Информационные технологии в образовательном процессе и риски
статья на тему

Статья  "Информационные технологии в образовательном процессе и риски" о использовании информационных технологий в образовательном процессе, о плюсах и минусах новой технологии. В ней содержатся рекомендации по применению технологии и советы, как избежать риски, возникающие во время пользования компьютером.Статья адресована педагогам, родителям, учащимся и всем пользователям ПК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nasibova_b.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Насибова Б. А., учитель начальных классов МОУ «СОШ п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области»

 «Информационные технологии  в образовательном процессе и риски».

          В конце XX века  человечество вступило в стадию развития, которая получила название информационного. Возможности информационных технологий для человека становятся безграничными, способствуют эффективному решению профессиональных, экономических, а также многих других проблем. Они стремительно ворвались и в образовательную среду. Наибольшую актуальность вопрос о роли современных информационных технологий получил в связи с внедрением в практику учебно-воспитательного процесса компьютеров, объединенных как в локальные сети, так и имеющих выход в глобальную сеть.
       Применение информационных технологий в процессе обучения в  школе дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся, дают возможность не только изменить формы и методы учебной работы, но и существенным образом трансформировать и обогатить образовательные парадигмы. Изменению подвергаются даже такие фундаментальные навыки, прививаемые начальной школой, как умение читать и писать.

        Одна  из задач системы общего образования – заложить основы информационной компетентности личности. При этом информационная компетентность понимается нами как интегративное качество личности, представляющее собой единство мотивационной, теоретической и практической готовности и способности школьника к осуществлению информационной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. К таким источникам информации я отношу: устные, письменные, технические (компьютер, мультимедийные установки, видео - аудио техника).

        Для чего же нужно использовать ИКТ в процессе обучения, что нового они привнесут в школьное образование, и будут ли эти новшества полезны?

        Все моменты, оказывающие положительное влияние ИКТ на образовательный процесс, можно разделить на две группы: общеобразовательные и частные. К общеобразовательным можно отнести следующие положения:

1.Информационные технологии призваны научить  ученика применять свои знания на практике

2.Развитие личности ученика, которая органично впишется в современное общество.

       Частные:

3.Урок с использованием ИКТ становится более интересным для учащихся, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

4. Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий.

5. Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно  и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но  компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо  более высокий уровень  наглядности.

6. Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно.

7. Информационные технологии представляют широкие  возможности для индивидуализации и дифференциации обучения.

Максимальная эффективность урока с использованием ИКТ достигается при соблюдении следующих условий:

-        визуальный материал должен быть очень ярким, образным, даже символичным;

-       материал должен быть неоднозначным и пригодным для анализа;

-       всегда предпочтительнее мультиперспективный подход ─ представление двух и более подходов, точек зрения и т.п

-        всегда хороши „личностные“ материалы, индивидуально окрашенные, эмоциональные;

-       лучше сочетать различные виды материалов ─ фото, плакаты, тексты, карикатуры, схемы и т.п.;

-       чем оригинальнее материал и неожиданнее сочетание различных материалов ─ тем лучше;

-       материал обязательно должен быть структурирован,

-        материал должен быть методически обработан: поставлена проблема, ключевые вопросы и т.п.;

-        максимально широко использовать различные методические приемы, неожиданные, нестандартные задания.

Таким образом, ─ главное правило: как можно ярче и как можно больше возможностей для работы учеников. 

         Но, вместе с тем, новые информационные процессы имеют и риски.

Безусловно, нам нужен компьютер с его выходом в Сеть, но все должно быть в меру, имеется в виду та категория школьников, которая, входя в Интернет, ищет развлечения, многочасового общения в чатах и игры в онлайне, у них есть психологическая зависимость. Те же школьники, которые используют компьютер для учебных и познавательных целей совершенно иначе относятся к компьютеру и Интернету, но от этого не меньше риска развития различного рода нарушения в психике школьника. И чем младше ребенок, тем больше вероятность вредного влияния компьютера. При, чем затрагиваются все сферы деятельности организма:

  -  Сфера эмоций и социальных контактов - школьники, увлеченные компьютерными играми чаще всего одиноки, у них нет друзей, плохо находят контакт со своими сверстниками, не посещают кружки, общественные поручения выполняют не охотно.

 -  Возрастает опасность различных физических и психических расстройств, дети жалуются на переутомление, боли в ногах и руках, ухудшения зрения, головные боли, трудное засыпание, общая возбужденность. Родители, порой, даже и не подозревают, что причиной этих психических расстройств у их чада компьютер.

   -  Повышается уровень агрессии у школьников, количество правонарушений среди детей увлекающихся компьютерными играми гораздо больше.

  -  Возникает перераспределение интересов, дети перестают увлекаться литературой, музыкой, учебой и т.д. Но больше увлекаются просмотром видео и телевизора.

Влияние компьютера на глаза человека не может быть положительным, а только отрицательным. Новый синдром  - синдром «сухого глаза».   Поначалу мы просто не обращаем внимания на болезненность глаз и другие неприятные ощущения. Случается, что подобные симптомы проходят со временем и больше не причиняют беспокойства. Однако бывает и обратная ситуация, когда боль в глазах усиливается, глаза человека сильно слезятся, становятся светочувствительными. В дальнейшем возникает сухость в глазах, являющаяся симптомом обозначенного ранее синдрома.

 Избежать эти риски можно. Здоровье удаётся сохранить, если правильно организовать рабочее место, придерживаться правильной посадки на рабочем месте, проводить гимнастику для глаз,  следить за расположением монитора и соблюдением временного режима. Добавим сюда  - использование безопасных и полезных сайтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс начальной школы

В течение пяти лет я работала над темой "ИКТ в начальной школе". Предлагаю Вашему вниманию описание своего скромного опыта....

Информационные технологии в образовательном процессе .Материал Конференции

В статье говорится о ИКТ технологии в образовательном проссе( школе). Автор показывает преимущества новой технологии в настоящий момент, что даёт это ученикам и обучающимся. Данный материал  публ...

Статья "Информационные технологии в образовательном процессе"

Данная статья - это результат моей работы за три года. В статье делюсь своим мненение о том, какую роль играют информационные технологии на современном этапе в образовании....

«Использование современных информационных технологий в образовательном процессе в урочное и внеурочное время в рамках введения ФГОС»

Опыт работы на тему «Использование современных информационных технологий в образовательном процессе в урочное и внеурочное время в рамках введения ФГОС»...

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В современных условиях  без новых информационных технологий уже невозможно представить школу. И сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к использов...

Современные информационные технологии в образовательном процессе

Вся учебная и воспитательная работы образовательного учреждения направлена на то, чтобы сформировать культуру ребенка, вырастить общительных, нравственно- зрелых и развитых лю...

Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе

Цели:повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения в учебный процесс новых технологий;знакомство с целями, основными понятиями, дидактическими особенностями, структурой занятий, ме...