доклад на тему" Современные информационные технологии в образовательном процессе"
статья

Леликова Ольга Николаевна

Использование компьютерных технологий обучения в наше время. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Леликова Ольга Николаевна,

учитель  начальных классов,

МКОУ Козловская СОШ, с. Козловка, Бутурлиновского муниципального района, Воронежской области

Современные информационные технологии в образовательном процессе

« К детям надо относиться бережно, и больше всего следить за методикой своей работы. Следует искать лучших способов, возбуждать внимание в детях и поддерживать их любознательность, пытливость ума, дерзание творчества».

К.Э. Циолковский

 Использование компьютерных технологий обучения в наше время имеет огромное значение, благодаря новым возможностям. XXI век – век информатизации, несомненно, вносит свои коррективы в традиционное преподавание учебных предметов и  наша задача - научиться правильно и эффективно использовать современные информационные технологии в образовательном процессе. Компьютер может выполнять многие функции и не зря, поэтому, его часто сравнивают с искусственным интеллектом.
        Внедрение современной компьютерной техники и средств передачи информации в различные сферы человеческой деятельности привело к появлению принципиально новых способов осуществления этой деятельности. Использование ИКТ в учебно-педагогическом процессе представляет, по мнению специалистов, качественно новый этап в теории и практике педагогики.
         Стремление прогрессивных педагогов удовлетворить возрастающие потребности в образовании путем использования возможностей ИКТ вызывает к жизни и новые формы обучения.
                В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.        Основной целью обучения является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников.  Задача учителя состоит в том, чтобы активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения.

Компьютерные технологии пришли и в начальную школу.

Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться  [ФГОС /М-во образования и науки Рос. Федерации. –M.: Просвещение, 2010]

Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-комунникационных технологий. Информатизация начальной школы играет важную роль  для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребёнка.

Отсюда следуют цели использования ИКТ:

  • переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному;
  • активизация познавательной сферы обучающихся;
  • повышение положительной мотивации обучения;
  • использование как средства самообразования;
  • повышение уровня знаний;
  • осуществление проектной деятельности младших школьников.

Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ. [Руденко Н.Н. «Использование ИКТ  в  процессе обучения в начальной школе».]

         Ученики привыкают к монологам и диалогам учителя, и поэтому им уроки становятся не интересными.  Дети очень подвижны, сосредоточить их внимание на протяжении всего урока очень трудно. Чтобы поднять тонус ученика и держать его внимание на протяжении всего урока, информация подается, как в звуковой, так и в визуальной форме. Очень хороший эффект достигается показом слайдов с анимацией, на которые помещена информация. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.   При этом соединение учебной задачи с игрой позволяет ребенку усваивать материал как бы незаметно для себя. Все это явилось причиной использования компьютера  в учебно-воспитательном процессе.

Отличительной особенностью начала обучения по ФГОС является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.

Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры.

Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации. В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Мой класс», «Моя школа», «Моя малая Родина», и т.д.

Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе. Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по всем предметам.

Требования к информационно-образовательной среде являются составной частью Стандарта. Информационная среда должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через информационную среду учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в информационной среде качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

Сегодня, когда компьютер прочно вошёл в повседневную жизнь, когда наши дети свободно используют его возможности и Интернет для игр и развлечений, нам, учителям, необходимо научиться использовать эти возможности в образовательных целях. Мы не призываем  к тому, чтобы заменить на уроке компьютером учителя и доску. Мы  хотим, чтобы учителя взглянули на компьютер ни как на врага, а как на помощника, способного сделать Ваш урок более наглядным и привлекательным, как с научной точки зрения, так и сточки зрения ребёнка. Но, используя компьютер на уроке, нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и, по возможности, сохранить его здоровье. Об этом нужно помнить при подготовке и планировании уроков. «Всё есть лекарство и всё есть яд. Нужно знать меру!». [Парацельс]

           Интерес к предмету формируется под непосредственным влиянием преподавателя, его увлеченности предметом, умения передать учащимся свое отношение не только к предмету, но и к процессу самосовершенствования методик преподавания.

Как показывает практика, без новых информационных технологий; уже невозможно  представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы - это, на наш взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в  практике работы учителей начальных классов.

Литература:

-Ефимов В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников //Начальная школа. - №2. – 2009.

-  Кехтер Т.А. Необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий.

- Руденко Н.Н. Использование ИКТ в процессе обучения в начальной школе.

- Федеральный        государственный образовательный стандарт начального общего образования //М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.

- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя //А.Г. Асмолов, Г.Б. Бурменска. И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс начальной школы

В течение пяти лет я работала над темой "ИКТ в начальной школе". Предлагаю Вашему вниманию описание своего скромного опыта....

Информационные технологии в образовательном процессе и риски

Статья  "Информационные технологии в образовательном процессе и риски" о использовании информационных технологий в образовательном процессе, о плюсах и минусах новой технологии. В ней содержатся ...

Информационные технологии в образовательном процессе .Материал Конференции

В статье говорится о ИКТ технологии в образовательном проссе( школе). Автор показывает преимущества новой технологии в настоящий момент, что даёт это ученикам и обучающимся. Данный материал  публ...

Статья "Информационные технологии в образовательном процессе"

Данная статья - это результат моей работы за три года. В статье делюсь своим мненение о том, какую роль играют информационные технологии на современном этапе в образовании....

«Использование современных информационных технологий в образовательном процессе в урочное и внеурочное время в рамках введения ФГОС»

Опыт работы на тему «Использование современных информационных технологий в образовательном процессе в урочное и внеурочное время в рамках введения ФГОС»...

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В современных условиях  без новых информационных технологий уже невозможно представить школу. И сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к использов...

Современные информационные технологии в образовательном процессе

Вся учебная и воспитательная работы образовательного учреждения направлена на то, чтобы сформировать культуру ребенка, вырастить общительных, нравственно- зрелых и развитых лю...