Разработка методического комментария по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках обучения грамоте"
методическая разработка (1 класс)

Виноградова Елена Юрьевна

Задания на развитие читательской грамотности на уроках обучения грамоте в 1 классе.

Подобранные ниже задания способствуют развитию функциональной грамотности, активизируют мышление, внимание, память, интерес к результату обучения, обогащают словарный запас, развивают познавательную активность детей, проводят языковые наблюдения и исследования, обобщения и выводы, направлены на развитие орфографической зоркости, развивают самостоятельность и инициативу в обучении, формируют сознательный интерес к чтению и русскому языку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_funktsion_gramotn_na_urok_obuch_gr_mo.docx69.21 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие функциональной грамотности на уроках обучения грамоте

(из опыта работы)

учителя начальных классов

МБОУСОШ п.Коммунистический

Подобранные ниже задания способствуют развитию функциональной грамотности, активизируют мышление, внимание, память, интерес к результату обучения, обогащают словарный запас, развивают познавательную активность детей, проводят языковые наблюдения и исследования, обобщения и выводы, направлены на развитие орфографической зоркости, развивают самостоятельность и инициативу в обучении, формируют сознательный интерес к чтению и русскому языку.

Специальные тренировочные упражнения, условно разделены на три группы: 1) зрительное восприятие, 2) произношение, 3) понимание прочитанного.

Первая группа упражнений, связанная со зрительным восприятием, направлена на выработку правильности чтения, на воспитание внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа и темпа чтения.

Для воспитания у учащихся зоркости к буквенной стороне слова можно проводить тренировочные упражнения, начиная с букварного периода. Материалом для этого служат буквы, слоги, слова, например:

Какая буква, слог, слово "лишние"?

А, У, Р, О, Ы
ма, ра, ла, ны, са
река,                         речка,                     ручей,                  ручка,               ручеек

Что общего в словах и чем они различаются?

Мел-мель, мал-мял, мыл-мил.

После приобретения детьми навыка быстрого "схватывания" одного-двух слов можно перейти к прочтению трех и более сложных слов. Подобные упражнения можно проводить и с предложениями. Вначале записывая их так:

Было
теплое,
чудесное
утро.
Потом так:  Было теплое, чудесное утро.

Вторая группа упражнений направлена на совершенствование произношения. Здесь необходимо проводить работу над дикцией и постановкой дыхания. Упражнения над дикцией включают в себя тренировку артикуляционного аппарата, отработку гласных и согласных звуков, упражнения на сочетание тренируемого звука с гласным; чтение чистоговорок, скороговорок; упражнения на узнавание звука по артикуляции (угадай, какой звук я произношу).

Артикуляционная гимнастика.

А-а-а-а-а – дети делают глубокий вдох и на выдохе произносят отрывно звук [а] столько раз, сколько букв написано.

Подобные упражнения можно проводить с любыми гласными звуками.

Постановка голоса и дыхания.

Чтение шепотом:

Ра-ра-ра – начинается игра.
Ры-ры-ры – у нас в руках шары.
Ла-ла-ла – наша Танечка мала и т.д.

Упражнения для быстрого чтения слогов.

Третья группа – это упражнения, направленные на понимание прочитанного.

Назови одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж.
Молоток, клещи, пила, грабли.

Ребенок должен не только прочитать слова, но и произвести определенную умственную работу

Раздели слова на группы.

Заяц, медведь, горох, капуста, ежик, волк, огурец.

К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.

Травы – клевер, щавель, подорожник, кедр, ель, яблоня.

Переведи слова с марсианского.

Гирт (тигр)
елв (лев)
солн (слон)
филту (туфли)
некл (клен)
буд                     (дуб)

пигасо (сапоги)
       шафк (шкаф)
       нуокь (окунь)
        ущак (щука)
        алпен (пенал)
        чукар      (ручка)

В дальнейшем подобную работу можно проводить на небольших текстах.

На келыбар

Ратеяб лоишп тиволь убры. Асаш есн дочуки. Кляо и алки лизяв тьес. Асаш мойпал тьяп кенуой. Кляо молайп щикале. Алкиу лаппося касарь.

(На рыбалке

Ребята пошли ловить рыбу. Саша нес удочки. Коля и Алик взяли сеть. Саша поймал пять окуней. Коля поймал лещика. Алику попался карась.)

Ныснейж чайзик

Недь лыб плыйте. Генс лыб крымой. Лишыв тябаре ов дров. Точ ледать? Оляк талс пелить гевокисан. У асаш дубет девьмеь. У ежни нельмакий лонс. Канькате пелит чайзика.

