Варианты заданий по развитию правильных речевых навыков детей младшего школьного возраста.
консультация (1 класс) на тему
задания по развитию правильных речевых навыков
Скачать:
Предварительный просмотр:
Варианты заданий по развитию правильных речевых навыков детей младшего школьного возраста.
Как начинающий логопед, работая с младшими школьниками, у которых диагноз ОНР (общие недоразвитие речи) испытывала трудности в их обучении.
Углубленно изучив научную литературу и первые современные концепции – методики Т.Б. Филичевой ;
Г.В. Чиркиной ; Н.Ю. Боряковой ; С.Н. Шаховской и других.
Накапливаю удачные приёмы, методы, подходы, позволяющие успешно работать с детьми младшего школьного возраста и преодолевать системные речевые нарушения.
Своим практическим опытом хочу поделиться с вами.
У детей с общим недоразвитием речи не сформировано не одно, а несколько звеньев единой языковой системы.
У детей с ОНР 2-3 уровня наблюдается крайне бедный словарь, часто только обиходный.
Недостаточно сформирован грамматический строй речи, страдает фонематическая сторона речи.
Такие школьники плохо понимают речь взрослого из-за ограниченности импрессивного и экспресивного словаря и недоступности семантики (смысла) многих слов.
Следствием этого является практическое отсутствие связной речи.
У детей школьного возраста с ОНР неразвиты базовые внеречевые процессы :
моторика (общая, мелкая), восприятие, память, мышление.
У них наблюдается соматическая ослабленность и своеобразные поведенческие реакции. Такие школьники зачастую или крайне расторможены, со своеобразными поведенческими реакциями или крайне заторможены, медлительны.
Задания и игры, которые я предлагаю детям на занятиях (индивидуально и фронтально).
Задания могут быть использованы на примере любого лексического материала. Их можно дополнить, развить, разнообразить с учётом поставленной цели, достижение
желаемого результата и самое главное, с учётом индивидуальных особенностей и их возможностей каждого ребёнка.
Игры и упражнения.
« Нарисуй ,найди или наклей картинки на заданную тему»
Цели задания :
1. расширение активизации словаря по любой лексической теме назови ( что, кто, это ?) ;
2. формирование грамматического строя речи (поочерёдно закры-вать по одной картинке – назови чего, кого нет ?)
3. развитие фонематического слуха ( логопед называет картинки : хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком «С» и.т.д
4. автоматизация звуков речи ( назови картинки, в названии которых есть звук «Р» и. т. д.;
5. обучение элементам грамоты (определи первые звуки в названии предметов и.т.д.
« Назови и раскрась»
Цели задания :
1. активизация словаря ( назови каждый предмет, назови только…)
2. формирование навыка обобщения предметов по основным признакам ;
3. развитие сенсорики, уточнение и закрепление знаний ребёнка о цвете, форме, величине ;
4. развитие слухоречевого внимания (например: первым раскрась.., а вторым раскрась…, синим раскрась…,
а красным раскрась..,)
5. формирование грамматического строя речи (например: сколько овощей, сколько фруктов, сколько всего.., красный круглый помидор, жёлтое овальное яблоко)
6. развивать умение удерживать в памяти и правильно выполнять многоступенчатые инструкции (например:
раскрась.., сосчитай.., назови)
«Назови правильно»
Цель задания :
Формирования грамматического строя речи ( например : закрепления умение детей правильно согласовывать существительные с числительным: назови что это и сколько ? одна морковка, две морковки и.т.д.)
Для выполнения заданий используется зрительный ряд из пяти одинаковых предметов. Важно открывать предметы поочерёдно для названия их ребёнком.
« Найди одинаковые по форме и величине предметы
и раскрась их»
Цели задания :
1. закрепление знаний ребёнка о цвете, форме, величине предметов, геометрических формах, количестве ;
2. развитие слухового, зрительного внимания и памяти ребёнка. Например :
а) найди и раскрась предметы, похожие на круг,
б) найди и раскрась пары одинаковых предметов,
в) найди и раскрась одинаковые по форме, но разные по величине.
« Найди лишний предмет»
Цели задания :
1. учить детей обобщать предметы по заданным признакам ;
2. развивать зрительное и слуховое внимание и память.
Например :
а) зачеркни среди предметов один, который нельзя назвать так же, как остальные.
б) назови общим словом незачёркнутые предметы.
в) назови незачёркнутые предметы по порядку
г)назови зачёркнутые предметы( со зрительной опоры)
д) вспомни и назови зачёркнутые предметы (без зрительной опоры)
«Назови наоборот»
Цели задания :
Расширение и активизация словаря антонимов на примере:
1. прилагательных ( мокрый – сухой)
2. приставочных глаголов (въехал – выехал)
3. наречий (жарко- холодно)
Придумать, показать и объяснить такие примеры, чтобы
в контекстной речи ребёнку был понятен смысл данных слов.
При показе возможно использовать действия, выполняемые
настоящими предметами или игрушками.
Например :
Грузовик выезжает из гаража, а легковая машина въезжает в гараж.
«Подбери нужное слово»
Цели задания :
1. расширение и активизация словаря словами-признаками по разным лексическим темам ;
2. формирование грамматического строя речи.
Например: снег какой ? (белый, холодный).
«Подбери слово» (глагол к существительному)
Предлагаемые цели задания :
1. расширение словаря;
2. формирование грамматического строя речи ;
3. составление предложений из 2-х слов по схеме
(кто, что делает?)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ по математике 4 класс 1 вариант
Демонстрационный вариант работы по математике разработан для оценки овладения выпускниками начальной школы планируемыми результатами обучения, разработанными в соответствии с федеральным государственн...
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ Русский язык 4 класс 1 вариант.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ итоговой работы для выпускников начальной школы по русскому языку (для оценки индивидуальных достижений обучающихся) Демонстрационный вариант работы по русскому языку разработ...
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ Русский язык 4 класс 2 вариант.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ итоговой работы для выпускников начальной школы по русскому языку (для оценки состояния системы образования) Демонстрационный вариант работы по русскому языку разработан для о...
Комплексная работа для 1 класса (вариант 1, вариант 2)
Комплесные работы с оценкой выполнения заданий...
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей детей с нарушениями опорно двигательного аппарата ( вариант
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей ...
Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова». («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс, с.4-5, вариант 1, вариант 2).
ШКОЛА 2100Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова». («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс, с.4-5, вари...
Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова» (для детей с ЗПР) («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс, с.4-5, вариант 3, вариант 4).
ШКОЛА 2100Для детей с ЗПР.Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова». («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс, ...