Методическое пособие "Приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе" (из опыта работы)
учебно-методическое пособие (4 класс)

Масликова Ольга Валерьевна

Современные требования времени таковы, что нашим детям необходимо не только решать огромное количество задач, но и находить рациональные и неординарные решения. Им необходимы навыки, которые помогут организовывать собственную жизнь, сделать ее эффективной, интересной, комфортной. Отсюда одна из важнейших задач школы – формирование функционально грамотной личности.В течении двух лет я работала над созданием «Копилки приёмов», способствующих формированию функциональной грамотности у учащихся начальной школы. Со временем какие-то приёмы подтверждали свою эффективность, какие-то не срабатывали в полной мере. Хочу представить те, которые я оставила в своей копилке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

Масликова Ольга Валерьевна

учитель начальных классов

МКОУ «Кежемская СОШ»

Методическое пособие

«Приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе».

(из опыта работы)

Современные требования времени таковы, что нашим детям необходимо не только решать огромное количество задач, но и находить рациональные и неординарные решения. Им необходимы навыки, которые помогут организовывать собственную жизнь, сделать ее эффективной, интересной, комфортной. Отсюда одна из важнейших задач школы – формирование функционально грамотной личности.

Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные (языковая, литературная, математическая, естественно-научная) соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.

В течении двух лет я работала над созданием «Копилки приёмов», способствующих формированию функциональной грамотности у учащихся начальной школы. Со временем какие-то приёмы подтверждали свою эффективность, какие-то не срабатывали в полной мере. Хочу представить те, которые я оставила в своей копилке.

Урок я начинаю с приёмов, создающих эмоциональное отношение к изучаемому материалу и формирующих читательскую грамотность.

Приемы «Цитаты», «Мыслитель»

«Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять». Р. Декарт.

«Человек может допустить ошибку. Признание её облагораживает его, но дважды облагораживает, если человек исправит ошибку». А. Навои

«Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок». Конфуций

«Умение мужественно преодолевать самого себя – вот что всегда является одним из величайших достижений, которыми может гордиться человек». П. Бомарше

«Уметь разборчиво писать – первое правила вежливости». В.О. Ключевский.

«Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». А.Н. Толстой.

Прием «Народная мудрость» (ВПР задание 15, разбираем в какой жизненной ситуации уместно будет употребить данные выражения)

Красна птица пеньем, а человек – ученьем.

Делу время, потехе час.

Больше знай, меньше болтай.

Умную речь хорошо и слушать.

Ученье – свет, а не ученье – тьма.

Ученье лучше богатства.

Грамоте учится – всегда пригодиться.

Затем использую приёмы мотивации и постановки темы урока.

Приём «Расшифруй слово, сказку, название темы»

Приём «Ребусы и кроссворды»

Развиваю интегративную группу компонентов функциональной грамотности и активизирую мыслительную деятельность детей используя следующие приёмы:

Приём «Ложная альтернатива»

Внимание учащихся увожу в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Предлагаю вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:

  1. Сколько будет 8 + 4: 11 или 13?
  2. Что растет не березе - яблоки или груши?
  3. Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?
  4. Столица России - Париж или Минск?

Приём  «Отсроченная отгадка»

В начале урока даю загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Прием «Ключевые слова»

Предлагаю детям, по опорным словам, придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Используя приёмы активизации мыслительной деятельности, формирую социальную грамотность школьников.

Прием «Мне это пригодится»

На любом этапе урока задаю вопрос: «Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?» После чего ученики самостоятельно (индивидуально или в группах) пытаются найти ответ на поставленный вопрос, а потом поочередно перед всем классом.

Прием «Оратор». 

Предлагаю ребятам за 1 мин. убедить своих одноклассников в том, что изучение этой темы просто необходимо.

Приём «Фантазёр».

На доске записываю тему урока. Предлагаю назвать 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. Затем акцентирую: «Вот видите, как важно…..»

