Конспект урока- исследования "Вода.Свойства воды.Охрана вод"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Яковенко Ольга Борисовна

Конспект  урока - исследования по ФГОС нового поколения "Вода.Свойства воды. Охрана вод" по окружающему миру 3 класс по программе А.А.Плешакова содержит практическую работу по изучению свойств воды, материал о воде в природе,  об охране вод, а также краеведческий материал о водоёмах Ефремовского района Тульской области. Урок сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx397.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Мирновская средняя общеобразовательная школа № 34»

IV Интернет-конкурс  

научно-исследовательских и творческих работ школьников и педагогов, посвящённый экологической культуре и охране окружающей среды

Номинация

«Вклад образования в охрану здоровья населения,

оздоровление окружающей среды и экологическую безопасность»

Урок- исследование

 «Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле.

Свойства воды. Охрана вод.»                                                                                                                     

                                                                          Яковенко Ольга Борисовна

                                                                          учитель начальных классов

                                                                            I квалификационная категория

                                                            301879 Тульская обл.

                                                                        Ефремовский р-н  п.Мирный

                                                       ул.Новая д.17 кв.2

                                                               School34M@yandex.ru

г. Ефремов

2014 год

Цели деятельности учителя

В процессе практического исследования установить основные свойства воды.

Тип урока

Урок- исследование

Педагогические задачи

Познакомить учащихся со значением воды для живых организмов, обратить внимание на проблему охраны воды на Земле;

развивать внимание, логическое мышление, речь.

Планируемые результаты

Предметные: уметь работать с учебником, организовывать рабочее место, знать, что такое тела, вещества, частицы, распознавать вещества (твёрдые, жидкие, газообразные).

Личностные УУД: иметь мотивацию к учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, осуществление сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные:

регулятивные УУД: умение определять учебную задачу и стараться её выполнить, высказывать свои предположения;

коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, готовность слушать собеседника, умение излагать свою точку зрения, умение работать в паре;

познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; проводить исследования по инструкции, формулировать выводы.

Образовательные ресурсы

  1. Мультимедийная презентация «Вода. Свойства воды. Охрана вод».
  2.   http://images.yandex.ru/?lr=213&source=wiz  
  3. «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир», Н.Т.Брыкина, О.Е.Жиренко, Москва: «Вако», 2004г.
  4. Журнал «Педагогическое мастерство» №3 2003г.

Оборудование

Мультимедийная доска, проектор, ноутбук.

Стакан с чистой водой, стакан с молоком, флакон духов, 2 чайные ложки, соль; листы юного исследователя,

«Окружающий мир» 3класс А.А.Плешаков.

                                              Ход урока.

Этапы урока.

Деятельность учителя и учащихся

I.

Мотивация к учебной деятельности.

Слайд 2.

 Прозвенел звонок, и в срок начинается урок.

Сегодня здесь закон  простой – учись и думай головой.

А если знаешь, не зевай, скорее руку поднимай.

Не получилось- не беда, друзья помогут нам всегда!

Слайд 3.

Продолжаем работу в исследовательской лаборатории «Кладовая солнца».

 Вспомним наш девиз: «Мозг хорошо устроенный стоит дороже, чем мозг хорошо наполненный»  М. Монтень.

II.  Актуализация знаний.

Слайд 4.

Тест. Вставьте в высказывания пропущенные слова:

  1. Любой предмет, любое живое существо можно назвать _________ .
  2. То, из чего состоят тела называют _____________ .
  3. Вещества состоят из мельчайших _____________  .
  4. Вещества бывают _____________, __________________, газообразные.
  5. В состав _____________  входит смесь газов азота, ____________ ,

углекислого газа.

Подчеркни названия тел зелёной ручкой,  веществ- красной:

 подкова, стакан, железо, кирпич, сахар, арбуз, соль, крахмал, камень.

III.

Постановка учебной проблемы.

Слайд 5.

Французский писатель, автор книги «Маленький принц» Антуан де Сент  Экзюпери так сказал об этом веществе: « У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!»

Чтобы определить о каком веществе идёт речь, предлагаю отгадать несколько загадок:

Слайд 6.

  1. Без крыльев летят, без ног- бегут, без паруса- плывут. (Облака)
  2. Что видно, когда ничего не видно? (Туман)
  3. Под землёй живёт, на небо смотрит. (Родник)

Слайд 7.

