рабочая программа "Окружающий мир"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
Пояснительная записка
ОСНОВА: программа «Окружающий мир» (УМК «Гармония»).
Автор – кандидат педагогических наук О.Т. Поглазова.
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2010
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней образовательной начальной школы, обеспечивающий обучение по образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание».
Настоящий курс ориентирован на обновление содержания и методов преподавания естествознания и обществознания в начальной школе в направлениях интеграции, гуманитаризации и экологизации знаний, воспитания гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности.
Основными интегрирующими узлами образовательного процесса в курсе являются следующие развивающие, образовательные, воспитательные цели и задачи:
- продолжение разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении (развитие интеллекта, эмоций, творческих способностей учащихся и их нравственное воспитание), развитие интегративного, экологического, вариативного мышления;
- последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира; ознакомление с взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы, человека и общества; освоение ими знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методов их познания – для дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных курсов биологии, физики, химии, астрономии, географии, экологии и обществоведческих дисциплин;
- воспитание у учащихся бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью, любви к природе; формирование у них навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.
В целом изучение окружающего мира в курсе формирует мировоззрение ученика по трем стержневым линиям:
- «окружающий тебя мир многогранен, прекрасен и все время изменяется – наблюдай и познавай его, интересуйся тем, каким он был»;
- «опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни – уважай и изучай его»;
- «природа жизненно необходима тебе и ранима – знай об этом и береги ее красоту и гармонию».
С целью успешной подготовки к обучению в основной школе учащиеся постепенно начинают осваивать эмпирические и теоретические способы познания окружающего мира, в том числе и общенаучные (классификация, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, моделирование и др.). Осваивают и разные виды учебной деятельности: работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком и иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с лабораторным оборудованием, с различными моделями. В курсе предусмотрены разнообразные задания по наблюдению природных и социальных объектов и явлений, в том числе по проведению фенологических наблюдений; по выполнению практических работ и опытно-экспериментальных исследований; по моделированию объектов и процессов. Большое значение отводится выявлению изменений в природе, связанных с жизнедеятельностью человека, в том числе – в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий.
Формы организации учебного процесса при реализации интегративного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города, в кабинетах географии, биологии, физики, истории; уроки исследования и экспериментальной проверки гипотез, уроки фантазии, уроки – путешествия, уроки – заседания экологического совета, уроки – конференции и др. учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, групповой и фронтальной.
В результате усвоения курса «Окружающий мир» во 2 классе ученик должен знать:
- правила безопасного поведения в природе и быту, культурного поведения в школе, среди одноклассников, в общественных местах, в семье;
- способы сохранения и укрепления своего здоровья; сохранения многообразия живых организмов, чистоты окружающей среды;
- название своего государства, его столицы, государственных символов;
- смысл понятий: звезда, планета, спутник, созвездие; равнина, холм, гора, овраг, вулкан, пропасть; океан, море, озеро, река, пруд, водохранилище, болото; семья, родственники, Родина, государство, столица, граница, Конституция, права, обязанности; город, посёлок, транспорт, средство связи, музей, профессия; симметричное, несимметричное, линия и центр симметрии, зеркально-симметричное расположение предметов;
- признаки живых организмов (растений, животных);
- 2-4 представителя изучаемых систематических групп природных и социальных объектов понимать:
- значение Солнца, воздуха, воды для всего живого на Земле; на Земле мало питьевой воды и её необходимо экономно расходовать;
- человек не должен загрязнять землю промышленными и бытовыми отходами;
- человек красив своими душевными качествами, поведением, поступками, своим мастерством и своими творениями; красота человека несовместима с плохим отношением к окружающим людям, животным, к природе;
- он является членом семьи, коллектива одноклассников;
- горожанином (селянином), гражданином своего государства;
- все профессии важны и нужны, деятельность людей может разрушать природу, но может оберегать и сохранять её;
- Россия – многонациональное государство, все народы равны между собой, надо уважительно относиться к культуре, обычаям, языку других народов;
- Край, где они живут – их малая родина, которую надо беречь и любить; в городах и посёлках есть исторические памятники, которые надо сохранить для будущих поколений людей.
