Адаптация учебного материала для детей с РАС
методическая разработка (1 класс)

Корнилова Людмила Игоревна

Учитель обучающий детей с РАС — это ведущий специалист по организации работы с учениками с РАС в школе. Он должен иметь высшее специальное педагогическое образование.  Решение о том, что ребенок с РАС готов к включению в обычный класс, принимает учитель ресурсного класса.

Решения о выборе уроков, которые ребенок будет посещать, об увеличении количества времени нахождения в классе, об уменьшении тьюторской поддержки, согласовываются с тьютором и специалистами, работающими в этом классе. Учитель адаптирует учебные материалы под нужды ученика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_uchebnogo_materiala_dlya_detey_s_ras.docx620.4 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель обучающий детей с РАС — это ведущий специалист по организации работы с учениками с РАС в школе. Он должен иметь высшее специальное педагогическое образование.  Решение о том, что ребенок с РАС готов к включению в обычный класс, принимает учитель ресурсного класса.

Решения о выборе уроков, которые ребенок будет посещать, об увеличении количества времени нахождения в классе, об уменьшении тьюторской поддержки, согласовываются с тьютором и специалистами, работающими в этом классе. Учитель адаптирует учебные материалы под нужды ученика.

Способы адаптации учебных материалов для детей с РАС в начальной школе

 Часть адаптированных материалов может разрабатываться индивидуально для конкретного учащегося, а часть использоваться для работы с группой детей, имеющих схожие особенности.

Рассмотрим наиболее распространенные способы адаптации учебных материалов, и в частности, самих учебных заданий.

1. Упрощение инструкции к заданию, включающее: — разбивку многоступенчатой инструкции на короткие шаги в виде алгоритма; — замену сложных для понимания слов или фраз пиктограммами, на которых схематически показано, что нужно делать; — дублирование устных инструкций письменными. https://pp.userapi.com/c637420/v637420125/529f0/fSoPLIyEOQM.jpg

 2. Индивидуализация стимульных материалов. У многих обучающихся с РАС есть специфические интересы, которые необходимо использовать при подготовке адаптированных заданий. Например, ученик может решать задачу не на счетных палочках, а на игрушечных машинках из мультфильма «Тачки»; читать предложение не про маму, которая «мыла раму», а про одного из героев его любимого мультфильма.

3. Дополнительная визуализация, позволяющая лучше понять содержание задания. При возникновении у детей с РАС трудностей понимания условий математических задач необходимо использовать не только краткую запись и схему, но и наглядную реалистичную иллюстрацию или инсценировать условие задачи с помощью реальных предметов. При знакомстве с «твердыми» и «мягкими» звуками на уроках чтения можно представить их в виде «твердого камешка» (или синего кубика) и «мягкой травки» (или зеленого помпона»). D:\Mila Files\Работа\2016 - 2017\фото школьные\с телефона 1  полугодие\20161019_093531.jpg

 4. Минимизация двойных требований.  В процессе обучения детям часто предъявляются двойные требования: решить за дачу и записать ее в тетрадь, списать текст и выделить в нем орфограммы и т.д. Выполнение двойных требований — часто сложная задача для детей с РАС. В таких случаях важно сконцентрироваться на первостепенной задаче и снизить дополнительное требование. Например, при решении задачи по математике ученику можно предложить оформить решение в специальном бланке, в который он сможет вписать известные цифры, нарисовать схему, а также записать решение. Таким образом снижаются требования к правильному оформлению задачи в тетради. По русскому языку вместо списывания текста из учебника можно предложить ребенку вставить пропущенные орфограммы в напечатанном и вклеенном в тетрадь бланке. https://pp.userapi.com/c638826/v638826925/4ac0a/jXy1P7wmlbg.jpg

5. Сокращение объема заданий при сохранении уровня их сложности. В связи со специфическими нарушениями произвольного внимания, трудностями переработки информации, программирования собственной деятельности у детей с РАС часто отмечается замедленный темп работы. В такой ситуации они могут не успевать выполнять все задания наравне с другими деть ми. В этом случае ребенку можно предложить меньшее количество заданий. При этом уровень их сложности не меняется. Описанная адаптация заданий помогает детям с низкой скоростью письма, с повышенной утомляемостью. При изучении нового типа примеров по математике ученик может выполнить не 10 примеров, как весь класс, а только 5, что будет достаточным для отработки конкретного навыка. По русскому языку он может вместо 5-ти предложений списать только 3, при этом выполнив в них синтаксический разбор наравне с другими учащимися класса. https://pp.userapi.com/c639316/v639316214/21585/5fU_dx10g30.jpg

6. Упрощение содержания задания. Для детей с РАС, уровень развития которых ниже уровня развития сверстников (например, ребенок с РАС и интеллектуальны- ми нарушениями в инклюзивном классе), меняется уровень сложности задания. На- пример, все ученики пересказывают прочитанный текст, а ребенок с РАС подбирает к простым предложениям из этого текста, на- печатанным на отдельных листочках, соответствующие картинки. На уроках математики ученик с РАС может вместо примеров на умножение многозначных чисел решить примеры с такими же цифрами, но только на сложение, так как этот навык уже отработан. Таким образом, варианты адаптации задания могут быть совершенно разными и касаться разных его аспектов: инструкции к заданию, его объема, уровня сложности, содержания. Способ адаптации зависит от особенностей переработки ребенком информации, уровня сформированности учебных навыков, уровня его интеллектуального развития и от других особенностей. Для ребенка с РАС и задержкой психического развития задание может быть таким же, как и у всех остальных учеников, но меньшим по объему, с упрощенной наглядной инструкцией. Для ребенка же с РАС и интеллектуальными нарушениями упрощается содержание задания.

