Методическая разработка по формированию функциональной грамотности
методическая разработка
Данная методическая разработка будет интересна и полезна педагогам, которые хотят развивать в детях не только академические навыки, но и навыки, помогающие сделать успешную карьеру в будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening.docx | 378.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19»
г. Мичуринска Тамбовской области
Методическая разработка
по формированию функциональной грамотности
Номинация:
«Лучшая методическая разработка занятия внеурочной деятельности»
Возрастная категория: 14-15 лет
Направленность: социальная
Тема внеурочного занятия: «Управление командой и собой»
Форма проведения: образовательный тренинг
Авторы работы: учителя начальных классов Кулаева Лилия Валерьевна
Толмачева Анастасия Борисовна
2021год
Аннотация
Данная методическая разработка будет интересна и полезна педагогам, которые хотят развивать в детях не только академические навыки, но и навыки, помогающие сделать успешную карьеру в будущем. Занятия было разработано и проведено в рамках недели наставничества. Целевая аудитория – обучающиеся 8 - 9 классов. Образовательный тренинг содержит информацию об универсальных умениях, которые приобретаются путем личностного развития. Навыки будущего, цифровизация, тренды, твердые и гибкие навыки - эти понятия, так или иначе, появляются в жизни современных людей. По словам президента, на первый план выходит умение коммуницировать с другими людьми, управлять своими эмоциями, работать в команде. В современном мире требования к образованию кардинально меняются. Преимущество получают те люди, которые умеют комбинировать знания из разных отраслей науки. И если для сферы образования сегодня стали понятными такие инструменты как робототехника, Lego-конструирование и даже 3D-моделирование, то следующий уровень базовых навыков, требуемый обществом, это soft skills. Soft skills — это универсальные навыки, которые помогут ребенку быть успешным, независимо от того, какую профессию он выберет в будущем. Это та база, на которой строится будущее ребенка и его эффективность во всем: от учебы и работы до личных отношений. К ним относится умение мыслить нестандартно, общаться, грамотно распределять время и другие навыки. Сейчас интерес к soft skills и потребность в них стали ещё сильнее. Технологии развиваются так стремительно, что полученные знания очень быстро устаревают, поэтому успешным становится не тот, кто много всего выучил, а тот, кто умеет быстро учиться, эффективно приспосабливаться под новые условия и находить нестандартные решения.
Поэтому цель данного тренинга: создание условий для межличностного и познавательно - делового общения детей и взрослых. Развитие личностного потенциала подростка через soft skills компетенции.
Задачи:
- формировать в ходе общения коммуникативные навыки, умение слушать и слышать, вести диалог, строить монолог, выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично;
- развивать у подростков способность управлять своей свободой и самостоятельно делать осознанный ответственный выбор деятельности, выдвигать идеи, обосновывать свою точку зрения, принимать решения, развивать эмпатию, умение договариваться о совместной деятельности;
- воспитывать культуру участия в беседе, чувствовать уважение к своим интересам и с уважением воспринимать точки зрения других;
- находить компромисс и разрешать, по необходимости, конфликты.
В ходе тренинга подростки познакомятся с понятием «гибкие навыки», поймут, что их можно развивать в школьном возрасте. А главное – как! Логически выстроенные задания, знакомят с такими понятиями, как лидерство, креативность, тайм-менеджмент, умение сотрудничать, навык публичных выступлений, навык работы с информацией, умение принимать критику. И самое главное, данный тренинг поможет понять, что гибкие навыки помогут и в «обычной жизни», например в повседневном общении с людьми или в сложных ситуациях освоения в новом социуме – что всем предстоит в студенчестве.
Ход занятия:
Учитель: Оно соединяет, разлучает, торопится, летит, идёт – оно никогда не останавливается…ни перед кем и не перед чем! /Отгадка - время/
Учитель: Да, время летит вперёд, не останавливается ни на минуту. Как бы мы этого не хотели, но, увы! Остановить его бег невозможно. Единственное, чему может научиться человек – временем управлять.
- Очень скоро вы встанете перед выбором профессии. Кто-то уже видит себя в той или иной сфере. А у кого-то в душе еще смятение перед важным выбором. Поэтому предлагаем поучаствовать в тренинге, который поможет вам расставить акценты вашего движения вперёд. И как сказал Стив Джобс «Жизнь – это пазл. И мы никогда не знаем, где смогут пригодиться полученные знания.
- Каждый из вас получает карточку с определёнными свойствами личности. /Приложение 1/
/На экране появляются названия профессий/
- Соотнесите свои качества личности с профессией, которая ей подойдет.
- Ребята, вы сейчас назвали твердые навыки, которые личность приобретает в ходе получения академических знаний.
/После того, как каждый смог найти подходящую профессию данной ему личности /участники делятся на 2 команды «гуманитарии» и «технари»/, появляются должности, которые может занять эта личность. Участники соотносят качества личности с занимаемой должностью/
- А вот для того, чтобы соотнести личность с занимаемой должностью в профессии, вы использовали ее гибкие навыки.