Уметь:
- различать природные объекты и изделия человека; объекты живой и неживой природы; небесные тела, формы суши, виды водоёмов; виды жилищ и транспорта, средства связи, профессии людей; симметричные и несимметричные предметы;
- описывать изучаемые природные и социальные объекты, называя их отличительные признаки, характеризуя особенности их внешнего вида;
- сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемые объекты окружающего мира, называя их сходства и различия;
- определять принадлежность изучаемых природных и социальных объектов к конкретным систематическим группам по существенным признакам;
- объяснять сходство человека с животным и отличие от них; какие черты характера делают человека красивым; чем важны для здоровья и чем опасны солнечные лучи, воздух, вода; что такое Родина и родной край; положительные и отрицательные воздействия человека на природу;
- осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, рисунка, учебного текста, схемы, таблицы;
- представлять результаты учебно-познавательной деятельности аргументированными ответами на вопросы, рисунками, аппликациями, условными знаками, простыми моделями, описаниями изучаемого предмета по предложенному плану, в схеме, в таблице, в дидактической и ролевой играх;
- создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, поделки, небольшие сообщения);
- оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывая свои суждения, предположения, аргументы.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения познавательных и практических задач;
- определения наиболее распространённых в своей местности природных и социальных объектов, опасных природных явлений;
- проведения наблюдений за объектами неживой природы, городского хозяйства, экспонатами музеев, деятельностью людей в различных сферах, оценки положительного и отрицательного воздействия людей на окружающую среду;
- выполнение правил охраны природы, режима дня и укрепления своего здоровья, соблюдения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе, в быту, в обществе;
- осознания себя членом семьи, классного коллектива, горожанином, гражданином России;
- создания творческих работ (аппликаций, рисунков, моделей, рассказов, небольших сообщений).
Учебно-методическое обеспечение
- Поглазова О.Т. «Окружающий мир» - учебник и тетрадь для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений (в двух частях);
- Поглазова О.Т. «Окружающий мир» - тестовые задания
- Поглазова О.Т. Методические рекомендации к учебнику-тетради для 2 класса
№ п/п | дата | Тема урока | Формируемые | Стр уч-ка | Рабочая тетр | |
понятия | УУД | |||||
Человек и природа – 9 часов | ||||||
1 | Что нас окружает. Тест №1, с.6-7 работа №1. | Закрепляем полученные в 1 классе предметные знания и умения. | Проверяем умение объединять предметы в группы по существенным признакам; выполнять и оформлять разные тестовые задания | С. 3 - 5 | ||
2 | Свойства живых существ. Наблюдения природных явлений | Учебный, научно- популярный, худо- жественный тексты, схема, иллюстра- ция, собственные наблюдения, опыт, модель, условный знак | Умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрации и схемы. | 5 - 7 | С.3-6 № 1-6 | |
3 | Человек – часть живой природы. | Человек – часть живой природы, разумное существо. | Умение читать схемы и работать с ними; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | 8 -11 | 7-8 № 7, 8,9 | |
4 | Человек – разумное существо. Практическая работа «Оказание первой помощи» | Изобретение, изо- бретатель, средство передвижения, бы- товая техника, ин- струменты, научные приборы. | Умение собирать ин- формацию из иллюстраций, собственных наблю- дений, учебного текста, рассуждать и проверять свои выводы. | 12 -19 | 10 -11 № 10,11, 12 | |
5 | Профессии людей. Эколог – одна из самых важных профессий. Тест 2 | Профессия эколог, экологическая проблема | Умение выбирать нужную информацию из текста и иллюстраций | 20-23 | 12 -13 №13 - 16 | |
6 | Здоровье человека. Значение природы для здоровья. Практическая работа: «Проверка остроты зрения и слуха. Гимнастика для глаз». | Здоровье, закаливание, туризм, зарядка, спорт, лечебная физкультура, режим дня | Умение выбирать информацию из учебного, художественного текстов, из иллюстраций, собственных наблюдений, представлять её в виде схемы. | 24 - 27 | 14 – 15 № 17 - 22 | |
