Конспект занятия по курсу «Я - исследователь» Тема: «Коллективная игра-исследование «Безопасный вес портфеля»
методическая разработка (1 класс)

Серикова Ольга Сергеевна

Конспект занятия по курсу «Я - исследователь» по теме: «Коллективная игра-исследование «Безопасный вес портфеля»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_kursu_ya-issledovatel.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по курсу «Я - исследователь»

Тема: «Коллективная игра-исследование «Безопасный вес портфеля»,

1 класс

Цель: создать условия для формирования и развития исследовательских навыков на примере коллективной игры  

Задачи:

  1. Научить осуществлять поиск информации в разных источниках для выполнения учебной задачи.
  2. Учить работать в группах, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
  3. Развивать коммуникативные и познавательные навыки учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания

Формируемые УУД:

Личностные: формировать умение планировать свою деятельность; развитие творческого мышления.

Метапредметные:

Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками, выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло.

Регулятивные: оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других, рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "что нового узнал?»

Познавательные: анализировать содержание, находить необходимую информацию и выделять главное, самостоятельно проводить поисковую работу.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, ноутбук, энциклопедии, карточки с играми русского народа, мяч, анкеты, диктофон

Ход занятия

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

     Здравствуйте, юные исследователи! Нас ждёт увлекательная игра

2. Актуализация опорных знаний

Правильная осанка играет большую роль в здоровье человека. Плакат «Сиди правильно», который учитель демонстрирует детям на каждом уроке, показывает правильную позу ученика за партой во время чтения и письма. Физкультминутки в течение урока дают детям возможность поменять статическую позу ученика, расслабиться.

     Но ещё одним из главнейших факторов, влияющих на здоровье человека, на его правильную осанку является правильный или, как мы его назвали, «безопасный» вес портфеля. Поэтому итогом нашей исследовательской работы станет плакат, в котором призовём учащихся следить за весом своего портфеля.

     Этот плакат мы разместим около ученического гардероба (раздевалки), чтобы каждый мог мгновенно прикинуть «безопасный» вес своего портфеля. А также мы сделаем фотографии о нашем исследовании, которые разместим на сайте нашего класса http://www.zankovklass.narod2.ru. 

4. Определение цели и задач занятия (дети называют объект и предмет исследования, выдвигают гипотезы, цели и задачи с помощью учителя)

Объект исследования: ученики 1 б класса, их осанка как основа здоровья

Предмет исследования: портфели учащихся 1б класса

Цель исследования: выяснить - безопасен ли для здоровья вес моего портфеля и вес портфелей моих одноклассников

Гипотеза исследования: «Если правильно подобрать вес своего портфеля (соответствующий гигиеническим нормам), то его ношение не повредит моей осанке и моему здоровью»

Задачи:

  1. проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования;
  2. проанализировать данные о состоянии здоровья позвоночника 1 б класса, проконсультировавшись у школьного фельдшера;
  3. изучить (с помощью учителя) «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в частности весовые нормы;
  4. провести взвешивание (с последующим анализом) учебников, школьных принадлежностей и самого портфеля;
  5. доказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью;
  6. предложить свои способы решения проблемы.

4. Работа над темой занятия (дети с помощью учителя вспоминают методы исследования, исследовательские умения и навыки)

Методы исследования: опрос, наблюдение, беседа, интервью, сбор информации из книг, Интернета, других источников, эксперимент, фотографирование, работа с медицинскими документами.

Исследовательские умения и навыки: умение видеть проблему, умение задавать вопросы, умение выдвигать гипотезы, умение и навыки наблюдения, умение классифицировать, делать выводы и умозаключения, умение доказывать и защищать свои идеи.

Исследование

Учитель знакомит с состоянием опорно-двигательной системы учащихся 1б класса на 1.09.2019 год.

Вывод: Состояние опорно-двигательной системы у одноклассников хорошее.                              

   Изучение научно-популярной литературы по вопросу эксперимента

     Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки влияют хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая по росту мебель, неудобная обувь и одежда. В группу риска входят близорукие, быстрорастущие и дети с частыми болями в животе. Осанку школьникам также портят тяжёлые ранцы, особенно портфели, так как регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю оставшуюся жизнь.

     Учёные провели эксперимент и сделали выводы. Чем тяжелее портфель, тем больше ощущается боль в спине. Начиная с 20% от веса тела ребёнка давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт. Ст., а на правое – 110 мм рт. Ст. Это в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме. А средний вес ранца школьника обычно составляет 22% от веса тела. Перекос правого плеча ведёт ещё и к нарушениям осанки. Учёные установили: правильный портфель весит пустым 300-500г; правильный вес ранца с принадлежностями вычисляется по формуле:

Вес ученика  · 10  : 100 (меньше 10% от веса ученика)

Сокращённая формула: раздели свой вес на 10 и получи «безопасный» вес портфеля.

