Конспект учебного занятия по курсу "Я-исследователь"
план-конспект урока (1 класс) по теме

Агапова Надежда Александровна

Младший школьный возраст-благоприятный период для вовлечения учащихся в учебно - исследовательскую деятельность. Ученики начальной школы любознательны, стремятся к активной деятельности. Дети в этом возрасте с удовольствием фантазируют, эксперементируют, делают маленькие открытия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл achinskaya_sanatornaya_shkola_zanyatie_-issledovanie.docx53.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по курсу «Я - исследователь»

Класс: 1

Тема: «Овощи и фрукты - полезные продукты?»

Уровень занятия (самостоятельность учащихся, проявленная в исследовательской деятельности): начальный (1 уровень)- обучение исследованию

Возрастная группа:1 класс

Формы обучения: индивидуальная, групповая

Цели деятельности учителя: 

  • систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах;
  • учить соблюдать правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.

Деятельность учителя:

  • сообщает тему и цель исследования;
  • даёт готовый алгоритм исследовательской работы;
  • использует термины: проблема, гипотеза, вывод;
  • формулирует проблему;
  • учит строить предположения;
  • формирует первоначальные представления о деятельности исследователя;
  • развивает навык чтения, пополняет знания о значении слов (лексическая работа);

Цель деятельности  детей: Будем учиться наблюдать и анализировать увиденное; сравнивать; задавать вопросы и находить ответы; строить предположения,  быть «умелыми» читателями; вслушиваться в высказывание и находить в нём главную мысль

Планируемые результаты:   

Личностные: интерес к исследовательской деятельности 

Метапредметные

Регулятивные:

  • принятие цели  учебной задачи и с помощью учителя;
  • способность анализировать ситуацию с точки зрения наблюдения;
  •  умение формулировать итоговый результат;

Познавательные:

  • умение выбирать  основания  и  критерии для сравнения;
  • умение классифицировать  объекты по предложенным основаниям;
  • умение вырабатывать гипотезы;
  • использование необходимой информации для выполнения задания;

Коммуникативные:

  • преодоление эгоцентризма в межличностных отношениях;
  • понимание возможности различных позиций и точек зрения;
  • ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;

Предметные: 

  • расширение представлений о понятии «исследование», кругозора и речи учащихся;
  • знакомство с объектом, предметом, планом исследования;
  • знание и применение известных методов исследования в ходе изучения доступных объектов;
  • способность различать полезные и непригодные для употребления в пищу овощи и фрукты

Деятельность учащихся:

  • задаёт вопросы;
  • отвечает на поставленные вопросы;
  • следует предложенному алгоритму работы;
  • использует предложенную информацию;
  • наблюдает;
  • учится сравнивать;
  • учится делать выводы;
  • учится работать со справочными источниками

Методы исследования: наблюдение, эксперимент, опыт, получение сведений  в сети Интернет, работа с текстом, работа со словарём

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся в условиях внеурочного занятия осуществлялось через:

  • создание творческой положительно-эмоциональной атмосферы, обеспечение доброжелательного настроя  на предстоящую деятельность;
  • использование приёмов, сохраняющих интерес детей к учебному материалу (словесная и наглядная информация)
  • инициацию  разнообразных видов деятельности (обучение в содружестве,  работа в  группе, индивидуальная работа, учебный диалог, совместный поиск ответов на вопросы, обращение к жизненному опыту, прогнозирование, участие в проведении опытов, эксперементов);
  •  предупреждение гиподинамии (физминутка, использование ковриков для профилактики плоскостопия, наблюдение за посадкой детей);
  • профилактику близорукости, снятие зрительного напряжения;
  • ароматерапию;
  • соблюдение требований к состоянию учебного помещения (освещённость, воздушно – тепловой режим)

Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми представленного материала, способствовало взаимосвязи всех этапов урока:

Оборудование:

  • овощи и фрукты,
  • интерактивная доска,
  • мультимедийный  проектор,
  • цифровой микроскоп,
  • лупа
  • электронные весы,
  • кантарик,
  • толковый словарь русского языка
  • печатные материалы
  •  бытовые весы,
  • посуда для опытов и экспериментов,
  • мандариновое масло

Ход занятия:

Слайд 1 Почемучка с различными приборами: весами, микроскопом. Посередине название курса « Я – исследователь»

I. Организационный момент.

           -Прозвенел опять звонок, начинается урок.

