Занятие по курсу "Юный исследователь" , тема: "Как ухаживать за аквариумными рыбками?"
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) на тему

Черноперова Марина Геннадьевна

Данное занятие проводилось в рамках реализации учебного проекта "Аквариумные рыбки". Разработано для учащихся 1 класса. которые получили только самые первые навыки учебного исследования. Применяется исследовательский метод. Технологии: учебное сотрудничество, информационные технологии, элементы проектного обучения. Занятие полностью соответствует требованиям новых ФГОСОв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_-_issledovatel.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Спецкурс для учащихся 1 класса

«Я – исследователь».

/уч. Чернопёрова М.Г./

Занятие № 4.

Тема: «Как ухаживать за рыбками?»

Цель: Формирование исследовательских умений;

Задачи:

  • Научить  подбирать и использовать методы исследования;
  • Учить планированию своей деятельности;
  • Развивать коммуникативные умения, навыки сотрудничества;
  • Формировать умение работать с разными источниками;

Ход занятия.

1 этап. Введение в проблему.

Учитель: Ребята, я вас пригласила на экстренное заседание, так как возникла такая ситуация. Вы знаете, что в нашем классе есть «живой уголок», в котором целый подводный мир. Пятиклассники, которые ухаживали за аквариумом,  передают эстафету вам. Сейчас каникулы и необходимо накормить жителей аквариума, проверить всё ли у них в порядке, как это сделать?

2 этап. Мозговой штурм.

Ответы детей. (в руки даётся мячик, дети по кругу высказывают свои предположения, передавая мячик)

  • Можно позвонить ребятам из 5го класса и спросить, как они это делали;
  • Вы нам расскажите, как ухаживать;
  • А можно самим почитать и найти в книгах;
  • Можно сходить в кабинет биологии, я там видел аквариум, и спросить учителя;
  • Я приглашу своего папу, он вам расскажет, он всё знает;
  • Давайте сначала сами понаблюдаем за рыбками, я знаю, что надо включить свет им.

     3 этап. Обсуждение.

Учитель: посмотрите, я вынесла все ваши предложения на доску, давайте обсудим их. ( Ребята пришли к выводу, что интереснее самим научиться ухаживать за аквариумом, но помощь специалистов им необходима)

Итак, какие, на ваш взгляд проблемы мы можем сегодня обсудить и решить?

Дети: Как накормить рыб? Как ухаживать за аквариумом?

Учитель: Какие, на ваш взгляд, методы исследования нам сегодня помогут решить эти проблемы?

  1. подумать самим;
  2. понаблюдать;
  3. книги;
  4. спросить у специалиста; можно записать интервью в магазине, где продают рыбок.

4 этап. Планирование деятельности.

Учитель: Итак, какими методами можно воспользоваться сначала?

(возникли разные варианты), остановились на том, что лучше сначала понаблюдать.

Учитель: Что будем делать потом?

Дети:

  • расскажем друг другу, что увидели;
  • обсудим, на какие вопросы сможем ответить сами;
  • найдём ответы в книгах или обратимся к специалистам
  • подведём итоги, сделаем выводы

5 этап. Наблюдение.

Дети уселись вокруг аквариума с блокнотами и карандашами, чтобы делать пометки и записывать вопросы, которые возникают во время наблюдения.

Далее дети возвращаются на коврик и по кругу рассказывают, какие вопросы у них возникли, что они увидели любопытного.

6 этап. Обобщение.

Дети:

  • надо выяснить, чем кормить?
  • Зачем нужен свет?
  • Какая должна быть вода?
  • Зачем фильтр?
  • Какая должна быть температура воды, я заметил водный термометр.
  • Зачем нужен обогреватель? Как он работает? Когда им пользуются?

