Конспект урока- исследования "Вода.Свойства воды.Охрана вод"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Конспект урока - исследования по ФГОС нового поколения "Вода.Свойства воды. Охрана вод" по окружающему миру 3 класс по программе А.А.Плешакова содержит практическую работу по изучению свойств воды, материал о воде в природе, об охране вод, а также краеведческий материал о водоёмах Ефремовского района Тульской области. Урок сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 397.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Мирновская средняя общеобразовательная школа № 34»
IV Интернет-конкурс
научно-исследовательских и творческих работ школьников и педагогов, посвящённый экологической культуре и охране окружающей среды
Номинация
«Вклад образования в охрану здоровья населения,
оздоровление окружающей среды и экологическую безопасность»
Урок- исследование
«Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле.
Свойства воды. Охрана вод.»
Яковенко Ольга Борисовна
учитель начальных классов
I квалификационная категория
301879 Тульская обл.
Ефремовский р-н п.Мирный
ул.Новая д.17 кв.2
г. Ефремов
2014 год
Цели деятельности учителя | В процессе практического исследования установить основные свойства воды. |
Тип урока | Урок- исследование |
Педагогические задачи | Познакомить учащихся со значением воды для живых организмов, обратить внимание на проблему охраны воды на Земле; развивать внимание, логическое мышление, речь. |
Планируемые результаты | Предметные: уметь работать с учебником, организовывать рабочее место, знать, что такое тела, вещества, частицы, распознавать вещества (твёрдые, жидкие, газообразные). Личностные УУД: иметь мотивацию к учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, осуществление сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Метапредметные: регулятивные УУД: умение определять учебную задачу и стараться её выполнить, высказывать свои предположения; коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, готовность слушать собеседника, умение излагать свою точку зрения, умение работать в паре; познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; проводить исследования по инструкции, формулировать выводы. |
Образовательные ресурсы |
|
Оборудование | Мультимедийная доска, проектор, ноутбук. Стакан с чистой водой, стакан с молоком, флакон духов, 2 чайные ложки, соль; листы юного исследователя, «Окружающий мир» 3класс А.А.Плешаков. |
Ход урока.
Этапы урока. | Деятельность учителя и учащихся |
I. Мотивация к учебной деятельности. | Слайд 2. Прозвенел звонок, и в срок начинается урок. Сегодня здесь закон простой – учись и думай головой. А если знаешь, не зевай, скорее руку поднимай. Не получилось- не беда, друзья помогут нам всегда! Слайд 3. Продолжаем работу в исследовательской лаборатории «Кладовая солнца». Вспомним наш девиз: «Мозг хорошо устроенный стоит дороже, чем мозг хорошо наполненный» М. Монтень. |
II. Актуализация знаний. | Слайд 4. Тест. Вставьте в высказывания пропущенные слова:
углекислого газа. Подчеркни названия тел зелёной ручкой, веществ- красной: подкова, стакан, железо, кирпич, сахар, арбуз, соль, крахмал, камень. |
III. Постановка учебной проблемы. | Слайд 5. Французский писатель, автор книги «Маленький принц» Антуан де Сент Экзюпери так сказал об этом веществе: « У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!» Чтобы определить о каком веществе идёт речь, предлагаю отгадать несколько загадок: Слайд 6.
Слайд 7.
Слайд 8.
Слайд 9.
Мост невиданной красы. Ни потрогать, ни забраться, Можно только любоваться. (Радуга)
Что общего имеют отгадки? Ответы учащихся. Вывод: все отгадки называют тела, состоящие из общего вещества- воды. |
IV. Открытие учащимися нового знания. Самостоятельная работа. Проверка работы. | Итак, где встречается вода в природе? Ответы учеников: Океаны, моря, озёра, реки, болота, родники, пруды, облака, туманы, роса, дождь, ледники и т.д. Вы ,конечно, много слышали о воде. Какая она бывает? Ответы учеников: Питьевая, минеральная, святая, солёная, пресная, грязная, чистая, холодная, горячая, кристальная и т.д. Практическая работа «Свойства воды». - Вода нам хорошо знакома. Она такая привычная, повседневная. Что может быть более простым и ясным? И всё же, что такое вода? - Вода – это вещество. Как и любое вещество, она обладает свойствами. Сейчас мы их узнаем. А помогут нам опыты. Результаты оформим в карте исследований. Слайд 10. Опыт 1. Возьмём стеклянную форму. Нальём воду. Что наблюдаем? (Вода приняла форму того сосуда, в который попала). Вывод. Вода не имеет своей формы, а принимает форму того сосуда, в который налита. Опыт 2. Нальём немного воды на блюдце. Что заметили? ( Вода растекается). Наклоним… Перельём воду. Вывод. Вода течёт. Слайд 11. Опыт 3. Возьмём флакон духов и стакан с водой. Сравним их по запаху. Пахнет ли вода? Вывод. Вода ничем не пахнет. Опыт 4. Попробуем воду на вкус. Что можно сказать о вкусе воды? Вывод. Совершенно чистая вода не имеет вкуса. Слайд 12. Опыт 5. Возьмём стакан молока и стакан воды. Сравним их по цвету. Вывод. Вода не имеет цвета. (Только в больших слоях имеет голубоватый оттенок). Опыт 6. Опустим чайную ложку в стакан с водой и с молоком. Что можно сказать о прозрачности воды? Вывод. Вода прозрачна. - И всё же вода не всегда бывает прозрачной. Почему? (Загрязнена). Слайд 13. Опыт 7. В стакан с водой положим ложечку соли и размешаем. Попробуем воду на вкус. Вывод. Вода – растворитель. Слайд 14. Опыт 8. Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается. Вывод: при нагревании вода расширяется. Опыт 9. Ту же колбу опустим в холодную воду. Мы увидим, что вода в трубке опускается. Вывод: при нагревании вода сжимается. Слайд 15. Работа в парах по картам исследования. Выводы делают учащиеся. Карта исследований.