  1. Приходил, стучал по крыше, уходил- никто не слышал. (Дождь)
  2. Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река)
  3. Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса)

Слайд 8.

  1. В огне не горит, в воде не тонет. (Лёд)
  2. Скатерть бела весь мир одела. (Снег)
  3. Кругом вода, а с питьём беда. (Море)

Слайд 9.

  1. После ливня и грозы

Мост невиданной красы.

Ни потрогать, ни забраться,

Можно только любоваться. (Радуга)

  1.  Ранним утром во дворе
    Лёд улёгся на траве.
    И весь луг стал светло-синий.
    Серебром сверкает... (Иней)

Что общего имеют отгадки?

Ответы учащихся.

Вывод: все отгадки называют тела, состоящие из общего вещества- воды.

IV.

Открытие учащимися нового знания.

Самостоятельная

работа.

Проверка работы.

Итак, где встречается вода в природе? 

Ответы учеников:

Океаны, моря, озёра, реки, болота, родники, пруды, облака, туманы, роса, дождь, ледники и т.д.

Вы ,конечно, много слышали о воде. Какая она бывает?

Ответы учеников:

Питьевая, минеральная, святая, солёная, пресная, грязная, чистая, холодная,  горячая, кристальная и т.д.

Практическая работа «Свойства воды».

- Вода нам хорошо знакома. Она такая привычная, повседневная. Что может быть более простым и ясным? И всё же, что такое вода?

- Вода – это вещество.

Как и любое вещество, она обладает свойствами. Сейчас мы их узнаем. А помогут нам опыты.  Результаты оформим в карте исследований.

Слайд 10.

Опыт 1. Возьмём стеклянную форму. Нальём воду. Что наблюдаем? (Вода  приняла форму того сосуда, в который попала).

Вывод. Вода не имеет своей формы, а принимает форму того сосуда, в     который налита.

Опыт 2. Нальём немного воды на блюдце. Что заметили? ( Вода растекается). Наклоним… Перельём воду.

Вывод. Вода течёт.

Слайд 11.

Опыт 3. Возьмём флакон  духов и стакан с водой. Сравним их по запаху.  Пахнет ли вода?

Вывод. Вода ничем не пахнет.

Опыт 4. Попробуем воду на вкус.  Что можно сказать о вкусе воды?

Вывод. Совершенно чистая вода не имеет вкуса.

Слайд 12.

Опыт 5. Возьмём стакан молока и стакан воды. Сравним их по  цвету. Вывод. Вода не имеет цвета. (Только в больших слоях имеет голубоватый оттенок).

Опыт 6. Опустим чайную ложку в стакан с водой и с молоком. Что можно сказать о прозрачности воды?

Вывод. Вода прозрачна.

- И всё же вода не всегда бывает прозрачной. Почему? (Загрязнена).

Слайд 13.

Опыт 7. В стакан с водой положим ложечку  соли и размешаем. Попробуем воду на вкус.

Вывод. Вода – растворитель.

Слайд 14.

Опыт 8. Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается.

Вывод: при нагревании вода расширяется.

Опыт 9. Ту же колбу опустим в холодную воду. Мы увидим, что вода в трубке опускается.

Вывод: при нагревании вода сжимается.

Слайд 15.

Работа в парах по картам исследования. Выводы делают учащиеся.

Карта исследований.

  1. Что такое вода? _________________________
  2. Свойства воды:

Опыт 1. __________________________________

Опыт 2. __________________________________

Опыт 3___________________________________

Опыт 4.__________________________________

Опыт 5. __________________________________

Опыт 6. __________________________________

Опыт 7. __________________________________

Опыт 8. __________________________________

Опыт 9. __________________________________

Слайд 16.

V.

 Закрепление изученного материала.

Работа с учебником с.52-53

Динамическая

пауза.

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре!

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе - раз. Это - брасс.

Одной, другой - это кроль.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Ребята , давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на нём обозначена суша и каким вода?

Суша обозначена  зелёным, коричневым и жёлтым цветом, вода голубым и синим.

 Какого цвета больше?

Больше голубого и синего.

Чего же больше на нашей планете- суши или воды?

Воды больше, чем суши.

Слайд 17.

Вода занимает ¾ планеты, а суша лишь ¼.

Какая вода встречается на нашей планете?

Солёная и пресная.

Какая вода пригодна для питья?

Пресная.

Какой воды больше?

