Внедрение информационных технологий в образовательный процесс начальной школы
статья по информатике (1,2,3,4 класс) по теме

Козлицкая Ирина Владимировна
В течение пяти лет я работала над темой "ИКТ в начальной школе". Предлагаю Вашему вниманию описание своего скромного опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внедрение информационных технологий

в образовательный процесс  начальной школы.

План.

I.   Вступление.  Причины использования информационных технологий      в практике   начальной школы.

II.Основная часть. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс  начальной школы.

1.Использование компьютера в УВП – часть работы по медиаобразованию.

2.Основные направления применения компьютера учителем начальной школы.

3.Подходы к использованию компьютерной поддержки уроков.

4. Компьютеризация УВП и программное обеспечение.

5. Накопление учителем медиаобразовательного дидактического материала

6. Работа по медиаобразованию и диагностика.

III. Заключение.   Информационная культура учителя и учащихся – залог успеха.

Он рисует, он считает, проектирует заводы,

Даже в космос он летает, и даёт прогноз погоды.

Миллионы вычислений может сделать за минуту.

Догадайся, что за гений?

Ну, конечно же – компьютер!

Действительно, компьютеризация охватила все стороны жизни человека: производство и культуру, быт и науку, искусство и образование. Обязанностью школы является подготовка детей к жизни в современном обществе, которое характеризуется созданием мировой информационной структуры, превращением информации в экономическую категорию, развитием различных информационных технологий. Согласно Концепции модернизации российского образования на период  до 2010 года,  одним из приоритетов образовательной политики является обеспечение всеобщей компьютерной грамотности. Планируется введение  обязательного экзамена по информационным технологиям за курс основной школы. Согласно новому Базисному Учебному Плану (БУП) информатика в начальной школе будет преподаваться в рамках предмета "Технология" в 3—4-х классах как модуль   «Практика работы на компьютере». Поэтому понятны причины, побуждающие педагогов использовать новейшие информационные, в частности, компьютерные технологии в практике начальной школы. Попробуем сформулировать эти причины.

Во-первых, в информационном обществе, наполненном фундаментальными открытиями и новейшими технологиями, важнейшей социальной задачей стало формирование нового стиля мышления. А наиболее интенсивно развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте. Учащиеся начальных классов легче и быстрее, чем старшеклассники, осваивают новые технологии, так как у них ещё не сложился стереотип мышления.

Во-вторых, с каждым годом растёт количество школьников, имеющих свой персональный компьютер, а распространённость компьютеров в мире настолько велика, что умение использовать их в повседневной жизни формирует новый стиль жизни и становится элементом общей культуры человека. У учащихся начальных классов наблюдается большой интерес к компьютерным играм, а следовательно, и мотивация к изучению азов компьютерной грамотности.

В-третьих, совершенствование образовательного процесса и введение профильного обучения предполагает углубленное изучение отдельных предметов школьной программы и реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении. Роль компьютера как средства модернизации процесса образования при этом неуклонно возрастает, что ставит учащихся перед необходимостью быть его грамотными пользователями.

В-четвёртых, внедрение информационных технологий в учебный процесс и объединение их с традиционными методами преподавания ставит школьников перед необходимостью быть готовыми к меняющимся формам обучения, к восприятию усовершенствованного содержания предметов, к самостоятельному поиску межпредметных связей.

И, наконец, самая  главная причина заключается в том, что компьютер – это машина, которая может отвечать разным интересам школьника:

к рисованию, сочинительству, музыке, конструированию, наукам. Используя компьютер можно организовать обучение детей с учётом их индивидуальных особенностей, не прибегая к нравоучениям и порицаниям, а предоставляя ученикам право на ошибку. Важно только помочь детям в осознании того, что компьютер – это, прежде всего, инструмент познания, а не престижная игрушка.

          А что об этом думают  сами дети? Вот только некоторые из их высказываний, смысл которых можно выразить словами английской пословицы: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».

- На уроке математики нам показывали на экране, как правильно вычитать в столбик. Мультяшка Горди очень подробно всё объяснял, и я хорошо поняла тему урока.

