Анализ качества знаний учащихся начальной школы по итогам года
статья (1,2,3,4 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Analiz_kach_znaniy_po_2009-2010.doc | 173.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ качества знаний
учащихся начальной школы
по итогам 2009-2010 учебного года
Целью образования в школе является выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями.
Начальная школа обязана научить осознанному чтению, письму, счету, правильной и полноценной речи; привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус; средствами каждого учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.
В 2009-2010 учебном году начальная школа работала на основе нормативных документов МО РК; в соответствии с законом РФ «Об образовании», «Уставом школы».
Обучение велось по программе 1 - 4, в режиме двух смен шестидневной недели в 18 классах – комплектах.
Напряжённая, целенаправленная работа всех учителей по совершенствованию методов обучения, воспитания и развития дала хорошие результаты.
Учебный год закончили 493 обучающихся 1-4 классов, из них 78 отличников, 227 хорошистов, не усвоивших базисный компонент Госстандарта нет.
Успеваемость по начальной школе составила 100%, качество знаний - 62%.
Сравнительный анализ успеваемости и качества знаний
по начальной школе по учебным годам
Количественный показатель по годам:
Учебный год | Число учащихся на конец года | Успеваемость, % | Качество знаний, % | Число второгодников | Отсев | Прибытие |
2005-2006 | 542 | 99,8 | 65 | 1 | 16 | 16 |
2006-2007 | 476 | 99,4 | 62 | 2 | 21 | 11 |
2007-2008 | 484 | 99,8 | 64 | 1 | 11 | 9 |
2008- 2009 | 469 | 99,8 | 62 | 1 | 19 | 14 |
2009-2010 | 493 | 100% | 62 | 0 | 10 | 13 |
1 – 4 классы | ||||
2006-2007 | 2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 | |
Всего | 476 | 484 | 469 | 493 |
Отличн. | 82 | 98 | 98 | 78 |
Хорош. | 212 | 224 | 224 | 227 |
Неуспев. | 1 | 1 | 1 | 0 |
Неаттест. | 1 | 0 | 0 | 0 |
% усп. | 99,6% | 99,8% | 99,8% | 100% |
% кач. | 62% | 64% | 62% | 62% |
На основании сравнительно-цифрового анализа можно констатировать:
- В целом, по 1-4 классам за последние три года отсутствует выраженная динамика как повышения, так и снижения показателей состояния качества знаний и успеваемости. Наблюдается стабильность. Показатель качества относительно стабилен и на сегодняшний момент, и составляет 62%. Показатель успеваемости колеблется от 99,6% до 100%, что связано с уменьшением количества неуспевающих учащихся на 1.
- Количество отлично успевающих учащихся также характеризуется позитивной стабильностью: в течение двух лет процент данной категории учащихся составляет от 16% до 17% от общего количества аттестуемых учащихся. Хотя, на конец I полугодия количество отличников составляло 13%, то на конец года - уже 16% (тяготеет к повышению за счёт большого количества отличников в 1-ых классах).
- По числу хорошистов результат также тяготеет к повышению: от 44% в 2006-2007уч.г. до 46% в 2009-2010 уч.году от общего количества учащихся.
Следует отметить, что этот учебный год по наполняемости начального звена преломил тенденцию к уменьшению (численность детей увеличилась на 24 человека за счёт увеличения количества 1-ых классов). Последние годы работы показали явную тенденцию к повышению набора детей в классы предшкольной подготовки, и, соответственно, первые классы. Это объясняется увеличением количества детей по микрорайону, а также предпочтение родителей обучению детей в нашей школе.
