. Познакомимся с памяткой. Прочитайте критерии оценивания ответа.
ПАМЯТКА.
1. Точность и правильность подбора материала.
2. Правильность составления цепи питания.
3. Умение правильно и четко построить свой ответ.
- Кто желает выйти к доске и рассказать, что он приготовил?
(контролируем при помощи сигнальных карточек).
3. Изучение нового материала.
- Теперь я знаю, что вы изучили на прошлых уроках. Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеозапись и ответить на вопрос:
- Что будет предметом нашего дальнейшего пути познания окружающего мира? (экосистема леса).
(включается видеозапись с изображением леса и пение птиц).
- С чем мы будем знакомиться сегодня на уроке?
- Что мы будем рассматривать в экосистеме «лес»?
- Можете ли вы сказать, чем отличается лес от других экосистем? (в лесу есть деревья
и кустарники).
- Деревья – это главные производители леса (на доске слово производители).
- Почему? (т.к. они поглощают из воздуха углекислый газ, а из почвы - воду и минеральные вещества; н-р соли. Из них на свету производят богатые энергией органические вещества. Созданные вещества служат строительным материалом и пищей самим растениям и другим организмам). (Вывешивается рисунок дерева с изображением движения минеральных и органических веществ).
- Приведите примеры названия деревьев произрастающих в лесу (по ходу ответа на доске появляются рисунки с изображением деревьев).
- Какая еще растительность есть в лесу? (кустарники и травянистые растения)
- Приведите примеры кустарников и трав (на доске – рисунки).
- Посмотрите, ребята, появились этажи. Растительность в лесу произрастает по этажам или ярусам (слово ярус на доску).
Деревья образуют верхний или первый ярус, кустарники – второй, травы – нижний или третий.
- Как вы думаете, какое преимущество имеют высокие деревья перед травами? (получают больше света, тепла, поэтому интенсивнее производят органические вещества).
- Сейчас я прочитаю вам стихотворение Сергея Погореловского, а вы постарайтесь услышать в стихотворении вопрос, обращенный к вам.
4. Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою,
Ночью темной, грозовою,
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь – мы свои!
- Какой вопрос вы услышали в стихотворении?
- Какие классы животного мира являются жителями экосистемы «лес»? (класс насекомых, класс птиц, класс зверей). Приведите примеры (на доске появляются иллюстрации).
- Какую роль выполняют его обитатели? Какую имеют «профессию»? (потребители на доску).
- Почему в лесу так много представителей животного мира? (есть, где жить и что есть).
ФИЗПАУЗА:
Изобразите повадки жителей леса, отгадав мои загадки:
1. Длинные уши, короткий хвост.
2. Рыжий мех, пушистый хвост
В лесу хитрее всех.
3. Косолапый любит мед.
4. Ни головы, ни ножек – это ….
5. Игра «Кто что ест?»
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто, чем питается?», чтобы узнать, какие связи существуют в экосистеме «лес» между животными и растениями. Вы будете выполнять разные роли (раздаются роли: дуб, кабан, лось, мышь, белка, сойка, гусеница, волк, лиса, сова, змеи, орлы, кукушки). Вы должны найти себе питание в лесу. Исход нашей игры зависит от правильности вашего выбора. Передавайте клубок выбранному, оставляя у себя в руках нить.
Остальные учащиеся будут наблюдателями и контролерами (дети выбирают питание, передают клубок, образуется паутина из нити. Эта паутина символизирует связи в экосистеме «лес»).
- Посмотрите, ребята, как тесно взаимосвязаны в экосистеме «лес» живые организмы.
6. - Но однажды в наш лес пришли браконьеры и стали отстреливать кабанов, (учитель отрезает несколько нитей у кабана), а за ними – лесорубы, которые вырубили дубы, (учитель отрезает несколько нитей у дуба).
- Что произошло? (связи разрушились).
- Почему разрушились связи? (вмешался человек).
- К чему это может привести? (к гибели экосистемы).
- Спасибо всем участникам игры, садитесь ребята. А теперь задание:
оцените, пожалуйста, с помощью лиц настроения понравилась ли вам игра?
(дети показывают «мордочки» ).
- Узнали вы что-то новое для себя из этой игры? Оцените при помощи тех же лиц настроения.
- В лесу животные и растения погибают и без вмешательства человека. Куда денутся погибшие животные и растения? (их переработают разрушители или мусорщики – названия на доску).
- Какие организмы являются разрушителями? (все грибы, дождевой червь, муравьи – иллюстрации на доску).
- Мертвые останки организмов не накапливаются, их перерабатывают разрушители. Условия обитания в лесу остаются постоянными. Лес – это устойчивая экосистема с замкнутым круговоротом веществ. Поэтому экосистема леса может существовать очень долго, при условии, что человек не будет вмешиваться и вредить; разрушать экологические связи искусственно (таблица круговорота веществ, как итог).
- Скажите, ребята, для чего нам надо сохранять лес, какую роль он играет
для живых организмов? Прочитаем.
На доске вывешена заранее схема:
- здоровье
- пища
- воздух
- познание
- древесина
- ягоды, грибы, лекарственные растения
- дом для животных
- место для отдыха человека
- красота и доброта
7. Закрепление пройденного материала. Работа в парах, составление цепей питания.
- Сейчас вы закрепите пройденный материал и составите цепи питания экосистемы
«лес» (на столах у детей карточки с названиями. Они составляют следующие цепи
питания:
кора дерева--- жук короед --- дятел --- ястреб
листья дерева --- гусеница --- муравьи --- медведь
ягоды земляники --- улитка --- лягушка --- уж --- лиса
8. Итог урока.
- О чем мы сегодня говорили с вами на уроке?
- Чем экосистема леса отличается от экосистем ранее изученных? (экосистема с
замкнутым круговоротом веществ)
- Что нужно делать, чтобы в экосистеме сохранялось равновесие? (не вмешиваться
человеку, не губить природу).
- Вы еще узнаете много интересного, прочитав учебник по теме экосистема леса.
Кроме этого, вы можете обратиться за дополнительной информацией к другим
источникам.
Это энциклопедии, информация из Интернета. Очень интересно о природе пишут:
В.Бианки, М.Пришвин, К. Паустовский.
- А теперь, послушайте обращение юного поэта из г. Пскова. Что бы вы ответили ему?
Сижу на поляне в тихом лесу,
И только ветер колышет листву.
Слышатся трели веселых синиц.
Желтые грудки у маленьких птиц.
Покоем все дышит и мне приятно
Шепчу чуть слышно: «Сумеем сберечь, ребята?»
Спасибо всем за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"
Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...
Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация
Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...
открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.
Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...
Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».
Тема: В царстве грибовТип урока: «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....
Разработка урока (открытый урок) по окружающему миру
Разработка урока по окружающему миру с презентацией...
Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урок
Тема урока: «Поговорим о доброте». Цель урока: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты. Планируемые результаты: Предметные: научиться различать добрые и злые...