            Любознательные дети знать хотят про всё на свете

-Как вы думаете, зачем на ваши столы я поставила тарелочки с мандаринами?

-Что мы обнаружили  при выдавливании кожуры мандарина над листом бумаги?

Слайд 2 Демонстрация среза мандариновой кожуры с применением  цифрового микроскопа(фото с предыдущего занятия)

 -Где находятся эфирные масла, которые дают свойственный мандарину запах?

 -Какими свойствами обладает мандариновое масло?

 -Пусть настроение на нашем занятии  будет замечательным и усталость к нам не придёт. Пользоваться маслами нужно обязательно с разрешения врача, чтобы избежать аллергии. 

Слайд 3 Почемучка с объектом исследования

Учитель:

 -Посмотрите, ребята, почемучка снова пришёл в наш класс не с пустыми руками!

 -Что он нам принёс? Назовите объекты  нашего исследования.

Настрой на предстоящую деятельность

 -Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – четыре группы молодых учёных. В каждой есть мой помощник – лаборант. Чтобы ответить сегодня на все вопросы, нам предстоит быть настоящими исследователями.

-Кто такие  исследователи? Какое объяснение даёт нам толковый словарь?    Работа со словарём. (Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями.)

-Исследование - открытие, изучение  чего-то нового, поиск истины, неизвестного; один из видов познавательной деятельности человека.

-Мы тоже можем назвать себя исследователями

-Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

Слайд 4 Правила работы в группе

-Повторим правила работы в группе.

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Говори только по делу.

5. Работайте дружно, помогайте друг другу.

II. Сообщение о предстоящей  деятельности:

- Ознакомьтесь, чем мы будем заниматься и чему учиться на занятии.

Слайд 5 Сегодня на занятии будем учиться  наблюдать и анализировать увиденное; сравнивать; задавать вопросы и находить ответы; строить предположения,  быть «умелыми» читателями; вслушиваться в высказывание и находить в нём главную мысль

III. Актуализация знаний.

-Давайте вспомним,  что мы узнали с вами нового и интересного на наших предыдущих занятиях.

Посмотрите на экран и скажите кто перед вами?

Слайд 6 Видео: выступление детей «витаминов»

-Кто это?

Слайд 7 - Для чего нашему организму нужен витамин В?

      - Как влияет на здоровье витамин С?

      - Какой  витамин называют витамином красоты?

- Вы хорошо знаете овощи и фрукты?

-Что перепутал художник?

Слайд 8 Картинки «Необычные фрукты и овощи»

ЗАДАНИЕ 1 Вам  предлагаются овощи и фрукты, Разложите их на 3группы: с наибольшим содержанием витамина  А,  В,  С.  

Работа по группам

-Проверьте, используя данные таблицы, правильно вы распределили фрукты и овощи.

Слайд 9 Таблица «Наибольшее содержание  витаминов в различных овощах и фруктах».

Витамин  А

Витамин  В

Витамин С

морковь

помидор

репка

абрикосы

банан

свекла

картофель

капуста

мандарины

груши

яблоки

-Лаборанты доложат всем присутствующим какие овощи и фрукты вы положили  на  тарелки  к витамину А, к В и к С и были ли ошибки при выполнении задания

           Выступление лаборантов.

-Оказывается, по научным данным, детям вашего возраста, то есть детям 6-7 лет, в день необходимо съедать 500 граммов разных овощей и фруктов.

Сколько это 500 граммов? Много или мало?

-С какими видами весов мы познакомились на прошлом занятии?

Демонстрация электронных весов

Ровно 500 граммов не получится. Будет или больше, или меньше. Что лучше? Конечно, больше.

Демонстрация набора фруктов и овощей


- Кто из вас смог найти объяснение эксперименту, который мы провели на прошлом занятии?

Демонстрация эксперимента: В кастрюлю с водой опускаются очищенный мандарин и мандарин в кожуре. Мандарин в кожуре плавает, а очищенный утонул. Почему?

-Рассмотрите кожуру мандаринов, лежащих на ваших столах.

Воздух прячется в кожуре.

-Все предметы состоят из маленьких частичек.

Опыт с фасолью: В прозрачный стакан насыпаем фасоль. На стенке стакана фломастером делаем отметку – сколько фасоли в стакане. Аккуратно потряхиваем стакан, фасоль укладывается плотнее, по отметке делаем вывод, что места она занимает теперь меньше. Хотя мы не отбавляли ничего от ее количества.

