Проект студии дополнительного образования «Ручное творчество»
методическая разработка
В материале подробно представлен проект создания студии "Ручное творчество" для обучающихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект студии "Ручное творчество" | 103.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
Высшая школа психологии, педагогики и физической культуры
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
По дисциплине | Проектирование образовательных ресурсов и программ | |
На тему | Проект студии дополнительного образования «Ручное творчество» | |
Выполнила обучающаяся: Мукшицкая Наталья Павловна | |
Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование | |
Профили «Начальное образование» и «Дополнительное образование» | |
Курс: 5 | |
Группа: 343701 | |
Руководитель: Макарова О.В., к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии детства |
Признать, что работа выполнена и защищена с отметкой | ||||
(отметка прописью) | (дата) | |||
Руководитель |
| |||
(подпись руководителя) | (инициалы, фамилия) |
Архангельск 2021
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Современное российское общество находится в состоянии постоянного преобразования. Система образования тоже претерпевает модернизацию. Общество требует творчески развитой, активной личности, способной к самореализации и интеграции в окружающую действительность. Педагогика глубоко и многоаспектно рассматривает среду воспитания и развития креативной личности.
В настоящее время достаточно интенсивно происходит процесс слияния основного общего и дополнительного образования школьников. Необходимость этого продиктована временем, в котором живет и развивается подрастающее поколение. Тенденция к созданию кружков, студий, любительских объединений, секций различной направленности обусловлена требованиями ФГОС НОО и ФГОС ДО, в которых прямо указано на необходимость формирования разносторонне развитой личности, способной адаптироваться в условиях современного российского общества.
Велико значение ручного творчества для подрастающего поколения. Занятия ручным трудом создают почву для становления познавательной сферы ребенка, способствуют более интенсивному развитию психических процессов, проявлению склонности ребенка к той или иной деятельности, обогащают духовный мир ребенка, формируют нравственную основу личности.
В нашем исследовании мы опирались на труды известных ученых-педагогов – А.С.Хворостова, Т.Я.Шпикаловой, А.А.Грибовской, З.И.Пазниковой, Е.П.Кондратьевой, З.А.Богатеевой, Л.В.Орловой, которые раскрывали возможности обучения и воспитания детей средствами ручного творчества в системе художественного образования. Современный взгляд на эстетическое и трудовое воспитание посредством ручного творчества освещен в работах А.Я.Журкиной, Е.И.Абакумовой, И.М.Фадеевой, И.И.Зарецкой.
Помимо этого в материалах психолого-педагогической литературы Л.С.Выгодского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, И.Я.Лернера сказано, что творческая активность младших школьников формируется в различных видах деятельности. Ее формирование зависит от характера конкретной деятельности, возрастных особенностей, индивидуальных психологических особенностей ребенка и условий, которые способствуют ее развитию.
Одним из эффективных средств развития творческих способностей детей в направлении ручное творчество является создание специальных студий дополнительного образования творческой направленности. Занимаясь изучением разнообразных видов ручного труда в аутентичной атмосфере студии, приобретая различные умения и навыки по тщательно отобранному материалу, в кругу сверстников, связанных общим по интересу делом, позволит ребенку перенестись в атмосферу труда, совместной радости творчества. Работа в студии создает благоприятную и более обширную почву для раскрытия творческого потенциала ребенка.
О значении прикладного творчества и эстетическом воспитании школьников посредством искусства описано в трудах известного педагога - просветителя И.Ф Гончарова, а так же доктора искусствоведения В. М. Василенко. Различные аспекты трудового обучения младших школьников, отбор и содержание материала для развития их творческой активности в учебно-воспитательной и познавательной деятельности хорошо представлены в трудах М.М.Зиновкиной, Г.И.Щукиной, И.П.Волкова, Н.И.Бабкина, В.А.ПоляковаЭ.А.Аксеновой.
Проведенный анализ литературы выявил противоречие между очевидными потребностями практики создания студии «Ручное творчество» для системы дополнительного образования и отсутствием разработок проектов таких студий.
Исходя из вышеизложенного возникает необходимость в разработке проекта студии дополнительного образования «Ручное творчество».
Цель проекта: разработать проект студии «Ручное творчество» и внедрить в учреждение дополнительного образования
Объектом исследования является развитие детского творчества
Предметом исследования является студия дополнительного образования «Ручное творчество»
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать особенности развития детского творчества в направлении «Ручной труд».
2. Разработать и внедрить проект студии дополнительного образования «Ручное творчество»
3. Для написания работы нами будут использованы различные методы: анализа (при работе с психолого-педагогической и методической литературы), а также метод проекта в ходе проведения эксперимента.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В НАПРАВЛЕНИИ РУЧНОЙ ТРУД В СТУДИИ « РУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Развитие детского творчества в младшем школьном возрасте
Развитие творческой активности младшего школьника всегда происходит в условиях определенного вида деятельности. Известные методисты начального образования Н.М.Конышева, Т.В.Пантелеева, Д.В.Сергеева и др. утверждают, что наилучшим образом творческие способности младшего школьника развиваются в практической деятельности, через занятия ручным трудом. Создание творческих работ посредством ручного труда из различных материалов в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей младшего школьного возраста. Занятия ручным трудом в этом возрасте наиболее доступны, могут иметь высокую результативность и целесообразность. Именно ручной труд позволяет ребенку творить, видеть и реально оценивать конечный продукт творчества.
Занятия ручным трудом в урочной и внеурочной деятельности создают условия для развития аналитико-синтетического типа мышления, развития речи, внимания, воображения, памяти, происходит совершенствование художественно-конструктивных и познавательных процессов. А.В.Брушлинский, И.Я.Лернер «Самобытная деятельность ребенка, приводящая к созданию субъективно нового продукта, является первым этапом присвоения социально-культурного опыта, залогом успешного применения сформированных знаний, умений и навыков в любой из сфер прогрессивной действительности». Р.С.Буре, Э.М.Галямова, О.Р.Радионова утверждают, что развитие детского творчества в направлении ручной труд помогает ребенку освоить обощенные учебные действия, которые в свою очередь помогут в применении сформированных умений и навыков работы с одним видом материала в другом. О.М.Дьяченко утверждает, что формирование универсальных учебных действий посредством ручного труда позволяет ребенку создавать художественные образы вне контекста творческого продукта.
