«Воспитание нравственно-волевых качеств младшего школьника в процессе трудового воспитания в семье»
консультация на тему

Мирошникова Лариса Витальевна

Как ребенка приобщить к труду?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudovoe_vospitanie.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Воспитание нравственно-волевых качеств младшего школьника в процессе трудового воспитания в семье»

Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Главными воспитателями своих детей являются родители.

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у младших школьников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. От того как, будет воспитан ребёнок в нравственно-волевом отношении, зависит его успешное обучение в школе.

Недооценка важности воспитания волевых качеств приводит к становлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

Как ребенка приобщить к труду?

В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают квартиру, стирают белье, шьют. Наблюдение за тем как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость. Следует помнить, что детские наблюдения могут носить созерцательный характер. Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут сопровождать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно ребенка привлекают к совместному со взрослыми труду.

Чтобы заинтересовать детей, надо доступно объяснить значимость предстоящей работы, ее результата. Интерес детей к труду значительно повышается, если полезность его для окружающих очевидна: пусть сделанная ребенком закладка для книг, подставка для вилок или игольница несовершенны, родители должны оценить его труд и желание сделать что-то для других и обязательно использовать эту вещь в быту.

Поручения, даваемые детям должны быть интересными и привлекательными по форме выполнения. Если же они строятся лишь на распоряжениях, то это отбивает у ребенка охоту трудиться. Поэтому взрослый, скажем, столярничая, не только просит принести какой - либо инструмент, но и учит ребенка, как им пользоваться.

Поручая детям то или иное дело, взрослые должны учитывать его возможности. Если задания посильны, ребёнок выполняет их с интересом.

Самое главное: Младшие школьники должны систематически участвовать в домашнем труде, иметь поручения, требующие выполнения в течении длительного времени и без напоминаний.

Как же распределить домашние дела между членами семьи?

Сначала попробуем разделить все обязанности на постоянные и временные.

Например, постоянные - уборка, мытье посуды, стирка, прогулки с собакой и т.д. Временные - генеральная уборка, ремонт, мытье окон и др.

Теперь выделяем из них  мужские, женские и детские обязанности.

Обязанности, рекомендуемые для детей младшего школьного возраста:

1. Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, учебные принадлежности; протирать их сырой тряпочкой; мыть некоторые игрушки.

2. Протирать мебель.

3. Стирать мелкие личные вещи (носовые платки, носки, ленточки, салфетки  и т.п.).

4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть чашки, ложки и другую посуду после завтрака.

5. Подметать сырым веником пол в комнате, мыть пол.

6. Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный картофель, резать вареные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье, собирать и чистить ягоды.

7. Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье, помочь нести сумку с покупками, покупать продукты сначала совместно со взрослым, затем самостоятельно; принести, отнести вещь, поднять упавшую.

8. Проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).

9. Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям.

Как зафиксировать это распределение и где его поместить для всеобщего обозрения - вопрос вашей фантазии и изобретательности. Можно сделать это совместно, а можно поручить ребенку. Для младших школьников можно посоветовать сделать из плотной бумаги большую ромашку с отдельно вырезанными сердцевиной и несколькими лепестками. На каждом лепестке нарисовать по одному виду домашней работы, интересных и полезных занятий и т.п.

Сделав что-то из перечисленного, ребенок в течение дня сам прикрепляет к сердцевине ромашки соответствующие лепестки. И ему, и родителям сразу видно, что было сделано за день. Если в семье двое (или больше) детей, то каждый делает себе свою ромашку. Можно даже устраивать семейные соревнования, в чьей ромашке к вечеру больше лепестков. Отмечать необходимо не только количество дел, но и качество их выполнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание и этическое просвещение младших школьников в процессе творческой деятельности (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Воспитывать — значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с н...

Статья "Развитие самостоятельности младших школьников в процессе эстетического воспитания"

Данная статья посвещена актуальной на сегодняшний день теме.Самостоятельность-один из важнейших компонентов успешного обучения младших школьников....

Формирование эстетического вкуса у младших школьников в процессе семейного воспитания

Младший школьный возраст, как отмечают Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и другие, представляет большие возможности для формирования эстет...

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Cтатья по духовно-нравственному воспитанию младших школьников...

Подвижные игры как средства развития у младших школьников в процессе физического воспитания в условиях общеобразовательной школы

Данная работа приследует следующую цель - как подвижные игры воздействуют на физическое развития младших школьниковю. Выпускная квалтфикационная работа состоит из введения, двух глав (теория и практик...

Выступление по теме: "Трудовое воспитание и профессиональная ориентация младших школьников"

Выступление по теме: "Трудовое воспитание и профессиональная ориентация младших школьников"...