Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы" для 4 класса
рабочая программа (4 класс)
Адаптированная рабочая программа курса «Шахматы» в 4 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана на основе основополагающих документов современного российского образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty_.docx | 573.27 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
- Содержание учебного предмета, курса.
- Приложение. Календарно-тематическое планирование.
1.Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа курса «Шахматы» в 4 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана на основе основополагающих документов современного российского образования:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. № 373-ФЗ);
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
-Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
- Авторской программы «Шахматы в школе» ( Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. АПособия). Москва. «Просвещение» 2017 год.
Программа рассчитана для обучающихся 4 класса.
Программа рассчитана в 4 классе на 34 часа.
Основу содержания курса составляет изучение основ теории и практики шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в интеллектуальной деятельности, соревновательной деятельности, в проведении спортивно – шахматных праздников.
Целью программы является: равномерное развитие логического и физического интеллекта детей, формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное развитие посредством занятий шахматами и физической культурой.
Задачи программы
- гармоничное развитие детей, увеличение объѐма их двигательной активности,
укрепление здоровья;
-обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;
-выявление, развитие и поддержка одарѐнных детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
-развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным формам активного отдыха и досуга.
- освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития
шахмат;
- освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур, особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально – спортивных подвижных игр;
- овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях;
- освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования действий во время партии;
- обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и использование
шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и оз-доровления;
- обучение приѐмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные:
- формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре вообще и о шахматах в частности;
-формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных, эмоциональных и двигательных проявлений;
-укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей их организма;
-формирование у детей культуры движений, обогащение их двигательного опыта интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами шахмат, так и физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью.
Воспитательные:
- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими упражнениям, играм, и использование их в свободное время;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально – физкультурным занятиям.
2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Шахматы в школе».
Данная Программа предусматривает достижение определѐнные результатов:
личностных, метепредметных и предметных.
Личностные результаты освоения Программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной
децентрации;
- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание необходимости личного участия в формировании собственного
здоровья;
- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам
других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень
сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- овладение способом структурирования шахматных знаний;
- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
- овладение способом поиска необходимой информации;
- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать
проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы
творческого или поискового характера;
- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приѐмы решения задач;
- умение строить логические цепи рассуждений;
- умение анализировать результат своих действий;
- умение воспроизводить по память информацию;
- умение устанавливать причинно – следственные связи;
- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть
реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить
нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе
согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою позицию до других;
- умения учитывать позицию партнѐра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать еѐ реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения Программы – характеризуют умение и опыт
обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного
предмета «Шахматы в школе».
B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны:
-приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значения в жизни человека;
-владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;
-приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.
Планируемые предметные результаты.
К концу четвёртого года обучения обучающиеся должны:
-владеть основными шахматными понятиями;
-владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариантов в практической игре;
-находить и решать различные шахматные комбинации , в том числе мат и в два-три хода;
-знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые дебюты и их теоретические варианты;
-уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;
-разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции;
-уметь реализовывать материальное преимущество;
-принимать участие в шахматных соревнованиях
Формы отслеживания результатов курса внеурочной деятельности
-тестирование;
-самооценка – рефлексия учеником своей деятельности в конце учебного года;
-турнир по шахматам
3.Тематическое планирование
4 класс | ||
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры | ||
1. | Сведения из истории шахмат» | 1 ч. |
2. | Базовые понятия шахматной игры | 22ч. |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность | ||
3. | Конкурсы решения позиций | 2ч. |
4. | Соревнования | 8ч. |
5. | Шахматные праздники | 1ч. |
Всего | 34ч. |
4. Содержание учебного предмета «Шахматы»
Содержание раздела | Тематическое планирование |
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры | |
Из истории шахмат | Основные содержательные линии История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России. |
Базовые понятия шахматной игры | Основные содержательные линии Тактические приемы «мельница», «перекрытие», «рентген». Основы дебюта: открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты, слабые пункты, перевес в развитии фигур, выбор хода и оценка позиции, перевес в пространстве. Основы эндшпиля: простейшие ладейные и легкофигурные окончания. |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность | |
Конкурсы решения позиций | Основные содержательные линии Конкурсы решения позиций на все пройденные тактические приемы и шахматные комбинации. |
Соревнования | Основные содержательные линии Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса» |
Шахматные праздники | Основные содержательные линии Участие в школьном спортивно-шахматном празднике |
5.Календарно-тематическое планирование
№ урока п\п | Тема занятия | Дата | |
План | Факт | ||
1. | История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры | 03.09.18 | |
2 | Основные принципы игры в дебюте | 10.09.18 | |
3 | Перевес в развитии фигур | 17.09.18 | |
4 | Атака на короля | 24.09.18 | |
5 | Перевес в пространстве | 01.10.18 | |
6 | Оценка позиции | 08.10.18 | |
7 | План игры | 15.10.18 | |
8 | Выбор хода | 22.10.18 | |
9 | Открытые дебюты | 12.11.18 | |
10 | Полуоткрытые дебюты | 19.11.18 | |
11 | Закрытые дебюты | 26.11.18 | |
12 | Гамбиты | 03.12.18 | |
13 | Тактический прием «мельница» | 10.12.18 | |
14 | Тактический прием «перекрытие» | 17.12.18 | |
15 | Тактический прием «рентген» | 24.12.18 | |
16 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 31.12.18 | |
17 | Анализ шахматной партии: выбери ход | 14.01.19 | |
18 | Шахматный турнир | 21.01.19 | |
19 | Шахматный турнир | 28.01.19 | |
20 | Шахматный турнир | 04.02.19 | |
21 | Шахматный турнир | 11.02.19 | |
22 | Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля | 18.02.19 | |
23 | Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля | 25.02.19 | |
24 | Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля | 04.03.19 | |
25 | Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля | 11.03.19 | |
26 | Простейшие легко фигурные окончания: мат двумя слонами одинокому королю | 18.03.19 | |
27 | Простейшие легко фигурные окончания: мат конем и слоном одинокому королю | 01.04.19 | |
28 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 08.04.19 | |
29 | Роль шахмат в жизни человека. Как стать сильным шахматистом | 15.04.19 | |
30 | Шахматный турнир | 22.04.19 | |
31 | Шахматный турнир | 29.04.19 | |
32 | Шахматный турнир | 06.05.19 | |
33 | Шахматный турнир | 13.05.19 | |
34 | Шахматный праздник | 20.05.19 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа курса «Окружающий мир» для обучающихся 3б класса с ОВЗ (ЗПР)
Адаптированная рабочая программа разработана для третьего общеобразовательного класса. Трое обучающихся имеют рекомендацию ТПМПК для обучения по адаптированной программе для обучающихся с за...
Адаптированная рабочая программа курса «Русский язык» для обучающихся 3 класса с ОВЗ (ЗПР)
Адаптированная рабочая программа разработана для третьего общеобразовательного класса. Трое обучающихся имеют рекомендацию ТПМПК для обучения по адаптированной программе для обучающихся с за...
Адаптированная рабочая программа курса «Окружающий мир» для учащейся 2 класса (вариант 6.3), обучающейся на дому
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 2 класс (третий год обучения) для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигательного аппарата (вари...
Адаптированная рабочая программа курса «Русский язык» для учащейся 2 класса (вариант 6.3), обучающейся на дому
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 2 класс (третий год обучения) для обучающейся с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариан...
Адаптированная рабочая программа курса «Литературное чтение» для учащейся 2 класса (вариант 6.3), обучающейся на дому
Адаптированная рабочая программа по чтению 2 класс (третий год обучения) для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигательного аппарата (ва...
Адаптированная рабочая программа курса «Математика» для учащихся 2 класса (вариант 6.3), обучающихся на дому
Адаптированная рабочая программа по математике 2 класс (третий год обучения) для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигательного аппарата...
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" для 4 класса
Адаптированная рабочая программа курса «Социокультурные истоки» в 4 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана на основе основополагающих документов со...