Среди многих социальных и природных факторов развития творческих способностей детей важнейшим является образование. К сожалению, на этапе школьного образования дети, имеющие задатки к развитию креативности могут быть потеряны. Нормативность основного образования не создает особых условий для развития творчества. Школьное образование зачастую требует не креативности, а исполнительности, что конечно в свою очередь тормозит развитие творческих способностей детей, более того психологи утверждают, что если ребенку не было вовремя предоставлено условий для проявления своей личности, то желание творить может угаснуть. Очень важным периодом для активизации творческого самовыражения является именно возраст начальной школы.
Отдельное место в личностном самовыражении младшего школьника занимает творческое самовыражение через ручной художественный труд. Ученые рассматривают эту форму творческой деятельности в данном возрасте как единственную, которая имеет наивысшую степень самовыражения. Ручной художественный труд – это способ самораскрытия своего творческого «Я», своих желаний, чувств, мыслей в ходе создания творческого продукта. Младший школьный возраст – это тот период, когда ребенок активно впитывает, усваивает и копит знания и информацию об окружающей действительности. Для этого возраста характерно доверчивое подчинение взрослому наставнику, повышенная восприимчивость к окружающему миру, наивно-игровое отношение к действительности, впечатлительность. Ребенок испытывает постоянную потребность во взаимодействии с окружающим миром и самим собой. Это служит основанием к проявлениям творческости. У младшего школьника творческое самовыражение проявляется в высокой любознательности, остроте восприятия, интенсивном развитии эмоционально-чувственной сферы, потребностью творить и создавать.
Исключительное место в творческом самовыражении через ручной труд занимает художественная деятельность, которая в данном возрасте включает в себя такие виды деятельности как рисование, аппликация, конструирование, лепка, работа с природными и иными видами материалов.
Раскроем виды художественной деятельности в направлении ручной труд через некоторые из представленных.
Самым изученным видом художественной деятельности является рисование. Г.Сухорукова, О.Дронова подчеркивали его важность в развитии детского творчества и называли детский рисунок « матрицей внутреннего мира личности, развитие всех сфер личности ребенка, ее социализации, «Я» - концепции», «это форма и средство осуществления коммуникации с другими людьми, в том числе со сверстниками, а так же форма самопрезентации себя в социуме, самовыражения, самоутверждения» [14 , с.238]. В.Мухина рассматривала процесс рисования в младшем школьном возрасте как один из видов знаковой деятельности, она считала, что в нем проявляется зрительное восприятие и представление ребенка, его взгляд на окружающую действительность, двигательное развитие, мышление [ 14,c. 38]. Образы, которые создает ребенок в рисунке, являются своего рода рассказом того, что он видит, ощущает, чувствует. Психологи говорят о процессе рисования в младшем школьном возрасте, как о процессе познания предметной действительности, а так же событиях окружающего мира, познании своего собственного места среди этих предметов. Для рисунков детей характерно перечисление событий, нюансов этих событий, рисунок представляет из себя художественный рассказ о предмете или явлении, которые ребенок либо переживал непосредственно сам, либо это предмет его творческой фантазии, чувств и переживаний.
Занятия аппликацией, коллажами, мини-инсталляциями являются другим видом художественной деятельности в направлении ручной труд. В ходе этих работ младшие школьники изучают строение предметов, составных частей этих предметов, знакомятся с понятиями величина и соотношение, объемность и плоскостность. Виды этого ручного труда позволяют располагать составные части работ, многократно переставляя их, сочетая, вычленяя ненужное для достижения результата творческой задумки или проекта. Через подобные виды работ дети приобретают знания о композиции и умение ее выстраивать, гармонично сочетая между собой необходимые элементы. Подобные виды творческих работ развивают художественный вкус, приучают детей к эксперименту в процессе комбинирования необходимых предметов и материалов. Кроме того в процессе работы в данном направлении дети осваивают достаточно большое количество разных техник, что является важным обучающим основанием для дальнейшего развития в направлении ручного труда. Занятия аппликацией, коллажами и мини-инсталляциями плотно перекликаются с другим видом ручного труда – работа с природными и иными видами материалов. В ходе работы с последними дети изучают их качества и свойства, знакомятся со способами их применения, не только в прямом назначении, но и для создания творческого продукта. Происходит более глубокий процесс познания об окружающих предметах, обогащается творческий опыт детей. З.Богатеева, В.Горичева разработали нетрадиционные техники аппликации на основе комбинирования художественных техник. К ним относятся: пластическая аппликация из мятой бумаги, аппликация с контурной прорисовкой, рваная или обрывная аппликация, аппликация с использованием оригами, с подвижными элементами, аппликация с секретом и др. Создание аппликации развивает у учащихся образно-ассоциативное мышление, фантазию, сенсорный опыт, комбинаторные способности для создания символов в изображении предметов и событий окружающей действительности.
Одним из продуктивных видов художественного творчества в направлении ручной труд является лепка. Процесс лепки более всего близок младшему школьному возрасту. Лепка увлекательна и проста для ребенка с творческими способностями. Благодаря лепке дети постигают средства выразительности, способы объемного и плоского изображения, быстрее переходят к самостоятельному творчеству. При помощи пластичного материала, который используется для лепки, будь то обычный пластилин или глина, мукосоль ребенку легко передать динамику движений объекта. Занятия лепкой увлекательны для ребенка, они не требуют больших решений умственных задач. Кроме того пластилин – это тот материал, с которым ребенок знакомится еще в раннем дошкольном возрасте. Занятие им вызывает у него бурю положительных эмоций, снимает внутренне нервное напряжение, увлекает, развивает творческую фантазию. В процессе лепки ребенок может незаметно уйти в игру с предметом, который создает. « Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс, - утверждает Н.Халезова,- так шарообразный комок глины младшему школьнику представляется мячом, апельсином, яблоком, а согнутый до соединения концов столбик – кольцом, браслетом, баранкой и т.д.» [16, с.22]. Лепка дает возможность ребенку моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах. Она не требует специальных практических умений для создания образа, более всего она используется для самовыражения чувств ребенка.