- Компьютер нужен на уроках окружающего мира. Нам показывают картинки животных, растений. И даже фильмы, как в кино.

-  На уроке чтения нам надо было объяснить значения устаревших слов, и мы нашли их в электронном энциклопедическом  словаре.

 Родителям моих учеников были предложены для обсуждения вопросы: «Компьютер. Что это: новая угроза для здоровья или современный друг и помощник?», «Стоит ли отказываться от компьютера? Бояться его?».

И вот к каким выводам они пришли:

1. Наступивший век – эпоха информационных технологий. Отлучить детей от компьютера всё равно не удастся, да и не нужно.

2. Всё зависит от того, как подойти к организации работы на компьютере. При правильном подборе рода занятий он превращается из монстра из страшилок в очень полезный инструмент, весьма облегчающий нашу жизнь.

3. А детское здоровье оградить от компьютерных вредностей можно – достаточно следить, чтобы чадо выполняло те правила, которых придерживаются взрослые, сидя за компьютером.

Остановимся подробнее на том, что же такое «информационные

или информационно-коммуникационные  технологии». Эти словосочетания у многих ассоциируются лишь с применением компьютера. В этой связи особое значение имеет публикация в журнале «Начальная школа» № 7, 2001 статьи К.М.Тихомировой «Медиаобразование, интегрированное с базовым в начальной школе». По определению автора статьи, «медиаобразование – направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации (пресса, ТВ, радио, кино, видео и др.)». В статье указывается, что содержание медиаобразования включает следующие  категории:

  • обучение восприятию и переработке информации, передаваемой по каналам СМИ;
  • развитие критического мышления, умения понимать скрытый смысл того или иного сообщения, противостоять манипулированию сознанием индивида со стороны СМИ;
  • включение внешкольной информации в контекст общего базового образования, в систему формируемых в предметных областях знаний, умений;
  • формирование умений находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе с использованием компьютера.

       Таким образом, использование компьютера учителем – это лишь часть работы по медиаобразованию, предусматривающая системную постоянную работу учителя в избранной области, будь то работа со словарями, с телепередачами или материалами газет и журналов, фотографией. Преимущество же компьютера состоит в том, что он объединяет в себе эти виды работ – через выход в Интернете, наличие специальных компьютерных программ: электронных энциклопедий, словарей, учебников, альбомов и т.д.

Можно выделить следующие направления применения компьютера учителем начальной школы:

А) использование прикладного программного обеспечения по различным предметам;

Б) преподавание начальных элементов информатики, вычислительной техники и программирования;

В) выполнение вспомогательных функций при подготовке и проведении урока.

Остановимся лишь на использовании прикладного программного обеспечения по различным предметам и выполнении вспомогательных функций при подготовке и проведении урока в начальной школе.

В «Рекомендациях по использованию компьютеров в начальной школе» предлагаются три подхода к использованию компьютерной поддержки уроков. Один из них – это использование фронтальной формы обучения. Для реализации фронтальной формы обучения необходим школьный кабинет, оснащённый одним компьютером с CD-ROM устройством, аудиосистемой (колонки), медиапроектором и настенным экраном.

 В нашей школе, благодаря президентскому гранту в 1 миллион, из 17 кабинетов оборудованы ПК 14 (в том числе кабинет завуча и библиотека, 5 кабинетов начальных классов). В распоряжении учителей и учащихся находятся 2 кабинета информатики.  Но удобнее всего проводить занятия  с младшими школьниками в кабинете начальных классов, чтобы школьники оставались в привычной для них обстановке, когда окружающая среда знакома и соответствует их возрастным и физиологическим особенностям. Компьютер в этом случае не рассматривается, как объект изучения, а становится современным средством обучения математике, русскому языку, естествознанию.