(Снежный зайчик.

День был теплый. Снег был мокрый. Вышли ребята во двор. Что делать? Коля стал лепить снеговика. У Саши будет медведь. У Жени маленький слон. Катенька лепит зайчика.)

Подобные упражнения можно проводить с любыми гласными звуками.

Постановка голоса и дыхания.

Чтение шепотом:

Ра-ра-ра – начинается игра.
Ры-ры-ры – у нас в руках шары.
Ла-ла-ла – наша Танечка мала и т.д.

Третья группа – это упражнения, направленные на понимание прочитанного.

Назови одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж.
Молоток, клещи, пила, грабли.

Ребенок должен не только прочитать слова, но и произвести определенную умственную работу.

Раздели слова на группы.

Заяц, медведь, горох, капуста, ежик, волк, огурец.

К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.

Травы – клевер, щавель, подорожник, кедр, ель, яблоня.

Переведи слова с марсианского.

Гирт(тигр)
елв(лев)
солн(слон)
филту(туфли)
некл(клен)
буд(дуб)

пигасо(сапоги)
шафк(шкаф)
нуокь(окунь)
ущак(щука)
алпен(пенал)
чукар (ручка)

 

При знакомстве с каждой буквой можно предложить следующие карточки:

1. Найди 10 слов на «Б» и закрась их.                                                            Надпись: б р о д я г а и б ь у й ц б у к е б у н з г б р у с н и к а и з а о я ч с н в и н х м ш т ь б о а й а ъ б ь е ц у к р к ц б у м а г а л ь ы ы л к н г з х ь ъ ф с о в а п р о л д ж ч к б о к о в и н а

2. Прочитай, обозначь гласные, раздели слова на слоги, поставь  ударение. 

Болезнь, беспорядок, брод,  бородач, батыр, богатырь, бухгалтер, блузка, безоблачное (небо)Болезнь, беспорядок, брод,  бородач, батыр, богатырь, бухгалтер, блузка, безоблачное (небо)

  4. Восстанови слова. Впиши пропущенные буквы, чтобы получить нужное слово.

ВО __ (волчья песня)

ВО __ __ (её много в океане)

ВО __ __ __ (чёрная птица)

Следующий вид работы: текст, в котором все слова написаны слитно.

...ОнипопаливечеромвлесирешилитамзаночеватьОселисобакаулеглисьподбольшимдеревомакотипетухзабралисьнасукпетухвзлетелнасамуюмакушкудеревагдебылоемувсегонадежней

Последний вид работы самый сложный – это текст, в котором печатная строчка стерта наполовину.

Дети должны не только прочитать текст, но и ответить на вопросы.

 https://documents.infourok.ru/0adb75a6-444b-452c-a0b0-a09240f7993b/0/image003.png

1. Где лежит дровяной склад?
2. Что свалено в кучу?
3. Кто дрова на зиму запас?
4. Как греет осинка в бобрином животе?
      Таким образом, в процессе формирования функциональной грамотности детей 6 - 7 лет, пожалуй, самое важное - научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия.

Приложения I,II


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Звуки [п] , [п,], буквы П, п. Профессии родителей".

Предмет: обучение грамотеКласс: 1Программа: УМК «Школа России»Тема: Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей. С. 80-85...

Методическая разработка урока обучения грамоте

тема урока "Твердые и мягкие согласные"...

Методическая разработка урока обучения грамоте "Звуки в, в\'. Буква В".

Урок обучение грамоте "Звуки в, в\'. Буква В", программа "Школа 2100"....

Методические разработки к урокам обучения грамоте в 1 классе

Методические разработки  к урокам обучения грамоте по УМК "Перспективная начальная школа"Конспекты уроков в букварном периоде....

Методические разработки к урокам обучения грамоте в 1 классе

Конспект уроков  в период обучения грамоте в 1 классе....

методическая разработка урока обучения грамоте

методическая разработка урока обучения грамоте(чтение) в соответствии с требованиями ФГОС 2 поколения...

Методическая разработка для 1 класса . Урок обучения грамоте в 1 классе.Тема урока: Звуки [ ж], буква Ж.

Методическая разработка для 1 класса .Урок обучения грамоте  в 1 классеТема  урока:  Звуки [ ж], буква Ж.  Учитель начальных классов: Дерипаско Лариса ВадимовнаГБОУ лицей № 64...