Адаптация учебного материала при обучении детей с ЗПР английскому языку на уровне начального общего образования
методическая разработка по иностранному языку

Головацкая Инна Викторовна

На сегодняшний день реалии таковы, что учащихся с ЗПР становится всё больше и больше. Так как они обучаются в классах с обычными детьми, то проблема обучения детей с задержкой развития представляется актуальной, и каждый учитель должен владеть приёмами, которые позволяют обеспечивать успешное обучением таких детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация учебного материала при обучении детей с ЗПР английскому языку на уровне начального общего образования

На сегодняшний день реалии таковы, что учащихся с ЗПР становится всё больше и больше. Так как они обучаются в классах с обычными детьми, то проблема обучения детей с задержкой развития представляется актуальной, и каждый учитель должен владеть приёмами, которые позволяют обеспечивать успешное обучением таких детей.

В сегодняшней педагогической практике огромное внимание уделяется обучению детей с задержкой психического развития (ЗПР). Существенные ограничения в социально-личностных и учебных возможностях определяют необходимость выделения этих детей в категорию учащихся с "особыми образовательными потребностями".

К сожалению, готовность к обучению английскому языку у таких детей несколько снижена, что обусловлено сниженной познавательной активностью, недостаточностью внимания, памяти, пространственной ориентировки и другими особенностями, отрицательно влияющими на успешность их обучения и воспитания.

В настоящее время отсутствует программное обеспечение для работы с детьми данной категории, еще недостаточно организованна система педагогической коррекции задержки психического развития. В общеобразовательной школе эти дети обучаются либо инклюзивно в общеобразовательных классах, либо в специальных (коррекционных) классах. Как правило, дети с ЗПР обучаются по тем же программам и УМК, что и другие учащиеся. В нашей школе эти учащиеся находятся в обычных классах и обучаются по той же стандартной программе.  Программа для детей с ЗПР не предлагает сокращения тематических разделов.  Для успешного усвоения учебного материала детьми с ЗПР и нормализации их деятельности, крайне важна коррекционная работа. Учителю в этой ситуации необходимо отобрать и адаптировать программный материал, который предназначен для общеобразовательных классов.

Цель данной работы: представить адаптированные задания по английскому языку для учащихся с ЗПР по УМК «Английский в фокусе 2-4», которые бы выполняли не только образовательную, но и коррекционную функцию на начальной ступени обучения.

       Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР). В самом общем виде сущность «задержки психического развития» состоит в следующем: развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Из-за ограничения психических и познавательных возможностей ребенка не может успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Чаще всего, эти ограничения впервые отчетливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребенок приходит в школу.

В связи с этим необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся, для чего нужно систему изучения того или иного раздела программы значительно детализировать и дополнять.  Для этого используются следующие методы и приемы:

- постепенно преподносить учебный материал, разбивать его на небольшие блоки, постепенно усложнять и облегчать трудные задания;

- индивидуальная помощь при выполнении определенных заданий;

- использовать опорные, обобщающие схемы, графические модели, картинки-ассоциации, карточки-помощницы, которые составляются в соответствии с типом затруднений при усвоении учебного материала;

- карточки с алгоритмом последовательности действий, необходимых для выполнения задания;

- обучению действию по образцу (учить находить образец, соотносить с инструкцией, обратить внимание, что показывает данный образец); учить, чтобы ученик на каждом этапе возвращался к образцу и анализировал, правильно ли он сделал, получилось ли как в образце; учиться видеть расхождения и устранять их.

- обучать проверять выполнение упражнений поэтапно.

- формирование умений в говорении (составление предложений из 2-3 слов) с опорой на образец, затем графические схемы предложений и сюжетные картинки.

Адаптированные задания, представленные в нашей работе, учитывают трудности, возникающие у учащихся с ЗПР при изучении английского языка в начальной школе. Специфика обучения детей с ЗПР предполагает наличие зрительных опор, необходимых для усвоения разных структур, приемов мнемотехники «ассоциации», подробного алгоритма выполнения задания и образцов для проверки правильности его выполнения.

       УМК «Английский в фокусе» («Spotlight») для начальной школы общеобразовательных учреждений (авторы: Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс) создан на основе Примерных программ по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по иностранным языкам.

УМК «Spotlight» – это совместная продукция российского издательства и британского издательства, в которой удачно скомбинированы традиционные подходы и современные тенденции российской и зарубежных методик обучения иностранному языку. В этом УМК реализованы возможности для выполнения практических, образовательных, воспитательных и развивающих целей, которых требует современная стандартизация.

К концу обучения в начальной школе знания детей, изучающих английский язык по «Spotlight», соотносятся с общеевропейским уровнем А1(элементарное владение иностранным языком, «уровень выживания»).

В сообществе учителей английского языка бытует мнение, что серия учебников «Английский в фокусе» достаточно сложный и интенсивный для слабоуспевающих детей. А мы в свою очередь знаем, что практически в каждом классе общеобразовательных школах есть учащийся с диагнозом ЗПР.

На наш взгляд, самое большое затруднение у всех учащихся (а тем более для детей с ЗПР) вызывает первый этап обучения по УМК для 2 класса. На изучение алфавита и звуков выделяется всего 4 урока по плану. Учитывая ограничения психических и познавательных возможностей учащихся с ЗПР, мы понимаем, что такие дети будут не в состоянии не только научиться читать, но даже запомнить буквы за столь короткий период времени, поэтому после каждого урока мы прикрепляем ссылки на видеоуроки по различным темам в дневник.ру и индивидуальные карточки. Во 2 классе таким ученикам также непросто построить диалогическое высказывание и небольшое письменное сообщение («Портфолио»). Для таких видов работ нами разработаны карточки с последовательным алгоритмом выполнения этих заданий.

Преодолев трудности первого года обучения, мы сталкиваемся с новыми вызовами второго и третьего года обучения с УМК для 3 и 4 классов: увеличивается объем лексики для активного и пассивного усвоения, усложняется грамматика, возрастают требования к говорению и письму. При этом задания в учебнике не детализированы, что у ребенка с ЗПР вызывает растерянность: он не знает с чего начать, не видит логики выполнения упражнения. Поэтому мы разработали подробные алгоритмы выполнения сложных заданий для классной и домашней работы.

Как показала личная практика, и опыт работы в течение четырех лет по УМК «Английский в фокусе» использование этих адаптированных материалов дает хороший эффект, помогает детям с ЗПР лучше усваивать программу.

  Обучение ребенка с ЗПР — задача сложная и трудоемкая. Особенно в условиях образовательной инклюзии. Но при правильной организации педагогические приемы, которые будет использовать учитель, могут подойти не только ребенку со статусом ОВЗ, но и другим детям со сложностями обучения. Школьники с ЗПР при условии общеукрепляющего оздоровления, систематической коррекционной поддержки, интеллектуальной стимуляции, имеют благоприятный прогноз развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Циклограмма мониторинга уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся уровня начального общего образования»

В основу современного школьного образования положена идея создания таких условий обучения, при которых каждый учащийся будет стремиться к самосовершенствованию, самоизменению. Научить учащихся учиться...

Информационно-технические ресурсы современного урока как средство активизации учебной деятельности учащегося на уроках информатики на уровне начального общего образования

Информационно-технические ресурсы современного урока как средство активизации учебной деятельности учащегося на уроках информатики на уровне начального общего образования...

презентация на тему: "Проектная деятельность на уровне начального общего образования как средство повышения мотивации к обучению"

Презентация из опыта работы по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" автор Пахомова....

«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Без харошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему ...

КОНСТРУКТОР РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебного курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» для 1-4 класса уровня начального общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» для 1-4 класса уровня начального общего образования...

Анализ учебной деятельности на уровне начального общего образования 2021-2022 учебный год

Цель: выявить соответствие уровня и качества подготовки учащихся требованиям государственных образовательных стандартов...