Детское конструирование является видом художественного творчества в направлении ручной труд. Для конструирования необходимо, чтобы ребенок обладал развитым пространственным мышлением, имел способности к анализу и синтезу составных частей конструкции, развитое образное мышление. Конструирование как ничто другое помогает детям творчески осваивать материальный и духовный мир, их взаимосвязь, создает возможность к новому практическому применению вещей. Пространственные виды искусства доступны и понятны детям младшего школьного возраста и обладают особым потенциалом для развития творческих способностей младшего школьника.
Подводя итог всему сказанному важно отметить следующие – все виды ручного труда в художественной деятельности обладают мощным потенциалом для творческого развития младших школьников. Создавая художественный образ, ребенок осваивает предметный мир, выражает через творческий продукт свое отношение к предметам окружающего мира, осваивает взаимосвязи между предметами и их составными частями. Разнообразие выразительных средств, различных художественных техник, способов создания творческого продукта создает условия для развития творческих способностей, обогащения внутреннего духовного мира ребенка.
Развитие детского творчества в направлении ручной труд в студии дополнительного образования творческой направленности осуществляет педагог дополнительного образования. Важнейшим фактором творческого развития учащихся является творческий педагог. Творческий педагог – это человек, увлеченный и увлекающийся, с нестандартным мышлением, имеющий специальную подготовку, необходимую компетентность, способный сфокусировать детское внимание на решении конкретных творческих задач. Учитель общеобразовательной школы в отличие от творческого педагога подчинен жестким нормативным требованиям. Педагог дополнительного образования осуществляет свою деятельность в более свободном от нормативов режиме, он более силен в созидании, в преобразовании педагогического процесса, имеет достаточно конкретные цели деятельности в достижении позитивного результата своего труда и труда детей. От педагога дополнительного образования требуется постоянное расширение собственных творческих возможностей, личное саморазвитие является ведущим фактором его профессиональной деятельности. Он должен уметь отходить от шаблонов и формальностей, искать новые, часто нестандартные пути решения творческой задачи и учить этому детей. Его влияние на детские души велико. Умение заряжать детские души своим позитивным мышлением, творческими идеями, создавая условия не только для создания творческого продукта, но и воспитывая в ребенке личность способную применить полученные умения и навыки в повседневной жизни.
2.2 Понятие о студии дополнительного образования для младших школьников в направлении ручной труд.
В современном образовании инновационные процессы приводят к появлению новых форм организации детских дошкольных любительских объединений. Одним из них являются студии дополнительного образования различной творческой направленности. «Studeo» в переводе с латинского «усердно работаю, занимаюсь, изучаю». Чаще всего студия определяет себя как творческий коллектив, сочетающий в себе обучающие, экспериментальные и практические задачи. По своей сути – это коллектив единомышленников, связанных общими идеями и ценностями. В.В.Мацкевич утверждает «данная модель позволяет передавать от учителя к ученику достаточно сложные виды деятельности и мышления, а также позволяет ученику достигать высокого уровня мастерства».
Создание студии творческой направленности в направлении ручной труд в учреждении ДО имеет своей целью удовлетворение потребности детей в творческом самовыражении. Другая цель – повышение уровня художественно-эстетического образования и развития младших школьников. Студия – это более высокая степень кружковой работы; в студии ребенок развивается многогранно.
Необходимым условием работы студии является удовлетворенность родителей воспитанников уровнем предоставляемых образовательных услуг в направлении ручное творчество. Необходимым элементом работы студии является повышение профессиональной компетенции педагогов преподающих в учреждении, которые, так же как, и воспитанники, включены в инновационную деятельность по развитию прикладного творчества. Создание специальной научной и материально-технической базы учреждения, методического и дидактического обеспечения, обучающей и воспитательной системы является составляющей в организации работы студии. Обучение и развитие подразумевает разработку специальных общеучебных программ, включающих требования к освоению результатов. Программные требования к приобретенным знаниям, умениям и навыкам отражены в портрете выпускника студии данного направления.
Студия имеет свои социальные роли. Идейным вдохновителем и наставником является педагог или руководитель реализуемого творческого проекта. Воспитанники студии выступают в роли творцов – исполнителей. Исходя из этого, существуют внутренние нормы и правила взаимоотношений, которые могут быть рассмотрены как отношения наставника и воспитуемого. И тот, и другой, заинтересованы в создании продукта творческой деятельности. В.И.Козловский подчеркивает, что существуют особые требования к личности педагога – руководителя студии, которые он обозначил как «необходимый синтез профессионализма в данном виде творчества, его творческой неповторимости, высокой духовности». Б.К.Кортнев характеризует отношения педагога и наставника в условиях работы студии следующим образом «отношения педагог-ребенок базируются на установке, согласно которой наставник лучше знает, что нужно его питомцу, чем сам воспитанник, и организует его движение (развитие) к определенным целям воспитания и обучения». Педагогу необходимо выстраивать такую модель педагогического процесса, при которой ребенок будет чувствовать собственную самостоятельность, ответственность за процесс обучения и развития. Развивающая задача педагога состоит в том, чтобы направлять исподволь, руководить обучением и развитием «невидимой рукой», реализуя тем самым ФГОС нового поколения в учреждениях ДО. Цель и средства развития обучающегося планируются педагогом совместно с воспитанником, вектор и рамки активности ребенка направляет педагог, постепенно приучая его к самостоятельности в решении творческих задач. Обучаясь в студии ручного творчества на протяжении нескольких лет, у ученика начальной школы постепенно формируется способность самостоятельно мыслить, предвидеть перспективу – ближайшую и дальнюю, принимать взвешенные решения, смело действовать в решении поставленных творческих задач.
Особенность студии, реализующей свои задачи в ручном творчестве, заключается в том, что она имеет «возрастные ступени», которые предполагают постепенное возрастание в приобретаемых знаниях, умениях и навыках, исходя из личных индивидуальных особенностей обучающихся. Подобные условия необходимы для стабильности детского коллектива студии и постепенного творческого роста обучающихся. Кроме того необходимым условием является преемственность между возрастными группами обучающихся, когда происходит постепенный переход от одной ступени приобретаемых знаний, умений и навыков в другую, более сложную в соответствии с возрастом обучающихся. Формы организации занятий подразделяются на три категории: индивидуальная, групповая и сводная. Сводная форма работы подразумевает объединение детей разных возрастов для решения общих творческих задач. Подобные формы работы необходимы для совершенствования умений и навыков детей разных возрастов, когда дети более младшего возраста оттачивают свои умения, опираясь на наставничество более старших товарищей, а дети старшего возраста, в свою очередь, приобретают навыки наставничества и так же «полируют» свои знания, умения и навыки. Отличительной особенностью студии ручного творчества являются специальные условия набора в студию с предварительным выявлением задатков и склонностей детей к прикладному творчеству.