  Если  частички расположены близко друг к другу, говорят, материал имеет большую плотность. Плотность  металла большая, он тонет. Если частички располагаются не плотно – маленькая плотность материала. Плотность дерева меньше, чем у воды, даже большое тяжелое бревно плавает.

Вывод: Если предмет имеет плотность больше, чем у воды – он тонет. Если плотность у предмета меньше. Чем у воды – он плавает.

Мандарину  не дает  утонуть рыхлая, неплотная кожура, в ней есть пузырьки воздуха. Они выталкивают мандарин  на поверхность воды. Если кожуру снять, он тонет, потому, что тяжелее воды, которую вытесняет.

Слайд  10

Интересные факты: Многолетние исследования английских ученых показали, что, употребляя в пищу овощи и фрукты разных цветов, можно избежать серьезных заболеваний - от инфаркта до слабоумия. В Онкологическом центре Великобритании завершили крупный проект «Европейские перспективные исследования рака». В течение 20 лет в нем приняли участие 500 тысяч человек. Согласно эксперименту, они регулярно употребляли в пищу овощи и фрукты разных цветов. Дело в том, что каждый цвет содержит свою группу питательных веществ. Получив положительный результаты, ученые пришли к выводу, что для профилактики серьезных заболеваний надо каждый день съедать пять плодов разного цвета.

-Где я получила данную информацию?

-Как вы  думаете, отчего зависит цвет овощей и фруктов?

-Давайте вспомним слова, которые вам помогут в этом. (Возможно, предположим,  допустим, что если)

Дети выдвигают свои гипотезы 

ЗАДАНИЕ 2  С помощью лупы рассмотрите и вспомните, из чего состоит мякоть зрелого помидора, яблока? 

- Это клетки – мельчайшие «кирпичики», из которых состоят тела всех живых организмов.

Слайд 11

         -Внутри клетки находятся многочисленные мелкие тельца - пластиды. При большом увеличении пластиды хорошо видны. В клетках разных органов растений число их различно.

Слайд 12

У цветковых растений пластиды бывают зеленые, желтые, или оранжевые и бесцветные. От цвета пластид и от красящих веществ, содержащихся в клеточном соке, зависит окраска тех или иных частей растений.

Демонстрация мякоти помидора с применением  цифрового  микроскопа  и  выводом  изображения на экран.

-Посмотрите у помидоров пластиды красного цвета.

 Демонстрация кожицы чешуи лука  с применением  цифрового микроскопа.

          - В клетках лука  пластиды бесцветные.

Демонстрация мякоти киви с применением  цифрового микроскопа.

-У киви они зелёного цвета

Слайд 13 ФИЗМИНУТКА (Снятие усталости, восстановление физических сил, повышение активности детей).

Слайд 14 Корзинка с фруктами

Выполнение упражнений в соответствии с текстом:

Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)

Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла, и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)

Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась (развести руки)

Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)

IV. Самоопределение к деятельности.

- Вы хотите узнать, какой овощ и фрукт будут сегодня  объектами исследования?

1. Задайте мне непрямые вопросы, и по моим ответам догадайтесь, что является  первым объектом исследования.      

Дети задают вопросы и делают вывод, что это – картофель

2. Сыграйте со мной в игру  «Опиши и назови» и определите второй объект

У меня есть вот такой красивый мешочек, в нём лежит фрукт. Кто хочет наощупь определить, что это за предмет?  Одно условие, прежде чем назвать, что у вас в руке надо описать этот предмет по форме, размеру. Если у него есть какие – то другие особенности о них надо будет тоже сказать.

После описания из мешочка достают яблоко.

V. Сообщение темы и целей 

-Предположите, что мы узнаем сегодня на занятии новое о картофеле, и яблоке, но перед тем как выдвинуть свои гипотезы  внимательно рассмотрите изображения на экране.

Слайд 15

-Каковы ваши предположения?

Слайд 16 План – вопросы

-Прочитайте тему занятия.

- Почему в конце стоит вопросительный знак?

           - Мы будем работать по плану. Сегодня нам предстоит ответить на следующие вопросы. 

Ситуация принятия учащимися учебной задачи: Предположите, зачем мы будем искать ответы на эти вопросы?