Самая распространённая форма обучения в начальных классах – фронтальная.  В этом случае использование проектора и экрана даёт возможность совмещать на уроке работу с программой (или мультимедийной презентацией) и другие формы деятельности:

  • ярко и наглядно проиллюстрировать изучаемый материал на большом экране;
  • обсудить просмотренный материал с классом;
  • совместно решить предлагаемые задания или найти ответы в учебнике;
  • индивидуально выполнить работу в тетради, альбоме;
  • выполнить некоторые задания в группах или парах.

          Например, на уроке окружающего мира в 1 классе, который был проведён в форме устного журнала под названием «Будем жить в ладу с природой», дети не только повторили, что такое экология, как правильно вести себя в природе, какие объекты относятся к живой и неживой природе. Но и поработали в парах с карточками, ответили на вопросы викторины «Юные защитники природы», выступили перед одноклассниками с индивидуальными выступлениями. А закончили урок исполнением песни о природе.

На уроках технологии и изобразительного искусства школьники с большим интересом смотрят презентации на темы: «Виды и жанры изобразительного искусства», «Золотые узоры Хохломы», «Из истории русского костюма» и другие.

 Мультимедийную презентацию можно использовать на разных этапах урока.

Этап урока

Форма предъявления ММП

Проверка домашнего задания,

повторение пройденного материала

  • план рассказа, выведенный на экран (как опора при обучении пересказу);
  • иллюстрации – опоры для формулировки правила;
  • кроссворды и ребусы;
  • материал для самопроверки;
  • тесты, викторины  и т.д.

Объяснение нового материала

  • иллюстративный ряд к урокам окружающего мира;
  • географические карты;
  • портреты писателей, художников, учёных, путешественников и т.д.;
  • показ видеофильмов о животных, городах и странах;
  • видеоэкскурсии в природу, по музеям и картинным галереям;
  • объяснение способа вычисления (например, сложение и вычитание в столбик);
  • сообщение интересных фактов и сведений по теме урока (например, о геометрических телах и фигурах) и т.д.

         Необходимо уже в начальных классах приучать  школьников использовать компьютер, установленный в  классе или имеющийся дома,  для поиска информации к различным урокам и внеурочным мероприятиям. Из школьной  медиатеки можно использовать такие диски, как:

  • «Мифы древней Греции» - к урокам внеклассного чтения;
  • «История России и её ближайших соседей». Энциклопедия для детей – к викторине «Золотое руно»; «Природа России» - к викторинам по природоведению и экологии;
  • «Большой словарь русского языка» - к урокам чтения и русского языка и т.д.

       По мере возможности с учениками младших классов можно  проводить занятия по отдельным предметам в кабинете информатики: уроки изобразительного искусства, уроки русского языка и математики (тестирование).

На уроках музыки компьютер просто незаменим, особенно если установлена программа Караоке. Она даёт возможность разучивать слова и мелодии любой песни, проводить репетиции к внеклассным мероприятиям.    

Значительно интереснее проходят классные часы о соблюдении техники безопасности, правил поведения в школе или столовой, если показать детям презентацию с использованием не только стихов, плакатов, но и местного материала. Например, в течение года мои второклассники с помощью родителей вели поисковую работу в семье по теме «Крепка семья – крепка держава». Они собирали материал о своих мамах, папах, бабушках и дедушках; оформляли семейные альбомы (папка-скоросшиватель с файлами, куда помещались оформленные на листах анкеты, сочинения, родословные, фотографии). В мае по итогам поисковой работы мы подготовили классный час и презентацию «15 мая – день Семьи». Дети и родители с интересом слушали рассказы о своих семьях, смотрели фотоматериал о  родственниках – участниках Отечественной войны и тружениках тыла

Можно отметить следующие методические возможности и преимущества медиурока:

  • повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степенью наглядности;
  • появления возможности моделировать объекты и явления;
  • повышение мотивации к учению, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;
  • развитие наглядно-образного мышления.

 Использование медиауроков позволяет значительно активизировать зрительный канал, мнемонические центры личности, что приводит к прочности, быстроте усвоения материала, повышается познавательная  активность учащихся, создаются предпосылки активной речевой деятельности, развивается мышление. Разнообразие цветовой палитры, анимационные эффекты – всё это позволяет значительное время удерживать произвольное внимание учащихся младших классов на уроке.

