Кейс-технологии как средство речевого развития детей младшего школьного возраста.
статья
Использование кейс-технологии позволяет вызвать потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности. На высоком уровне идет развитие УУД, воспитание коммуникативной культуры личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
кейс-технологии как средство речевого развития детей младшего школьного возраста | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : «Кейс-технологии как средство речевого развития детей младшего школьного возраста»
Головко Оксана Николаевна,
учитель начальных классов,
МОУ «СОШ п. Пробуждение им. Л. А. Кассиля»
Добрый день, уважаемые коллеги. Тема моего выступления «Кейс-технологии как средство речевого развития детей младшего школьного возраста»
Свое выступление начну с высказывания доктора филологических культур, профессора, искусствоведа Дмитрия Сергеевича Лихачёва. «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума» Д. С. Лихачёв
И действительно речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Младший школьный возраст – это период активного развития всех сторон речи как устной, так и письменной.
Согласно новым требованиям ФГОС одним из ведущих приоритетов является социально-коммуникативная направленность образовательного процесса. Это является значимым, так как в последнее время педагоги и родители всё чаще замечают, что многие младшие школьники испытывают серьёзные проблемы в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращаются. Они часто не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют адекватно выражать свои чувства и мысли, поэтому часто конфликтуют и замыкаются в себе.
Связано это с увеличением времени для просмотра кинофильмов и мультфильмов, с агрессивной и неприветливой лексикой. Современные дети каждый день впитывают в себя все больше и больше информации, которую не успевают обработать в своей голове, разложить все по полочкам и спокойно объяснить.
Общительность, умение контактировать с другими людьми – необходимая составляющая самореализации ребёнка, его успешности в различных видах деятельности, важное условие для нормального психологического развития личности.
Современные педагоги все чаще приходят к пониманию того, что путем простой передачи даже самых современных знаний, умений и навыков не сформировать такие важные социальные качества личности, как
умение работать в команде;
• умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
учатся получать необходимую информацию в общении;
• развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;
умение доказывать и отстаивать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
Поэтому в современном школьном образовании уделяется много внимания развитию речи обучающихся.
Но, не смотря на все прилагаемые усилия, в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы.
-скудный словарный запас,
-неумение согласовывать слова в предложении,
-нарушение звукопроизношения, внимания,
-слабое развитие логического мышления.
Перед педагогами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Это позволит младшим школьникам успешно вступать в разные формы общения (деловое, познавательное, личностное). Сегодняшний день отличается активным ростом новых педагогических технологий, использование которых, помогают нам реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития. В образовательной практике накоплено достаточное количество методик по развитию речи у школьников. Для формирования коммуникативной компетенции и развития связной речи школьников я использую в своей работе методы кейс - технологий.
Кейс технологии – это способ организации краткосрочного обучения на основе подлинных или вымышленных ситуаций.
В работе с детьми я применяю технологию кейс-иллюстрацию - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации, анализа возможных решений и выбора лучших из них. Анализ как логическая операция мышления способствует речевому развитию ребенка, поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство.
Задачи кейс-иллюстрации:
- Сформировать навыки работы в команде.
- Развивать умение вести диалог.
- Развивать умение адекватно реагировать в конфликтных ситуациях.
- Научиться работать с информацией самостоятельно, делать выводы.
Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.
Данные технологии помогают повысить интерес детей к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и излагать свои мысли.
Кейс - иллюстрации используются во время непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей 1 – 4 классов.
Технология кейс – иллюстрация содержит: - иллюстрацию, где показана смоделированная или реальная проблемная ситуация;
- текст (правильно поставленный вопрос, мотивирующий детей проанализировать проблему и принять оптимальное решение проблемы. Используя данную технологию, необходимо соблюдать следующие этапы работы с детьми.
Первый этап: подготовительный.
Знакомство детей с ситуацией (иллюстрацией). На этом этапе педагог сообщает важные детали о месте или времени, возрасте или занятии человека и т. д. Детям задаются вопросы, направленные на вычленение проблемы. Используются такие вопросы, как «Что неправильно делает персонаж?», «Что случилось с ним?»
Второй этап: выявление причинно-следственных связей, условий, влияний, неадекватности и т. п. Используются такие вопросы, как «Почему это могло случиться?», «Почему так произошло?». Важно поощрять версии, выдвигаемые детьми, педагог ориентирует детей на установление ответственных, на «перебор» причин.
Третий этап: этап поиска верных и безопасных вариантов поведения. Учитель задаёт вопросы типа «Как правильно поступить в этой ситуации?», уточняет, сам ли ребенок решает проблему или прибегает к помощи взрослого человека. Здесь же педагог уточняет, что нужно изменить в этой ситуации.
Четвертый этап: аналитический. Дети
демонстрируют умения логически мыслить.
Пятый этап: итоговый. Дети размышляют, выдвигают
аргументы, применяют полученные знания
Шестой этап: оценочно-рефлексивный. Дети высказывают свою точку зрения, делают выводы, умозаключения.
Этот метод можно применять регулярно практически по любой теме обучения. Однако эффективность занятия с помощью кейс - технологии во многом зависит от умения учителя организовать работу, направлять беседу в нужное русло, контролировать время, вовлекать в дискуссию всех участников образовательного процесса.