      «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования»

Вес учебного издания для возрастной группы 1-4 классы не должен превышать 300г.

5. Физминутка

Проведение эксперимента

Результаты проведённого взвешивания портфелей и детей заносятся в таблицу, анализируются и дети дают друг другу советы:

                     ФИО

Вес тела.

кг

Вес

пустого

ранца,

кг

Правильный

вес ранца

для этого ученика, кг

Реальный вес ранца,

кг

Выводы

1

Беляева Ангелина

25,2

2,500

4,500

уменьшить вес на 2 кг

2

Аулов Кирилл

25

2,500

2,200

норма

3

Бочарникова Мария

23

0,300

2,300

3,000

уменьшить вес на 700г

4

Анисимов Егор

21

2,100

1,200

норма

5

Бережной Никита  

22

2,200

3,500

уменьшить   на 1,300кг

6

Егорченкова Любовь

27

2,700

1,800

норма

7

Никитина Мария

22

2,200

2,300

уменьшить вес на 100г

8

Несмеянова Софья

34,5

3,450

3,000

норма

9

Юрченко Алексей

19

1,900

1,800

норма

10

Грициенко Никита

29,5

2,950

2,700

норма

Выводы:

Вес «правильного» ранца соответствует реальному весу: у 18 чел. 

Вес «правильного» ранца не соответствует реальному весу: у 7чел.

Вес пустого ранца соответствует норме (300-500 г) : у 25 чел.  

Вес пустого ранца не соответствует гигиеническим нормам: нет

     Победители – легковесы: Юрченко Алексей и Анисимов Егор – реальный вес портфеля – 1 кг 200г

     4м ученикам необходимо уменьшить вес портфеля на рекомендованное количество граммов за счёт удаления лишних ненужных вещей (например, фломастеры, игрушки, книги для чтения). Также рекомендовано всем учащимся хранить некоторые школьные принадлежности (папки для уроков технологии, пластилин, краски, цветную бумагу, тяжёлые книги для дополнительного чтения) в классе в специально отведённом месте.

     Назначить через месяц контрольное взвешивание. Предоставить детям взвешивать свой портфель по желанию (приобрести в класс напольные весы и безмен) и определять «безопасный» вес своего портфеля по плакату.

Выводы по исследовательской работе:                                       

1) Собирай портфель правильно: клади в него только школьные принадлежности.

2) Проверяй портфель ежедневно: бери учебники и тетради по расписанию уроков.

3) Помни: «правильный» портфель  весит пустым 300 -500 граммов!

4) Раздели свой вес на 10 и получи безопасный вес своего портфеля.

Например, ты весишь 25кг, значит, «безопасный» вес твоего портфеля 2,5кг

5) повесить такую памятку на раздевалку учащихся (приложение 1, 3)

 6. Рефлексия. Подведение итогов урока

 Прикрепите магнитик к карточке с названием исследовательского действия, которое больше всего вам сегодня понравилось (выдвижение гипотез, постановка целей и задач, поиск информации, эксперименты, делать выводы)

- А чему бы вы хотели научиться? (ответ по желанию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект учебного занятия по курсу "Я-исследователь"

Младший школьный возраст-благоприятный период для вовлечения учащихся в учебно - исследовательскую деятельность. Ученики начальной школы любознательны, стремятся к активной деятельности. Дети в э...

Упражнения по методике проведения самостоятельных исследований (коллективная игра-исследование).

Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование универсальных учебных действий....

Занятие по внеурочной деятельности по программе "Юный исследователь" 2 класс. Игра-исследование "Конструирование детского кафе".

Это занятие по основам проектной деятельности. Конспект занятия, технологическая карта, слайды и приложения....

Занятие по курсу "Юный исследователь" , тема: "Как ухаживать за аквариумными рыбками?"

Данное занятие проводилось в рамках реализации учебного проекта "Аквариумные рыбки". Разработано для учащихся 1 класса. которые получили только самые первые навыки учебного исследования. Применяется и...

Коллективная игра-исследование "Путешествие по научным лабораториям".

В документы приведен пример внеурочного занятия по исследовательской деятельности в игровой форме и использованы разные формы работы на уроке: коллективная, групповая, индивидуальная....

конспект занятия по внеурочной деятельности кружка "Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ" НА ТЕМУ "ТЕМА: УПРАЖНЕНИЯ ПО МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ( коллективная игра-исследование)."(1 КЛАСС)

конспект занятия по внеурочной деятельности кружка "Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ" НА ТЕМУ "ТЕМА: УПРАЖНЕНИЯ ПО МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ   САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ  ИССЛЕДОВАНИЙ( коллективная игра...

Конспект занятия по курсу "Социокультурные истоки". Тема "Образ защитника Отечества" 1 класс

Конспект занятия по курсу "Социокультурные истоки" Тема занятия: "Образ защитника Отечества" 1 класс....