Опыт 1. __________________________________ Опыт 2. __________________________________ Опыт 3___________________________________ Опыт 4.__________________________________ Опыт 5. __________________________________ Опыт 6. __________________________________ Опыт 7. __________________________________ Опыт 8. __________________________________ Опыт 9. __________________________________ Слайд 16. |
V. Закрепление изученного материала. | Работа с учебником с.52-53 |
Динамическая пауза. | К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре! Вот как славно освежились! А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно: Вместе - раз. Это - брасс. Одной, другой - это кроль. Вышли на берег крутой И отправились домой. |
Ребята , давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на нём обозначена суша и каким вода? Суша обозначена зелёным, коричневым и жёлтым цветом, вода голубым и синим. Какого цвета больше? Больше голубого и синего. Чего же больше на нашей планете- суши или воды? Воды больше, чем суши. Слайд 17. Вода занимает ¾ планеты, а суша лишь ¼. Какая вода встречается на нашей планете? Солёная и пресная. Какая вода пригодна для питья? Пресная. Какой воды больше? Солёной. Слайд 18. На Земле много воды. Ею заполнены моря и океаны. Но она солёная. Человеку нужна пресная вода, которой не так уж много. На каждые 100 литров солёной воды приходится 2 литра пресной. В каких водоёмах вода солёная ? В океанах и морях. Слайд 19. А пресная? Пресная вода в реках, озёрах, болотах, прудах, родниках. Вывод: пресной воды мало и её надо беречь. Слайд 20. Есть ли в нашем районе водоёмы с солёной водой? Нет. Только пресные водоёмы. Какие пресные водоёмы есть в Ефремовской районе? Реки, пруды, родники. Слайд 21, Слайд 22, Слайд 23, Слайд 24. Почему Антуан де Сент Экзюпери сказал о воде: «Ты – сама жизнь »? Ответы учеников: Кому же нужна вода? Слайд 25. Вода нужна человеку, растениям и животным. Слайд 26. Какая вода нужна всему живому? Пресная и чистая. Слайд 27. Выскажи своё мнение об увиденном. Ответы учащихся. Почему погибли эти животные? Ответы учащихся. Кто виноват в их гибели. Ответы учащихся. Как происходит загрязнение водоёмов? Ответы учащихся. Слайд 28. Посмотрите, какая у нас красивая река. И название ей подстать- Красивая Меча. Кто из вас бывал на Красивой Мече? Что видели? Ответы учащихся. А такую картину видели? Слайд 29. Прокомментируйте фотографию. Ответы учащихся. К сожалению, люди часто оставляют после себя на берегу мусор, не задумываясь о том, что он попадёт в воду и станет причиной загрязнения водоёма. Что же делать? Ответы учащихся: забирать мусор с собой. Не мыть машины у реки. Слайд 30. Во все времена люди чтили и берегли воду. Вот несколько народных пословиц о воде. Слайд 31. Вода – мать полей, а без матери не проживёшь. ( Китайская пословица) Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец. (Английская пословица) Капля за каплей образует озеро, а перестанет капать – образуется пустыня.( Узбекская пословица) | |
VI. Домашнее задание | На следующем уроке мы продолжим наши исследования, но вы к ним должны хорошенько подготовиться. Все прочитаете статью в учебнике на стр. 51-54 и выполните задания в рабочей тетради по теме «Вода». Далее разделимся на группы. ( на карточках с инструктажем ) Задание 1 группе. У всех дома есть счётчики учёта воды? Проследить, какое количество воды тратит ваша семья за день. Записать показания счётчика сегодня в 19 часов, завтра в 19 часов, послезавтра в 19 часов. Задание 2 группе. Записать , как ваша семья в течение дня использует воду. Задание 3 группе. Придумайте и нарисуйте условные знаки правил отдыха на водоёмах. |
VII. Рефлексия | «МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ» М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил? Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг? С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение? У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? Б! (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? |
Слайд 32. Человек, запомни навсегда! Символ жизни на Земле – вода! Экономь её и береги- Мы ведь на планете не одни! В.А.Андреев |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Обобщающий урок по теме: "Вода. Охрана воды"
Разработка открытого урока по предмету "Познание мира" на тему "Вода. Охрана воды." в 4 классе. На уроке применила методы и приёмы развития критического мышления....
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
Исследовательский проект "Вода. Свойства воды. Охрана вод" для урока окружающий мир 3 класс
Исследовательский проект "Вода. Свойства воды. Охрана вод" для урока окружающий мир 3 класс представлен в виде учебной презентации, которая может быть использована при изучении темы "Тела. Вещества. Ч...
Презентация к уроку- исследования "Вода. Свойства воды. Охрана вод"
Презентация к уроку - исследования по ФГОС нового поколения "Вода.Свойства воды. Охрана вод" по окружающему миру 3 класс по программе А.А.Плешакова содержит практическую работу по изучению свойств вод...
Презентация к уроку - исследования по ФГОС нового поколения "Вода.Свойства воды. Охрана вод" по окружающему миру 3 класс по программе А.А.Плешакова.
Презентация к уроку - исследования по ФГОС нового поколения "Вода.Свойства воды. Охрана вод" по окружающему миру 3 класс по программе А.А.Плешакова содержит практическую работу по изучению свойств вод...
План-конспект урока по физкультуре (1 класс) на тему: Конспект образовательного урока по физической культуре. Технологическая карта урока
Предмет физическая культура Класс...