Какие навыки важнее для успешного продвижения по карьерной лестнице, твердые или гибкие?
/Заслушиваем ответы детей и оставляем вопрос открытым/
- Оставим этот вопрос пока открытым и постараемся на него ответить в ходе тренинга, тема которого «Умение управлять командой и собой».
- Сегодня мы вас ничему не будем учить, а просто покажем направление, в котором нужно двигаться для достижения поставленной цели.
- Для того чтобы приступить к работе, предлагаю на листочках нарисовать круг и разделить его на 4 сектора по времени. И с помощью получившихся часов, запланировать 4 встречи с вашими товарищами. На экране показано количество человек на каждый период.
/Дети выполняют упражнение «Друзья по часам»/
1 задание «Встреча на 9 часов» /по 4 человека/
Одно из гибких умений – это умение вести и поддерживать дискуссию. Поэтому следующее задание будет направлено на развитие именно этих навыков.
На экране будет появляться фото человека, определенной профессии. Одна команда будет защищать твёрдые навыки, присущие данной профессии, а другая – гибкие навыки, без которых представитель данной профессии обойтись тоже не сможет.
Полицейский, пожарный, программист
Вывод: это упражнение нам показывает, что помимо твердых навыков и умений, каждой профессии нужны и гибкие навыки.
Задание 2 «Встреча на 6 часов» /по 2 человека/
- Следующий навык – это умение говорить. Ораторскому искусству обучали еще в Древней Греции. Красиво говорящий человек сразу располагает к себе людей. Говорить красиво и уверенно — это искусство, которое способно качественно улучшить вашу жизнь, взаимодействие с людьми и даже карьеру.
- Поэтому следующее задание называется «Спич». Спич – это краткое аргументированное высказывание. Каждая пара должна освятить проблемный вопрос с определённой точки зрения.
Пара выходит к трибуне и произносит спич определённой направленности.
Таксист – пассажир
- Почему оплата такси одного и того же маршрута нестабильна?
Учитель – ученик
Телефон в школе. Норма или нет?
Сладкоежка – Приверженец правильного питания
Сладкое я могу есть …?
Волонтёр, помогающий бездомным животным – Пострадавший от бездомного животного
Бездомные животные, где их место?
Вывод: у каждого своё мнение, которое имеет право на существование. Ведь в споре рождается истина. Но вы должны помнить, что высказывание должно быть всегда аргументированное.
Задание 3 «Встреча на 3 часа» / по 4 человека/
Ещё одно умение важное в любом виде деятельности – умение слушать собеседника. Следующее упражнение позволит развить эти навыки.
На лоб одному из участников прикрепляется слово. Водящий задаёт вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Если вам нужна подсказка, то можно попросить «помощь товарища». В этом случае участники команды могут задать наводящий вопрос. Выигрывает та команда, которая наберёт больше правильных ответов за 1 мин.
Вывод: данное упражнение нам показало, как важно уметь классифицировать информацию, следить за логикой разговора и правильно задавать вопросы.
Задание 4 «Встреча на 12 часов» /по 4 человека/
Работа с наставником. Как важно, когда у человека в профессии появляется наставник, который поможет сделать правильные шаги в профессии. Но и важно еще и ощущать себя частицей чего-то целого. Поэтому следующее задание позволит вам определить своё место в команде и понять, куда двигаться дальше.
Работа с таблицей «Команда успеха» /Приложение 2/
Участники тренинга, изучив таблицу, выбирают своё место в группе по роле, которая ему кажется комфортной. Старается доказать всем остальным членам группы, что именно он сможет эффективно работать по этому направлению и успешно выполнять данную роль.
Выводы участниками делаются индивидуально.
/После выполнения задания, дети вновь занимают место по кругу/
Итог занятия: Возвращаемся к проблемному вопросу.
Какие навыки важнее для успешного продвижения по карьерной лестнице, твердые или гибкие? /обсуждение с детьми/
Рефлексия
Предлагаем заполнить таблицу. Запишите в свободном поле навыки, которые вам захотелось прокачать по окончанию тренинга.
Навыки, которые мне нужно прокачать для успешного будущего | |
Умение слушать собеседника Навыки ведения деловой переписки Аргументация Самопрезентация Лидерство Гибкость при работе в команде Управление временем Самоанализ и самооценка |
Идите вперёд, не останавливайтесь на достигнутом, не смотря ни на что. Ведь если вы работаете над поставленными целями, то эти цели будут работать на вас.