Итак, мы рассмотрели понятие о студии дополнительного образования в направлении ручной труд. Согласно изученной литературе студией ручного творчества может быть одноструктурное или многоструктурное учебное объединение, в котором обучающиеся занимаются изучением различных видов прикладного творчества на основе образовательной программы под руководством одного или нескольких педагогов дополнительного образования в течение нескольких лет с целью развития и реализации творческих способностей, выявления одаренности подрастающего поколения средствами ручного труда.
ГЛАВА 2 ПРОЕКТ СТУДИИ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В НАПРАВЛЕНИИ РУЧНОЙ ТРУД « РУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Целенаправленная работа в студии детского творчества в направлении ручной труд подразумевает разработку специальной научной и материально-технической базы, в которую входит методическое и дидактическое обеспечение учебного процесса: рабочая программа студии, оборудование, диагностика выявления задатков к развитию творческих способностей обучающихся на момент поступления в студию (начальный уровень развития творческих способностей), дидактические материалы, анкета удовлетворенности родителями воспитанников работой студии.
- Рабочая учебная программа студии в направлении ручной труд « Ручное творчество»
Пояснительная записка
Рабочая программа курса « Ручное творчество» для обучающихся начальной школы (1-4) в направлении ручной (прикладной) труд составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности для общеобразовательных учреждений Т.Н.Просняковой « Художественное творчество. Станем волшебниками». Программа разработана на основе ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Цель курса: воспитание нравственно здоровой личности через развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающихся начальной школы средствами ручного (прикладного) труда.
Задачи курса:
- Создать условия для развития творческих способностей обучающихся средствами ручного труда.
- Формировать прикладные умения и навыки.
- Воспитывать стремление к познанию и раскрытию собственных способностей путем самовыражения и самореализации в направлении ручное творчество.
Общая характеристика курса
Ценностные ориентиры курса: большое внимание при изучении курса уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника.
Предметное содержание курса направлено на изучение истории материальной культуры разных народностей населяющих многонациональную Россию. Это позволяет создать условия для воспитания патриотических чувств. Важным элементом программы является развитие трудолюбия, привитие любви к труду, формирование различных трудовых навыков и умений в конструировании и моделировании изделий. Через творческий труд происходит формирование представлений таких эстетических ценностей как восприятие красоты окружающего мира природы и рукотворного мира. В процессе работы по созданию изделия формируется ценностное отношение к своему здоровью: умение безопасно работать с необходимыми материалами и инструментами, использовать для работы экологически чистые, безопасные материалы, умение организовать свой труд без ущерба для здоровья.
В ходе работы по созданию творческого продукта происходит интеграция предметных областей начальной школы в творческую среду. Это является необходимым элементом для формирования у обучающихся универсальных учебных действий. Неизбежным элементом развития является формирование информационной грамотности младшего школьника, создаются более широкие возможности для развития предметных умений уроков технологии и изобразительного искусства. Отличительной особенностью программы является совершенствование технологических навыков.
Курс направлен на саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через собственную творческую предметную деятельность. Основными задачами является получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества. Курс является профориентационным, дети знакомятся с различными видами профессий, с важностью правильного выбора профессии в будущем. В ходе работы дети приобретают навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи. У обучающихся формируются первоначальные умения решать учебно-познавательные задачи, необходимые для создания творческого продукта. Важным элементом работы является реализация национально-регионального компонента через знакомство с культурой и бытом разных народностей, видами национального прикладного творчества. Первоначальная творческая деятельность детей носит индивидуальный характер. По мере освоения программы и приобретения определенных умений и навыков обучающиеся переходят к коллективному творчеству, к созданию более масштабных творческих проектов.
Применяемые формы и методы работы: традиционные практические занятия, лекции, беседы, нетрадиционные формы работы: квесты, игры, викторины и т.п.
В основе программы лежит принцип доступности, наглядности, научности, работа строится от простого к сложному.
Количество часов в год – 68, 2 часа в неделю.
Результаты освоения курса
- создание полезных практичных изделий и изделий для эстетического восприятия.
- знакомство с историей происхождения материалов, с современными видами материалов и способами их обработки.
- знакомство с новыми видами инструментов, с их назначением в прикладном творчестве.
- расширение знаний о народных промыслах России, их истории и культурном значении.
- знакомство с новыми технологическими приемами обработки различных материалов.
- совершенствование навыков трудовой деятельности.
- совершенствование навыков работы с различными источниками информации.
- совершенствование навыка работы в коллективе.
- развитие психических процессов: воображения, памяти, внимания, образного мышления.
- формирование технического мышления, конструкторских способностей.
