Консультация по теме «Адаптация учебного материала как способ успешного обучения детей с РАС».
консультация
Консультация по теме «Адаптация учебного материала как способ успешного обучения детей с РАС».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_uchebnogo_ma_eriala.docx | 16.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация по теме «Адаптация учебного материала как способ успешного обучения детей с РАС».
Одним из условий, необходимых для обучения детей с расстройствами аутистического спектра, является необходимость адаптации учебных материалов и, в частности, самих учебных заданий.
Рассмотрим наиболее распространенные способы адаптации учебных материалов:
- Упрощение инструкции к заданию
Данный способ адаптации включает:
- разбивку многоступенчатой инструкции на короткие шаги в виде алгоритма;
- замену сложных для понимания слов или фраз пиктограммами,
- на которых схематически показано, что нужно делать;
- дублирование устных инструкций письменными.
- Индивидуализация стимульных материалов
При подготовке адаптированных заданий использовать специфические интересы обучающихся с РАС.
Например, ученик может решать задачу не на счетных палочках, а на игровом материале (животные, куколки, ягодки, машинки и т. д); читать предложение не про маму, которая «мыла раму», а про одного из героев любимого мультфильма.
- Дополнительная визуализация
Этот прием позволяет лучше понять содержание задания. При возникновении у детей с РАС трудностей понимания условий математических задач необходимо использовать не только краткую запись и схему, но и наглядную реалистичную иллюстрацию или инсценировку условия задачи с помощью реальных предметов.
При знакомстве с твердыми и мягкими звуками на уроках чтения можно представить их в виде твердого камешка (или синего кубика) и мягкой травки (или зеленого помпона).
- Минимизация двойных требований
В процессе обучения к детям часто предъявляются задания, содержащие в себе двойные требования: решить задачу и записать ее в тетрадь, списать текст и выделить в нем орфограммы и т.д. Выполнение таких заданий – часто сложная задача для детей с РАС. В подобных случаях важно сконцентрироваться на первостепенной цели и максимально исключить дополнительные требования.
Например, при работе над задачей ученику можно предложить оформить решение на специальном бланке, в котором он сможет вписать известные цифры, нарисовать схему, а также записать решение. Таким образом, снижаются требования к правильному оформлению задачи в тетради. По русскому языку вместо списывания текста из учебника мы можем предложить ребенку вставить пропущенные орфограммы в напечатанном и вклеенном в тетрадь бланке.
- Сокращение объема заданий при сохранении уровня их сложности
В связи со специфическими нарушениями произвольного внимания, трудностями переработки информации, программирования собственной деятельности, у детей с РАС часто отмечается замедленный темп работы. В такой ситуации они могут не успевать выполнять все задания наравне с другими детьми. В этом случае ученику с РАС можно предложить меньшее количество заданий. При этом уровень их сложности не меняется.
Данная адаптация поможет также детям с низкой скоростью письма, с повышенной утомляемостью. При изучении нового типа примеров по математике ученик может выполнить не 10 примеров, как весь класс, а только 5, что будет достаточным для отработки конкретного навыка. По русскому языку он может вместо пяти предложений списать только три, при этом выполнив в них синтаксический разбор наравне с другими учащимися класса.
- Упрощение содержания задания
Для обучающихся с РАС, уровень развития которых ниже уровня развития сверстников (например, ребенок с РАС и интеллектуальными нарушениями в инклюзивном классе), меняется уровень сложности задания. Например, все ученики пересказывают прочитанный текст, а ребенок с РАС подбирает к простым предложениям из этого текста, напечатанным на отдельных листочках, соответствующие картинки. На уроках математики ученик с РАС может вместо примеров на умножение многозначных чисел решить примеры с такими же цифрами, но только на сложение, так как этот навык уже отработан.
- Зрительная насыщенность, размер шрифта, пространственное расположение.
К сожалению, многие учебники и учебные материалы не учитывают индивидуальные возможности зрительного и зрительно-пространственного восприятия ребенка. Зрительная насыщенность и размер шрифта должны быть адекватны возможностям конкретного ребенка или группы детей.
Различные смысловые части должны быть выделены зрительно. Расположение текста на странице не должно провоцировать ребенка к ошибочному прочтению.
Страница учебных материалов не должна быть заполнена однотипными заданиями, которые будет трудно зрительно дифференцировать, особенно учащимся с проблемами организации внимания и ориентации в пространстве.
- Ориентация на ребенка ‒ правшу/левшу.
В каждом классе обязательно есть несколько детей-левшей. Образец для письма, как и любая другая программа, заданная графически, у ребенка-левши должен находиться не в начале, а в конце строки – иначе он будет закрывать его при письме рукой.
Таким образом, варианты адаптации задания могут быть совершенно разными и касаться разных его аспектов: инструкции к заданию, его объема, уровня сложности, содержания.
Способ адаптации зависит от особенностей переработки информации, уровня сформированности учебных навыков, интеллектуального развития и от других особенностей обучающегося с РАС.
Для ребенка с РАС и задержкой психического развития задание может быть таким же, как и у всех остальных учеников, но меньшим по объему и с упрощенной наглядной инструкцией. Для ребенка же с РАС и интеллектуальными нарушениями упрощается содержание задания.
Таким образом, степень адаптации учебного материала зависит от уровня развития ребенка.
Список литературы
1.Богорад П.Л., Загуменная О.В., Хаустов А.В. Адаптация учебных материалов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. А.В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 80 с.
2.Загуменная О.В., Хаустов А.В. Адаптация учебных материалов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. Ред. А.В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 80 с.
3.Никольская О, Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе М.: «Чистые пруды», 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи детей на логопедических занятиях как условие успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе - интернате
В статье описаны особенности коррекционной логопедической работы по формировнию связной речи у детей с задержкой психического здоровья. Грамотно построенная речь невозможна без правильного прлизношени...
Выступление на РМО "Командный подход в деятельности педагогов, специалистов и родителей по осуществлению эффективной адаптации ребёнка и его дальнейшему успешному обучению"
Командный подход в деятельности педагогов, специалистов и родителей по осуществлению эффективной адаптации ребёнка и его дальнейшему успешному обучению....
Способы адаптации учебного материала для детей с РАС
В данной статье представлены рекомендации по адаптации учебного материала для детей с РАС...
Доклад по теме: «Учебная мотивация-основное условие успешного обучения». ( из опыта работы)
Серьезной проблемой нашего времени является падение у школьников интереса к учебным занятиям и снижение общего уровня культуры учебного труда. Отсутствие интереса к учению, равнодушие к школьны...
Адаптация учебного материала при обучении детей с ЗПР английскому языку на уровне начального общего образования
На сегодняшний день реалии таковы, что учащихся с ЗПР становится всё больше и больше. Так как они обучаются в классах с обычными детьми, то проблема обучения детей с задержкой развития представляется ...
Консультация для родителей на тему: «Правильная речь в семье – залог успешного обучения в школе»
Каждый родитель стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым, крепким, здоровым, умным, успешным. Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития р...
Адаптация учебного материала для детей с ОВЗ
Уже несколько лет я работаю учителем начальных классов в школе для детей с ОВЗ. У меня в классе дети с разным уровнем нервно-психического и речевого развития. Есть неговорящие дети, дети с аутистическ...