7 | Органы чувств и сохранение их здоровья. Практическая работа «Определение свойств тел осязанием». | Чем важны органы чувств, что опасно для их здоровья. Как сохранять остроту зрения и слуха. | Функции органов чувств, их гигиена, правила безопасного поведения, первая помощь при небольших травмах | 28 – 35 | 16 – 17 № 23 - 26 | |
8 | Чистота- залог здоровья | Микробы, правила ухода за кожей. | Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ. | 36-39 | 17 № 27, 28 | |
9 | Азбука безопасности. Правила безопасного поведения. Работа 2. Творческая работа «Разыгрывание сценок безопасного поведения». | Правила безопасно- го поведения в при- роде, дома, на улице | Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. | 40 - 46 | 18 – 19 № 29 - 32 | |
Красота и разнообразие неживой природы – 31 час | ||||||
10 | Кто и как изучает природу. Тест 3. Работа 3. | Наука, учёный, биология, география, астрономия, экология, эксперимент, приборы, законы природы. | Регулятивные умения, оценивание своих успехов | 47 - 51 | 20 №1 | |
11 | Природные тела и явления. Тест 4. | Явление, тело, метод наблюдения – основной метод познания природы. | Умение читать и составлять простые схемы | 52 -55 | 20 № 2,3 | |
12 | Разнообразие облаков. Наблюдение разных форм облаков. | Водяной пар, облако, туман, кучевые, пери- стые, слоистые облака. | Умение моделировать, умение высказывать и аргументировать свои предположения. | 56- 59 | 21 № 4, 5 | |
13 | Гроза. Безопасное поведение во время грозы. Моделирование разных форм облаков. Работа 4. | Молния, гром, гроза, молниеотвод, град, кислотный дождь, правила безопасного поведения во время грозы | Умение декодировать условные знаки, выбирать нужную информацию из художественного текста, иллюстрации. | 60 - 63 | 22 – 23 № 6, 7, 8 | |
14 | Солнце – ближайшая к Земле звезда. Наблюдение дневного и ночного неба | Звезда; умение соотносить видимые и реальные размеры, расстояния | Умение высказывать предположения и аргументировать их. | 64 - 67 | 24 № 9, 10, 11 | |
15 | Солнце и жизнь. | Положительные и отрицательные действия солнечных лучей на живые организмы, правила безопасного пребывания на солнце. | Умение анализировать рисунки, обобщать информацию | 68 - 71 | 24 – 25 № 12 - 15 | |
16 | Земля – планета. | Земля – планета, холодное космическое тело шарообразной формы; космонавт, космический корабль. | Умение работать в паре, давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения, выбирать нужную информацию из учебного текста | 72 - 77 | ||
17 | Форма и движения Земли. Моделирование модели Земли. | Глобус – модель Земли; ось Земли, Северный и Южный полюса Земли, экватор; сутки – период вращения Земли, год – период её обращения вокруг Солнца | Умение работать с предметными моделями | 78 - 81 | 26 № 16 | |
18 | Луна – естественный спутник Земли. Наблюдение дневного и ночного неба | Луна – естественный спутник Земли, движение Луны. Искусственный спутник Земли. | Умение моделировать природные явления, работать с учебным текстом | 27 № 18 - 19 | ||
19 | Исследования Луны. Человек на Луне. | Лунная поверхность – равнинные и гористые области; автоматическая станция, луноход, астронавт | Умение обобщать полученные знания, аргументировать свой ответ, работать в паре. | 86 - 89 | 26 № 17 27 № 20 | |
20 | Звёзды и созвездия. Изготовление аппликации «Ночное небо» | Представление о расстоянии до звёзд, невооружённый глаз и телескоп; чем определяется цвет звезды; созвездия, хорошо наблюдаемые созвездия. | Умение работать с дополнительной литературой, готовить сообщение | 90 - 95 | 28 № 21, 22 | |
21 | Планеты, движущиеся вокруг Солнца. Моделирование Солнечной системы. Тест 5 | 9 планет, обращающихся вокруг Солнца, их расположение относительно него, их различия; астероиды – малые планеты. | Умение моделировать расположение предметов в пространстве, работать с учебным текстом, выделять главную мысль каждого абзаца | 96 -99 | 29 № 23 | |
22 | Кометы, метеоры, метеориты | Комета, астероид, метеор, метеорит, планетарий, космическая станция. | Умение работать в группе, выполнять проектную работу. | 100- 103 | 29 № 24, форзац. | |
23 | Разнообразие космических тел. Обобщающий урок. Проектная работа «Космическое путешествие». Работа 5 | Проверяем усвоение следующих основных понятий: звезда, созвездие, планета, спутник планеты | Проверяем умение выполнять и оформлять тестовые задания разных видов | |||