- формирование собственной рефлексивной деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности « Ручное творчество»
Содержание курса | Формы и виды работ | |
1.Введение в курс ( 1 час) | Вводная беседа - знакомство детей с особенностями курса, с целями и задачами обучения. - знакомство с требованиями техники безопасности. - знакомство с требованиями внутреннего распорядка работы студии. | |
2.Работа с различными видами природных материалов. ( 14 часов) | - Беседа на тему « Возможности природных материалов в прикладном творчестве» - Инструктаж по технике безопасности во время экскурсии. - Экскурсия в лес с целью сбора природных материалов. - Подготовка природных материалов к работе (засушка, складирование, полировка и т.д.) | 1. Объемная композиция из елочных шишек « Великолепные шишки» 2. Композиция из сухого листа « В подводном царстве» 3. Композиция из сухой овсяной соломки по самостоятельному выбору сюжета. 4. Композиция из белого сухого ягеля на обрывной бумаге. 5. Композиция из древесных обломков « Моя фантазия» 6.Возможности камня. «Что я вижу». Работа по камню акрилом. Работа с мелким песком на стекле. |
3.Работа с бумагой и картоном ( 15 часов) | - Беседа « История создания бумаги. Свойства бумаги и картона, возможности бумаги и картона. Бумажная техника». - Инструктаж по ТБ при работе с острыми, режущими, колющими предметами. | 1.Возможности салфетки. Изготовление цветов из салфеток. 2. Возможности гофрированной бумаги. Изготовление простых изделий по самостоятельному выбору. 3. Возможности бумажной тарелки. Узор в круге. 4. Контурное вырезание. Составление композиции из контура фигур. 5. Техника папье-маше. Создание чайной пары. Оформление в цвете. 6. Техника « Букле» |
4.Работа с тканью и нитью. ( 12 часов) | - Беседа «История происхождения ткани». Возможности ткани в прикладном творчестве» - Инструктаж по ТБ при работе с острыми, режущими, колющими предметами. | 1. Панно « Сказочные цветы» - ткань бязь, клей, цветочные узоры, композиция. 2. Шитье подставки под горячее из драпа и пуговиц. 3. Лоскутное шитье. Геометрия в узоре. Шитье коврика для стула. 4. «Чудесная грелка для чайника» - шитье грелки на заварочный чайник. 5. Возможности шпагата. Техника « Плетение». Создание декоративной цветочной корзинки из шпагата. 6. Работа с мулине. Освоение простой техники вышивания. |
5.Работа с пластилином, глиной, мукосолью.(12 часов) | - Беседа « Возможности пластичных материалов в разные времена» - Инструктаж по ТБ при работе с острыми, режущими, колющими предметами. | 1. Работа с мукосолью. Панно « Баба Яга» 2. Панно « Удивительные цветы» - техника мукосоль. 3. Работа с пластилином на стекле на предварительно нанесенном контурном рисунке. 4. Лепка из глины « Народная игрушка – барыня с младенцем». |
6.Работа с бросовым материалом (10 часов) | - Беседа « Чем могут быть полезны старые ненужные вещи» - Инструктаж по ТБ при работе с острыми, режущими, колющими предметами. | 1. Возможности пластиковой бутылки. Создание вазочки с цветами. 2. Паучок из старой перчатки. 3. Волшебная картонная трубочка от туалетной бумаги. Органайзер для хранения фломастеров. 4. Волшебство старого диска. 5. Игрушка-ловушка для мячика из пластиковой бутылки. 6. Волшебная змейка из пластиковой крышки. 7. Волшебство старой пластиковой ложки. |
7.Оформление выставки работ за год (2 часа) | - Подведение итога работы творческой студии. | - Оформление выставки. Творческая композиция. |
8.Квест « По дорогам Марьи- рукодельницы» (2 часа) | - Подготовка композиций и декораций для квеста. | - Проведение квеста силами учащихся и педагогов. |
Экскурсии в музеи изобразительного искусства, посещение выставок прикладного, художественного творчества. (2 часа) |
Календарно – тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | НРК | Примечания | |
План. | Факт. | |||||
Сентябрь | Введение в курс (1 час) | |||||
1 | Вводная беседа - знакомство детей с особенностями курса, с целями и задачами обучения. - знакомство с требованиями техники безопасности. - знакомство с требованиями внутреннего распорядка работы студии. | 1 | ||||
Работа с различными видами природных материалов ( 13 часов) | ||||||
2 | Экскурсия в лес с целью сбора природных материалов. Подготовка природных материалов к работе. Чистка, обрезание, придание формы, засушка. | 1 | рк | |||
3 | Объемная композиция из елочных шишек « Великолепные шишки» - покраска шишек. | 1 | ||||
4 | Объемная композиция из елочных шишек « Великолепные шишки» - склеивание шишек в букет, вставка и фиксация в цветочном горшке. | 1 | рк | |||
5 | Композиция из сухого листа « В подводном царстве» - создание образа подводного царства на основе из плотного картона. | 1 | ||||
6 | Композиция из сухого листа « В подводном царстве» - создание образа подводного царства из сухого листа на основе из плотного картона. | 1 | рк | |||
7 | Композиция из сухой овсяной соломки по самостоятельному выбору сюжета. | 1 | рк | |||
8 | Композиция из сухой овсяной соломки по самостоятельному выбору сюжета. | 1 | рк | |||
9 | Октябрь | Композиция из белого сухого ягеля на обрывной бумаге. Подготовка фона. Покраска плотной бумаги ( техника набрызг). Знакомство с техникой набрызг. Обрывание, приклеивание на основу. | 1 | рк | ||
10 | Композиция из белого сухого ягеля на обрывной бумаге. Выкладывание сюжета на основе. Приклеивание деталей, создание картины. | 1 | ||||
11 | Композиция из древесных обломков « Моя фантазия» - подготовка древесины. Чистка, полировка, обрезка. | 1 | ||||
12 | Композиция из древесных обломков «Моя фантазия»-покраска, покрытие специальными материалами, завершение образа. | 1 | ||||
13 | Возможности камня. «Что я вижу»- выбор образа. Работа по камню акрилом (раскрашивание), оформление в цвете. | 1 | рк | |||
14 | Возможности камня. «Что я вижу»- выбор образа. Работа по камню акрилом (раскрашивание), оформление в цвете. | 1 | рк | . | ||
Работа с бумагой и картоном ( 14 часов) | ||||||
15 16 | Возможности салфетки. Изготовление цветов из салфеток. | 2 | ||||
17 18 | Ноябрь | Возможности гофрированной бумаги. Изготовление простых изделий по самостоятельному выбору. | 2 | |||
19 20 | Возможности бумажной тарелки. Узор в круге. | 2 | рк | |||
21 22 | Контурное вырезание. Составление композиции из контура фигур. | 2 | рк | |||
23 24 25 | Декабрь | Техника папье-маше. Создание чайной пары. Оформление в цвете. | 3 | |||
26 27 28 | Техника « Букле». Знакомство, история происхождения, создание узоров. | 3 | ||||
Работа с тканью и нитью ( 12 часов) | ||||||
29 30 | Панно « Сказочные цветы» - ткань бязь, клей, цветочные узоры, композиция. | 2 | ||||
31 32 | Январь | Шитье подставки под горячее из драпа и пуговиц. | 2 | |||
33 34 | Лоскутное шитье. Геометрия в узоре. Шитье коврика для стула. | 2 | рк | |||
35 36 | «Чудесная грелка для чайника» - шитье грелки на заварочный чайник. | 2 | рк | |||
37 38 | Возможности шпагата. Техника « Плетение». Создание декоративной цветочной корзинки из шпагата. | 2 | ||||
39 40 | Работа с мулине. Освоение простой техники вышивания. | 2 | ||||
Работа с пластилином, глиной, мукосолью.(12 часов) | ||||||
41 42 43 | Февраль | Работа с мукосолью. Панно «Баба Яга» | 3 | |||
44 45 46 | Панно « Удивительные цветы» - техника мукосоль. | 3 | ||||
47 48 49 | Март | Работа с пластилином на стекле на предварительно нанесенном контурном рисунке. | 3 | рк | ||
50 51 52 | Лепка из глины « Народная игрушка – барыня с младенцем». | 3 | рк | |||
Работа с бросовым материалом ( 10 часов) | ||||||
53 54 | Возможности пластиковой бутылки. Создание вазочки с цветами. | 2 | рк | |||
55 56 | Паучок из старой перчатки. | 2 | рк | |||
57 | Апрель | Волшебная картонная трубочка от туалетной бумаги. Органайзер для хранения фломастеров. | 1 | |||
58 | Волшебство старого диска. | 1 | рк | |||
59 | Игрушка-ловушка для мячика из пластиковой бутылки. | 1 | ||||
60 | Волшебная змейка из пластиковой крышки. | 1 | ||||
61 62 | Волшебство старой пластиковой ложки. | 2 | ||||
Оформление выставки работ за год ( 2 часа), квест ( 2 часа), посещение выставок ( 2 часа) | ||||||
63 64 | Май | Подбор декораций, оформления и выбор композиции выставки, подготовка работ к выставке. | 2 | |||
65 66 | Нетрадиционная форма работы. Квест «По дорогам Марьи - рукодельницы». Разработка мероприятия. | 2 | ||||
67 68 | Посещение выставок художественного и декоративного творчества. | 2 |
- Дидактические материалы по разделам программы.
