Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы" для 4 класса
рабочая программа (4 класс)

Жидкова Любовь Юрьевна

Адаптированная рабочая программа курса «Шахматы»  в 4 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана на основе основополагающих документов современного российского образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty_.docx573.27 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка.                                                          
  2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
  3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.                                                                                                            
  4. Содержание учебного предмета, курса.                                                                
  5. Приложение. Календарно-тематическое планирование.

1.Пояснительная записка.

     Адаптированная рабочая программа курса «Шахматы»  в 4 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана на основе основополагающих документов современного российского образования:

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. № 373-ФЗ);

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;

- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

-Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.

- Авторской программы «Шахматы в школе» ( Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. АПособия).  Москва. «Просвещение» 2017 год.

     Программа рассчитана для обучающихся 4 класса.

         Программа рассчитана  в 4 классе на 34 часа.

Основу содержания курса составляет изучение основ теории и практики шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в интеллектуальной деятельности,  соревновательной деятельности, в  проведении спортивно – шахматных праздников.

Целью  программы является: равномерное развитие логического и физического интеллекта детей, формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное развитие посредством занятий шахматами и физической культурой.

Задачи программы

- гармоничное развитие детей, увеличение объѐма их двигательной активности,

укрепление здоровья;

-обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;

-выявление, развитие и поддержка одарѐнных детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;

-развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным формам активного отдыха и досуга.

- освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития

шахмат;

- освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур, особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально – спортивных подвижных игр;

- овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях;

- освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования действий во время партии;

- обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и использование

шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и оз-доровления;

- обучение приѐмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.

Оздоровительные:

- формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре вообще и о шахматах в частности;

-формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных, эмоциональных и двигательных проявлений;

-укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей их организма;

-формирование у детей культуры движений, обогащение их двигательного  опыта интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами шахмат, так и физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью.

Воспитательные:

- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими упражнениям, играм, и использование их в свободное время;

- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально – физкультурным занятиям.

2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности

 «Шахматы в школе».

Данная Программа предусматривает достижение определѐнные результатов:

личностных, метепредметных и предметных.

Личностные результаты освоения Программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости

за свою Родину, российский народ и историю России;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной

децентрации;

- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;

- формирование основ шахматной культуры;

- понимание необходимости личного участия в формировании собственного

здоровья;

- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- уважительное отношение к иному мнению;

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам

других людей;

- умение управлять своими эмоциями;

- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении

поставленных целей;

- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;

- оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень

сформированности  универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.

Познавательные УУД:

- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

- овладение способом структурирования шахматных знаний;

- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

- овладение способом поиска необходимой информации;

- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать

проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы

творческого или поискового характера;

- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приѐмы решения задач;

- умение строить логические цепи рассуждений;

- умение анализировать результат своих действий;

- умение воспроизводить по память информацию;

- умение устанавливать причинно – следственные связи;

- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть

реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить

нестандартные решения.

Коммуникативные УУД:

- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе

согласования различных позиций;

- формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

- умение донести свою позицию до других;

- умения учитывать позицию партнѐра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать еѐ реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты освоения Программы – характеризуют умение и опыт

обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного

предмета «Шахматы в школе».

B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны:

-приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значения в жизни человека;

-владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл  и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;

-приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.

Планируемые предметные результаты.

К концу четвёртого года обучения  обучающиеся должны:

 -владеть основными шахматными понятиями;

-владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариантов в практической игре;

-находить и решать различные шахматные комбинации , в том числе мат и в два-три хода;

-знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте;  открытые дебюты и их теоретические варианты;

-уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;

-разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные   эндшпили, знать  теоретические позиции;

-уметь реализовывать материальное преимущество;

-принимать участие в шахматных соревнованиях

Формы отслеживания результатов курса внеурочной деятельности

 -тестирование;

-самооценка – рефлексия учеником  своей деятельности в конце учебного года;  

-турнир по шахматам

3.Тематическое планирование

4 класс

Раздел 1. Теоретические основы  и правила шахматной игры

1.

Сведения из истории шахмат»

1 ч.

2.

Базовые понятия шахматной игры

22ч.

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

3.