Успеваемость и качество знаний по начальной школе
в разрезе учителей
2009-2010 учебный год
№ | Ф.И.О. | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год | |||||
усп- ть | кач- во | усп-ть | кач-во | усп-ть | кач-во | усп-ть | кач-во | усп- ть | кач- во | ||
1-ые классы | 100 | 65 | 100 | 69 | 100 | 68 | |||||
Григорьева Инна Владимировна | 100 | 70 | 100 | 73 | 100 | 73 | |||||
2. | Перминова Раиса Павловна | 100 | 57 | 100 | 71 | 100 | 66 | ||||
3. | Белкина Елена Александровна | 100 | 63 | 100 | 63 | 100 | 63 | ||||
4. | Полетаева Маргарита Витальевна | 100 | 81 | 100 | 82 | 100 | 82 | ||||
5. | Гаффарова Татьяна Дмитриевна | 100 | 52 | 100 | 52 | 100 | 52 | ||||
2-ые классы | 100 | 58 | 100 | 68 | 100 | 60 | 100 | 65 | 100 | 65 | |
6. | Пирогова Татьяна Юрьевна | 100 | 66 | 100 | 68 | 100 | 57 | 100 | 68 | 100 | 68 |
7. | Новикова Татьяна Ивановна | 100 | 62 | 100 | 69 | 100 | 66 | 100 | 69 | 100 | 69 |
8. | Голимчук Елена Александровна | 100 | 61 | 100 | 68 | 100 | 61 | 100 | 61 | 100 | 61 |
9. | Савенкова Наталья Анатольевна | 100 | 56 | 100 | 64 | 100 | 57 | 100 | 61 | 100 | 61 |
3-и классы | 100 | 63 | 100 | 54 | 100 | 56 | 100 | 59 | 100 | 60 | |
10. | Гребенькова Ирина Юрьевна | 100 | 58 | 100 | 56 | 100 | 52 | 100 | 52 | 100 | 56 |
11. | Шабанова Елена Александровна | 100 | 81 | 100 | 58 | 100 | 61 | 100 | 77 | 100 | 77 |
12. | Чабан Людмила Валентиновна | 100 | 56 | 100 | 65 | 100 | 58 | 100 | 58 | 100 | 58 |
13. | Работягова Елена Фёдоровна | 100 | 69 | 100 | 54 | 100 | 59 | 100 | 59 | 100 | 59 |
14. | Гусева Татьяна Михайловна | 100 | 50 | 100 | 36 | 100 | 52 | 100 | 52 | 100 | 52 |
4-ые классы | 100 | 50 | 100 | 50 | 100 | 45 | 100 | 52 | 100 | 54 | |
15. | Грибанова Людмила Александровна | 100 | 71 | 100 | 61 | 100 | 52 | 100 | 68 | 100 | 74 |
16. | Прыщенко Светлана Викторовна | 100 | 46 | 100 | 50 | 100 | 50 | 100 | 50 | 100 | 50 |
17. | Черябкина Ирина Петровна | 100 | 33 | 100 | 37 | 100 | 36 | 100 | 41 | 100 | 39 |
18. | Еремеева Вера Александровна | 100 | 47 | 100 | 50 | 100 | 43 | 100 | 50 | 100 | 50 |
1-4 классы | 100 | 58 | 100 | 57 | 100 | 57 | 100 | 62 | 100 | 62 |
Данный сравнительно-цифровой анализ свидетельствует:
- Показатели качества обученности учащихся по предметам, в целом, имеют тенденцию к стабильности.
- Данные результаты достигают среднестатистических показателей по городу.
Рассматривая уровень обученности обучающихся начальных классов по параллелям в динамике за четыре четверти 2009-2010 учебного года, видна стабильность или рост качества по всем классам и параллелям в течение года. Из таблицы следует, что учителя начальной школы добиваются достаточно высокого качества знаний, приложив максимум усилий, знаний и терпения для достижения полученных результатов. Высокое качество знаний обеспечивают следующие учителя 1-4 классов:
Рейтинг классов по качеству обучения:
Место | Класс | Классный руководитель | % |
1 2 3 4 5 6 7 8 9-10 | 1 "Г" 3 "Б" 4 "А" 1 "А" 2 "Б" 2 "А" 1 "Б" 1 "В" 2 "В", "Г" | Полетаева М.В. Шабанова Е.А. Грибанова Л.А. Григорьева И.В. Новикова Т.И. Пирогова Т.Ю. Перминова Р.П. Белкина Е.А. Голимчук Е.А., Савенкова Н.А. | 82 % 77 % 74 % 73 % 69 % 68 % 66% 63% 61% |
Этому способствует стабильность и слаженность работы МО, что происходит благодаря тесному контакту учителей между собой, их открытости по отношению друг к другу в работе, доверительности, обмену опытом и очередными находками, новыми методическими наработками.
Анализ ПГК показал следующее:
- учащиеся 4-ых классов на высоком уровне усвоили базисный компонент Госстандарта (100%);
- по данному содержанию достигнут высокий уровень качества знаний – 92%;
- степень обученности учащихся составляет 87%, средний балл – 4,3.
Таким образом, учителям, работающим в параллели 4-ых классов, удалось полностью реализовать программу Госстандарта по предмету.
На протяжении последних пяти лет учащиеся начальной школы постоянно достигают высоких результатов, участвуя в городской олимпиаде младших школьников, ежегодно занимая призовые места (2004-2005уч.год – II место, 2006-2007 уч.год –III место, 2007-2008уч.год- I место в районной олимпиаде, 2008-2009 – участие, 2009-2010 – по району – 5 место, по городу – 18 место). В этом учебном году учащиеся 2-4 кл. принимали активное участие в различных конкурсах, играх: «Акбота»-41 ч., «Русский медвежонок»-20 участников – 3 призовых места, «Золотое руно»-18 участников-2 призовых места, «Кенгуру-лингвист», «Кенгуру-математик»-36 участников.