При проведении уроков русского языка и математики кроме фронтальной работы при объяснении нового материала (например, с использованием электронных  учебных пособий для начальной школы «Математика и конструирование», «Дракоша и занимательная геометрия», «Считай и побеждай») можно компьютер использовать как «электронную доску» в режиме «вызова» к нему учащихся для выполнения тренировочных заданий. Учитывая, что общее время работы ученика с компьютером не должно превышать 10-15 минут, на каждом уроке можно вызвать к так называемой «электронной доске» 2-3 учащихся. Таким образом можно организовать уроки повторения и закрепления пройденного. На уроках русского языка – используя программу «Фраза». На уроках математики – с помощью электронного пособия «Математика и конструирование». Положительные стороны такого подхода заключаются в том, что:

  • детям очень нравится работать на компьютере, повышается интерес к предмету;
  • каждый ученик работает в своём темпе, в случае необходимости он может вернуться к тому материалу, который не понял;
  • обучение идёт индивидуально и способствует развитию самостоятельности;
  • материал снабжён рисунками, анимацией, звуковым сопровождением, а всё это оказывает положительное воздействие на ученика;
  • сочетается контроль и самоконтроль;
  • появляется возможность быстро и эффективно провести тестирование и оценить успехи ученика;
  • неуспевающие дети в устном диалоге часто боятся неверного ответа. У компьютера они чувствуют себя свободнее, так как никто не выговаривает им за неправильное решение. В этом случае дети практически не испытывают чувства неловкости или замешательства, с большей готовностью отвечают на вопросы, даже если не совсем уверены в правоте.

Компьютеризация учебного процесса  возможна при наличии достаточного программного обеспечения. Для использования в начальной школе можно рекомендовать следующие программы (компакт-диски):

№ п/п

Назначение программ

Название программы (CD)

1.

Учебно-тренировочные

 для развития и закрепления

основных знаний и навыков. Контролирующие.

Математика и конструирование

Фраза

2.

Для введения нового

учебного материала

(для   создания

собственных презентаций)

Считай и побеждай

Дракоша и занимательная геометрия

«Природа России»

Мифы Древней Греции.

«История России  и  её

ближайших соседей».

Биология 6-9 класс.

Начальный курс географии. 6 класс

Россия на рубеже третьего тысячелетия.

 География. Наш дом – Земля.

Государственная символика России

 Экология

3.

Учебно-игровые

(на развитие  памяти,

внимания, воображения).

Считай и побеждай

        Учитель вправе применять любые лицензионные  программы при одном условии: они должны быть рациональны, эффективны и совместимы с основным учебным планом.  Если же по каким-то причинам учителя не устраивает электронное учебное пособие, то он может и сам создать презентацию или тестовое задание к уроку. 

       Мы уже говорили о том, что медиаобразование предусматривает системную постоянную работу учителя в избранной области. Систему, в свою очередь, составляют медиаобразовательные приёмы, которые вырабатывает для себя каждый учитель, и накопление медиаобразовательного дидактического  материала. Это могут быть аудио и видеозаписи, мультимедийные презентации к урокам, конспекты уроков с использованием ИКТ. При составлении любого медиаобразовательного дидактического материала необходимо соблюдать определённые психологические, дидактические, методические условия. Эти основные условия, определяющие эффективность использования медиаобразовательного материала в начальных классах можно свести к следующим положениям:

  • используемый на уроках материал должен быть понятен, доступен, интересен детям, то есть должен соответствовать возрастным особенностям младших школьников;
  • для достижения педагогического эффекта использования дидактического материала на любом носителе в медиаобразовательных целях должно быть систематическим в течение всего года;
  • использование такого материала на уроках представляет собой новую нетрадиционную форму в организации учебной деятельности младших школьников. Предъявление, в частности, экранного изображения на уроке должно восприниматься детьми не как развлечение, а как материал для вдумчивой, серьёзной  работы;
  • учитель должен подходить очень аккуратно к отбору материала (особенно видеоматериала), предлагаемого для работы  с ним на уроке, не только по содержанию, но и по объёму.

