«Технология развития критического мышления как средство повышения качества знаний учащихся начальной школы»
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Мозговая Татьяна Николаевна

Свою основную задачу я вижу в том, чтобы дать каждому ученику возможность, опираясь на его субъектный опыт, реализовать себя в учебной деятельности.  Для достижения этой цели я использую технологию развития критического мышления  или её элементы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Из опыта работы26.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема опыта: «Технология  развития критического    мышления   как средство   повышения качества знаний учащихся  начальной школы»

Что значит для ребёнка современная начальная школа? Это новый этап в его  жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Прежде всего - умением учиться.  

Приступая к педагогической работе с детьми,  нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды. Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики мотивации к учению и интеллектуального развития первоклассников.

Диагностика мотивации учения

(Психология младшего школьника Давыдов В.В)

1 класс 2009-2010 г

Высокий уровень

74%

Хорошая школьная мотивация

21%

Низкий уровень

5%

Уровень интеллектуального развития

1.Мышление - (методика А. Зейгарника)

2.Внимание (корректурная проба Бурбона)

3.Память (методика Мейли)

1 класс 2009-2010 г

мышление

20%

внимание

43%

память

47%


Таким образом, видно, что мотивация к учению высокая, а интеллектуальное развитие  находится ещё на низком уровне.

Необходимость создания условий для того, чтобы у детей не пропало желание учиться, привела к мысли о целесообразности интеллектуального развития, направленного на познавательную активность и самореализацию каждым учеником своих способностей и возможностей. Поэтому свою основную задачу я вижу в том, чтобы дать каждому ученику возможность, опираясь на его субъектный опыт, реализовать себя в учебной деятельности.  Для достижения этой цели я использую технологию развития критического мышления  или её элементы.

Нужно отметить, что в будущем главным "капиталом" информационного общества будет уже не сама информация, а способность к эффективному усвоению, накоплению, переработке и производству информации. А значит, актуальна перспектива возрастания значимости методов и инструментов работы с более объемными и сложными по форме и содержанию информационными потоками, причем не только посредством разнообразных искусственных средств, но и средств самосовершенствующегося естественного интеллекта. Поэтому формирование критичности мышления является одной из базовых форм подготовки к успешной жизнедеятельности в информационном и постинформационном обществе.  

Диапазон применения опыта широк. Технология развития критического мышления предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях и для учащихся разных возрастных групп

Термин «критическое мышление» известен давно из работ таких известных психологов,  Дж. Брунер, Л. С. Выготский. Что же такое критическое мышление? (Слайд)

Критическое мышление имеет  5 характеристик (Д. Клустер)

  • Критическое мышление есть мышление самостоятельное
  • Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления
  • Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить
  • Критическое мышление стремится к убедительной аргументации
  • Критическое мышление есть мышление социальное

Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых                 Д. Халперн  в работе «Развитие критического мышления» выделяет:

  1. Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности.
  2. Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.
  3. Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.
  4. Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.
  5. Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
  6. Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.

Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения,  учитель перестает быть главным источником информации, и,  используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий):                                                

I фаза.  Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)        

II фаза. Осмысление содержания (получение новой информации)        

III фаза.  Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

Основные приемы ТРКМ

Прием “Таблица “толстых” и “тонких” вопросов”.

Таблица "толстых" и "тонких" вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии “Вызова” – это вопросы до изучения темы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ. Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Прием “Дерево предсказаний”.

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести, тексте.

Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Прием “Кластер” (гроздья) – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме.

Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

 3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Прием “Корзина идей”

Позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

«Инсерт». Каждый ученик получает раздаточный материал или текст в учебнике и осмысленно его читает, оставляя на полях пометки:

 « v»  –известно;

«+» - новое;

 «?» -  непонятно;

«-»  - не согласен с прочитанным.

Сама идея чтения с пометами не нова. Эффективность применения приема  повышается за счет использования во время чтения нескольких условных обозначений. Прежде, чем поставить тот или иной значок, ребенок задумывается, просматривает текст, решает, какой знак поставить.

Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. 

Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Сравнительный анализ позволяет судить  об уровне развития личности обучающихся

2009/2010

уч. год

1 кл

2010/2011

уч. год

2 кл

2011/2012

уч.год

3 кл.

2012/2013

уч.год

4 кл.  

мышление

20%

35%

53%

68%

внимание

43%

52%

61%

70%

память

47%

58%

69%

75%

    Можно сделать вывод, что в ходе реализации предложенной технологии обучающиеся развивают в себе ряд качеств: готовность к планированию, гибкости, настойчивости, готовности исправлять свои ошибки, поиску компромиссных решений, формируется самостоятельное мышление, развивается внимание и память. Технология критического мышления вооружает способами и методами самостоятельной работы, дает возможность самостоятельно управлять образовательным процессом в системе «ученик-учитель».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебно-познавательного интереса как средство повышения качества знаний младших школьников

Учебно-познавательный интерес-"энергетическая батарея" учебной деятельности....

Доклад на тему Создание положительной мотивации на уроках как средство повышения качества знаний в начальной школе.

Доклад на тему "Создание положительных мотиваций на уровах как средство повышения качества знаний в начальной школе"...

Использование ИКТ как средства повышения качества знаний учащихся

В статье раскрываются возможности использования ИКТ на уроке как средства повышения качества знаний....

Обобщение опыта работы по теме "Игры и игровые моменты на уроках в начальных классах как средство повышения качества знаний"

Обобщение опыта работы по теме "Игры и игровые моменты на уроках в начальных классах как средство повышения качества знаний" ...