Успеваемость и качество знаний по начальной школе
в разрезе предметов
2009-2010 учебный год
Предметы | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год | |||||
усп-ть | кач-во | усп-ть | кач-во | усп-ть | кач-во | усп-ть | кач-во | усп-ть | кач-во | |
Казахский язык | 100 | 67,9 | 100 | 67,9 | 100 | 78,8 | 100 | 68,1 | 100 | 69,7 |
Русский язык | 100 | 66,8 | 100 | 70,9 | 100 | 81,1 | 100 | 68,4 | 100 | 68,1 |
Литературное чт. | 100 | 90,2 | 100 | 88,9 | 100 | 88,6 | 100 | 90,6 | 100 | 90,3 |
Математика | 100 | 74,3 | 100 | 74,0 | 100 | 99,2 | 100 | 75,4 | 100 | 75,4 |
Познание мира | 100 | 86,3 | 100 | 81,4 | 100 | 97,8 | 100 | 87,0 | 100 | 87,2 |
Музыка | 100 | 100 | 100 | 99,4 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
ИЗО | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Физкультура | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Труд | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
1/3 часть обучающихся 1-4 классов имеет «3» по итогам года в силу своих слабых интеллектуальных возможностей, часть этих детей из социально-неадаптированных семей, что приводит к пропускам без уважительных причин, невниманию родителей к успеваемости детей.
Анализируя причины плохой успеваемости, выделили 2 группы:
- Наличие детей с низкими интеллектуальными способностями.
- Отсутствие помощи со стороны родителей, бесконтрольность (социально-неадаптированная семья).
Пути решения:
- индивидуальная работа педагога, осуществление дифференцированного подхода, коррекционно-развивающие занятия с психологом;
- создание для ребёнка ситуации успеха;
- привлечение родителей к воспитанию детей;
- определение детей в специальные образовательные учреждения.
Хочется надеяться, что результаты будут в дальнейшем более стабильными и высокими, т.к. предрасположенность к этому наблюдается. С одной «4» закончили учебный год 6 учащихся 1 классов, 9 второклассников, 8 третьеклассников и 1 ученик из 4-ых классов. Также есть резерв и среди детей, закончивших учебный год с одной «3»: 12 учащихся 1 классов, 8 человек в параллели 2 классов, 10 человек – в параллели 3-их классов, 8 четвероклассников.
По итогам 2009-2010 учебного года СОУ достигла высокого уровня по всей начальной школе (75%), в том числе и в каждой параллели: 1 класс – 77%, 2 класс – 75%, 3 класс – 75%, 4 класс – 74% (СОУ на высоком уровне у следующих учителей: Полетаева М.В. – 82%, Пирогова Т.Ю. – 78%, Перминова Р.П.,Шабанова Е.А. – 77%, Грибанова Л.А., Новикова Т.И., Григорьева И.В., Белкина Е.А. - 76%). Допустимый уровень степени обученности учащихся у остальных учителей.
О сформированности ЗУН свидетельствуют результаты итогового контроля. По результатам тестирования за 4 четверть практические умения и навыки по математике сформированы на качественном уровне у учащихся 1-ых классов – 68% (1г-87%, 1б-71%, 1в- 65%, 1а,д-57%), в параллели 2 – ых классов – 75% качество знаний (2г – 82%, 2а – 80%, 2в-74%, 2б –64%), у учащихся 3 классов – 81% (3в – 96%, 3б,г – 88%, 3д – 68%, 3а– 65%), у учащихся 4-ых кл. – 65% (4а – 79%, 4б – 71%, 4в – 56%, 4г – 50%).
Вывод: Программный уровень по результатам контрольного тестирования выполнили 97% учащихся 1-4 классов, качество знаний составило – 72%, СОУ- 78%, средний балл- 3,9. В следующем учебном году необходимо:
- вести индивидуальный контроль за уровнем знаний учащихся;
- анализировать систему формирования вычислительных навыков, обращая особое внимание на обратные арифметические операции;
- внедрять в практику приёмы преподавания, способствующие развитию логического мышления, развитию умений применять знания на практике;
- классифицировать вычислительные ошибки и проводить работу по их устранению.
По русскому языку: Анализ результатов тестирования первоклассников показал, что качество знаний по обучению грамоте находится на достаточно высоком уровне –61% (1г-83%, 1а,б-57%, 1в,д-52%). По русскому языку качество знаний по 2 классам составило 77% (2в – 96%, 2а – 77%, 2г - 70%, 2б – 64%), по 3 классам – 85% (3в – 100%, 3б,г – 92%, 3а – 81%, 3д – 60%), по 4-ым классам – 83% (4б – 96%, 4а – 86%, 4г – 85%, 4в – 64%).