   Систематизируя и организуя весь использованный на уроках медиаматериал, учитель обогатит школу интересными дидактическими средствами. В течение 2007 - 2008 учебного года учителями начальной школы велась разработка школьной мультимедийной поддержки классных часов и  уроков окружающего мира, русского языка, грамоты, изобразительного искусства, чтения, математики. Только для уроков окружающего мира мы подготовили    около 30  презентаций. Замечательные образцы мультимедийных презентаций можно найти на сайте сообщества «ИКТ в начальной школе» (образовательный портал Сеть творческих учителей), причём не только к урокам, внеклассным мероприятиям, но и для проведения педагогических советов и заседаний МО по вопросам внедрения ИКТ в образовательный процесс начальной школы.

Работа по медиаобразованию обязательно предусматривает достаточно полные представления учителя об умении учащихся ориентироваться в информационном мире. Для этого необходимо в системе проводить  анкетирование школьников и родителей. Содержание анкет зависит от выбранной учителем медиаобразовательной направленности в работе. Учитель, использующий различные виды словарей, составит вопросы, которые касаются этой области информации, а тот, кто использует компьютерные программы, предпочтёт вопросы, касающиеся использования ПК в учебном процессе. Конечно, получаемая в результате  анкетирования картина об изменениях познавательных интересов и вкусов детей не является неизменной и абсолютно объективно независимой. Она может меняться  год от года (по мере взросления детей), зависеть от состава  классов, которые отвечают на поставленные вопросы. Самое главное – это социально значимые показатели.

Например, учащимся 1-4 классов СОШ № 10 пос. Каменский (46 человек) были предложены следующие вопросы:

Вопрос

Да

Нет

Да

%

1.

Интересовался ли ты раньше компьютером?

27

19

58,6

2.

Появился (увеличился) ли интерес теперь?

39

7

84,7

3.

Компьютер для тебя это возможность:

 -поиграть, отдохнуть

26

20

56,5

 -научиться чему-то новому

25

21

54,3

-повысить качество своих знаний

22

24

47,8

-получить новые знания

30

16

65,2

4.

Возникает ли у тебя желание узнать на уроке больше, чем об этом говорится  в учебнике?

35

11

76

5.

Ты ищешь дополнительную информацию чаще всего:

- в книгах, журналах

27

19

58,6

- с помощью компьютера

7

39

15,2

- спрашивая у  взрослых

25

21

54,3

6.

Хотел бы ты, чтобы компьютер на уроках использовался чаще?

40

6

86,9

7.

Чему ты бы хотел научиться на компьютере:

- рисовать

23

23

50

- печатать тексты

36

10

78,2

- играть в игры

26

20

56,5

8.

Мешает ли  тебе в классе компьютер?

2

44

4,3

9.

Есть ли у тебя компьютер дома?

14

32

30,4

10.

Хотел бы ты иметь  свой  персональный компьютер?

44

2

95,6

Для младших школьников компьютер – объект новый, необычный. Большинство детей высказывают пожелание научиться печатать на компьютере. Второе место после общеучебных умений занимает игровая  и изобразительная деятельность. Задача учителя – всемерно поощрять стремление детей использовать компьютер как средство самообучения, воспитывать ценностное, уважительное отношение к такой деятельности. Необходимо познакомить младших школьников с ценностями, позволяющими ориентироваться в информационном пространстве, это – достоверность, полезность, актуальность, полнота информации. Именно в начальной школе прививаются гигиенические нормы работы за компьютером, складывается отношение к компьютеру либо как к средству развлечения, либо как к средству творческого саморазвития. Задача учителя – помочь детям в осознании базовых общечеловеческих ценностей в контексте информационной культуры:

  • Человек не имеет права использовать компьютер, информацию во вред другим людям.
  • Каждый человек имеет право на своё автономное личное информационное пространство и недопустимо проникновение в него без согласия владельца.
  • Не забывай о живом общении между людьми, знай меру использованию компьютера.
  • Соблюдай санитарные нормы и правила работы за компьютером, чтобы сберечь своё здоровье.
  • Компьютер сам по себе не плох и не хорош, он выполняет лишь наши команды, и человек определяет его ценность или бесполезность (или даже вредность).
  • Компьютер – это прежде всего инструмент познания, приобщения к знаниям, накопленным обществом и аккумулированным на электронных носителях – библиотеках, музеях, энциклопедиях, обучающих программах и т.д.