Каждый раздел практической части рабочей программы должен быть обеспечен дидактическими материалами и соответствующим оборудованием.
Раздел 1. Работа с различными видами природных материалов.
Электронная презентация к видам выполняемых работ.
Презентация содержит:
- подробную информацию по правилам техники безопасности при работе с острыми, режущими, колющими предметами, клеевым пистолетом.
- подробную инструкцию по способам сбора природных материалов, засушки, чистки, полировки, особенностях подготовки к работе.
- образец поэтапного изготовления каждого вида изделия.
- особенности покрасочного материала для камня, дерева, сухого растения. Виды красок: акрил, гуашь, масляные краски, их свойства и особенности в использовании. Виды материалов для пропитки дерева, лаков для покрытия изделий из древесины.
- различные виды клея, применяемые при работе с природными материалами.
Оборудование: плакаты, технологические карты, образцы изделий, схематические рисунки, старые книги для засушки растений, острые, режущие, колющие предметы: канцелярские ножи, иглы, ножницы, материалы для полировки древесины: наждачная бумага, напильник; клеевой пистолет, различные виды красок, пропиточные материалы, лаки для покрытия изделий, различные виды клея.
Раздел 2. Работа с бумагой и картоном.
Электронная презентация к видам выполняемых работ.
Презентация содержит:
- подробную информацию по правилам техники безопасности при работе с острыми, режущими, колющими предметами, клеевым пистолетом.
- информацию о свойствах бумаги и картона.
- способы сгибания и обрывания бумаги и картона.
- способы покраски элементов изготовляемого изделия в зависимости от вида бумаги.
- особенности работы с различными видами красок: акрила, гуаши, акварели, масляной краски, акварельных карандашей.
- образец поэтапного изготовления каждого вида изделия.
- информацию о различных видах клея, применяемых для создания конкретного изделия.
Оборудование: плакаты, технологические карты, образцы изделий, схематические рисунки, различные виды бумаги и картона, картонные походные тарелки, виды красок, виды клея, кисти разной толщины для покраски изделий, канцелярские ножи, ножницы, клеевой пистолет.
Раздел 3. Работа с тканью и нитью.
Электронная презентация к видам выполняемых работ.
Презентация содержит:
- подробную информацию по правилам техники безопасности при работе с острыми, режущими, колющими предметами, клеевым пистолетом.
- особенности видов ткани, применяемых при изготовлении изделий и способам их обработки.
- образец поэтапного изготовления каждого вида изделия.
- информацию о различных видах клея, применяемых для создания конкретного изделия.
- виды швов, необходимых для создания изделий и технологии их применения.
Оборудование: ткань: бязь, фетр, флис, утеплитель для ткани - холлофайбер, ножницы, иголки, нитки швейные, нитки мулине, пяльцы, клей для ткани, картинные рамки для готовых изделий, макеты глаз, носа для шитья животных, украшения для декора изделия: бисер, пуговицы разных размеров, окантовочные ленты, тесьма, кружево, технологические карты, образцы изделий, схематические рисунки.
Раздел 4: Работа с пластилином, глиной, мукосолью.
Электронная презентация к видам выполняемых работ.
Презентация содержит:
- подробную информацию по правилам техники безопасности при работе с острыми, режущими, колющими предметами, клеевым пистолетом.
- виды пластичных материалов.
- особенности работы с пластичными материалами: глиной, мукосолью, пластилином.
- технология создания мукосоли., способы покраски мукосоли и глины.
- виды красок используемых при работе с глиной и мукосолью.
- образец поэтапного изготовления каждого вида изделия.
- информацию о различных видах клея, применяемых для создания конкретного изделия.
- особенности сушки изделий из глины и мукосоли.
- способы покрытия готовых изделий из глины и мукосоли лаком.
Оборудование: пластилин, глина, соль, мука, клей – момент, клей- ПВА, краски – акрил, гуашь, лаки для покрытия, клеевой пистолет, основа для прикрепления готового изделия, картон, стеклянные, квадратные формы для нанесения рисунка, металлические перья для рисования, чернила, портретные или фото-рамки для готовых изделий из стекла, образцы готовых изделий.
Раздел 5: Работа с бросовым материалом.
Электронная презентация к видам выполняемых работ.
Презентация содержит:
- подробную информацию по правилам техники безопасности при работе с острыми, режущими, колющими предметами, клеевым пистолетом.
- понятие - бросовый материал, виды бросового материала.
- образцы изделий из бросового материала.