Приём «Профи»

Предлагаю представить, исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

        Существует огромное количество приёмов, которые формируют предметную группу компонентов функциональной грамотности. Для того, чтобы максимально эффективно помочь обучающимся подготовиться к ВПР, я применяю следующие приёмы:

Математическая грамотность

Приём «Кластер» («Звёздочка обдумывания»)

Этот приём использую практически на всех предметах, а также при выполнении проектов. Это графическая форма организации информации, когда дети выделяют основные смысловые единицы, которые фиксируют в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

Приём «Решение текстовых задач» (задание 3 ВПР) связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение и др.):

Ребятам нравится играть, например, в «Кафе» или «Магазин». Предлагаю учащимся объединиться в группы покупателей, продавцов и экспертов. Покупатели выбирают цветы для букета и оплачивают определённую сумму. Продавцы выполняет заказ, дают сдачу. Эксперты проверяет правильно ли заплатили покупатели и правильно ли сдали сдачу продавцы.

Приём «Нестандартные задачи» (задание 10 ВПР)

Даю ребятам рассмотреть план посёлка. Пользуясь описанием, которое дала Юля, предлагаю отметить на плане цифрами шесть объектов. 1. ДК, где работает мама Лизы. 2. Больница, где работает мама Тани. 3. Дом, где живёт Ольга Валерьевна. 4. Стадион, где мы играли в футбол. 5. Магазин, где работает мама Ярослава. 6. Школа, где работает мама Арсения.

Приём «ЗЕРКАЛО» (задание 11 ВПР)

Задания для этого приёма беру из ВПР, например, «Марина с книгой в руках подошла к зеркалу и увидела в отражении название книги».

Языковая грамотность

Приём «Толковый словарь». (задание 9 ВПР)

Показываю учащимся любой предмет: ручку или монету и т.п.

Ученики должны самостоятельно записать лексическое значение данного слова. Затем зачитываю определения учащихся, определение из словаря. Одновременно у ребят вырабатываются орфографические, пунктуационные, речевые навыки.

Приём «Синонимы» (задание 10 ВПР)

Предлагаю подобрать русские синонимы к словам, можно к словам иноязычного происхождения: актуальный, ажиотаж, адаптация, эксклюзивный.

Приём «Цепочка признаков» (задания 12, 13, 14 ВПР)

Регулярно использую этот приём, направленный на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу. Например, грамматические признаки имен существительных. Даю слова: у тети, у лисы, у собаки, у конфеты. Первый ученик называет род, второй ученик – склонение, третий – падеж.

Приём «ЗЕРКАЛО»

Изучаем палиндромы – слова перевертыши. Это слова, которые можно использовать в приёме «Зеркало». Пишу на доске несколько слов перевёртышей (шалаш, потоп, довод, кок, поп, топот, казак) и предлагаю прочитать их, наоборот. Это очень заинтересовывает детей.

Приём «В две колонны становись!»                                                                                                                      

На доске размещаю таблички со словами: подводник, водитель, громоотвод, водокачка, наводчик, завод, водоворот, заводной, вводный, водолаз, водитель, водопой, водоросль, водомер. Ребят делю на две команды. Первая – собирает таблички со словами, родственными слову ВОДА, вторая – ВОДИТЬ.

Прием «Создай портрет»

Этот универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану помогает ребятам осмысливать то, о чём они говорят. Например, создать паспорт имени существительного, научного стиля речи.

Приём «Проблемная ситуация»

Этот прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения. Например, на уроке предстоит изучить способы проверки парных согласных в середине слова (о чем дети не знают). Я даю ребятам задание, вставить пропущенные буквы, подобрав проверочные слова: Зу.., огоро…, кла.., дру…, ска..ка. В процессе работы возникает проблема: знакомый прием для проверки последнего слова не работает, как же проверить парную согласную в середине слова?

ИЛИ При знакомстве с омонимами предлагаю задание, вставить пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова: Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу.., лу.., обо… И здесь возникает проблема: некоторые слова написаны дважды. Почему? Опечатка?

Приём «Шаг за шагом»

Предлагаю ученикам, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала. Например, по теме «Существительное».

Прием «Мозаика», «Реконструкция текста».

Этот приём сложения целого текста из частей эффективен при изучении таких тем как, например, «Текст», «Тема текста». Для этого я текст разделяется на части (предложения, абзацы) и предлагаю ученикам собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности.

Прием «Верные неверные утверждения»

Предлагаю ребятам ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаюсь к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Приём «Ассоциации»

На практике, при обучении грамотному письму, привлекаю аудиальную подсказку. Это значит связываю слово с другим, которое всегда на слуху, легко запоминается, а самое главное имеет схожее звучание со словарным словом. Например, Петя - петушок; мёд – медведь и т.д..

