Выступление на педсовете.Повышение качества знаний учащихся начальных классов
материал (4 класс)

Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности.  Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

Повышение качества знаний учащихся начальных классов

Бовкунова Наталья Валерьевна

учитель начальных классов

Повышение качества знаний учащихся начальных классов.

«Интерес к учению проявляется только тогда,

когда есть вдохновение,

рождающееся от успеха».

В.А. Сухомлинский

Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.

#1054;дно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра:

* помогает снять чувство усталости;
* раскрывает способности детей, их индивидуальность;
* усиливает непроизвольное запоминание

Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Игры-драматизации на уроках в начальных классах формируют воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов. Драматизация очень важна для развития речи и эмоционального развития ребенка. Знакомство с приемом драматизации можно начинать с инсценировки сказок. А встреча с живым писателем оставила большое впечатление у ребят.

Совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. Осмысленное чтение является залогом успешного обучения ребенка по всем предметам.

Проблемы работы над текстом занимают особое место на уроках чтения.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу . И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

На уроках чтения я использую технология развития критического мышления.

Цель этой технологии :

  • Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.
  • Умение принимать взвешенные решения, анализировать различные стороны явлений.

В основе этой технологии лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз:

  • Фаза вызова
  • Фаза реализации смысла (осмысление)
  • Фаза рефлексии

Технологические приёмы в рамках этой технологии:

Верные и неверные высказывания;

Чтение с остановками;

Логические цепочки;

Кубик Блума

Синквейн;

Шесть шляп мышления.

Первая стадия – вызов.

Её присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме.

Прием «синквейн»

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала, излагаемого в предельно кратких выражениях В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Вот некоторые возможности использования данной стратегии на уроке чтения.

Синквейн обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формировать идею (ключевую фразу), позволяет почувствовать себя творцом. Этот приём можно использовать на этапе рефлексии, как творческую работу.

Правила написания синквейна:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

Последняя строка – это синоним из одного слова, который выражает суть темы.

Сразу дети написать синквейн не смогут, этому необходимо учить постепенно. Сначала мы учились вместе с детьми составлять синквейн по алгоритму. Это могли быть заготовки фраз, слов, из которых дети выбирают самые важные и точные.

Обратимся вновь к примерам.

При прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки» предлагаю определить значение слова сказка на основе составления синквейна.

  • Имя существительное, выраженное одним словом. Сказка.
  • Описание темы именами прилагательными. Волшебная, бытовая.
  • Описание действия. Учит, помогает, воспитывает.
  • Фраза, выражающая отношение автора к теме. Сказка — ложь, да в ней намек.
  • Слово — синоним. Волшебство.

Прием «Уголки»

Его можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая — об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.

"Кубик Блума" прием технологии критического мышления, разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Для справки: Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или "таксономия", разделяет образовательные цели на три блока: "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

  • Назови.
  • Почему.
  • Объясни.
  • Предложи.
  • Придумай.
  • Поделись.

Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Работа над отрывком из «Сказки о рыбаке и рыбке»:

А) слушание отрывка аудиозаписи из сказки;

Б) беседа по содержанию сказки;

В) «кубик Блума»:

НАЗОВИ главных героев сказки

ПОЧЕМУ старик отпустил золотую рыбку?

СРАВНИ старуху и рыбку

ПРЕДЛОЖИ как поступить старухе после того, как она опять осталась

у разбитого корыта?

ПРИДУМАЙ имена старухе и старику

ПОДЕЛИСЬ какие чувства у тебя вызывает старик?

Приём «Шесть шляп мышления» или « Шляпы де Боно»(Слайд 21)

На фазе рефлексии можно использовать «Приём шести шляп».

Весь класс делится на шесть групп ( Можно на 2 группы). Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Каждой группе предлагается высказать свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.

