Воспитание нравственности, этического сознания младших школьников во внеурочной работе.
рабочая программа

Карачурина Мухаббат Каримовна

 Воспитание нравственности, этического сознания младших школьников во внеурочной работе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pm02.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

 Воспитание нравственности, этического сознания младших школьников во внеурочной работе.

Нравственность — моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своем выборе.

Внеурочная деятельность обладает серьезным потенциалом в формировании и развитии личности ребёнка, совершенствует заложенное в ребенке природой, помогает корректировать нравственные качества.

Внеурочная деятельность обладает серьёзным потенциалом в формировании и развитии нравственных качеств младших школьников, совершенствует заложенное в ребенке природой, помогает корректировать поведение и сознание.

Нравственные качества личности – это выражение тех отношений, которые предписываются моралью общества к другим людям, труду, родине.

человеколюбие,

вежливость;

бескорыстие;

терпимость;

тактичность;

трудолюбие;

бережное отношение к природе.

Все это можно отнести к нравственным качествам личности.

Нравственно-эстетическое воспитание - это социокультурно обусловленный процесс целенаправленного взаимодействия воспитателей и воспитанников, в котором создаются условия для их самовоспитания, развития способности воспринимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, совершенствовать окружающий мир на основе гуманистических идеалов, общечеловеческих ценностей и норм морального поведения.

Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного проце

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. На уроках, например, ребенку с первых дней обучения необходимо в течение длительного времени сохранять повышенное внимание, быть достаточно усидчивым, воспринимать и хорошо запоминать все то, о чем говорит учитель.

Нравственное формирование личности - сложный и многогранный процесс, осуществляемый под воздействием различных факторов и условий. Подрастающее поколение развивается под влиянием внешних и внутренних воздействий. Все, с чем соприкасаются дети, - люди, вещи, явления окружающей жизни - накладывает отпечаток на их поведение, на их моральный облик.

Нравственное воспитание в школе должно быть ориентировано на требования нашей жизни не только в настоящем, но и в будущем. Важным разделом является воспитание морально-волевых черт характера: честности и правдивости, нравственной чистоты, простоты и скромности в общественной и личной жизни, уважение к старшим.

Педагогу важно разобраться в том, как нравственное воспитание влияет на развитие воспитанника, как ученик изменяется, поднимается на новую ступеньку нравственного совершенства. Это можно понять, если расчленить целостный процесс нравственного воспитания на отдельные звенья и рассмотреть каждое из них.

В младшем школьном возрасте, в период собственного нравственного развития детей, нравственная сфера претерпевает дальнейшие изменения. В начальной школе дети сталкиваются с тем что они постоянно должны следовать моральным правилам и нормам, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно. Младшие школьники должны постоянно учиться применять данные правила и нормы во взаимоотношениях с учителями, другими взрослыми, сверстниками. Дети младшего школьного возраста психологически готовы к пониманию смысла всех нравственных норм и правил. В этом возрасте происходит становление таких нравственных чувств, как чувство товарищества, долга, коллективизма, способности к сопереживанию, эмпатии.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность [6].

Целью организации внеурочной деятельности младших школьников является создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, открытости в реальных жизненных ситуациях, интересах внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Задачи внеурочной деятельности:

1. Выявление интересов, склонностей, способностей в различных видах деятельности;

2. Создание условий для индивидуального развития каждого ребенка;

3. Формирование системы знаний, умений и навыков в избранном направлении деятельности;

4. Развитие опыта творческой деятельности;

5. Создание условий для реализации полученных знаний, умений, навыков;

6. Развитие опыта неформального общения, взаимодействия и сотрудничества;

7. Расширение рамок общения ребенка с социумом;

В педагогике принято выделять несколько принципов, на которых базируется внеурочная воспитательная деятельность..

Одним из фундаментальных принципов организации внеурочной деятельности является принцип воспитания личности в коллективе, через коллектив. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации воспитательной работы. Индивид становится личностью благодаря общению и связанному с ним обособлению. Внеурочная деятельность в соответствии с этим принципом должна быть направлена на организацию совместной деятельности детей для достижения общественно значимых целей, при этом не исключая индивидуальной работы социального педагога с отдельными ребятами, а, следовательно, и непосредственного влияния учителя на ученика.

Роль внеурочной работы в учебно-воспитательном процессе непрерывно возрастает, так как эта работа способствует решению актуальных задач воспитания, развивает у учащихся деалектическо-математические взгляды на взаимодействие общества и природы, способствует более тесному соединению теоретических знаний с жизнью, формирует профессиональные интересы школьников, обеспечивает развитие их творческих способностей, устойчивых интересов к предметам.

Внеурочная   деятельность может быть организована в формах: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, проекты, викторины, познавательная практика, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.

Виды и направления внеурочной деятельности:

игровая деятельность;

познавательная деятельность;

проблемно-ценностное общение;

досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

художественное творчество;

социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

трудовая (производственная) деятельность;

спортивно-оздоровительная деятельность;

туристско-краеведческая деятельность.

Принципы;

-добровольность в выборе форм и направления занятия;

-системность и комплексный подход в реализации цели и воспитания;

-инициатива и самостоятельность детей; личная ориентированность;

-романтика, игра, интерес;

-сочетание массовых, коллективных и индивидуальных форм работы;

-преемственность и взаимодействие всех видов внеурочной воспитательной работы [8].

