Статья "Информационные технологии в образовательном процессе"
статья на тему
Данная статья - это результат моей работы за три года. В статье делюсь своим мненение о том, какую роль играют информационные технологии на современном этапе в образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_gordievskaya_sp.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта) [1].
В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «Современные информационные технологии».
Роберт И.В. под средствами современных информационных и коммуникационных технологий понимает программные, программно-аппаратные и технические средства, а так же устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе глобальных). К средствам современных информационных и коммуникационных технологий относятся ЭВМ, ПЭВМ, комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ; устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологий Мультимедиа и «Виртуальная реальность»); системы искусственного интеллекта; системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.) и др.; современные средства связи, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и глобальном (в рамках всемирной информационной среды) [2].
Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в нашу школу в последнее десятилетие. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:
- использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
- использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
- рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
- использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
- использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
- организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
- использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;
- интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий [3].
Возможности современной вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного образования:
- вычислительные - быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);
- трансдьюсерные - способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств);
- комбинаторные - возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;
- графические - представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);
- моделирующие - построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений [4].
Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.
Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.
Многие педагоги все с большей готовностью включают современные информационные технологии в свою методическую систему. Чаще всего используются программные средства учебного назначения – обучающие программы. Обучающая программа (ОП) - это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся. Оно должно способствовать максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью. ОП является лишь частью всей системы обучения, следовательно, должна быть увязана со всем учебным материалом, выполняя свои специфические функции и отвечая вытекающим из этого требованиям [5].
Программы называются обучающими, потому что принцип их составления носит обучающий характер (с пояснениями, правилами, образцами выполнения заданий и т.п.).
Обучающие программы распространяются, как правило, на дискетах или СD, ВВS и FTP. Чаще всего такие программы применяют для демонстраций в ходе учебных занятий или самостоятельного изучения предмета. Особая разновидность учебных пособий - разнообразные мультимедийные энциклопедии, такие, как Microsoft Encarta, «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия» Не являясь чисто учебными материалами, они могут оказаться весьма полезными в школах в качестве справочных пособий и средств расширения кругозора учащихся.
Для того, чтобы выявить зависимость сформированности знаний, умений и навыков, уровня самостоятельности младших школьников от использования информационных технологий на уроках нами было проведено исследование в СОШ № 3 г. Каражал, в 1-4 «Б» классе с сентября 2008 года по май 2012 года.
С помощью информационных технологий мы решали такие дидактические задачи как:
- совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;
- повышение продуктивности самоподготовки учащихся;
- усиление мотивации к обучению;
- активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
- обеспечение гибкости процесса обучения.
Изучив психолого-педагогическую литературу, богатый и разнообразный опыт использования информационных технологий в учебном процессе младших школьников, мы разработали систему уроков математики, русского языка, литературного чтения [6]. Система уроков в мультимедийном классе с использованием тренажеров, презентаций, наглядных иллюстраций в процессе обучения в начальной школе позволяет решить все многообразие воспитательных и учебных задач. Она играет огромную роль в учебном процессе, ибо соответствует активной природе младших школьников.
В учебном процессе мы использовали мультимедийные программы, которые можно разделить на две группы:
1. Тренировочные программы по русскому языку и математике. Они ориентированы на доведение навыков до автоматизма. Обучающий компьютер выступает инструментом, который организует самостоятельную работу учащегося и управляют ею. Такие программы называют домашним репетитором.
2. Интерактивные уроки Кирилла и Мефодия.
Технология уроков такова, что учитель с большого экрана ведёт объяснение, учащиеся выполняют задания. А затем предлагаются различного рода игры на закрепление определённых понятий. Некоторые уроки ведут мультипликационные герои, которые ставят перед детьми проблемные вопросы. Учащиеся могут проверить правильность своего решения, в случае ошибки попробовать исправить её.
На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, мы получаем возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволяет нам проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению.
Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), предоставление анализа причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом уроке.