Примеры дифференцированных адаптированных заданий для детей с РАС в начальной школе

Математика:

1-й уровень адаптации: Ученику предлагается бланк либо с написанными примерами, либо с местом, где он может это сделать. Причем ученик может как вписывать цифры, так и приклеивать их в случае моторных затруднений. Под каждым примером находится схема, заполнение которой помогает ребенку наглядно увидеть ответ.   Lernstübchen: Mengenbilder und ihre ZahlensätzeMatematika 1. osztály - Ibolya Molnárné Tóth - Λευκώματα Iστού Picasa

2-й уровень адаптации: Ученику предлагается бланк с написанными примерами (примеры могут быть легче) и с нарисованными схемами. Ученику нужно посчитать количество кружков на каждой схеме и правильно записать (приклеить) ответ. Počty - Sisa Stipa - Picasa Albums Web

Альтернативное задание: Варианты альтернативных заданий могут быть различными в зависимости от возможностей ученика. Например, можно предложить такое задание: «Раскрась столько кружочков, сколько показывает цифра». 

«Чтение»Картинки по запросу соединить слово с картинкой

1-й уровень адаптации: В качестве адаптированного задания ученику предлагается бланк со словами и картинками к ним. Наличие картинок способствует лучшему пониманию прочитанных слов и создает дополнительную мотивацию. Инструкция: Прочитай слово, соедини его с картинкой. Картинки по запросу слово кот и картинка

2-й уровень адаптации: В случае затруднений при составлении предложения можно дать подсказку в виде картинки с изображением знакомого ребенку действия Картинки по запросу слово кот и картинка

 Альтернативное задание Ученику, у которого недостаточно сформирован навык чтения слов, а также имеются другие особенности, не позволяющие справиться с основным и адаптированными заданиями, можно предложить альтернативное задание. Например, со- ставить (склеить) слово из известных ему букв, соотнося его с уже написанным словом и картинкой. собери слово ЖУКсобери слово ЖУКсобери слово ЖУКсобери слово ЖУК

Ключевых принципы использования адаптированных учебных заданий:

1. Адаптация заданий применяется только по мере необходимости.

2. Степень адаптации заданий должна постепенно сводиться к минимуму.

3. Адаптация задания преимущественно распространяется на уровень сложности и/или его объем. При этом основной вид деятельности учащихся при использовании учителем обычных и адаптированных заданий принципиально не отличается. Если все ученики класса пишут, то ученик, нуждающийся в адаптированном задании, также будет в данный момент заниматься письмом, а не раскрашивать.

4. При использовании адаптированных заданий фронтальная инструкция, по возможности, остается для всех общей (например, «спишите», «прочитайте», «решите пример» и т.д.). Таким образом, мы учим ребенка ориентироваться на учителя. При этом тьютор, который может помогать ребенку на уроке, не должен дублировать инструкции, произнесенные учителем.

Литература

1. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения // Нейропсихология сегодня. М., 1995.

2. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.

3. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта // Дефектология. 1999. № 6.

 4. http://psyjournals.ru/files/80543/autism_1_2016_khaustov_zagumennaya.pdf

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

адаптация учебного материала по математике для обуч-ся с ОВЗ

адаптация учебного материала по математике для обуч-ся с ОВЗ...

Адаптация учебного материала по литературному чтению

Адаптация учебного материала по литературному чтению...

Адаптация учебного материала для обучающихся с РАС на примере урока русского языка в 3 классе.

Статья содержит пример адаптации учебного материала к уроку русского языка "Изменение рода имён прилагательных"  в 3 классе для обучающихся с Расстройством аутистического спектра....

Способы адаптации учебного материала для детей с РАС

В данной статье представлены рекомендации по адаптации учебного материала для детей с РАС...

Памятка для учителей "Обучающиеся с ОВЗ: особенности, адаптация учебного материала"

В помощь учителю. На первый взгляд категорий обучающихся с ОВЗ не так уж и много, но сколько детей, столько и особенностей. Каждый ребенок индивидуален и подход к нему строится из приспособления ...

Адаптация учебного материала при обучении детей с ЗПР английскому языку на уровне начального общего образования

На сегодняшний день реалии таковы, что учащихся с ЗПР становится всё больше и больше. Так как они обучаются в классах с обычными детьми, то проблема обучения детей с задержкой развития представляется ...

Консультация по теме «Адаптация учебного материала как способ успешного обучения детей с РАС».

Консультация по теме «Адаптация учебного материала как способ успешного обучения детей с РАС»....