Внеурочная деятельность ориентирует педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. Внеурочная работа представляет школу, создает условия для позитивного сотворчества в педагогическом процессе школьных учителей, учащихся, их родителей, преподавателей вузов, работников детских учреждений дополнительного образования, культурных и спортивных учреждений.

В организации внеурочной деятельности условно можно выделить три этапа:

1) проектный, включающий в себя диагностику интересов, увлечений, потребностей детей, запросов их родителей и проектирование на основе ее результатов системы организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении и его структурных подразделениях;

2) организационно-деятельностный, в рамках которого происходит создание и функционирование разработанной системы внеурочной деятельности посредством ее ресурсного обеспечения;

3) аналитический, в ходе которого осуществляется анализ функционирования созданной

Педагогу важно учитывать желания школьников при организации внеурочной работы. При этом важно следить за тем, чтобы учащиеся не были перегружены этой деятельностью.

Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов [12].

Обобщая вышесказанное можно сделать вывод о том что, организация внеурочной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС нового поколения представляет собой довольно сложную технологию модернизации условий развития ребенка во внеурочное время, направленное на удовлетворение культурно-образовательных, спортивно-оздоровительных, социально значимых потребностей личности в самоактуализации и самореализации.

Внеурочная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленных на социализацию обучающихся, развитие у них творческих способностей и универсальных учебных действий во внеурочное время [5].

Основной целью внеурочной работы как раз и является развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, адаптация к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни. Она способствует воспитанию в них добра, милосердия, справедливости. Все это делается не просто так, ведь в настоящее время одной из основных задач школы становится «ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности», а выпускник школы, как указано в стандартах второго поколения, должен быть «носителем ценностей гражданского общества».

Задачи по нравственному формированию учащихся в системе организации внеурочной воспитательной работы, которые призван решать классный руководитель, достаточно точно раскрыл М.И. Рожков:

• обогащение эмоционального мира детей нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств;

• вооружение учащихся знаниями о морали, раскрытие её сущности, социальной и психологической целесообразности моральных норм; формирование культуры и организации повседневного быта, навыков и привычек нравственного поведения;

• систематическое накопление и обогащение опыта нравственного поведения учащихся путем организации их практической деятельности;

• организация нравственного самовоспитания детей.

Роль внеурочной деятельности в нравственном воспитании:

- удовлетворение потребностей в общении;

- самоутверждение в коллективе;

- создание благоприятных условий для включения воспитанников в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности;

 - формирование у обучающегося активной деятельности позиции.

Основные формы внеурочной деятельности по нравственному воспитанию детей:

игры;

классные часы;

этические беседы;

занятия клубного типа.

Внеурочную деятельность в начальной школе можно разделить на разделы.

1. Раздел «Воспитание личностной культуры» включает ряд занятий, которые формируют личностные качества человека: доброту, честность, бережливость, аккуратность, трудолюбие, ответственность.

2. Раздел «Формирование культуры взаимоотношений» на конкретных примерах, доступных детскому восприятию, раскрывает сущность нравственных отношений между людьми.

Цель работы учителя по формированию нравственных качеств учащимся, передать определенный багаж знаний как основу нравственных отношений и нравственного поведения.

Данная цель реализуется в следующем содержании:

– ознакомление детей с системой общечеловеческих норм, принципов и правил, принятых в обществе;

– знакомство с основными  нравственными качествами человека;

– формирование определенного багажа нравственных представлений и понятий как основы нравственных убеждений;

– формирование у детей умения осознанно делать выбор и принимать обоснованное решение.

Таким образом, внеурочная деятельность способствует формированию нравственных качеств младших школьников.

На основе вышесказанного можно сделать вывод по первой главе, что главной проблемой образования является ослабление мотивации к обучению.

Именно внеурочная деятельность способствует формированию нравственных качеств, формирует коммуникативные навыки, чувство ответственности, умения свободно мыслить, преодолевать барьер при обучении на уроке, создает условия для сотрудничества. Школа и общество неразделимы. Сейчас в школе формируется новое поколение, которому предстоит преобразование общества. Сегодняшним школьникам предстоит много сделать, а для этого им надо выйти из школы всесторонне развитыми, нравственными людьми. Достичь этих целей можно только во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности.

Успех внеурочной работы зависит не только от активных учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя воспитать в учениках всесторонне нравственных людей. Одно из основных условий успешной организации и развития внеурочной работы - это специальная подготовка педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственных чувств и этического сознания младших школьников

В статье представлен опыт работы по интеграции урочной и внеурочной деятельности школьников на основе нравственных идеалов и духовных ценностей. Приводятся примеры социально ориентированных проектов и...

«Учебно-воспитательный процесс как средство воспитания нравственных качеств личности младших школьников»

Возможности учебно-воспитательного процесса как средства  воспитания нравственных качеств личности младших школьников....

Воспитание и этическое просвещение младших школьников в процессе творческой деятельности (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Воспитывать — значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с н...

ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Можно выделить несколько направлений внеурочной деятельности: расширение исторических знаний, приобретенных на уроках; получение новых знаний краеведческого характера....