24 | Поверхность Земли. Материки и океаны. Практическая работа с физической картой. | Наука география, карта, глобус; океан, материк, остров, полуостров; условные обозначения земной поверхности на картах. | Умение работать со схемами и круговыми диаграммами. | 104 - 109 | 34-35 № 32, 2 форзац | |
25 | Плоские и холмистые равнины. Овраги и борьба с ними. Наблюдение форм суши. | Формы суши – равнины и горы, плоская и холмистая равнины, холм, овраг, курган, способы борьбы с оврагами | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | 110 - 115 | 30 №25, 26 | |
26 | Плоские и холмистые равнины. Овраги и борьба с ними. Моделирование форм суши. | 110 - 115 | 30 №25, 26 | |||
27 | Горы, их разнообразие. | Гора, её части (вершина, склон, подошва склона), горный хребет, высокие, средние, низкие горы, их изображение на карте; Эверест – высочайшая вершина мира, Эльбрус – высочайшая вершина Кавказких гор | Умение извлекать информацию из карты, моделировать объекты окружающего мира. | 116 - 119 | 31 № 27, 28 | |
28 | Горы и люди. Безопасное поведение в горах. | Горная долина, ущелье, пропасть, тоннель, альпинист, снежная лавина, каменная осыпь, сель, вулкан, гейзер; правила безопасного поведения в горах. | Умение ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. | 120 - 125 | 31-32 № 29, 30 | |
29 | Горы и люди. Безопасное поведение в горах. Проектная работа «Горы и люди» | 120 - 125 | 36 № 33, 34 | |||
30 | Экскурсия. Формы суши родного края. Практическая работа с картой родного края. Работа 6 | Умение различать разные формы суши. | Умение представлять результаты наблюдений в разной форме | 33 № 31 36 № 35 | ||
31 | Земля и её поверхность. Обобщающий урок. Тест 6 | Основные понятия, подлежащие контролю: материк, океан, гора, равнина, овраг, холм, вершина, склон, подошва (подножие), вулкан, тоннель, альпинист. Правила безопасного поведения в горах. | Проверяем умение выполнять и оформлять тестовые задания разных типов, работать со схемами и блок- схемами алгоритмов. | |||
32 | Вода на Земле. Океаны и моря. Значение моря для жизни людей. Практическая работа с физической картой. | Водоём, океан, море, растения и животные, обитающие в море; примеры использования моря человеком и экологические проблемы, связанные с его деятельностью; правила безопасного поведения на море. | Умение работать с разными источника- ми информации, оценивать действия и поведение людей и своё собственное. | 3- 7 | 3 № 1 | |
33 | Вода на Земле. Океаны и моря. Значение моря для жизни людей. Практическая работа «Свойства воды». | 3-7 | 4 №2, 3 | |||
34 | Река, её части. Значение рек для людей. | Река – постоянный поток пресной воды, исток, приток, устье, русло, равнинная и горная реки; водохранилище, канал, водопад, родник, наводнение, плотина, дамба, гидроэлектростанция. | Умение моделировать природные объекты, выбирать необходимую информацию из учебного текста и иллюстраций, работать со схемами | 8 - 13 | 5 № 4, 5 | |
35 | Река, её части. Значение рек для людей. | 8 - 13 | 6 – 7 № 6-9 | |||
36 | Озёра, пруды, болота. Байкал – жемчужина России. Изготовление аппликации «Болото», «Озеро» | Озеро – замкнутый водоём, пруд – искусственный водоём, болото – переувлажнённый участок суши, Байкал – самое глубокое озеро планеты, Каспийское озеро (море) – самое большое озеро планеты; правила эко- логически грамотного и безопасного поведения на водоёмах | Умение работать с рисунками-схемами. | 14 - 19 | 8 № 10, 11 | |
37 | Озёра, пруды, болота. Байкал – жемчужина России. Наблюдение видов водоёмов. | 14 - 19 | 9 № 12, 13 10 № 15 | |||
38 | Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов. Практическая работа «Фильтрование воды» Работа 7 | Питьевая вода, водопой, колодец, фильтрование воды, меры экономного расходования питьевой воды. | Умение работать с разными источниками информации | 20 - 26 | 13 № 19 | |
39 | Экскурсия «Водоёмы родного края». Практическая работа с картой родного края. | Умение различать разные виды водоёмов. | Умение представлять результаты наблюдений в разной форме. | 10 № 14 11 № 16, 17 | ||