- образец поэтапного изготовления каждого вида изделия.
- информацию о различных видах клея, применяемых для создания конкретного изделия.
- виды швов, необходимых для создания изделий и технологии их применения.
- особенности покраски изделий из пластика.
- виды красок, применяемые для покрытия изделий из краски.
Оборудование: пластиковые бутылки, внутренняя картонная основа туалетной бумаги, использованные компьютерные диски, старые детские перчатки, нитки швейные, иголки, цветная бумага, цветной картон, ножницы, канцелярский нож, акрил, клеящий пистолет, украшения для декора изделия: бисер, пуговицы разных размеров, тесьма, макеты глаз, носа для шитья животных.
Раздел 6. Оформление выставки работ за год.
Оборудование: демонстрационные столы для изделий, ткань для создания фона выставки, передвижная ширма для прикрепления работ, интерактивная панель, на которой каждый желающий может посмотреть фотографии процесса изготовления работ детьми в студии на протяжении учебного года, визитки работ: название, техника, автор, год.
Раздел 7. Квест « По дорогам Марьи - рукодельницы».
Оборудование: подробный конспект мероприятия, конверты с заданиями по станциям квеста, записки с направлением на станцию, маршрутный лист для каждой команды, пазлы, вещи для «Музея прикладных предметов», призы (наборы для рукоделия), принадлежности для рисования, видеофайл с отрывками из мультфильмов, корзина или ведро, метла, презентация « Предметы рукоделия на Руси», костюм для старого дуба, музыкальное сопровождение.
- Диагностика выявления задатков к развитию творческих способностей обучающихся на момент поступления в студию
Диагностика выявления задатков к развитию творческих способностей у обучающихся начальной школы разработана Туник Е.Е. на основе авторской диагностики Франка Вильямса.
Методика «Тест дивергентного ( творческого )мышления»
Автор: Вильямс Ф.Е. (адаптация Туник Е.Е.).
Тест представляет из себя серию рисуночных тестов, выявляющих способности к творческому самовыражению ребенка по пяти показателям: беглость мышления (продуктивность), гибкость мышления (подвижность), оригинальность, разработанность, название (богатство словарного запаса и образность речи).
Время проведения: для детей 7 – 11 лет - 30 минут;
Возраст респондентов: 7-11 лет.
Цель: выявление способности к творческому самовыражению.
Тестирование проводится в групповой форме. Дети рассаживаются по одному.
Инструкция
Перед началом тестирования нужно прочитать инструкцию к Тесту дивергентного мышления: «Это задание поможет узнать, насколько вы способны к творческому самовыражению с помощью рисунков. Вам предлагается 12 рисунков. Работайте быстро. Постарайтесь нарисовать настолько необычную картинку, которую никто другой не сможет придумать. Вам будет дано 30 минут, чтобы нарисовать рисунки. Работайте в квадратиках по порядку, не прыгайте беспорядочно с одного квадрата на другой. Создавая картинку, используйте линию или фигуру внутри каждого квадрата, сделайте ее частью вашей картины. Вы можете рисовать в любом месте внутри квадрата, в зависимости от того, что вы хотите изобразить. Можно использовать разные цвета, чтобы рисунки были интересными и необычными. После завершения работы над каждым рисунком подумайте над интересным названием и запишите название в строчке под картинкой. Не волнуйтесь о правильном написании. Создание оригинального названия более важно, чем почерк и орфография. Ваше название должно рассказать о том, что изображено на картинке, раскрыть ее смысл».
Далее приводятся незаполненные бланки тестовой тетради, необходимые для проведения тестирования.
Тестовая тетрадь состоит из трех отдельных листов, стандартного формата А-4, на каждом листе бумаги изображено по четыре квадрата, внутри которых имеются стимульные фигуры. Под квадратами стоит номер фигуры и место для подписи.
Обработка полученных данных
Описываемые далее четыре когнитивных фактора дивергентного мышления тесно коррелируют с творческим проявлением личности (правополушарный, визуальный, синтетический стиль мышления). Они оцениваются вместе с пятым фактором, характеризующим способность к словарному синтезу (левополушарный, вербальный стиль мышления). В результате получаем пять показателей, выраженных в сырых баллах:
— беглость (Б)
— гибкость (Г)
— оригинальность (О)
— разработанность {?)
— название (Н)
1. Беглость — продуктивность, определяется путем подсчета количества рисунков, сделанных ребенком, независимо от их содержания.
Обоснование: творческие личности работают продуктивно, с этим связана более развитая беглость мышления. Диапазон возможных баллов от 1 до 12 (по одному баллу за каждый рисунок).
2. Гибкость — число изменений категории рисунка, считая от первого рисунка.
Четыре возможные категории:
— живое (Ж) — человек, лицо, цветок, дерево, любое растение, плоды, животное, насекомое, рыба, птица и т. д.
— механическое, предметное (М) — лодка, космический корабль, велосипед, машина, инструмент, игрушка, оборудование, мебель, предметы домашнего обихода, посуда и т. д.
— символическое (С) — буква, цифра, название, герб, флаг, символическое обозначение и т.д.
— видовое, жанровое (В) — город, шоссе, дом, двор, парк, космос, горы и т. д.
Обоснование: творческие личности чаще предпочитают менять что-либо, вместо того чтобы инертно придерживаться одного пути или одной категории. Их мышление не фиксировано, а подвижно. Диапазон возможных баллов от 1 до 11, в зависимости от того, сколько раз будет меняться категория картинки, не считая первой.
3. Оригинальность — местоположение (внутри-снаружи относительно стимульной фигуры), где выполняется рисунок.
Каждый квадрат содержит стимульную линию или фигуру, которая будет служить ограничением для менее творческих людей. Наиболее оригинальны те, кто рисует внутри и снаружи данной стимульной фигуры.
Обоснование: менее креативные личности обычно игнорируют замкнутую фигуру-стимул и рисуют за ее пределами, т. е. рисунок будет только снаружи. Более креативные люди будут работать внутри закрытой части. Высоко креативные люди будут синтезировать, объединять, и их не будет сдерживать никакой замкнутый контур, т. е. рисунок будет как снаружи, так и внутри стимульной фигуры.
1 балл — рисуют только снаружи 2 балла — рисуют только внутри
3 балла — рисуют как снаружи, так и внутри
Общий сырой балл по оригинальности (О) равен сумме балов по этому фактору по всем рисункам.