Конкурсы решения позиций

2ч.

4.

Соревнования

8ч.

5.

Шахматные праздники

1ч.

Всего

34ч.

4. Содержание учебного предмета «Шахматы»

Содержание  раздела

Тематическое планирование

Раздел 1. Теоретические основы  и правила шахматной игры

Из истории шахмат

Основные содержательные линии

История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России.

Базовые понятия шахматной игры

Основные содержательные линии

Тактические приемы «мельница», «перекрытие», «рентген». Основы дебюта: открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты, слабые пункты, перевес в развитии фигур, выбор хода и оценка позиции, перевес в пространстве.  Основы эндшпиля: простейшие ладейные и легкофигурные окончания.

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

Конкурсы решения позиций

Основные содержательные линии

Конкурсы решения позиций на все пройденные тактические приемы и шахматные комбинации.

Соревнования

Основные содержательные линии

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса»

Шахматные праздники

Основные содержательные линии

Участие в  школьном спортивно-шахматном празднике

5.Календарно-тематическое планирование

урока п\п

Тема  занятия

Дата

План

Факт

1.

История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры

03.09.18

2

Основные принципы игры в дебюте

10.09.18

3

Перевес в развитии фигур

17.09.18

4

Атака на короля

24.09.18

5

Перевес в пространстве

01.10.18

6

Оценка позиции

08.10.18

7

План игры

15.10.18

8

Выбор хода

22.10.18

9

Открытые дебюты

12.11.18

10

Полуоткрытые дебюты

19.11.18

11

Закрытые дебюты

26.11.18

12

Гамбиты

03.12.18

13

Тактический прием «мельница»

10.12.18

14

Тактический прием «перекрытие»

17.12.18

15

Тактический прием «рентген»

24.12.18

16

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

31.12.18

17

Анализ шахматной партии: выбери ход

14.01.19

18

Шахматный турнир

21.01.19

19

Шахматный турнир

28.01.19

20

Шахматный турнир

04.02.19

21

Шахматный турнир

11.02.19

22

Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля

18.02.19

23

Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля

25.02.19

24

Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля

04.03.19

25

Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля

11.03.19

26

Простейшие легко фигурные окончания: мат двумя слонами одинокому королю

18.03.19

27

Простейшие легко фигурные окончания: мат конем и слоном одинокому королю

01.04.19

28

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

08.04.19

29

Роль шахмат в жизни человека. Как стать сильным шахматистом

15.04.19

30

Шахматный турнир

22.04.19

31

Шахматный турнир

29.04.19

32

Шахматный турнир

06.05.19

33

Шахматный турнир

13.05.19

34

Шахматный праздник

20.05.19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа курса «Окружающий мир» для обучающихся 3б класса с ОВЗ (ЗПР)

Адаптированная рабочая программа разработана для третьего общеобразовательного класса. Трое обучающихся имеют рекомендацию ТПМПК для обучения по адаптированной программе для обучающихся с за...

Адаптированная рабочая программа курса «Русский язык» для обучающихся 3 класса с ОВЗ (ЗПР)

Адаптированная рабочая программа разработана для третьего общеобразовательного класса. Трое обучающихся имеют рекомендацию ТПМПК для обучения по адаптированной программе для обучающихся с за...

Адаптированная рабочая программа курса «Окружающий мир» для учащейся 2 класса (вариант 6.3), обучающейся на дому

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 2 класс (третий год обучения) для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигательного аппарата (вари...

Адаптированная рабочая программа курса «Русский язык» для учащейся 2 класса (вариант 6.3), обучающейся на дому

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 2 класс (третий год обучения) для обучающейся с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариан...

Адаптированная рабочая программа курса «Литературное чтение» для учащейся 2 класса (вариант 6.3), обучающейся на дому

Адаптированная  рабочая программа по чтению 2 класс (третий год обучения) для обучающихся  с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигательного аппарата (ва...

Адаптированная рабочая программа курса «Математика» для учащихся 2 класса (вариант 6.3), обучающихся на дому

Адаптированная  рабочая программа по математике 2 класс (третий год обучения) для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и  нарушениями опорно-двигательного аппарата...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" для 4 класса

Адаптированная рабочая программа курса «Социокультурные истоки» в 4 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана на основе основополагающих документов со...