Вывод: Программный уровень по результатам контрольного тестирования выполнили 97% учащихся 1-4 классов. Лишь 3% учащихся не справились с работой. Поэтому практически все учащиеся начальных классов имеют достаточный для продолжения обучения уровень знаний, умений, навыков и познавательных интересов по русскому языку: %успеваемости составил 97%, качество знаний – 76,5%, СОУ- 83%, средний балл- 4,1.
По познанию мира:
Вывод: Базисный компонент по результатам контрольного тестирования усвоили 98% учащихся 1-4 классов. Лишь 2% учащихся не справились с работой. Поэтому практически все учащиеся начальных классов имеют достаточный для продолжения обучения уровень знаний, умений, навыков и познавательных интересов по познанию мира: %успеваемости составил 98%, качество знаний – 74%, СОУ- 79%, средний балл- 3,9. В следующем учебном году необходимо:
- вести индивидуальный контроль за уровнем знаний учащихся;
- внедрять в практику приёмы преподавания, способствующие развитию логического мышления, развитию умений применять знания на практике;
- следует уделить большее внимание изучению трудных тем по познанию мира, где допущено наибольшее количество ошибок.
По литературе:
Вывод: Программный материал по результатам контрольного тестирования выполнили 99% учащихся 2-4 классов. Качество знаний – 79%, СОУ- 81%, средний балл- 4,0. В следующем учебном году следует больше внимания уделить дополнительному чтению учащихся, словарной работе, обучению специальной терминологии по предмету.
Учителями начальных классов в каждой параллели достигнуты достаточно высокие результаты сформированности навыков чтения у детей. В целом, 99% учащихся получили необходимый уровень базовых знаний, умений и навыков; у 86% уч-ся 1-4 классов высокий уровень сформированности всех сторон навыка чтения (способ, темп, правильность, осознанность, выразительность). СОУ составляет 89% (оптимальный уровень).
В сравнении с результатами на конец 1 полугодия все учащиеся 1-ых классов овладели навыком чтения (ниже нормы читают 6 уч.в 1д классе и единичное количество учащихся в 1а,в,г классах). В параллели 2-ых классов качество чтения составило 88%, что на 2% ниже результатов 1 полугодия: на 2 человека больше прочитало ниже нормы-13чел., выше нормы читает большая часть второклассников 61%. В параллели 3 классов 80% учащихся прочитали по норме и выше. В основном это чтение целыми словами. На 7% выше стало качество чтения в параллели 4-ых классов (было 81%, стало 88%): количество читающих ниже нормы уменьшилось на 4 человека, а также, увеличилось количество читающих выше нормы (с 75 четвероклассников до 86 уч-ся). Конкретный анализ причин повышения и понижения результатов дан в справке по итогам проверки техники чтения за II полугодие.
Решение:
- Продолжать целенаправленную работу по формированию ОУУН по всем предметам.
- Взять под контроль качество преподавания предметов в классах, показавших снижение результатов.
- При конструировании урока продумывать отбор методов для реализации ТДЦ в плане формирования учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов.
- Более глубоко и качественно индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения.
- Каждому учителю совершенствовать формы и методы мониторинга за состоянием преподавания учебных дисциплин с целью повышения качества преподавания и степени обученности учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый праздник для учащихся начальной школы. Подведение итогов учебного года. Награждение.
Каждый год в нашей гимназии проводится общешкольный итоговый Праздник Всех Наук. На празднике мы стараемся отметить призами, грамотами и кубками как можно больше детей. Сценарий это...
Доклад на тему Создание положительной мотивации на уроках как средство повышения качества знаний в начальной школе.
Доклад на тему "Создание положительных мотиваций на уровах как средство повышения качества знаний в начальной школе"...
Тестирование как один из методов контроля качества знаний учащихся начальной школы
Тест - это средство, позволяющее выявить уровень качества усвоения материала. Различают несколько видов тестов.Избирательный тест, и его виды....
«Технология развития критического мышления как средство повышения качества знаний учащихся начальной школы»
Свою основную задачу я вижу в том, чтобы дать каждому ученику возможность, опираясь на его субъектный опыт, реализовать себя в учебной деятельности. Для достижения этой цели я использую технолог...
Способы повышения качества знаний учащихся начальной школы.
Использование следующих современных образовательных технологий (СОТ):здоровьесберегающие технологии;технологии дифференцированного обучения;информационные технологии;технология проблемного обучения;иг...
«Влияние типов учебных программ на качество знаний учащихся начальных классов»
Проблемы современных школ.Какое УМК выбрать?...
Выступление на педсовете.Повышение качества знаний учащихся начальных классов
Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприяти...