Способы повышения качества знаний учащихся начальной школы.
методическая разработка (4 класс)
Использование следующих современных образовательных технологий (СОТ):
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии дифференцированного обучения;
- информационные технологии;
- технология проблемного обучения;
- игровые технологии;
- технология критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priyomy_povyshayushchie_kachestvo_znaniy_v_nachalnoy_shkole.docx | 25.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследования показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит.
50% запоминается из того, что мы видим и слышим, просматривая фильмы, бывая на выставках и экскурсиях. 70% мы запоминаем из того, что говорим, участвуя в дискуссиях. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, сами выносим решения, делаем выводы и прогнозируем дальнейшую деятельность, только тогда мы запоминаем на 90%. Объяснение простое: только 10% людей способны учиться с книгой в руках. Значит, только десяти процентам учащихся приемлемы методы в традиционной школе, остальные 90% способны учиться, но не с книгой в руках, по-другому: своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств, т.е. способы познания у разных людей разные.
Сегодня общество заинтересованно в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие
и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения.
Главным результатом образования становится не система ЗУН сама по себе, а набор компетентностей, обеспечивающий эффективное решение личностью разнообразных проблем. Появление идей компетентностного подхода в образовании выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении.
Реально достичь цели образования в новых социальных условиях
мне помогает комплексное использование следующих современных образовательных технологий (СОТ):
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии дифференцированного обучения;
- информационные технологии;
- технология проблемного обучения;
- игровые технологии;
- технология критического мышления
Игровые технологии
Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Развивающие технологии: игры, кроссворды применяются в начальной школе для активизации внимания, снятия напряжения и создания комфортной атмосферы на уроке. Применяя творческие задания можно заинтересовать ребят, и тогда сложные задания (например, на развитие логического мышления) детьми воспринимаются как забавная умная и весёлая игра, в процессе которой легче происходит усвоение материала различной сложности.
Технология развития критического мышления аудитории, предполагает рассмотрение различных суждений, точек зрения на проблему, создание условий для выработки школьником самостоятельного мнения, решения, вывода. Учитель должен стараться использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, уделять большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения».
Технология проблемного обучения, которую я использую на этапах сообщения темы, цели урока и самостоятельной работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение.
В ходе инновационного поиска установила, что освоение опыта самостоятельной деятельности осуществляется более эффективно в условиях органического сочетания двух организационных форм:
а) обычных уроков, функции и структура которых несколько изменяются;
б) свободной работы учащихся по решению поставленной проблемы.
Методы | Формы работы |
| Урок-игра; Урок КВН; Урок-беседа. |
| Урок-экскурсия |
| Интегрированный урок; Урок-размышление; Урок-концерт. |
| Урок-дискуссия; Урок-исследование |
Хочу подробнее остановиться на технологии учебного проблемного исследования, которая может применяться в преподавании практически любого предмета. Я же начала применение данной технологии на программе «Окружающий мир». Уроки-исследования развивают у детей не только исследовательские умения, но и коммуникативные умения. Применение проблемно-исследовательского метода позволяет поставить ребёнка в активную позицию исследователя, познающего окружающий мир с его закономерностями, противоречиями и загадками. Этот метод обеспечивает высокий уровень самостоятельности ребёнка в процессе учения. В центре учебного процесса стоит ребёнок со своими вопросами и интересами, а не учитель, который должен передать знания в готовом виде. Важно и то, что проблемно-исследовательский метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного учащимися. Индивидуальное творчество ребёнка, самостоятельные эксперименты и совместные формы группового исследования становятся необходимыми составляющими обучения. При таком построении процесса обучения обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их способностей к сотрудничеству, пониманию других людей и самих себя. Дети приобретают такие мыслительные и исследовательские умения, без которых невозможно более или менее самостоятельное выполнение исследовательской или проектной работы, а в конечном итоге умение учиться, и не только в школе, а в течение всей жизни. Основной особенностью урока исследования является целостность, т. е. связность всех его этапов и их подчинённость одной функции, в данном случае – открытию или доказательству какого-то нового знания, идее урока. Это обеспечивается двумя важнейшими компонентами – мотивацией и обобщением.
Исходя из этого, я определяю основные шаги при конструировании урока-исследования.
- Первым шагом я осознаю для себя, что ученик должен узнать на уроке, т. е. сформулировать обобщение урока.
- Вторым шагом определить материал для изучения (из учебника, журналов, энциклопедий и т. д.), различный по уровню сложности. Это даёт мне возможность осуществлять дифференциацию обучения, группируя учащихся с учётом их познавательных потребностей, возможностей и уровня подготовки по предмету.
- Третий шаг – определение типа учебного исследования (индуктивное или дедуктивное). Например, если планирую, общее ознакомление с довольно обширным материалом по теме или по разным темам, то стоит выбрать индуктивную логику построения занятия. Если изучаем довольно большой объём нового материала, то занятие строю в дедуктивной логике.
Методы развития учебной мотивации
Метод «Ситуация успеха» - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Различается успех и ожидания личности. Можно выделить три вида: предвосхищаемый успех, в основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо, но на пустом месте успех родиться не может; констатируемый успех фиксирует достижение, он дает младшим школьникам возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день; обобщающий успех способствует состоянию уверенности, защищенности, опоры на самого себя, но есть вероятность опасности переоценить свои возможности, успокоиться.
Метод «Соревнование» - это метод, при котором естественная потребность школьников к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.