Постепенно использование презентаций, компьютерных программ стало на уроках не только достоянием учителя. Мы включали в этот процесс самих учащихся, которые уже во втором классе готовили презентации, рефераты в электронном виде для уроков литературного чтения, познания мира.
Во втором классе мы формировали у учащихся соответствующие навыки и умения работы с информацией. На данном этапе мы предлагали не индивидуальную, а групповую работу, работу в сотрудничестве, которая позволяла совместными усилиями преодолевать возникающие трудности, помогать друг другу, обмениваться мыслями, рассуждать, опираясь на полученные знания, факты. Эта работа выполнялась учащимися либо в режиме форума, чата, либо по электронной почте, в режиме online. Задание давалось на группу одно, роли распределялись самими учащимися. Выполненное совместно задание отправлялось учителю и оценивалось им одинаково для всей группы. Считаем, что такой подход формирует чувство ответственности не только за собственную работу, но за работу всех членов группы и всей группы в целом. Мотивация учебной деятельности в этом случае значительно выше, так как учащиеся обращались к информационным средствам обучения вполне осознанно, желая получить знания.
Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы накладывает свой отпечаток на успешность процесса обучения детей, на качество их знаний, сформированность умений и навыков, развитие самостоятельности младших школьников.
Критериями результативности нашей работы были определены:
- самостоятельность;
- уровень сформированности знаний;
- уровень сформированности умений и навыков;
- успеваемость.
Сравнивая данные двух срезов мы пришли к тому, что в экспериментальном классе количество детей с высоким уровнем самостоятельности увеличилось на 3 человека (13,62%), со средним уровнем увеличилось на одного человека (4,54%), количество учащихся с низким уровнем уменьшилось на 4 человека (18,16%). На момент окончания экспериментальной работы количество детей с высоким уровнем сформированности знаний в экспериментальном классе увеличилось на 4 человека (18,16%), со средним уровнем увеличилось на 1 человека(4,54%); с низким уровнем уменьшилось на 5 человек (22,7%). Количество детей с высоким уровнем сформированности умений и навыков в экспериментальном классе увеличилось на 3 человека (13,62%), с средним уровнем увеличилось на 1 человека (4,54%), с низким уровнем уменьшилось на 4 человека (18,16%). После проведения второго среза % качества увеличился на 31,78% (что составляет 77,18%), % успеваемости увеличился на 9,1% (что составляет 100%), средний балл увеличился на 0,6. В контрольном классе результаты не изменились.
Полученные данные дают нам возможность говорить, о результативности проводимой нами работы.
Список литературы:
1. Глоссарий /http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RIttuig.outt:l!yl)
2. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М.:Школа-Пресс, 1994.
3. Инновационные технологии в образовании / Под ред. Абылгазиева И.И., Ильина И.В. / Сост. Земцов Д.И. - М.: МАКС Пресс, 2011. - 141 c.
4. Корнеев И.К., Ксандопуло Г.Н., Машурцев В.А. Информационные технологии. - М.: ТК Велби, Проспект, 2009. - 224 с.
5. Зайцева С.А., Иванов В.В. Современные информационные технологии в образовании// http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm
6. Гордиевская С.П. Русская грамота. Звук [о], буквы О, о // Преподавание в начальной школе// http://festival.1september.ru/articles/606542/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»
Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...
Создание здоровьесберегающего образовательного пространства и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс коррекционной школы
Сообщение на педсовете....
Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе
Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе...
Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе
Материал содержит разделы:1. Обоснование выбора.2. Системность использования.3. Результат....
Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе
Материал содержит обоснование выбора современных образовательных технологий, системность их использования и результат....
Об использовании современных образовательных технологий в образовательном процессе. Отчет.
Опыт моей работы показывает, что моделирование уроков в различных технологиях – дело необходимое. Учитель коррекционной школы должен демонстрировать на уроке такие стратегии учения, которы...
Доклад "Внедрение современных образовательных технологий в образовательный процесс школы"
Внедрение современных образовательных технологий в образовательный процесс школы...