Учитель: (записывает на доске ключевые слова и вывешивает схематические знаки)

Покормить              свет           вода                   фильтр            температура  обогреватель

(корм в баночке)    (лампа)   (сосуд с водой)     (пузырики)   (термометр)     (огонь)

Далее возможны два варианта занятия:

Первый: разбить детей на микрогруппы по проблемам, обговорив методы. Каждая группа будет изучать свою проблему, затем на общем сборе обсуждаются полученные результаты.

Второй: ребята всей группой последовательно решают одну проблему за другой, обсуждают методы и результаты. В данном случае эта работа растягивается на два занятия.

Наши ребята выбрали второй вариант.

7 этап. Практическая работа.

На этом занятии мы успели провести эксперимент.

Сначала учитель попросил ребят предположить, какая может быть температура воды в аквариуме. Ответы были разные: +15, +10, +20, +25.

Затем, мы выяснили, где можно узнать точно об этом, так как мнения разделились. Одни ребята нашли ответ в книге, другая группа уходила к учителю биологии и узнавала его мнение.

Учитель акцентировал внимание детей на том, какой информации можно доверять больше.

Потом, ребята проверили на опыте, рассмотрев термометр, узнав, как по нему определить температуру воды, они измерили температуру в аквариуме. Оказалось, что обогреватель не нужен. Однако ребята узнали из книг, что для разных рыбок нужна разная температура воды.

Интересно решалась микропроблема, связанная с кормлением рыб. Было множество гипотез о том, чем их можно кормить. Решение строилось по такому же плану, а именно:

  • Выдвижение гипотезы;
  • Изучение проблемы;
  • Обобщение, вывод.

В конце этого занятия ребята покормили рыбок,  остальные вопросы были рассмотрены на следующем занятии.

8 этап. Итог занятия,  прогноз на следующее занятие.

Учитель:

Итак, наше занятие подошло к концу, какие проблемы нам удалось решить?

Какими методами мы пользовались? Каким методам можно доверять больше?

Что, на ваш взгляд, удалось больше? Почему? Какие были трудности? Почему?

Что запомнилось больше всего?

Какие проблемы остались нерешёнными? (Дети по схематичным значкам озвучивают оставшиеся вопросы)

Спасибо всем за интересную работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по дополнительной образовательной программе "Я-исследователь" Тема: "Что такое эксперимент?"

Конспект занятия по подпрограмме "Тренинг".  Подпрограмма "Тренинг"  направлена на развитие исследовательских способностей учащихся. В ходе занятий дети овладевают специальными знаниями, уме...

Занятие кружка "Я - исследователь" по теме "Почему болят зубы"

Занятие по внеурочной деятельности  с использованием   методики исследовательской деятельности А. И.Савенкова....

3 класс Внеурочное занятие «Я – исследователь» Тема: Искусство задавать вопросы и отвечать на них .

Тема:  Искусство задавать вопросы и  отвечать на них»Цель:   Учиться задавать вопрос  различной сложности . Практическое занятие по тренировке умений задавать вопросы.Задачи:П...

Занятие кружка "Я - исследователь" по теме:"Учимся сравнивать: какая шерсть у зверей"

То, что во главу угла в новых федеральных стандартах ставится умение ребенка добывать самостоятельно информацию и использовать ее на практике, известно всем. Как этого добиться? Исследовательская твор...

Внеурочное занятие кружка «Я – исследователь» Тема: Школа-мой дом

Внеурочное занятие кружка по теме : Школа-мой дом", на котором дети учились кратко передавать содержание исследовательской работы, правильно задавать вопросы по содержанию и отвечать на них, разрабаты...

Внеурочое занятие по программе "Я исследователь". Тема: "Зависимость громкости звука от расстояния"

Ты задумывался когда-нибудь, почему находясь у классной доски, ты хорошо слышишь своих товарищей за первыми столами и едва различаешь своих друзей, сидящих за столами в конце класса? Поможет ответить ...

Внеурочное занятие по курсу "Мои друзья " на тему: "Как ухаживать за домашними питомцами"

Внеурочное занятие на тему:  "Как ухаживать за домашними питомцами"...