Приём «Шляпы де Боно» на уроке литературного чтения в УМК «Планета знаний» по теме Л. Толстой «Лев и собачка» 3 класс.
-На доске вы видите изображение шляп, имеющие разные цвета. У каждой шляпы есть своё название, а также вопрос. Продолжаем нашу работу по группам. 1 группа будет представлять льва, 2 группа- собаку.
«Белая шляпа - факты»: соберите все факты, опираясь на текст, из жизни льва и собаки. (1 группа: царь зверей, жил в зверинце, подселили собаку, стали жить, после смерти собаки умирает сам.
2 группа: жила у хозяина, была поймана, заболела, вскоре сдохла.)
«Красная шляпа – эмоции»: проанализируйте какие чувства, эмоции испытывает герой, используя слова из текста. Лев – видя собачку в клетке. Собака, попадая в клетку ко льву.
«Жёлтая шляпа – оптимизм»: найдите положительные моменты в критических ситуациях, в какие попадает лев, собака. (1 группа: у царя зверей может быть доброе верное сердце, может любить.2 группа: обрела друга.)
«Чёрная шляпа критика, или прогноз на будущее»: какие самые трагические события могут произойти с героями. Обоснуйте их.
«Зелёная шляпа - творчество»: ответьте какие качества герой смог сохранить в себе. Подтвердите слова из текста. (1 группа: лев смог сохранить в себе любовь к ближнему, слабому, величие души.
2 группа: собака сохранила в себе верность, чувство благодарности.)
«Синяя шляпа – жизненный урок». ответит на вопрос: чему тебя научил данный рассказ.
Работая по данной технологии, я отмечаю следующие преимущества:
• учащиеся становятся более восприимчивы к опыту других детей: учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
• расширяется их словарный запас;
• совместная работа способствует лучшему пониманию трудного;
• вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
• обостряется любознательность, наблюдательность;
• развивает активное слушание;
• повышает самооценку.

Большую ценность на уроках чтения представляют пословицы, загадки, скороговорки, фразеологизмы. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Развивают мышление, сообразительность, воображение.

Успех обучения зависит от того , возникает ли удетей интерес к изучаемому, радость узнавания нового, удивление от соприкосновения с языком. Значит мы должны искать методы работы, которые помогут всем ребятам овладеть определенными знаниями, умениями и навыками, причем таким образом, чтобы слабые не отставали, а сильные не останавливались в своем развитии, а шли вперед.

Опираясь на свои личные наблюдения и на приемы из методической литературы, хочу выделить 3 момента:

  1. Все знания должны даваться учителем и воспроизводиться учащимися в строго определенной системе.
  2. В своей работе я опираюсь не на слуховую, а на зрительную память уч-ся, которая у большинства людей развита лучше. Очень часто процесс усвоения знаний заключается в следующем: выслушай, запомни , воспроизведи! Но не каждый ученик может уследить за ходом рассуждений учителя, не каждый может на слух запомнить эти рассуждения и , конечно же, далеко не каждый может правильно все воспроизвести.

Гораздо полезнее действовать по другой схеме: выслушай и посмотри; разберись в содержании, воспроизведи, пользуясь планом, схемой, чертежом, таблицей, памяткой.

  1. Третий момент вытекает из первых двух условий: большую помощь учителю может оказать система памяток и алгоритмов, которые при постоянном пользовании ими помогают привести знания в определенную систему. При многократном пользовании памяткой и алгоритмом ребенок зрительно запоминает ход рассуждений, необходимые данные, и может самостоятельно выполнять определенные задания, пользуясь памяткой все реже и реже. Только одним детям на это требуется больше времени, другим меньше. Очень важно, на мой взгляд, внушить слабым ученикам следующую мысль: «Если забыл, ничего страшного, посмотри в памятку, вспомни ход рассуждений или необходимые данные и продолжай выполнять задание».

В.Шаталов говорил : Главный наш принцип: снять чувство страха с души ребенка, сделать его раскованным, свободным, вселить уверенность в свои силы.

Итак, на мой взгляд, система памяток и алгоритмов – одна из путей повышения качества обучения младших школьников русскому языку.

Я хочу поделиться своим опытом работы с системой памяток и алгоритмов. Прежде всего я проанализировала программы начальной школы по русскому языку, выделила основные темы, трудные вопросы по каждой теме и что должны усвоить дети в результате изучения данных тем.

К изучению любой темы я готовлю 3 момента:

а/ памятку

б/ алгоритм объяснения изучаемой орфографии

в/ как исправить ошибку

Например, в 1 классе при изучении темы «Правописание сочетаний ЖИ-ШИ»:

  1. Оформляется памятка:

ЖИ и ШИ

Пиши с гласной И

Такие памятки пишутся четко и красочно /мне обычно в этом помогают родители/ , затем они при изучении темы вывешиваются на стенд «Учись учиться» и находятся на нем по необходимости до конца изучения темы.

  1. Разрабатывается алгоритм объяснения орфограммы.

Ученик во время комментирования говорит: «Малыши, в сочетании ШИ напишу гласную И, так как знаю правило: ЖИ и ШИ пиши с И.

Алгоритм можно по мере изучения темы сократить. Например, в данном случае не всегда обязательно проговаривать правило.

  1. Оформляется еще одна памятка «Как исправить ошибку»

ПРОПИШИ СЛОВО, ПОДЧЕРКНИ СОЧЕТАНИЕ, ПРИВЕДИ СВОИ ПРИМЕРЫ:

ЛЫЖИ, ЖИЛ, УЖИ, ПРУЖИНА

Правильная организация работы над ошибками тоже является одним из путей повышения качества обучения русскому языку. Без работы над над ошибками вообще теряется смысл многочасового труда учителя по проверке тетрадей.