40 | Разнообразие водоёмов обобщающий урок. Тест 7. Проектная работа «Реки и люди» | Проверяем усвоение понятий: естественный и искусственный водоёмы, океан, море, река, исток, приток, устье, озеро, пруд, болото, пресная и морская вода, водохранилище, пруд, канал. Правила безопасного поведения на воде | Умение работать со схемами и блок-схемами алгоритмов, выполнять и оформлять тестовые задания разных типов | 12 № 18 | ||
Человек и общество – 8 часов | ||||||
41 | Человек – общественное существо. Формы общения. Наблюдение взаимоотношений людей разного возраста. | Человек – общественное существо, общительный человек, жест, мимика. | Умение моделировать ситуации общения. | 28 - 33 | 14 №1, 3 | |
42 | Уроки вежливости. Ролевая игра «Уроки вежливости» | Правила вежливого общения с людьми разного возраста, с родными и близкими людьми, с незнакомыми людьми в общественных местах. | Умение моделировать ситуации вежливого общения | 34 - 37 | ||
43 | Физическая и духовная красота человека. | Физическая и духовная красота человека, нравственные ценности красивого человека, черты его характера | Умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. | 38 - 41 | 14 №2 15 № 4, 5, 6 | |
44 | Настроение человека. Положительные и отрицательные эмоции. | Настроение, эмоции положительные и отрицательные, умение управлять эмоциями. | Умение оценивать своё состояние и состояние окружающих людей | 42 - 47 | ||
45 | Друзья, их значение в жизни людей. Проектная работа «Мой лучший друг». Тест 8 | Друг, дружба, дружный коллектив | Умение давать оценку поступкам одноклассников. | 48 - 51 | ||
46 | Семья. Родственники. | Семья, фамилия, поколение, родственники, дядя, тётя, двоюродные братья и сёстры, родословная. | Умение работать со схемами, выделять главную мысль в тексте. | 52 - 57 | 16 № 7- 10 | |
47 | Семейные заботы и традиции. Проектная работа «Памятная реликвия» | Забота, обязанность, взаимопомощь, личные и семейные дела, традиция, реликвия, потомственная профессия | Умение выполнять проектную работу и презентовать её. | 58 - 63 | 17 – 19 № 11 - 16 | |
48 | Родословная семьи. Моделирование генеалогического древа. Тест 9 | Выбор темы и проблем, которые исследуются. Выбор источников информации, как с ними работать. Возможные формы презентации результатов исследования. | Умение выполнять проектную работу и презентовать её | 64- 66 | 20 | |
Наша Родина – Россия – 10 часов. | ||||||
49 | Родина. Родной край. Россия – многонациональное государство. Практическая работа «Национальные одежды» | Родина, страна, территория, россияне, национальность, малая родина, родной край. | Составление рассказа по картинке | 67 - 71 | ||
50 | Российская Федерация, её государственные символы. | Российская Федерация, республика, край, область, границы сухопутные и морские, армия, Президент, герб, флаг, гимн России. | Воспитание патриотизма | 72 - 75 | 21 № 1, 2 форзац | |
51 | Конституция – основной закон государства. Государственные праздники. Тест 10 | Закон, Конституция, права и обязанности гражданина России, государственный, профессиональный, семейный праздники. | Умение работать с текстом | 76 - 79 | 21 № 2 22 № 3 | |
52 | Москва – столица России. Наблюдение исторических памятников. | Столица, достопримечательность, основные исторические памятники Москвы, Санкт– Петербурга, Великого Новгорода. | Умение выполнять проектную работу. | 80 - 85 | 22 № 4 23 № 5 | |
53 | Российские города. Города – миллионеры, города – герои. | Старинный город (древний), город-герой, город-миллионер, культурный, промышленный, торговый центр, кремль, герб города. | Умение выделять нужную информацию из текста (учебного, художественного), из иллюстрации, умение работать со словарём. | 86 - 89 | 24 №7 25 № 8 | |
54 | Экскурсия «Родной город, его достопримечательности». Работа 8 | Основные понятия, подлежащие контролю: Родина, государство, столица, флаг, герб, гимн, столица, город - герой | Умение выполнять тестовые задания разных типов, работать с блок-схемами алгоритмов. | 23 № 6 24 № 7 | ||
55 | Горожане и селяне. Проблемы современного города. Наблюдения за жизнью города и села. | Архитектор, небоскрёб, сквер, парк, улица, проспект, бульвар, площадь, промышленная и жилая зоны, места отдыха в городе. | Умение кодировать информацию. | 90 - 94 | 25 № 8 26 № 9 | |