Солёной.

Слайд 18.

На Земле много воды. Ею заполнены моря и океаны. Но она солёная. Человеку нужна пресная вода, которой не так уж много. На каждые 100 литров солёной воды приходится 2 литра пресной.

В каких водоёмах вода солёная ?

В океанах и морях.

Слайд 19.

А пресная?

Пресная вода  в реках, озёрах, болотах, прудах, родниках.

Вывод: пресной воды мало и её надо беречь.

Слайд 20.

Есть ли в нашем районе водоёмы с солёной водой?

Нет. Только пресные водоёмы.

Какие пресные водоёмы есть в Ефремовской районе?

Реки, пруды, родники.

Слайд 21, Слайд 22, Слайд 23, Слайд 24.

Почему  Антуан де Сент  Экзюпери сказал о воде: «Ты – сама жизнь »?

Ответы учеников:

Кому же нужна вода?

Слайд 25.

Вода нужна человеку, растениям и животным.

Слайд 26.

Какая вода нужна всему живому?

Пресная и чистая.

Слайд 27.

Выскажи своё мнение об увиденном.

Ответы учащихся.

Почему погибли эти животные?

Ответы учащихся.

Кто виноват в их гибели.

Ответы учащихся.

Как происходит загрязнение водоёмов?

Ответы учащихся.

Слайд 28.

Посмотрите, какая у нас красивая река. И название ей  подстать-

Красивая Меча. Кто из вас бывал на Красивой Мече? Что видели?

Ответы учащихся.

А такую картину видели?

Слайд 29.

Прокомментируйте фотографию.

Ответы учащихся.

К сожалению, люди часто оставляют после себя на берегу мусор, не задумываясь о том, что он попадёт в воду и станет причиной загрязнения водоёма. Что же делать?

Ответы учащихся: забирать мусор с собой. Не мыть машины у реки.

Слайд 30.

Во все времена люди чтили и берегли воду. Вот несколько народных пословиц о воде.

Слайд 31.

Вода – мать полей, а без матери не проживёшь.

( Китайская пословица)

Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец.

(Английская пословица)

Капля за каплей образует озеро, а перестанет капать –

образуется пустыня.( Узбекская пословица)

VI.

Домашнее задание

На следующем уроке мы продолжим наши исследования, но вы к ним должны хорошенько подготовиться. Все прочитаете статью в учебнике на стр. 51-54 и выполните задания в рабочей тетради по теме «Вода». Далее разделимся на группы. ( на карточках с инструктажем )

Задание 1 группе. У всех дома есть счётчики учёта воды? Проследить, какое количество воды тратит ваша семья за день. Записать показания счётчика сегодня в 19 часов, завтра в 19 часов, послезавтра в 19 часов.

Задание 2 группе. Записать , как ваша семья в течение дня использует воду.

Задание 3 группе. Придумайте и нарисуйте условные знаки правил отдыха на водоёмах.

VII.

Рефлексия

«МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ»

М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б! (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня?

Слайд 32. Человек, запомни навсегда!

                   Символ жизни на Земле – вода!

                   Экономь её и береги-

                   Мы ведь на планете не одни!

                                                   В.А.Андреев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Обобщающий урок по теме: "Вода. Охрана воды"

Разработка открытого урока по предмету "Познание мира" на тему "Вода. Охрана воды." в 4 классе. На уроке применила  методы и приёмы развития критического мышления....

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

Исследовательский проект "Вода. Свойства воды. Охрана вод" для урока окружающий мир 3 класс

Исследовательский проект "Вода. Свойства воды. Охрана вод" для урока окружающий мир 3 класс представлен в виде учебной презентации, которая может быть использована при изучении темы "Тела. Вещества. Ч...

Презентация к уроку- исследования "Вода. Свойства воды. Охрана вод"

Презентация к уроку - исследования по ФГОС нового поколения "Вода.Свойства воды. Охрана вод" по окружающему миру 3 класс по программе А.А.Плешакова содержит практическую работу по изучению свойств вод...

Презентация к уроку - исследования по ФГОС нового поколения "Вода.Свойства воды. Охрана вод" по окружающему миру 3 класс по программе А.А.Плешакова.

Презентация к уроку - исследования по ФГОС нового поколения "Вода.Свойства воды. Охрана вод" по окружающему миру 3 класс по программе А.А.Плешакова содержит практическую работу по изучению свойств вод...