доклад на тему" Современные информационные технологии в образовательном процессе"
статья
Использование компьютерных технологий обучения в наше время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_informatsionnye_tehnologii_v_obrazovatelnom_protsesse.docx | 20.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Леликова Ольга Николаевна,
учитель начальных классов,
МКОУ Козловская СОШ, с. Козловка, Бутурлиновского муниципального района, Воронежской области
Современные информационные технологии в образовательном процессе
« К детям надо относиться бережно, и больше всего следить за методикой своей работы. Следует искать лучших способов, возбуждать внимание в детях и поддерживать их любознательность, пытливость ума, дерзание творчества».
К.Э. Циолковский
Использование компьютерных технологий обучения в наше время имеет огромное значение, благодаря новым возможностям. XXI век – век информатизации, несомненно, вносит свои коррективы в традиционное преподавание учебных предметов и наша задача - научиться правильно и эффективно использовать современные информационные технологии в образовательном процессе. Компьютер может выполнять многие функции и не зря, поэтому, его часто сравнивают с искусственным интеллектом.
Внедрение современной компьютерной техники и средств передачи информации в различные сферы человеческой деятельности привело к появлению принципиально новых способов осуществления этой деятельности. Использование ИКТ в учебно-педагогическом процессе представляет, по мнению специалистов, качественно новый этап в теории и практике педагогики.
Стремление прогрессивных педагогов удовлетворить возрастающие потребности в образовании путем использования возможностей ИКТ вызывает к жизни и новые формы обучения.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников. Задача учителя состоит в том, чтобы активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения.
Компьютерные технологии пришли и в начальную школу.
Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться [ФГОС /М-во образования и науки Рос. Федерации. –M.: Просвещение, 2010]
Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-комунникационных технологий. Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребёнка.
Отсюда следуют цели использования ИКТ:
- переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному;
- активизация познавательной сферы обучающихся;
- повышение положительной мотивации обучения;
- использование как средства самообразования;
- повышение уровня знаний;
- осуществление проектной деятельности младших школьников.
Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ. [Руденко Н.Н. «Использование ИКТ в процессе обучения в начальной школе».]
Ученики привыкают к монологам и диалогам учителя, и поэтому им уроки становятся не интересными. Дети очень подвижны, сосредоточить их внимание на протяжении всего урока очень трудно. Чтобы поднять тонус ученика и держать его внимание на протяжении всего урока, информация подается, как в звуковой, так и в визуальной форме. Очень хороший эффект достигается показом слайдов с анимацией, на которые помещена информация. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес. При этом соединение учебной задачи с игрой позволяет ребенку усваивать материал как бы незаметно для себя. Все это явилось причиной использования компьютера в учебно-воспитательном процессе.
Отличительной особенностью начала обучения по ФГОС является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.
Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры.
Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации. В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.
В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Мой класс», «Моя школа», «Моя малая Родина», и т.д.
Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе. Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по всем предметам.
Требования к информационно-образовательной среде являются составной частью Стандарта. Информационная среда должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через информационную среду учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в информационной среде качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.
Сегодня, когда компьютер прочно вошёл в повседневную жизнь, когда наши дети свободно используют его возможности и Интернет для игр и развлечений, нам, учителям, необходимо научиться использовать эти возможности в образовательных целях. Мы не призываем к тому, чтобы заменить на уроке компьютером учителя и доску. Мы хотим, чтобы учителя взглянули на компьютер ни как на врага, а как на помощника, способного сделать Ваш урок более наглядным и привлекательным, как с научной точки зрения, так и сточки зрения ребёнка. Но, используя компьютер на уроке, нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и, по возможности, сохранить его здоровье. Об этом нужно помнить при подготовке и планировании уроков. «Всё есть лекарство и всё есть яд. Нужно знать меру!». [Парацельс]
Интерес к предмету формируется под непосредственным влиянием преподавателя, его увлеченности предметом, умения передать учащимся свое отношение не только к предмету, но и к процессу самосовершенствования методик преподавания.
Как показывает практика, без новых информационных технологий; уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы - это, на наш взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителей начальных классов.
Литература:
-Ефимов В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников //Начальная школа. - №2. – 2009.
- Кехтер Т.А. Необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий.
- Руденко Н.Н. Использование ИКТ в процессе обучения в начальной школе.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования //М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя //А.Г. Асмолов, Г.Б. Бурменска. И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс начальной школы
В течение пяти лет я работала над темой "ИКТ в начальной школе". Предлагаю Вашему вниманию описание своего скромного опыта....
Информационные технологии в образовательном процессе и риски
Статья "Информационные технологии в образовательном процессе и риски" о использовании информационных технологий в образовательном процессе, о плюсах и минусах новой технологии. В ней содержатся ...
Информационные технологии в образовательном процессе .Материал Конференции
В статье говорится о ИКТ технологии в образовательном проссе( школе). Автор показывает преимущества новой технологии в настоящий момент, что даёт это ученикам и обучающимся. Данный материал публ...
Статья "Информационные технологии в образовательном процессе"
Данная статья - это результат моей работы за три года. В статье делюсь своим мненение о том, какую роль играют информационные технологии на современном этапе в образовании....
«Использование современных информационных технологий в образовательном процессе в урочное и внеурочное время в рамках введения ФГОС»
Опыт работы на тему «Использование современных информационных технологий в образовательном процессе в урочное и внеурочное время в рамках введения ФГОС»...
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В современных условиях без новых информационных технологий уже невозможно представить школу. И сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к использов...
Современные информационные технологии в образовательном процессе
Вся учебная и воспитательная работы образовательного учреждения направлена на то, чтобы сформировать культуру ребенка, вырастить общительных, нравственно- зрелых и развитых лю...