Список информационных источников
Что такое hard и soft skills URL: https://enjoy-job.ru/edu/business-edu/chto-takoe-hard-soft-skills/
Soft Skills - Развитие мягких навыков у детей URL: https://oysterkit.ru/soft-skills
Soft skills что это? Примеры софт скиллс и зачем они нужны URL:https://www.jcat.ru/job_vacancy/blog/chto-takoe-soft-skills/
Soft skills URL: https://annatubten.livejournal.com/555062.html
Рабочая тетрадь по формированию гибких навыков https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/razvitie_soft_skills_kak_trend_sovremennogo_obr_090423.html
Приложение 1
Личность 1
Я умею хорошо сочинять стихи, много читаю, интересуюсь современной литературой. Очень люблю уединение и покой. Шумной компании предпочту просмотр интересного фильма.
Личность 2
Я люблю физику, математику и информатику. Увлекаюсь современным дизайном и 3-д моделированием умею хорошо рисовать и чертить. Мне нравятся шумные компании, общение с друзьями. Не конфликтен, умею договариваться.
Личность 3
Я умею хорошо танцевать. Люблю посещать театры и музеи. Увлекаюсь хореографией. Очень уютно чувствую себя в компании друзей. Находчивая и упрямая.
Личность 4
Мой любимый предмет – физика. Мечтаю создать вечный двигатель. Серьезно изучаю иностранные языки. Люблю вечером пообщаться в чате с друзьями. Но больше привлекает общение в кругу семьи.
Личность 5
Люблю спорт. Увлекаюсь волейболом. Хорошо знаю историю. Особенно близка тема Древней Греции. В компании предпочитаю быть в центре внимания. Обладаю хорошим чувством юмора. На фото всегда стою в центре.
Личность 6
Мне по нраву информатика. Изучаю все последние новинки этой сферы. Изучаю языки программирования. Могу с закрытыми глазами собрать компьютер. Люблю творческое изобретательство. Испытываю проблемы при общении со сверстниками. Нетерпим ко лжи. Считаю себя одиноким человеком.
Личность 7
Я увлекаюсь спортом, люблю зимние виды спорта. Мой кумир – Александра Трусова. Очень люблю биологию. Моё хобби – путешествия (реальные и виртуальные). Привлекает общение с друзьями, но в умеренных количествах. Своим упорством добиваюсь многого.
Личность 8
В школе люблю посещать уроки информатики и физики. В математике отдаю предпочтение геометрии. Любимая игрушка – паяльник. В группе себя ощущаю отверженным. Люблю прогуляться по парку в одиночестве. Мне так комфортнее.
Приложение 2
Команда успеха
Роль | Функциональность | Преимущества | Недостатки |
Генератор идей | Генерирует новые предложения и решает сложные проблемы. | Обладает богатым воображением, мыслит нестандартно, решает сложные проблемы. | Игнорирует второстепенные детали и явления. Слишком занят, чтобы эффективно взаимодействовать. |
Аналитик | Анализирует проблемы и предложения. Взвешивает все «за» и «против» по всем вопросам. | Вдумчив и рассудителен, проницателен, мыслит рационально и стратегически. Его суждения всегда точны. | Не умеет вдохновлять и вовлечь людей в дело. |
Координатор | Отвечает за команду людей, обладающих разными навыками и разными характерами. | Уравновешенный, вызывает доверие. Разъясняет цели, ускоряет процесс принятия решения, умело распределяет права и обязанности. | Склонен манипулировать. Перепоручает другим свою работу. |
Реализатор | Работает эффективно и обладает пониманием того, что реализуемо и уместно. Реализатор делает то, что нужно делать. | Надежный и трудолюбивый, обладает системностью в организации процессов и работы. Превращает идеи в практические действия. | Недостаточно гибок, медленно реагирует на нововведения и появления новых возможностей. |
Завершитель | Неоценим, когда задача требует сильной сосредоточенности и высокой тщательности. Способствует появлению чувства безотлагательности выполняемой работы. | Точен и внимателен к деталям, видит ошибки и упущения. Всегда выполняет работу в срок. | Склонен к повышенной тревожности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока физической культуры направленного на формирование функциональной грамотности в 4 классе по теме «Гимнастика»
Главная задача урока физкультуры – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. Но вместе с тем мы не должны забывать и о теоретических сведениях. С каждого урока уч...
Организация и методическое сопровождение работ по формированию функциональной грамотности обучающихся в Тверской области
Организация и методическое сопровождение работ по формированию функциональной грамотности обучающихся в Тверской области...
Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. В. Драгунский "Друг детства".
Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. В. Драгунский "Друг детства"....
Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. Л.Н. Толстой "Косточка".
Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Литературное чтение. 1 класс. Л.Н. Толстой "Косточка"....
Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Окружающий мир. 2 класс. "Справочники, словари, энциклопедии".
Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Окружающий мир. 2 класс. "Справочники, словари, энциклопедии"....
Методическое пособие "Приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе" (из опыта работы)
Современные требования времени таковы, что нашим детям необходимо не только решать огромное количество задач, но и находить рациональные и неординарные решения. Им необходимы навыки, которые помогут о...