Читательская грамотность

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Приёмы для развития быстрого чтения.

Я часто использую очень простые техники: «Перемешанные буквы», «Вверх ногами», «Сплошной текст», «Текст с картинками» или нестандартные тексты (рекламы, афиши, упаковки, билеты).

Приём ЗЕРКАЛО»

Я предлагаю учащимся поиграть в игру, отгадать название сказок, например:

Сказки наоборот. (Квадратик (Колобок), Синяя бейсболка (Красная шапочка), Жаба-домоседка (Лягушка-путешественница)

Сочинение сказок «наизнанку». Придумать сказку про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а вот волк добрый и доверчивый.

Приём «Феномен» (задание 4 ВПР)

Этот приём я использую для работы над грамотностью письма и грамматическим инструментарием. Это показ грамматического (орфографического) феномена. Я заранее в тексте выделяю маркером определенные сочетания букв или слов, терминов, понятий, ударения и т.д. На уроке даю ученикам читать этот текст несколько раз (можно организовать различные виды работы с текстом) так, чтобы дети волей-неволей по несколько раз прочитывали его содержание и при этом каждый раз натыкались на цветные выделения.

Ученики, многократно встречаясь с цветными буквами, ударениями, во-первых, будут непроизвольно запоминать написание и произнесение слов, во-вторых, видеть ошибкоопасные места, в-третьих, соотносить правописание с правилом.

Естественно-научная грамотность

Приём «да, нет».

Я загадываю нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые я могу ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".

Например, на уроке по теме «Планета Земля» загадываю определенную планету, и ребята начинают задавать вопросы:

Это планета – гигант? – да;

Эта планета имеет гигантские кольца? – нет;

Это самая большая планета? – да.

Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.

Приём «Деловая игра» (задание 8 ВПР)

Предлагаю ребятам разыграть роли различных профессий – приём, предполагающий отработку профессиональных умений и навыков в конкретных ситуациях с помощью исполнения определённых ролей для решения предлагаемой проблемы. 

Приём «Лото» (задание 3 ВПР)

Раздаю группам учащихся лото, они составляют из отдельных фрагментов силуэт материка. После завершения работы все группы располагают получившуюся фигуру на карте полушарий.

Приём «Хорошо - плохо»

Например, на уроке окружающего мира задаю ситуацию:

Тема «Погода». Одним из природных явлений является дождь.

Предлагаю найти плюсы или минусы данного явления. Класс делю на две команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы. Можно оставить эту же тему, но взять природное явление - снег. И записать одним – почему хорошо, когда идёт снег, другим – почему плохо, когда идёт снег.

Затем ребята делают вывод, оценивая объект, ситуацию с разных позиций.

Заканчиваю урок приёмами рефлексии настроения, деятельности и самооценки «Светофор», «Цветы настроения», «Солнышко и тучка», «Лесенка успеха».

Заключение

Все эти приемы помогают значительно улучшить восприятие предмета школьником, вызывают интерес к поставленным задачам, способствуют развитию информационно-образовательной среды, направленной на формирование функциональной грамотности учащихся. Вводить их нужно постепенно, регулярно применяя на различных уроках.

Каждый раз я стараюсь увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности в начальной школе.

 Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достиг...

Статья. Формирование функциональной грамотности в начальной школе.

Формирование функциональной грамотности в начальной школе....

Примеры заданий по формированию функциональной грамотности в начальной школе

В работе предлагаются примеры заданий, направленные на формирование математической и естественнонаучной функциональной грамотности в начальной школе...

Читательская грамотность, как одна из технологий формировании функциональной грамотности учащихся начальной школы

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность....

Методическая система работы: «Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования функциональной грамотности в начальной школе»

Сущность методической системы формирование функциональной грамотности учащихся через организацию проектно-исследовательской деятельности в соответствие с требованиями ФГОС НОО....

Приёмы и методы формирования функциональной грамотности в начальной школе. (Из опыта работы)

Сегодня функциональная грамотность неотъемлемая часть учебной деятельности. Помимо интереса учеников, новый ФГОС также диктует определенные правила в образовании.Учеников окружает огромное количество ...