   В заключение хочется сказать, что применение компьютера учителем начальных классов не должно и не может быть самоцелью модернизации начального образования. Недопустимо, чтобы основную часть времени младшие школьники проводили за компьютерами, а разнообразные формы вербального взаимодействия учителя и учеников, детей друг с другом сводились к минимуму. Одним из средств сохранения баланса между использованием современных технических средств в обучении и традициями начального образования является технологическая культура учителя. Технологическая культура определяет то, КАК, КАКИМ ОБРАЗОМ, с помощью чего достигается результат, отвечает на вопрос: «Почему именно так, а не иначе?» Технологическая культура  предполагает психологическую, личностную и профессиональную готовность учителя к построению функционального педагогического процесса, который будет отвечать заданным целям и давать эффективный результат.

К.Д.Ушинский писал, что ученик должен учиться самостоятельно, а учитель должен умело руководить этим самостоятельным трудом. Но чтобы была достигнута цель образования, чтобы образование состоялось, учитель должен не только руководить, но и увлечь детей, вести их за собой. Недаром  пословица гласит:

«Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я могу запомнить.

Вовлеки меня – и это станет моим навсегда».

Литература:

  1.  Баженова Л.М. Медиаобразование как средство художественного развития школьников.  - Журнал «Начальная школа» №5, 2002.
  2. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. - Журнал «Начальная школа» №11, 2005.
  3. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
  4. Иванов В.В., Зайцева С.А. Этическая составляющая в информационной культуре учителя. - Журнал «Начальная школа» №11, 2005.
  5. Каминский В.Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе. – Научно-практический журнал «Завуч» №3, 2005.

     6. Папшева Л.В.  Технологическая культура учителя начальных классов. -

Журнал «Начальная школа» №10, 2003.  

7. Попова Н.Г. Информатизация учебного процесса. – Журнал «Начальная      

     школа» №11, 2000.  

  1. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. -

Журнал «Начальная школа» №5, 2002.

  1. Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления      

     младших школьников. Библиотека сообщества учителей начальных  

     классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение информационных технологий в учебный процесс

Презентация к выступлению по теме "Внедрение информационных технологий в учебный процесс"....

"Внедрение информационных технологий в учебный процесс"

Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учето...

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы

Состояние здоровья подрастающего поколения - главное направление работы школы....

Использование информационных технологий в образовательном процессе в начальной школе

Наряду с обучением навыкам чтения, письма и счета важно учить детей использованию цифровой техники...

Статья «Внедрение информационных технологий в условиях ФГОС (интерактивная доска)»

Жизнь в современном мире немыслима без информационных технологий, которые прочно вошли во все сферы нашей жизни. Сейчас подрастает совершенно другое поколение учеников. Современные дети – это по...

Доклад "Внедрение современных образовательных технологий в образовательный процесс школы"

Внедрение современных образовательных технологий в образовательный процесс школы...


 

Комментарии

Никитина Наталья Борисовна

Спасибо! Ваша работа замечательная!
Elena Usatova

Очень интересный опыт работы. Я также работаю продолжительное время внедряя  в свою педагогичекую деятельность ИКТ  обучая младших школьников работе с ПК, "Мир информатики" - курс Могилёва, на протяжении 8 лет, наверное следую Вашему примеру, опишу  свой опыт работы.СПАСИБО!

Прокофьева Марина Геннадьевна

Добрый день, Ирина Владимировна! Большое Вам спасибо за очень интересный материал.