Слайд 17  Цель: будем учиться различать полезные и непригодные для употребления в пищу овощи и фрукты

VI. Открытие детьми нового знания

          - Хороший исследователь должен быть очень  внимательным, наблюдательным. Как вы понимаете, что значит наблюдать?

Дети высказывают своё мнение

Вывод.

- Наблюдение – это самый распространенный и доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук. Это источник получения разнообразных сведений о мире. Человек постоянно использует наблюдение в повседневной жизни. Ученые для наблюдения могут использовать различные приборы  и приспособления – телескопы, микроскопы, лупу.

Слайд 18 

Демонстрация приборов.

- Сейчас мы с вами тоже попробуем стать наблюдателями. Первый объект нашего исследования-картофель. 

ЗАДАНИЕ 3 

Слайд 19 Определение  отличительных признаков  картофеля, содержащего опасные   для здоровья человека вещества 

-Перед вами 2  тарелки с картофелем. На одной из них картофель, который хранился в тёмном помещении(1).На второй тарелке картофель долго пролежал на свету, и в нём появилось  опасное для здоровья вещество(2).

- Рассмотрите внимательно  клубни на обеих тарелках, сравните их.

-Что необычного вы заметили  во внешнем виде опасного картофеля?

Дети говорят о своих наблюдениях

-Какое первое открытие мы с вами сделали?

Дети высказывают своё мнение

На доску помещается 1 открытие: Ядовитый картофель меняет цвет - зеленеет

-Как вы думаете, мы первые узнали об этом или  это известный факт?

Дети высказывают свои предположения

 -На самом деле науке давно известно  о том, что на свету в картофеле появляются опасные для здоровья человека вещества.

-Как вы думаете, дети, важно знать об этом?

-Для науки  эта тема считается важной или актуальной.

 Слайд 20 Актуальная тема – важная, значимая

 Слайд 21

-Какую опасность для человека представляет долго пролежавший на солнце или проросший  картофель? Что за вещество в нём образуется, расскажет наш школьный детский врач Галина Николаевна. Изучаем мнение специалистов.

Выступление школьного врача:

Если клубни картофеля  длительное время находятся на солнце, они зеленеют. В них образуется опасный для здоровья человека яд – солонин. Солонин в основном накапливается в ботве и кожуре. Поэтому при чистке клубней основная масса солонина срезается.  Но, в любом случае,  если клубень зеленый  более чем на четверть – в пищу он не пригоден.

Признаки отравления солонином:

Солонин не разрушается ни при варке, ни при жарении картофеля. Поэтому при употреблении варёного или жареного зеленого картофеля возможно отравление. При этом  появляется тяжесть в желудке, тошнота, рвота. Дыхание становится тяжелым, пульс неравномерным. Чтобы помочь при сильном отравлении необходимо промывание желудка и слабительные клизмы. При легких формах отравления пьют холодный крепкий чай или кофе. Тяжёлое отравление соланином происходит, если сразу съесть килограмм позеленевшей картошки, прямо с кожурой.

-Какой вывод можно сделать из того, что мы услышали?

Дети высказывают своё мнение

- Вы замечательные исследователи.

На доску помещается 2 открытие: Позеленевший картофель нельзя употреблять в пищу

Слайд 16

-Вернёмся  к плану нашей деятельности. Следующий объект нашего исследования-яблоко.

-Прочитайте текст  «Какое вещество делает яблоко таким красивым?». После прочтения ответьте на вопросы к тексту. Лаборанты доложат о том, кто будет отвечать от имени группы.

Слайд 22

ЗАДАНИЕ 4

1.Прочитайте текст

Какое вещество делает яблоко таким красивым?

  Чтобы овощи и фрукты выглядели   привлекательно,  их покрывают специальным защитным веществом -  дифенилом. Оно позволяет фруктам оставаться долго блестящими, румяными, как будто их только сорвали.

Однако дифенил  вызывает развитие всевозможных опасных заболеваний.2.Ответьте  на вопросы:

          1.Каким  веществом покрывают яблоки?

2.Как выглядит  обработанное яблоко?

2.Чем опасно такое яблоко для человека?

   -Чья группа готова отвечать?

Лаборанты докладывают о том, кто будет отвечать от имени группы.

Дети отвечают на предложенные вопросы

-Какое открытие сделали?