Итак, учитель постоянно должен изучать мотивы учения и поведения своих учеников. Педагог должен хорошо знать приемы возбуждения интереса школьников, уметь ими пользоваться в зависимости от ситуации.
Использование метода проектов. В начальной школе особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов. Проектная деятельность представляет собой развёрнутую структуру учебной деятельности. Возможные продукты проектной деятельности младших школьников: журнал, книжка-раскладушка, памятка, тест по теме, презентация, сочинение рассказа, сказки, коллаж, стенгазета, сувенир-поделка.
Метод создание проблемной ситуации. Сущность её в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…». Создание проблемной ситуации возможно через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера. На каждом из этапов урока можно использовать проблемные вопросы: вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия; вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить; вопросы по установлению причинно-следственных связей. Открытие каждой причины - шаг к более глубокому пониманию.
Приемы повышения интереса к учебному материалу.
Для того чтобы мотивировать ребёнка к учебному процессу, нужно изучение новой темы начинать в необычной форме.
Для этого использую приём «Привлекательная цель».
Ставится перед учащимися простая, понятная и привлекательная цель, при достижении которой они волей-неволей выполняют и то учебное действие, которое планирует учитель.
Пример. Тема: «Свойства воды». Цель учителя - рассмотреть с детьми свойства воды. Перед учениками же я ставлю иную цель - узнать, почему зимой во время сильных морозов лопаются водопроводные трубы.
Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени.
Добиться этого мне позволяет приём “Отсроченная отгадка”.
1 вариант. В начале урока задается классу загадка (излагается удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Пример: « Это и фильтр, и печка, и сторожевой пост» (нос)
2 вариант. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие. «На следующем уроке учащиеся узнают о лучшем пылесосе в природе». (Растения, а именно - тополь). Тема: Воздух должен быть чистым».
Также при сообщении темы урока и его цели используется приём «Прогнозирование».
Например, урок литературного чтения. «Послушайте название произведения, с которым будем работать на уроке, и попробуйте определить жанр произведения, тему, возможные события».
Прием «Лови ошибку». Объясняя материал, намеренно допускаю ошибку. Сначала ученики предупреждаются об этом заранее. Иногда им можно в случае обнаружения моей преднамеренной ошибки «сигналить» об этом интонацией или жестом. Надо научить учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, если таковое требуется. Нужно поощрять внимание учащихся.
Прием «Посмотри на мир чужими глазами». Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как необычное. Тема: «Круговорот воды» Учащемуся предлагается представить себя снежинкой. Нужно описать все происходящие с ним события.
Приём “Фантастическая добавка”. Учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина “Лягушка-путешественница”, и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.
Использование игровых приемов.
Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Использовать для этой цели можно занимательные задания, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Современные педагогические технологии располагают значительным количеством разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений, которые повышают мотивацию учащихся.
Сюда относятся:
- задачи в стихах,
- задачи-смекалки,
- задачи-шутки,
- драматизированные игры,
- интересные факты,
- ребусы, головоломки,
- кроссворды и многие др.
Такие приёмы позволяют мотивировать детей к изучению нового материала - ведь очень хочется узнать ответ к загадке, раскрыть секрет удивительного факта, побывать в роли сказочного героя и т.д.
Приемы повторения пройденного на уроке.
Прием «Своя опора». Ученик составляет собственную опорную схему или развернутый план ответа по новому материалу. Составление алгоритмов, памяток. Пример, алгоритм разбора слова по составу.
Прием «Повторение с расширением». Ученики составляют серию вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания нового материала.
Прием «Свои примеры». Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала.
Прием «Повторение с одновременным контролем». Учащиеся составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу в виде теста, кроссворда. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие на них отвечают.
На этапе самоконтроля и самооценки повысить учебно-познавательную мотивацию школьников помогает такая форма организации учебной деятельности, как работа в паре «ученик - ученик».
Например. Каждый ученик получает карточку, которая содержит вопрос и три варианта ответа. Правильным могут быть один, два, а, иногда, и все три варианта. Ученик делает выбор и готовится объяснять соседу, почему он так считает. Далее принимается групповое решение, что является важным для корректировки личностных качеств. Потом слово предоставляется группе. Озвучивается верный вариант. В заключении каждый ученик сам оценивает свой результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ качества знаний учащихся начальной школы по итогам года
Материал к итоговому педсовету, отображающий качество работы учителей начальных классов....
Доклад на тему Создание положительной мотивации на уроках как средство повышения качества знаний в начальной школе.
Доклад на тему "Создание положительных мотиваций на уровах как средство повышения качества знаний в начальной школе"...
Пути повышения качества знаний в начальной школе
Шичиях З.Ю. "Пути повышения качества знаний в начальной школе"...
Тестирование как один из методов контроля качества знаний учащихся начальной школы
Тест - это средство, позволяющее выявить уровень качества усвоения материала. Различают несколько видов тестов.Избирательный тест, и его виды....
«Технология развития критического мышления как средство повышения качества знаний учащихся начальной школы»
Свою основную задачу я вижу в том, чтобы дать каждому ученику возможность, опираясь на его субъектный опыт, реализовать себя в учебной деятельности. Для достижения этой цели я использую технолог...
«Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках , как один из способов повышения качества знаний учащихся».
результаты использования ИКТ, типы компьютерных средств обучения....
Технология продуктивного чтения как способ повышения качества образования в начальной школе
Технология продуктивного чтения - современная образовательная технология. На основе увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются литературоведческие знания учащихся, а также совершен...