4. Разработанность — симметрия-асимметрия, где расположены детали, делающие рисунок асимметричным.
0 баллов — симметрично внутреннее и внешнее пространство
1 балл — асимметрично вне замкнутого контура
2 балла — асимметрично внутри замкнутого контура
3 балла — асимметрично полностью: различны внешние детали с обеих сторон контура и асимметрично изображение внутри контура
Общий сырой балл по разработанности (Р) — сумма баллов по фактору разработанность по всем рисункам.
5. Название — богатство словарного запаса (количество слов, использованных в названии) и способность к образной передаче сути изображенного на рисунках (прямое описание или скрытый смысл, подтекст).
0 баллов — название не дано.
1 балл — название, состоящее из одного слова без определения (см. пример 2 заполненной тестовой тетради: рисунки 2, 4, 8, 10, 12).
2 балла — словосочетание, несколько слов, которые отражают то, что нарисовано на картинке.
3 балла — образное название, выражающее больше, чем показано на картинке, т. е. скрытый смысл
Общий сырой балл за название (Н) будет равен сумме баллов по этому фактору, полученных за каждый рисунок.
Итоговый подсчет по тесту дивергентного мышления
ТЕСТОВАЯ ТЕТРАДЬ
«Тест дивергентного (творческого) мышления»
Автор: Вильямс Ф.Е. (адаптация Туник Е.Е.).
ФИО___________________________________________________________
Дата______________________________________Возраст_______________
1
__________________________ 2_________________________
3__________________________ 4_______________________
5_________________________ 6_____________________
7___________________________ 8______________________
9_________________________ 10______________________
11________________________ 12_____________________
Выводы: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Анкета удовлетворенности родителями воспитанников качеством образования в студии дополнительного образования « Ручное творчество»
Для изучения удовлетворенности родителями (законными представителями) работой студии « Ручное творчества» просим Вас ответить на несколько вопросов.
- Сколько лет вашему ребенку?__________________________________________
- Посещал ли ребенок студии, кружки творческой направленности до прихода в нашу студию?_______________________________________________________
- Какова продолжительность посещения занятий ребенком нашей студии?_____________________________________________________________
- Что привело вашего ребенка в студию дополнительного образования в направлении – ручной труд, прикладное творчество?
- желание заняться тем, что вызывает наибольший интерес
- желание узнать что-то новое
- желание найти друзей по интересам
- потребность развиваться самостоятельно
- желание провести свободное время с пользой для себя
- Удовлетворены ли Вы качеством предоставляемых услуг?_________________
- Удовлетворены ли Вы режим работы студии?____________________________
- Удовлетворены ли вы техническим оснащение кабинета, его освещенностью?_____________________________________________________
- Знакомы ли Вы с программой работы студии?___________________________
- Удовлетворены ли Вы информационным обеспечением программы?_________________________________________________________
- Каких результатов у ребенка Вы ждете от работы студии?_____________________________________________________________
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. М., Просвещение, 1988 г.
2. Популярное пособие для родителей и педагогов. (Серия: «Вместе учимся мастерить»)
3. М.И.Нагибина. Чудеса для детей из ненужных вещей. Ярославль, «Академия развития», 1997 г.
4. М.И. Нагибина. Природные дары для поделок и игры. Ярославль, «Академия развития», 1997 г.
5. М.И.Нагибина. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль, «Академия развития», 1997 г.
6. Серия «От простого к сложному». Учимся лепить и рисовать. Санкт-Петербург, «Кристалл», «Валерии ППб», 1997 г.
7. В.Г.Гагарин. Конструирование из бумаги. Ташкент, 1998 г.
8. Э.К.Гульянц. Учите детей мастерить. М.,Просвещение, 1984 г.
9. Бабина Н. Ф. Как развивать познавательную активность учащихся. Школа и производство, 2002, №3 – с.33-35;
10 .Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей: учебное пособие. М.:Владос,2002 – 65с.;
11. Колесникова Н. В. Учим созидать: Развитие творческих способностей детей в кружковой деятельности. Народное образование. 2002, №4, с. 3.
12.Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты С.- Пб. 2002.
13. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: «Знание», 1974. – 64
14. Образование и творчество с методикой преподавания в дошкольном и начальном возрасте. Г. В. Сухорукова, О. О. Дронова, Н. М. Голота, Л. А. Янцур. Кшв: Слово, 2010.
15. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981.
16. Халезова Н. Б., Курочкина Н. А. , Пантюхина Г. В. Лепка в детском саду. М.: Просвещение, 1986. Буйлова, Н.Л. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании / Н. Л. Буйлова // Внешкольник. 2000.- №7.
17. Кульневич, С.В. Дополнительное образование детей: методическая служба / С.В. Кульневич, В.Н. Иванченко. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2005.
18. Лебедева О.Е. Дополнительное образование детей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. О.Е.Лебедева – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.
19. Медведева О.П. Педагогические условия творческого саморазвития личности учащегося в УДОД. О.П.Медведева.- Ростов- н.Д: Изд-во «Учитель», 2003.
20. Суханова Л.Н. Студийные формы работы – важный фактор развития творческих способностей воспитанников отдела художественного воспитания. Л.Н.Суханова. Материалы научно-практической конференции. – Иркутск: Дворец детского и юношеского творчества, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа студии дополнительного образования "Развивайка: Книголюб"
Студия дополнительного образования...
Рабочая программа студии дополнительного образования "Развивайка: Занимательная математика"
Студия дополнительного образования...
Рабочая программа студии дополнительного образования "Развивайка: Занимательный русский язык"
Студия дополнительного образования...
Рабочая программа студии дополнительного образования "Развивайка: Занимательная информатика"
Студия дополнительного образования...
Рабочая программа студии дополнительного образования "Школа Будущего: Знакомство с азбукой"
Рабочая программа студии дополнительного образования "Школа Будущего: Знакомство с азбукой"...
Рабочая программа студии дополнительного образования "Занимательный английский"
Рабочая программа студии дополнительного образования "Занимательный английский"...
Рабочая программа студии дополнительного образования "Школа Будущего: Раз - ступенька, два - ступенька"
Рабочая программа студии дополнительного образования "Школа Будущего: Раз - ступенька, два - ступенька"...