На доску помещается 3 открытие: Не все румяные яблоки полезны для здоровья

ифенил - вещество, которое довольно часто мы… съедаем. Им обрабатывают цитрусовые, в частности апельсины, чтобы они не гнили. Дифенил не имеет цвета, запаха и вкуса, а потому люди не видят его и довольно часто не моют фрукты перед тем, как снять кожуру. Дифенил остается на пальцах, и мы его благополучно съедаем вместе с фруктом.

Демонстрация апельсинов (обычного и обработанного дифенилом) 

Слайд 16

-Следующий этап нашей деятельности - определение наличия  вредных  веществ на поверхности яблока?

Слайд 23

ЗАДАНИЕ 5

-Отличить обычное яблоко от дифенилового можно по липкой, скользкой, блестящей  кожуре. Рассмотрите яблоки, лежащие на тарелках, потрите рукой кожуру и определите какое из них обычное, а какое  обработано дифенилом.

Дети проводят исследование

-Определить правильный выбор вы сделали или нет, поможет эксперимент

Слайд 24 Эксперимент

-Положите в горячую воду яблоко, обработанное дифенилом. Понаблюдайте, что появилось на поверхности воды.

-Масляная плёнка говорит о том, что яблоко обработано опасным веществом.

- Чтобы на вашем столе присутствовала только полезная пища, нужно всего лишь быть внимательными и выбирать продукты не спеша.

Слайд 25 Сравни!

Вот несколько советов для сохранения своего здоровья:

  • чтобы в магазине определить яблоки на наличие обработки их дифенилом,  потрите рукой кожуру яблока – если она окажется маслянистой, фрукт подвергся обработке химикатом; 
  • если вы купили фрукты, которые были обработаны дифенилом – веществом, которое придает фрукту «молодой» вид и не смывается в воде, обязательно вымойте их с мылом и срезайте кожуру;
  • для придания блеска сухофрукты могут быть обработаны дешевыми растительными маслами или другими опасными веществами.

Демонстрация обычного изюма и  обработанного диоксидом серы

  • в летнее время обращайте внимание, если осы кружат и садятся на фрукты, значит, есть их можно.

Слайд 26

  • тщательно мойте овощи, фрукты (лучше обдавать кипятком); не допускайте, чтобы на еду садились мухи.

-Посмотрите на экран и ответьте почему?

Демонстрация с применением  цифрового микроскопа лапки мухи.

- На теле, на лапках, в кишечнике мухи содержатся возбудители острых кишечных инфекций.

VII. Подведение итогов, рефлексия

Подведём итог нашего занятия «Овощи и фрукты – полезные продукты?».

Слайд 27  Какие открытия вы сделали на занятии?

-Какое задание  было самым интересным?

-Продолжите фразу

Слайд 28 

-Что будет объектом исследования на следующем занятии?

  Слайд 29

Задание: подобрать в книгах, журналах материал, обратиться к родителям за советом в поиске информации о выбранном классом объекте для наблюдения, исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект учебного занятия Урок русского языка по теме "Работа по картине А.Рылова "Полевая рябинка"

Учитель: Вавшко Галина Михайловна Предмет: Русский язык Класс: 2 Тема: «Работа с картиной» Цели урока: Содержательная: познакомить с понятием «тема» и «главное переживание» картины;  учить д...

Конспект учебного занятия по математике в начальной школе.

Конспект учебного занятия по математике в начальной школе. .Класс: 1Тема учебного занятия: Счёт в пределах 10.Продолжительность учебного занятия: 30 мин.Тип учебного занятия: урок зак...

Конспект учебного занятия по математике в 3 классе на тему: «Закрепление изученного материала. Пути познания»

Тема урока: Закрепление изученного материала. Пути познания.Задачи: создать условия для обобщения и систематизирования знаний учащихся по теме «Умножение и деление двузначных чисел»; совершенств...

Конспект учебного занятия по литературному чтению в 3 классе на тему: «В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»

Тема: В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»Цель: познакомить детей со сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».Задачи: научить отличать народную сказку от авторской; учить давать характер...

Конспект учебного занятия с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) по математике

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) учебного занятия:- ввести число и цифру 5,-разобрать состав числа 5,- научить правильно писать цифру 5;-решать задачи и примеры;- излагать  мыс...

План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству. Тема «Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья»

Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству для 3 класса по теме «Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья»....

Конспект учебного занятия с использованием ЦОР. Тема учебного занятия: Имя существительное.

Конспект учебного занятия для 2 класса ("Школа России") Тема: Имя существительное....