К кейс-технологиям также относятся:
• метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии; кейс-иллюстрации; фото-кейсы);
• метод инцидента;
• метод ситуационно-ролевых игр;
• метод разбора деловой корреспонденции;
• игровое проектирование;
• метод дискуссии.
Например, для развития речи обучающихся на уроке можно использовать :
метод ситуационно-ролевых игр
Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.
Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.
Кейс-стади «Разговор по телефону».
Цель:
— закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета;
— формирование культуры общения;
— воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни.
Владик звонит Юре по телефону. Трубку берет Юрин папа.
— Юру позовите.
— Юры нет дома. А с кем я говорю?
— Ну ладно, потом позвоню.
Вопросы:
— Что вы можете сказать про Владика?
Дети обсуждают ситуацию. Приходят к определенным выводам.
Если обсуждение затягивается, то учитель может направлять его с помощью вопросов:
— Можно ли назвать Владика вежливым и воспитанным?
— Почему?
— Умеет ли Владик разговаривать по телефону?
— О каких правилах речевого этикета забыл мальчик?
Задание для групп.
Предложите свой вариант разговора по телефону.
Каждая группа обсуждает и разыгрывает получившуюся ситуацию.
Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой (возможной) ситуацией и выработку школьниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.
Кейс-иллюстрации и кейс-фото активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, развивают речь обучающихся, воспитывают чувства.
Таким образом, применение кейс - технологии, оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных навыков младших школьников.
Таким образом, процесс обучения с использованием кейс–метода результативно при формировании метапредметных компетенций обучающихся, развивает учебно-познавательную активность обучающихся . Использование интерактивного метода позволяет вызвать потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности. На высоком уровне идет развитие УУД, воспитание коммуникативной культуры личности.
Использование данной технологии позволяет младшим школьникам применять в новых жизненных ситуациях теоретический материал.
Кейс-ролевое (игровое) проектирование основано на проектной деятельности, с которой мы уже знакомы. В данном случае группу детей можно разделить на мини-группы для выполнения проекта. Диапазон использования метода игрового проектирования огромен, так как может включать в себя проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.
Игровой проект «Кока-кола: за и против».
Данный проект долгосрочный и включает в себя несколько этапов:
Подготовительный – рассмотрение и постановка проблемы. На данном этапе воспитанникам предлагается изучить состав кока-колы, влияние ингредиентов на организм человека, выдвинуть гипотезы и наметить пути их проверки.
Основной этап – дети с помощью педагога проводят эксперименты. Как часто вы употребляете кока-колу? Здесь детям предлагается самостоятельно провести опрос. Совместно с детьми решается – кто будет интервьюировать и кого (взрослых или детей). Молочный зуб растворяется в кока-коле за 12 часов — совместно с детьми решаете, как можно это проверить (с помощью яйца). Старую монету можно очистить с помощью кока-колы — совместно с детьми решаете, как можно это проверить. На данном этапе педагогу отводится второстепенная роль. Он только предлагает проблему, а пути ее решения должны вырабатываться группой детей. Именно так будет реализована кейс-технология.
Заключительный – подведение итогов, самоанализ, подготовка презентации.
Кейс-технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей:
• происходит формирование у детей навыков работы в команде;
• умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
учатся получать необходимую информацию в общении;
• развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;
• обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;
• учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.
учатся доказывать и отстаивать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
Главное предназначение кейс-технологии – развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией (любой, представленной как текстом, как иллюстрацией или фото, видео-фрагментом и т.д. ).
В рамках обновленных ФГОС среди ряда задач перед учителем начальных классов встала, можно сказать, главная задача: «воспитание ребенка 21 века», т. е. ребенка «думающего», способного мыслить аналитически. Одним словом, учителю необходимо перейти от передачи готовых знаний к мотивации воспитанников на проявление инициативы и самостоятельности в решении возникших вопросов.
Список использованных источников и литературы
- Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса. Режим доступа: http://www.hr-training.net/statya/mihajlova_1.shtml.
- Новиков А.М. Методология образования. М.: Эгвес, 2006.
- Смолянинова О. Дидактические возможности метода case-study в обучении учащихся. Режим доступа: http://www.lan.krasu.ru.
- Воронина, Ю.В. Современный урок окружающего мира в начальной школе: методическое пособие / Ю.В. Воронина. – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2011.
- Прутченков, А.С. Технология “кейс-стади” в воспитании школьников. // Школьные технологии . – 2009. – №1.
- Загашев И.О. и др. Критическое мышление: технология развития / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. – СПб: Альянс-Дельта, 2003.
- Деркач А.М. Кейс-метод в обучении /А.М. Деркач // Специалист. – 2010. – №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Суть данной статьи - новая система образования, ее цели, основополагающее значение русского языка в ней, современные методы и подходы в развитии речевого творчества, реализация интерактивных форм обуч...
Варианты заданий по развитию правильных речевых навыков детей младшего школьного возраста.
задания по развитию правильных речевых навыков...
Методические рекомендации по развитию речевой деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью и задержкой психического развития.
Методические рекомендации по формированию грамматического строя речи у детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития....
Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста
Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста....
Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)...
Игры для развития речевого дыхание детей младшего школьного возраста
Зачастую, в логопедический пункт зачисляются дети с нарушениями звукопроизношения. Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. Источником образования звуков речи является воздушная стр...