56 | Проблемы современного города. Проект «Я – экскурсовод» | Свалка, переработка, отходы городского хозяйства и бытовые, контейнер для сбора отходов, металлический лом; безопасное и экологически грамотное поведение в городе и за городом. | Проводить наблюдения, анализировать их. | 94 - 97 | 27 № 10 | |
57 | Виды транспорта. Проблема загрязнения воздуха и воды при использовании транспорта. | Транспорт наземный, подземный, водный, воздушный, грузовой, общественный, пассажирский, личный, специальный; экологические проблемы, связанные с транспортом. | Умение ставить проблемы и решать их, работать со схемами, блок-схемами алгоритмов, классифицировать предметы окружающего мира. | 98 - 103 | 28 № 11-13 29 № 14-15 | |
58 | Виды транспорта. Проблема загрязнения воздуха и воды при использовании транспорта. Работа 9 | 30 – 31 № 16 - 18 | ||||
Человек – творец – 10 часов | ||||||
59 | Разнообразие музеев. Экспонаты музеев. Профессия – археолог. | Музей, экспонат музея, окаменелость, исторический, краеведческий, палеонтологический музеи. | Умение целенаправленно наблюдать, описывать свои наблюдения. | 104 - 106 | 31 № 19 34 № 21 | |
60 | Старинные и современные предметы одежды и быта. | Быт, утварь, ухват, кочерга, русская печь, чугунок, туесок, самовар, коромысло, кафтан, сарафан, зипун, лапти; лампада, факел, керосиновая лампа, свеча; правила безопасного пользования осветительными приборами | Умение анализировать рисунки, текст и извлекать из них нужную информацию. | 107 - 109 | 34 № 22 35 № 23 | |
61 | Старинные и современные средства письма, счёта, связи. Тест 11 | Знаки, буквы, иероглифы, алфавит; счёты, арифмометр, калькулятор, компьютер; глашатай, гонец, телеграф, телефон, телевизор, радио, радиотелефон, спутник связи, почта; умение пользоваться современны- ми средствами счёта и связи. | Умение анализировать рисунки и текстовую информацию, выполнять проектную работу и презентовать её. | 110 - 115 | 32 – 33 № 20 | |
62 | Художественное творчество человека. Театры, консерватории, галереи. Работа 10 | Художник, поэт, композитор, актёр, скульптор, клоун, музыкант, певец, театр, цирк, консерватория, опера, пьеса, спектакль; правила культурного поведения в театре, цирке, художественном музее. | Умение оценивать произведения искусства, своё поведение и других людей. | 117 - 119 | 36 № 24 | |
63 | Природа в произведениях литературы, живописи, музыки. Урок презентации проектных работ. Составление проекта озеленения двора. | Художественное и научное представление знаний об окружающем мире. | Умение выполнять и презентовать проектное исследование. | |||
64 | Красота природная и рукотворная. Гармония и симметрия. Наблюдения симметричных узоров в предметах обихода. | Симметричный и несимметричный предметы, признак симметрии, умение различать симметричный и несимметричный предметы. | Умение целенаправленно наблюдать, делать выводы из наблюдений | 37 – 38 № 25, 26 | ||
65 | Осевая симметрии. Ось симметрии. Предметы с осевой симметрией в окружающем мире. Практическая работа «Определение оси симметрии» | Осевая симметрия, её признаки, линия симметрии; умение различать предметы, обладающие осевой симметрией, проводить линию симметрии, | Умение работать с разными источниками информации | 120 - 121 | 39 – 41 №27 - 33 | |
66 | Центральная (поворотная) симметрия. Центр симметрии. Наблюдения симметричных узоров в городских сооружениях. | Центральная (поворотная) симметрия, центр симметрии; умение различать предметы, обладающие центральной симметрией, находить центр симметрии. | Умение применять знания в практической деятельности. | 42 № 34 -36 | ||
67 | Орнаментальная (переносная) симметрия. Элемент (ячейка) переноса и его повторяемость. Практическая работа «Проверка симметричности плоских фигур» | Признак переносной (орнаментальной) симметрии, элемент (ячейка) переноса, бордюр, орнамент; умение находить ячейку переноса в бордюрах и орнаментах. | Умение применять знания в практической деятельности | 122 | 43 №37-39 44 № 44 | |
68 | Виды симметрии в изделиях людей. Работа 11 | Основные понятия и умения, подлежащие контролю: симметричный и несимметричный предметы, виды симметрии, умение изображать предметы, обладающие симметрией, проводить линии симметрии. | Умение оценивать результаты своего учебного труда, соотносить их с успехами других учеников | 123 - 125 | 45 – 46 № 41 - 43 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.
Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...