Уже 1 класса приучаю детей сознательно делать работу над ошибками. Чтобы ученик не пропускал ни одной ошибки в работе, после проверенной работы на полях ставлю столько «палочек», сколько допущено орфографических ошибок. Ученик, получив тетрадь, знает, что на всех строчках с «палочками», он должен выполнить работу над ошибками строго по памятке.

Каждая орфограмма обозначается определенной цифрой. Так, в 1 классе:

  1. Пропуск, замена, перестановка букв.
  2. Письмо предложений.
  3. Слова из словаря.
  4. Перенос слов.
  5. Правописание слов с Ь.
  6. Жи-ши, ча-ща, чу-щу.
  7. Безударные гласные в корне.
  8. Парные звонкие и глухие согласные в корне.

После проверки работы над ошибками, если ученик не определил правило, на которое ошибся, и неправильно исправил ошибку, на полях ставлю номер орфограммы /№1/. К концу 2 класса дети запоминают номера орфограмм и могут обходиться без памяток.

В течение двух лет на стенде « Работа над ошибками» 20 орфограмм.

Некоторые памятки и алгоритмы требуют, вероятно, дополнений, изменений, уточнений. Система работы с ними будет в дальнейшем совершенствоваться, но уже сейчас можно сказать, что такая система оказала помощь и мне, учителю, и учащимся.

И хотя нельзя сказать, что благодаря системе памяток и алгоритмов все проблемы решены и все в процессе обучения стало легко и просто, но некоторые проблемы, хотя бы отчасти, но удалось решить, а именно:

  1. Удалось «снять» чувство страха с души ребенка, страха из-за незнания, из-за того, что что-то забыл
  2. Благодаря многократному зрительному восприятию памяток и систематическому практическому применению их, удалось достичь более прочного усвоения некоторых вопросов программного материала.
  3. Многие памятки и алгоритмы способствуют развитию мышления, речи учащихся; на уроках больше слышна речь учащихся, нежели учителя; многократные повторения алгоритмов позволяют и слабым учащимся активно включаться в работу.

Работа с тренажерами

На уроках математики и русского языка учителя начальных классов часто используют работу с тренажерами. Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных навыков. Тренажер - это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков доведённых до автоматизма. Работу с тренажерами можно включать на различных этапах урока:

  • во время устного счета (на уроках математики);
  • при закреплении нового материала;
  • при поведении самостоятельной, проверочной работы;
  • при игровых моментах соревновательного характера и т.д.

Учащимся раздаются персональные тетради (тренажеры), через некоторое время (3-5 минут) учитель собирает тетради с ответами. Ребятам очень нравится работать в тетрадях-тренажерах и после нескольких работ результат значительно улучшается, так как полученные знания отрабатываются и доводятся до автоматизма.

Групповая работа

В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках я использую работу в группах . Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. Учителем при использовании метода групповой работы регулируются внутри коллективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые "вырабатывают и утверждают сами":

* полное внимание к однокласснику;
* серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
* терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет "право на ошибку").

Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться.

Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий.

Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века. Отсюда следуют цели использования ИКТ:

* переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному;
* активизиция познавательной сферы обучающихся;
* повышение положительной мотивации обучения;
* использование как средства самообразования;
* повышение уровня знаний;
* осуществление проектной деятельности младших школьников.

Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк.

Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь: “Не навреди!”

Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех! Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ качества знаний учащихся начальной школы по итогам года

Материал к итоговому педсовету, отображающий качество работы учителей начальных классов....

Тестирование как один из методов контроля качества знаний учащихся начальной школы

Тест - это средство, позволяющее выявить уровень качества усвоения материала. Различают несколько видов тестов.Избирательный тест, и его виды....

План работы по повышению качества знаний в начальных классах на 2015-2016 учебный год

Цели: -    повышение качества образования; - создание условий для удовлетворения потребностей личности в образовательной подготовке...

«Технология развития критического мышления как средство повышения качества знаний учащихся начальной школы»

Свою основную задачу я вижу в том, чтобы дать каждому ученику возможность, опираясь на его субъектный опыт, реализовать себя в учебной деятельности.  Для достижения этой цели я использую технолог...

Способы повышения качества знаний учащихся начальной школы.

Использование следующих современных образовательных технологий (СОТ):здоровьесберегающие технологии;технологии дифференцированного обучения;информационные технологии;технология проблемного обучения;иг...